ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1850/2021 от 27.06.2022 Березовского районного суда (Красноярский край)

№2-263/2022 (2-1850/2021)

24RS0004-01-2021-001811-45

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Красноярского края

Березовский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Золотухиной А.Б.,

при помощнике судьи Майер Е.А.,

с участием процессуального истца - помощника прокурора

Березовского района Красноярского края Гриднева С.В.,

представителя ответчика ООО «ДоК «Енисей» - ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красноярского природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, к ООО «ДоК «Енисей» о признании незаконной деятельности по выбросу загрязняющих веществ в атмосферный воздух в отсутствии нормативно-разрешительной документации,

у с т а н о в и л:

Красноярский природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, обратился в суд с иском к ООО «ДоК «Енисей» о признании незаконной деятельности по выбросу загрязняющих веществ в атмосферный воздух в отсутствии нормативно-разрешительной документации. Требования мотивировал тем, что согласно государственному реестру объектов негативного воздействия на окружающую среду, ООО «ДоК «Енисей» осуществляет хозяйственную деятельность на производственной площадке, расположенной по адресу: 662521, <...>, что подтверждается свидетельством о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду № BCKG3RVL от 28 февраля 2017, код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду 04-0224-000988-П, и имеет Ш-ю категорию негативного воздействия на окружающую среду, дата ввода в эксплуатацию объекта 06 июня 2002 год. На источнике выбросов в атмосферный воздух ИЗА 0005 аккредитованной лабораторией КГБУ «ЦРМПиООС» произведен промышленный отбор проб, по результатам которого обнаружены загрязняющие вещества, нормативы выбросов которых ООО «ДоК «Енисей» не определены, разрешением на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух не предусмотрены, инвентаризацией не охвачены, а именно формальдегид и фенол (гидроксибензола). Указанные загрязняющие вещества включены в перечень веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р. Поскольку в нарушение норм природоохранного законодательства в отношении загрязняющих веществ в атмосферный воздух - формальдегид и фенол (гидроксибензола) ООО «ДоК «Енисей» не установлены нормативы предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух, не проведена инвентаризация и не получено соответствующее разрешение, 08 июня 2021 года в адрес генерального директора ООО «ДоК «Енисей» внесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства. По результатам рассмотрения представления, выявленные нарушения не устранены, что негативно влияет на экологию, лишает граждан их прав на благоприятную окружающую среду, чистый атмосферный воздух. Просит суд (с учетом уточненных требований):

- признать деятельность ООО «ДоК «Енисей» по выбросу загрязняющих веществ в атмосферный воздух - формальдегида и фенола (гидроксибензола) в отсутствие инвентаризации и нормативов предельно допустимых выбросов данных загрязняющих веществ незаконной;

- возложить обязанность на ООО «ДоК «Енисей» принять меры к проведению инвентаризации, а также разработке и установлению норматива выброса по веществам формальдегида и фенола (гидроксибензола) в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда.

В судебном заседании представитель процессуального истца – помощник прокурора Березовского района Красноярского края Гриднев С.В. исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика ООО «ДоК «Енисей» - ФИО1 (действующий на основании доверенности от 10 марта 2022 года №37/22) просил в удовлетворении заявленных исковых требований отказать, указывая на то, что в настоящий момент разработан проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, который передан в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» для утверждения, в связи с чем не имеется оснований для удовлетворения иска.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

На основании статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны (в том числе): обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов; осуществлять учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и предназначенного для контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух оборудования.

В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях определения критериев безопасности и (или) безвредности воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, растения и животных, особо охраняемые природные территории и объекты, а также в целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на него (пункт 1). Гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, предельно допустимые уровни физических воздействий на атмосферный воздух устанавливаются и пересматриваются в порядке определенном Правительством Российской Федерации (пункт 2).

Статьей 12 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» установлено, что в целях государственного регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются:

предельно допустимые выбросы;

- предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух;

- технологические нормативы выбросов;

- технические нормативы выбросов (пункт 1).

Предельно допустимые выбросы определяются в отношении загрязняющих веществ, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников расчетным путем на основе нормативов качества атмосферного воздуха с учетом фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха (пункт 2).

Судом установлено, что ООО «ДоК «Енисей» осуществляет хозяйственную деятельность на производственной площадке, расположенной по адресу: 662521, <...> (л.д. 77), которая поставлена на государственный учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду и имеет III категорию негативного воздействия на окружающую среду.

21 апреля 2021 года Красноярским природоохранным прокурором вынесено решение №83 о проведении проверки в отношении ООО «ДоК «Енисей» с целью проверки исполнения обществом требований законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха и иного природоохранного законодательства (л.д. 23). В этот же день помощником Красноярского природоохранного прокурора Чуприковой Т.В. совместно с главным специалистом – государственным инспектором отдела государственного экологического надзора министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края ФИО2 проведена выездная проверка ООО «ДоК «Енисей» по адресу: <...>, в ходе которой отобраны промышленные пробы на источнике ИЗА 0005, ИЗА 0002 и пробы атмосферного воздуха. В пробе промышленных выбросов №79-ПВ от 27 апреля 2021 года, на источнике ИЗА 0005, обнаружены не заномерованные вещества инвентаризацией ООО «ДоК «Енисей» (в составе тома предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (ПДВ)), выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух: формальдегид и фенол (гидроксибензола) вещества 2 класса опасности, которые также не включены в разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (л.д. 25-47).

Также судом установлено, что генеральным директором ООО «ДоК «Енисей» утверждены 24 июня 2022 года Отчет по инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, Проект предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

22 июня 2022 года Проект предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для объекта ООО «ДоК «Енисей» по адресу: <...>, направлен в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» для проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы.

Разрешая заявленные исковые требования, суд исходит из того, что в ходе рассмотрения дела нашел свое подтверждение выброс ООО «ДоК «Енисей» в атмосферный воздух загрязняющих веществ формальдегида и фенола (гидроксибензола), при осуществлённой хозяйственной деятельности, в отсутствие инвентаризации и нормативов предельно допустимых выбросов данных загрязняющих веществ, в связи с чем заявленные Красноярским природоохранным прокурором исковые требования подлежат удовлетворению.

При этом указание представителя ответчика ООО «ДоК «Енисей» - ФИО1 на то, что в настоящий момент обществом принят Отчет по инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и Проект предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не свидетельствует о том, что ООО «ДоК «Енисей» выполнены в полном объеме заявленные в иске требования, поскольку на момент рассмотрения дела Проект нормативов предельно допустимых выбросов по отдельным объектам (до включения их в сводный том предельно допустимых выбросов конкретной территории) не прошел санитарно-эпидемиологическую экспертизу для установления соответствия их санитарным правилам.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Красноярского природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, к ООО «ДоК «Енисей» о признании незаконной деятельности по выбросу загрязняющих веществ в атмосферный воздух в отсутствии нормативно-разрешительной документации, удовлетворить.

Признать незаконным выброс ООО «ДоК «Енисей» загрязняющих веществ в атмосферный воздух – формальдегида и фенола (гидроксибензола) в отсутствие инвентаризации и нормативов предельно допустимых выбросов данных загрязняющих веществ.

Возложить обязанность на ООО «ДоК «Енисей» принять меры к проведению инвентаризации, а также разработке и установлению норматива выброса по загрязняющим веществам – формальдегид и фенол (гидроксибензола) в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы через Березовский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий А.Б. Золотухина

.