ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1851/20 от 11.02.2021 Керченского городского суда (Республика Крым)

Дело 2-90/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 февраля 2021 г. г. Керчь

Керченский городской суд Республики Крым в составе :

председательствующего судьи – Кит М.В.

при секретаре – Шаповаловой М.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Керчи гражданское дело по иску Упадкиной Галины Юрьевны к Администрации города Керчи, Управлению Жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Керчи, третье лицо Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым «ЖИЛСЕРВИСКЕРЧЬ», Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крым БТИ», о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Упадкина Г.Ю. обратилась в суд с иском к Администрации города Керчи о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации.

Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания 25.11.2020 по делу в качестве соответчика привлечено Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Керчи и в качестве третьего лица Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым «ЖИЛСЕРВИСКЕРЧЬ».

Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания 09.12.2020, в качестве третьего лица был привлечен Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.

Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания 20.01.2021, в качестве третьего лица было привлечено Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крым БТИ».

Упадкина Г.Ю. исковые требования мотивировала тем, что она проживает и зарегистрирована по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение было представлено ей на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ, выданного по решению Администрации Профкома Комбината им. Войкова, на право занятия жилой площади в общежитии составом семьи три человека: она, супруг и дочь. В настоящее время она проживает одна. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, спорное жилое помещение состоит на кадастровом учете как квартира площадью , однако согласно лицевому счету общая площадь жилого помещения составляет и состоит из: комнаты площадью , комнаты площадью кухни площадью . В соответствии с указанной площадью она оплачивает коммунальные платежи. В июне 2020 года она обращалась в Администрацию города Керчи Республики Крым с требованием о передаче ей в собственность спорного жилого помещения в порядке приватизации, исходя из фактически занимаемой площади 46,2 кв.м, однако ДД.ММ.ГГГГ Администрацией города Керчи Республики Крым ей было отказано в передаче ей в собственность спорного жилого помещения исходя площадью 46,2 кв.м. Ответчик сослался на то, что она вправе приватизировать жилое помещение, занимаемое на условиях социального найма, но занимаемая ею кухня площадью не подлежит приватизации, поскольку является местом общего пользования. Отказ ответчика считает необоснованным, в виду того, что спорное жилое помещение состоит на кадастровом учете, как квартира. В соответствии с ч. 3 ст. 16 Жилищного кодекса РФ квартира состоит из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых или иных нужд, связанных с проживанием в таком обособленном помещении. Просила суд признать за ней право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью , состоящую из комнаты площадью кв.м, комнаты площадью , кухни площадью .м.

В судебном заседании истец Упадкина Г.Ю. и ее представитель Котов Д.Е., действующий на основании доверенности, поддержали заявленные требования и просили суд удовлетворить их в полном объеме.

Представитель ответчиков Администрации города Керчи Республики Крым и Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Керчи Блинова И.С. в судебном заседании 09.12.2020 иск не признала и пояснила, что для приватизации квартиры истица должна была предоставить заявление и пакет документов, заявление о выделе комнаты и заключении договора социального найма, однако никаких документов от нее не поступало. Без заключения договора социального найма приватизировать жилье невозможно. также обратила внимание на то, ордер выдавался истице на помещение площадью м, далее цифра зачеркнута, но не указано, что исправленному верить Площадь помещения усматривается только из лицевого счета. Просила в удовлетворении иска отказать.

Представитель третьего лица Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым «ЖИЛСЕРВИСКЕРЧЬ» Демина А.А. возражала против удовлетворения иска и пояснила, что <адрес> в <адрес> имеет статус общежития. МУП МОГОК РК «ЖИЛСЕРВИСКЕРЧЬ» временно является управляющей организацией. По ордеру истице были предоставлены две комнаты, документов, каким образом это стала квартира, не имеется. Упадкиной Г.Ю. самовольно захвачена часть общего помещения лоджии, которую она желает приобрести в собственность. Коммунальные оплаты взимаются за комнаты и за соответствующую часть мест общего пользования, которая рассчитывается из общей площади комнат. Из лицевого счета следует, что у Упадкиной Г.Ю. в пользовании комнаты площадью Возражает против иска, т.к. истицей не предоставлены сведения на каком основании ею занята часть помещений, которую она хочет приватизировать.

Представитель третьего лица Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крым БТИ» Щербак А.Ю. пояснил, что согласно материалам инвентарного дела дом является общежитием, документов об изменении статуса общежития на многоквартирный дом в архив не поступали.

Представитель третьего лица Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, будучи извещенным о времени и месте разбирательства, в суд не явился. От него поступили сведения, что согласно сведениям автоматизированной информационной системы государственного кадастра недвижимости АИС ГКН Росреестра объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный ДД.ММ.ГГГГ филиалом ГУП РК «Крым БТИ» в <адрес>, копии документов, послуживших основанием постановки на кадастровый учет вышеуказанного объекта недвижимости хранятся в инвентарном деле ГУП РК «Крым БТИ» в <адрес>.

Выслушав пояснения истицы и ее представителя, представителей ответчиков и третьих лиц, исследовав письменные доказательства оп делу, суд считает, что в удовлетворении иска следует отказать.

В соответствии со ст. 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

Порядок осуществления приватизации государственного муниципального жилищного фонда социального использования урегулирован Законом Российской Федерации от 04.07.1991 №154 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее – Закон о приватизации).

Согласно ст. 2 Закона о приватизации граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

В силу ст. 4 Закона о приватизации не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

В соответствии со ст. 6 Закона о приватизации передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Статьей 8 Закона о приватизации установлено, что решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.

В силу ст. 11 Закона о приватизации каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Согласно разъяснений, изложенных в пунктах 5,8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.08.1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную). При этом за гражданами, выразившими согласие на приобретение другими проживающими с ними лицами занимаемого помещения, сохраняется право на бесплатное приобретение в собственность в порядке приватизации другого впоследствии полученного жилого помещения, поскольку в указанном случае предоставленная этим лицам ст. 11 названного Закона возможность приватизировать бесплатно занимаемое жилое помещение только один раз не была реализована при даче согласия на приватизацию жилья другими лицами.

Исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.

При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного ст. ст. 7, 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение).

Судом установлено, что истица Упадкина Галина Юрьевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения проживает и зарегистрирована по адресу: <адрес>ДД.ММ.ГГГГ (л.д.31).

На совместном заседании профсоюзного комитета и администрации металлургического комбината им. Войкова от ДД.ММ.ГГГГ согласно заявления Упадкиной Г.Ю. за ее семьей составом 3 человека были закреплены комнаты и 19, что подтверждается выпиской из протокола от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого ДД.ММ.ГГГГ Упадкиной Г.Ю. был выдан ордер на семью из трех человек: ее, супруга ФИО2 и дочь ФИО3, на право занятия жилой площади в общежитии по адресу: <адрес> (л.д.136).

ФИО11. снялась с регистрации по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ,(л.д.46), ФИО2 снят с регистрации в связи со смертью ДД.ММ.ГГГГ (л.д.47).

Упадкина Г.Ю. ДД.ММ.ГГГГ обращалась в Администрацию <адрес> с заявлением о заключении с ней договора социального найма жилого помещения (квартиры), расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 46,2 кв.м согласно лицевому счету , исходя из фактически занимаемой площади квартиры, состоящей из комнаты площадью 17,9 кв.м, комнаты площадью 18,9 кв.м, кухни площадью 9,4 кв.м.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией <адрес> истцу разъяснено, что места общего пользования в общежитии (кухня, санузлы, душевые, гладильные, бытовые комнаты) находятся в пользовании граждан секции соразмерно занимаемой ими площади жилого помещения, в связи с чем внести в договор социального найма места общего пользования не представляется возможным, так как данные помещения находятся в пользовании всех проживающих граждан.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации <адрес> о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.

Решением Керченского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения Верховным Судом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении иска было отказано (л.д.122-127).

Верховный Суд Республики Крым в апелляционном определении указал, что Упадкина Г.Ю. в досудебном порядке с заявлением о передаче в собственность спорного жилого помещения с предоставлением необходимых документов в уполномоченный орган – Администрацию города Керчи Республики Крым не обращалась.

ДД.ММ.ГГГГ Упадкина Г.Ю. обратилась с заявлением к Главе Администрации города Керчи, в котором просила в порядке приватизации передать ей в собственность жилое помещение (квартиру), расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью .м согласно лицевому счету , исходя из фактически занимаемой площади квартиры, состоящей из комнаты площадью 17,9 кв.м, комнаты площадью 18,9 кв.м, кухни площадью 9,4 кв.м исходя из требований части 3 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации (л.д.93).

ДД.ММ.ГГГГ отдел по учету, приватизации и распределения жилого фонда Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации Республики Крым, сообщил Упадкиной Г.Ю., что граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести в собственность указанные помещения в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Упадкина Г.Ю. вправе приватизировать жилые помещения, предоставленные по договору социального найма, не подлежат приватизации места общего пользования в общежитии, к которым относятся кухня, санузлы, душевые, гладильные, бытовые комнаты, которые находятся в пользовании секции соразмерно занимаемой ими площади жилого помещения. (л.д..10).

Решением 22 сессии 1-го созыва Керченского городского совета от 25.06.2015 № 446-1/15 принято «Положение о бесплатной приватизации муниципального жилищного фонда муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым». (далее - Положение о приватизации жилищного фонда).

Настоящее Положение устанавливает основные правила передачи в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений в домах муниципального жилищного фонда, обслуживания и порядок содержания и ремонта приватизированного жилья в соответствии с Законом Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".

Пунктом 7 Положения о приватизации жилого фонда предусмотрено, что для приобретения в собственность жилого помещения в порядке приватизации граждане представляют следующие документы:

- заявление (заявления) на приватизацию занимаемого жилого помещения, подписанное всеми совершеннолетними членами семьи нанимателя (приложения 1, 2);

- документ, подтверждающий право граждан на пользование жилым помещением;

- справку, подтверждающую, что ранее право на приватизацию жилья не было использовано;

- кадастровый паспорт на приватизируемое жилое помещение;

- справку о составе семьи;

- в случаях, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, разрешение органа опеки и попечительства.

Документы, указанные в данном пункте, истицей к заявлению приложены не были.

Согласно ответа Администрации города Керчи от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ договор социального найма на <адрес> Упадкиной Г.А. не заключался (л.д.92).

В судебном заседании истица не отрицала, что с ней не заключен договор социального найма на жилое помещение.

Филиал ГУП РК «Крым БТИ» в г. Керчи в своем ответе от ДД.ММ.ГГГГ сообщил, что согласно материалов инвентарного дела /ж-2015 статус здания лит. «И», расположенного по адресу: <адрес> – общежитие. В инвентарном деле имеется решение исполнительного комитета Керченского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации жилых домов в качестве общежитий», согласно которого исполком решил зарегистрировать жилые дома в качестве общежитий для проживания семей, в том числе Керченского металлургического завода им. Войкова по <адрес> жилой площадью 302 кв.м, комнат 29 (л.д.84-85).

В инвентарном деле не имеется постановления Администрации города Керчи о переводе общежития, расположенного по адресу: <адрес> или 2/28, в статус жилого дома.

Постановлением Администрации города Керчи Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-п подтверждён статус общежития по <адрес> (л.д.129).

В апелляционном определении Верховного Суда республики Крым отДД.ММ.ГГГГ указано, что согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом по адресу: <адрес> площадью 872,2 кв.м имеет кадастровый .

ГУП РК «Крым БТИ» указывает, что <адрес> или 2/28 по <адрес> в <адрес>, это один и тот же дом.

Таким образом, истица желает приватизировать жилое помещение, расположенное в общежитии.

Истица указывает, что фактически пользуется квартирой 18 в <адрес> в <адрес> Республики Крым, которая состоит из комнаты площадью 17,9 кв.м, комнаты площадью 18,9 кв.м, кухни площадью 9,4 кв.м, общей площадью 46,2 кв.м, при этом ссылается на лицевой счет .

Именно такой площадью и в таком составе она желает приватизировать помещение как квартиру.

Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> в г. <адрес>ю 32,2 кв.м поставлена на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ с присвоением кадастрового номера 90:19:010113:9611. Сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные» (л.д.58).

Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ сообщил, что согласно сведениям автоматизированной информационной системы государственного кадастра недвижимости АИС ГКН Росреестра объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный ДД.ММ.ГГГГ филиалом ГУП РК «Крым БТИ» в <адрес>, копии документов, послуживших основанием постановки на кадастровый учет вышеуказанного объекта недвижимости хранятся в инвентарном деле ГУП РК «Крым БТИ» в <адрес> (л.д.155-159).

Филиал ГУП РК «Крым БТИ» в <адрес> указал, что во время первичной инвентаризации домовладения (ДД.ММ.ГГГГ) на поэтажном плане и экспликации имелось помещение (комната 43) площадью 18,9 кв.м. По данным РТИ от ДД.ММ.ГГГГ на поэтажном плане (указана дата ДД.ММ.ГГГГ) имеются два помещения, а именно: (комната 39) площадью 13,3 кв.м и (комната 42) площадью 18,9 кв.м. В экспликации на помещение (кухня 39 – 13,3 кв.м и жилая 42 – 19,9 кв.м), итого общая площадь – 32,2 кв.м, жилая площадь 18,9 кв.м (л.д.84, 170).

При этом помещение указано в инвентарном деле как <адрес>.

Таким образом, при постановке на кадастровый учет Госкомрегистр использовал материалы инвентарного дела /ж-2015.

Однако, техником инвентаризатором филиала ГУП РК «Крым БТИ» в <адрес> фактически обследованы жилые помещения (комнаты) №, 42 и балкон ДД.ММ.ГГГГ, составлен технический паспорт.

В техническом паспорте на жилые помещения , 42 в общежитии в <адрес> в <адрес> указаны комнаты - жилая площадью 17,9 кв.м, – жилая площадью 18,9 кв.м, общей 36,8 кв.м, балкон 0,9 кв.м.

Согласно экспликации помещение - жилое площадью 17,9 кв.м являлось квартирой (л.д.169).

Истица в судебном заседании пояснила, что это те комнаты, которыми она пользуется длительный период времени.

В финансово-лицевом счете , предоставленном МУП МОГОК РК «ЖИЛСЕРВИСКЕРЧЬ» ДД.ММ.ГГГГ, указана площадь комнат, занимаемых Упадкиной Г.Ю., а именно: площадью , общей площадью м (л.д. 40-41).

В финансово-лицевом счете , предоставленном МУП МОГОК РК «ЖИЛСЕРВИСКЕРЧЬ» от ДД.ММ.ГГГГ, по <адрес> в <адрес> указаны комнаты м, всего площадью 36,8 кв.м, вспомогательная площадь отсутствует (л.д.138).

Комиссией ЖЭУ-7 МУП МОГОК РК «ЖИЛСЕРВИСКЕРЧЬ» ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт о том, что была обследована <адрес>. Находится квартира на 2-м этаже, состоит из двух смежных комнат площадью . Помещение площадью самовольно переоборудовано жильцами из общего коридора, используется под кладовую для ненужных вещей. Выяснить, кто пользуется данной кладовой не представилось возможным. С момента сдачи дома в эксплуатацию, статус дома общежитие, санузлы и кухни были в общем пользовании, затем гражданам комитетом металлургического завода им. Войкова жильцам были распределены свободные комнаты под кухни во временное пользование (л.д.137).

Доказательств того, что в состав <адрес> в <адрес> входит помещение кухни площадью и предоставлено истице на законных основаниях, не представлено.

Таким образом, требования истицы о признании права собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 46,2 кв.м, состоящую из комнаты площадью , комнаты площадью , кухни площадью удовлетворены быть не могут по вышеприведенным основаниям.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 11,12,56,67,98,194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении искового заявления Упадкиной Галины Юрьевны к Администрации города Керчи, Управлению Жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Керчи, третье лицо Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым «ЖИЛСЕРВИСКЕРЧЬ», Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крым БТИ», о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Керченский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 18.02.2021.

Судья Кит М.В.