ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1851/2015 от 08.02.2016 Лабытнангского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Дело № 2-93/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Лабытнангский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего: судьи Словакевич Л.В.,

при секретаре судебного заседания: Гостюшевой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску индивидуального предпринимателя ФИО4 к ФИО5 о взыскании материального ущерба,

установил:

ИП ФИО4 через своего представителя ФИО6, действующего по доверенности от 29 октября 2015 года, обратился в суд с иском к ФИО5 о взыскании материального ущерба в размере 1 005 772 рубля по тем основаниям, что в период трудовых отношений по вине ответчика была затоплена баржа, на котором находился груз ООО "Контур", в результате чего истец понес убытки на указанную сумму.

В судебном заседании истец и его представитель на исковых требованиях настаивали по тем же основаниям.

Ответчик исковые требования не признал и пояснил, что материально-ответственным лицом не является, баржу с грузом документально ему не передавали, часть груза, за исключением двух автомобильных шин, одного поддона жидкого пола, межкомнатных дверей, была сохранена. Количество и стоимость утраченного и поврежденного груза сторонами с участием представителя ООО "Контур" не устанавливалась.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, свидетелей, изучив материалы дела, приходит к следующему.

ИП ФИО4 и ФИО5 в период с 16 апреля 2015 года по 24 августа 2015 года состояли в трудовых правоотношениях (л.д. 91, 92). Ответчик был принял на должность капитана-механика на теплоход "Салют-4", принадлежащий на праве собственности истцу (л.д. 54).

В соответствии с пунктами 2 и 3 ст. 30 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ РФ) на капитана судна возлагается управление судном, в том числе судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания судна, поддержанию порядка на судне, защите водной среды, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу. Капитан судна является представителем судовладельца в отношении сделок, вызываемых нуждами судна, груза или плавания судна. Капитан судна является представителем грузовладельца в отношении сделок, вызываемых нуждами груза, если иное не предусмотрено договором перевозки груза.

05 июня 2015 года между грузовладельцем ООО "Контур" и перевозчиком ИП ФИО4 был заключен договор перевозки грузов судами внутреннего водного транспорта, погрузки и выгрузки груза, по условиям которого перевозчик обязуется в период навигации 2015 года в установленные сроки в сохранности доставлять вверенные ему грузовладельцем грузы в указанные пункты назначения с соблюдением условий перевозки и выдавать грузы грузовладельцу или лицу, уполномоченному на то грузовладельцем, а грузовладелец обязуется уплачивать за перевозку грузов установленную настоящим договором плату (л.д. 8).

ФИО4 является также собственником буксирного теплохода "Гневный" (л.д. 53).

Из пояснений сторон, показаний свидетелей ФИО1, ФИО2, ФИО3, судового журнала теплохода "Салют-4" (л.д. 74) установлено, что ООО "Контур" загрузил две баржи грузом (две автомобильные шины, несколько поддонов наливного пола, межкомнатные двери, доски, бордюр, минвату, пенопласт). При передачи груза капитану теплохода "Гневный" ФИО1, последний наименование и количество по документам не сравнивал, расписался в журнале представителя ООО "Контур", документы на груз не получал. В ходе буксировки груза теплоход сел на мель, на помощь был направлен теплоход "Салют-4" под управлением ФИО5, которому две баржи с грузом также были переданы без документов, передаточный акт не составлялся. 17 августа 2015 года по распоряжению истца, несмотря на неблагоприятные погодные условия, обе баржи были зацеплены к теплоходу "Салют-4", при этом люки посередине баржи задраены не были, были завалены грузом. Буксировка барж производилась при сильном ветре и волне. В 23 час. 30 мин. 17 августа 2015 года помощник капитана, находящийся не смене, заподозрил, что одна из барж набрала воды и идет с большим креном на правый борт. Капитан принял решение пришвартоваться у берега, вытолкать баржу на берег. 18 августа 2015 года в 04 часа были приняты меры по спасению баржи и груза, часть груза была спасена и передана представителю ООО "Контур". При этом коммерческий акт или акт общей формы перевозчиком и грузовладельцем не составлялись. Вторая баржа 19 августа 2015 года была доставлена в пункт назначения и передана грузовладельцу.

Как пояснили ФИО7 и ФИО5 передаточный акт от 17 августа 2015 года (л.д. 20) был составлен после произошедших событий. ФИО7 также указал на то, что товарно-транспортную накладную от 14 августа 2015 года (л.д. 56) он получил и подписал после затопления баржи.

Суду представлен список утраченных материалов ООО "Контур", стоимость которых составила 1 005 772 руб. 80 коп., в том числе аренда баржи в размере 104 312 рублей (л.д. 57).

Согласно претензии ООО "Контур" от 28 сентября 2015 года, для спасения груза и доставки его в пункт назначения юридическое лицо понесло расходы в размере 188 312 рублей, стоимость утраченного и поврежденного груза составила 817 460 руб. 80 коп. (л.д. 16).

Таким образом, в документах ООО "Контур" имеются расхождения по стоимости груза и понесенных расходов, связанных со спасением и доставки груза.

28 сентября 2015 года между ООО "Контур" и ИП ФИО4 было заключено соглашение о зачете встречных обязательств, согласно которого стороны установили провозную плату в размере 1 090 000 рублей, сумму ущерба в размере 1 005 772 руб. 80 коп. (л.д. 18). При этом акт окончательной сверки груза, составляемый после его доставки в пункт назначения, суду не представлен.

В соответствии со ст. 232 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) сторона трудового договора (работодатель или работник), причинившая ущерб другой стороне, возмещает этот ущерб в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Трудовым договором или заключаемыми в письменной форме соглашениями, прилагаемыми к нему, может конкретизироваться материальная ответственность сторон этого договора. При этом договорная ответственность работодателя перед работником не может быть ниже, а работника перед работодателем - выше, чем это предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами. Расторжение трудового договора после причинения ущерба не влечет за собой освобождения стороны этого договора от материальной ответственности, предусмотренной настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

Трудовым договором, заключенным между сторонами предусмотрена ответственность работника за перевозимый груз, за ущерб, причиненный его действиями.

Согласно ст. 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат. Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

Ущерб причинен третьему лицу ООО "Контур".

Случаи полной материальной ответственности определены в ст. 243 ТК РФ.

Письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности (пункт 2 части первой статьи 243 настоящего Кодекса), то есть о возмещении работодателю причиненного ущерба в полном размере за недостачу вверенного работникам имущества, между сторонами не заключался, груз по разовому документу ответчику не передавался.

Умышленного причинения ущерба либо его причинение в состоянии опьянения в ходе судебного заседания не установлено, следовательно, ответчик не может нести полную материальную ответственность.

До принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения (ст. 247 ТК РФ).

Размер причиненного ущерба и причины его возникновения истцом не устанавливался.

В соответствии со ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии со статьями 307, 309 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги, и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований и должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями и иными обычно предъявляемыми требованиями.

Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий согласно правилам статьи 310 ГК РФ не допускается.

Из пунктов 1 и 2 ст. 785 ГК РФ следует, что по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Согласно ст. 796 ГК РФ перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком: в случае утраты или недостачи груза или багажа - в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа; в случае повреждения (порчи) груза или багажа - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа - в размере его стоимости. Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

Подобные положения об ответственности перевозчика за утрату груза содержит п. 1 ст. 117 КВВТ РФ, который устанавливает, что перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза с момента приема груза для перевозки и до момента его выдачи грузополучателю (росписи его в дорожной ведомости в получении груза), если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Из пунктов 2 и 3 ст. 513 ГК РФ следует, что принятые покупателем (получателем) товары должны быть им осмотрены в срок, определенный законом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями делового оборота. Покупатель (получатель) обязан в этот же срок проверить количество и качество принятых товаров в порядке, установленном законом, иными правовыми актами, договором или обычаями делового оборота, и о выявленных несоответствиях или недостатках товаров незамедлительно письменно уведомить поставщика. В случае получения поставленных товаров от транспортной организации покупатель (получатель) обязан проверить соответствие товаров сведениям, указанным в транспортных и сопроводительных документах, а также принять эти товары от транспортной организации с соблюдением правил, предусмотренных законами и иными правовыми актами, регулирующими деятельность транспорта.

Согласно ст. 67 КВВТ РФ в соответствии с договором перевозки груза перевозчик обязуется своевременно и в сохранности доставить вверенный ему грузоотправителем груз в пункт назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателю или управомоченному на получение груза лицу, а грузоотправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Составленная в соответствии с требованиями правил перевозок грузов транспортная накладная и оформленные на ее основании дорожная ведомость и квитанция о приеме груза для перевозки подтверждают заключение договора перевозки груза. Стороны договора перевозки груза вправе предусмотреть применение коносамента в качестве транспортного документа, выдаваемого перевозчиком. Формы и порядок заполнения транспортных документов, являющихся обязательными для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанных с перевозками грузов на внутреннем водном транспорте, устанавливаются правилами перевозок грузов.

В соответствии с п. 1 ст. 70 КВВТ РФ при предъявлении грузов для перевозок грузоотправитель указывает в транспортной накладной их массу, определяемую им согласно трафарету, в соответствии со стандартом или путем взвешивания, а в отношении тарных и штучных грузов и количество грузовых мест.

В силу п. 1 ст. 80 КВВТ РФ перевозчик и грузополучатель обязаны совместно проверить в порту назначения массу груза, прибывшего на неисправном судне или с неисправными запорно-пломбировочными устройствами, а также в случае прибытия груза с признаками частичной утраты или повреждения (порчи).

Пунктами 6.2 договора от 05 июня 2015 года груз выдается грузовладельцу (лицу уполномоченному грузовладельцем на получение груза) или иному грузополучателю, указанному в транспортной накладной. Подтверждением выдачи груза является подпись грузовладельца в дорожной ведомости и транспортной накладной.

Дорожная ведомость суду не представлена, в транспортной накладной от 14 августа 2015 года отсутствует информации о погрузке на судно межкомнатных дверей, их количество, также товарная накладная не отражает весь перечень и наименований принятого перевозчиком товара.

Таким образом, транспортная накладная (л.д. 56) не может быть принята как доказательство по делу, поскольку не соответствует указанным выше требованиям, допрошенные свидетели не смогли уточнить количество товара, принятого от грузоотправителя.

Кроме того, пунктом 13.2 договора от 05 июня 2015 года определено, что транспортная накладная (с заполненными реквизитами) представляется грузовладельцем перевозчику при предъявлении груза к перевозке. Правильность и достоверность сведений, указанных в транспортной накладной, удостоверяются подписью грузовладельца. В удостоверении приема груза к перевозке перевозчик выдает грузовладельцу квитанцию.

Из ст. 69 КВВТ РФ следует, что грузоотправитель обязан приложить к транспортной накладной сертификаты или декларации о соответствии, паспорта качества, удостоверения и другие документы, наличие которых установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из пояснений ФИО7 установлено, что транспортная накладная, иные документы ему не передавалась, он расписался только в каком-то журнале грузовладельца.

Согласно п. 6.4 договора от 05 июня 2015 года грузовладелец может отказаться от приема товара, если его качество вследствие повреждения (порчи) изменилось настолько, насколько исключается возможность полного или частичного использования такого груза.

В судебном заседании установлено, что не утраченный, поврежденный товар ООО "Контур" был принят.

Пунктом 6.6 договора от 05 июня 2015 года, п. 9 ст. 79 КВВТ РФ предусмотрено, что в случае, если до выдачи груза или во время его выдачи грузовладелец в письменной форме не сделал заявление об утрате или о повреждении (порче) груза и не указал их общий характер, считается, что груз выдан грузовладельцу (лицу уполномоченному грузовладельцем на получение груза) в соответствии с условиями настоящего договора. Отметка на перевозочных документах с указанием на получение груза с недостачей или порчей порождает имущественную ответственность перевозчика.

Указанные действия грузовладельцем выполнены не были.

На основании ст. 160 КВВТ РФ обстоятельства, являющиеся основанием для имущественной ответственности перевозчиков, буксировщиков, грузоотправителей, отправителей буксируемых объектов, получателей буксируемых объектов и пассажиров при осуществлении соответствующих перевозок, удостоверяются коммерческими актами или актами общей формы, составляемыми перевозчиками или буксировщиками по заявлениям грузоотправителей, грузополучателей, отправителей буксируемых объектов, получателей буксируемых объектов и получателей багажа.

В соответствии с пунктами 2 и 5 ст. 160 КВВТ РФ коммерческий акт составляется при выдаче груза, багажа или буксируемого объекта для удостоверения: несоответствия фактического наименования груза, багажа или буксируемого объекта, массы груза или багажа, количества грузовых мест или мест багажа указанным в перевозочном документе данным; повреждения (порчи) груза, багажа или повреждения буксируемого объекта; обнаружения груза, багажа или буксируемого объекта без перевозочного документа, а также перевозочного документа без груза, багажа или буксируемого объекта; недостачи древесины и такелажа в поврежденных плотах; возвращения перевозчику похищенного груза, багажа или буксируемого объекта. Отказ от составления коммерческого акта или оформление его с нарушением установленных требований могут быть обжалованы в порядке, установленном правилами перевозок грузов. Акты общей формы составляются в случае удостоверения обстоятельств, не предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Аналогичные положения приведены в п. 11.13 договора от 05 июня 2015 года.

Судом установлено, что такие акты не составлялись, заявления от ООО "Контур" с требованием составить не поступали.

Пунктом 3 ст. 161 КВВТ РФ определено, что к претензии должны быть приложены документы в подлинниках или надлежаще заверенные копии документов, подтверждающие право заявителя на предъявление претензии. К претензии об утрате, о недостаче или о повреждении (порче) груза, багажа либо об утрате или о повреждении буксируемого объекта должен быть приложен документ, удостоверяющий количество и стоимость отправленного груза, багажа или буксируемого объекта.

Из приложения к претензии от 28 сентября 2015 года явствует, что истцу предоставлялись товарно-транспортная накладная от 14 августа 2015 года, не принятая судом за основу в качестве доказательства, список материалов, понесенного ущерба в связи с затоплением баржи, в котором поименованы межкомнатные двери, количество которых в ходе судебного заседание не установлено, а также цементно-стружечная плита, наличие которой из показаний свидетелей не следует (л.д. 57).

Согласно п. 1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Пункт 2 ст. 15 ГК РФ определяет убытки как расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Таким образом, наличие убытков предполагает определенное уменьшение имущественной сферы потерпевшего, на восстановление которой направлены правила статьи 15 ГК РФ. Указанные в названной статье принцип полного возмещения вреда, а также состав подлежащих возмещению убытков обеспечивают восстановление имущественной сферы потерпевшего в том виде, который она имела до правонарушения.

Вместе с тем по общему правилу исключается как неполное возмещение понесенных убытков, так и обогащение потерпевшего за счет причинителя вреда.

При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу о недоказанности истцом наступления материального ущерба на сумму 1 005 772 рубля, признание истцом ущерба на данную сумму перед ООО "Контур" не подтверждает факта уменьшения имущества у последнего на данную сумму. Размер подлежащих возмещению убытков с разумной степенью достоверности в судебном заседании не установлен, поскольку наименование и количество перевозимого товара первичными документами не подтвержден. Документы, составляемые при утрате, повреждения товара, из которых бы следовало количество поврежденного, утраченного товара, характер повреждений и их стоимость суду не предоставлены.

Таким образом, оценив представленные суду доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд считает исковые требования ИП ФИО4 о взыскании с ФИО5 не подлежащими удовлетворению, в этой связи расходы, понесенные истцом при уплате госпошлины в размере 13 228 руб. 86 коп., не могут быть компенсированы за счет ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск индивидуального предпринимателя ФИО4 к ФИО5 о взыскании материального ущерба оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Лабытнангский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 12 февраля 2016 года.

Судья: