Дело № 2-1851/2021
37MS0035-01-2019-001853-30
Решение в окончательной форме изготовлено 1 декабря 2021 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ивановский районный суд Ивановской области в составе
председательствующего судьи Фищук Н.В.,
при секретаре Артамоновой М.С.,
с участием истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в Ивановском районном суде Ивановской области гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью «Районная котельная № 2» о защите прав потребителей,
установил:
ФИО1 обратилась к мировому судье с иском к ООО «Районная котельная № 2» о защите прав потребителей. Исковые требования мотивированы тем, что истец является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, и потребителем жилищно-коммунальных услуг по указанному адресу. Данное жилое помещение используется истцом исключительно для удовлетворения собственных и семейных нужд. На основании решения общего собрания собственников многоквартирным домом <адрес> по <адрес> в <адрес> (далее – МКД №) с 01.02.2015 по 31.12.2017 управляло ООО «УК «Вознесенск». С 1 января 2018 года дом находится под управлением ООО «УК «Корона». Управляющая организация является исполнителем услуги по предоставлению тепловой энергии МКД. Оплата за отопление жителями дома производится непосредственно ресурсоснабжающей организации ООО «Районная котельная № 2». С августа 2017 года ООО «Районная котельная № 2» получила статус единой теплоснабжающей организации Новоталицкого сельского поселения. Начисления за поставленную тепловую энергию жителям МКД <адрес>, включая <адрес>, намеренно стали производиться ответчиком по нормативу, установленному Постановлением главы администрации Ивановского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ. В 2012 году все дома поселка были оборудованы общедомовыми узлами учета тепловой энергии и с 2013 года начисления за тепло производились на основании фактического потребления, определенного по приборам учета тепла. До августа 2017 года единой теплоснабжающей организацией в с. Ново-Талицы было АО «Ивгортеплоэнерго». Начисления за тепло осуществлялись в соответствии с п. 42 Правил № 354 при наличии установленных и введенных в эксплуатацию в установленном порядке узлов учета тепла – равномерно в течение года по среднемесячному расходу за предыдущий год. В конце года производилась корректировка по факту потребленной тепловой энергии. После прекращения предоставления услуги «Ивгортеплоэнерго» произвело корректировку и выплату за 7 месяцев по факту потребленной тепловой энергии (с января по июль 2017 года). Управляющей организацией ООО «УК «Вознесенск» ежемесячно по октябрь 2017 года в соответствии с действующим законодательством предоставлялись в ООО «Районная котельная № 2» ведомости потребления тепловой энергии с общедомового узла учета, а также и за 2016 год. Общедомовой прибор учета тепла прошел необходимую поверку и находился в рабочем состоянии. Однако ответчик отказывается подписать акт приемки узлов учета и до настоящего времени начисления производятся по нормативу, что противоречит Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354. На основании изложенного истец просила в порядке перерасчета платы за отопление за период с августа 2017 года по март 2019 года взыскать с ответчика в свою пользу 21134,21 руб., исходя из среднемесячного объема потребления ОДПУ тепловой энергии на отопление за предыдущий год, а также взыскать компенсацию морального вреда 5000 руб. и штраф 50 % от присужденной суммы.
В ходе судебного разбирательства истец в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ уточнила расчет цены иска и просила взыскать с ответчика в свою пользу за тот же период 16185,54 руб.
29 марта 2021 года истец уточнила, что акт проверки узла учета тепловой энергии и теплоносителя от 06.10.2017 оформлен с нарушениями п. 72 Правил № 1034, поэтому не может быть использован как документ, подтверждающий несоответствие узла учета Правилам коммерческого учета тепловой энергии на отопительный период с 2017 по 2018 г.г., в связи с чем просит признать пункт 9 данного Акта недействительным. Мировой судья, полагая, что таким образом изменилась подсудность настоящего спора, определением от 31.03.2021 передала настоящее гражданское дело на рассмотрение по подсудности в Ивановский районный суд Ивановской области.
В связи с тем, что ч. 4 ст. 24 Гражданского процессуального кодекса РФ не допускает споры о подсудности между мировым судьей и районным судом, настоящее гражданское дело принято к производству Ивановского районного суда Ивановской области.
В судебном заседании истец заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске, просила иск удовлетворить.
Ответчик, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направил, об уважительных причинах невозможности явки в процесс любого из нескольких ранее участвовавших в деле своих представителей, либо руководителя организации, либо другого уполномоченного лица заблаговременно суд не известил, обоснованных ходатайств об отложении судебного разбирательства не направил. Суд также учитывает, что занятость юриста организации в других судебных процессах не является уважительной причиной неявки в судебное заседание по настоящему делу.
При этом от ООО «Районная котельная № 2» в судебное заседание 30 ноября 2021 года поступил встречный иск о взыскании с ФИО1 задолженности за отопление за период с 31.03.2018 по 31.10.2019 в размере 11175,39 руб. В связи с тем, что принятие встречного иска к производству суда и его рассмотрение совместно с первоначальным иском не отвечает требованиям ст. 138 ГПК РФ о более быстром и правильном рассмотрении споров, в принятии встречного иска к производству суда ответчику отказано с разъяснением права на обращение с данными требованиями в общем порядке, в соответствии с правилами родовой подсудности гражданских дел.
В предыдущих судебных заседаниях представитель ответчика ФИО2 с заявленными ФИО1 исковыми требованиями не согласилась. В возражениях указала на то, что коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета. Для этого прибор учета должен быть принят в эксплуатацию. При отсутствии замечаний к узлу учета комиссией подписывается акт ввода в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя. Акт ввода в эксплуатацию служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания. Узел учета тепловой энергии может быть допущен к ведению учета полученной тепловой энергии исключительно после подписания акта о приемке его в эксплуатацию ресурсоснабжающей организацией и опломбирования приборов узла учета. По результатам проверки прибора учета тепловой энергии в МКД № составлен акт от 06.10.2017, согласно которому выявлен ряд недостатков, препятствующих допуску данного прибора учета в коммерческую эксплуатацию: отсутствие заземления на расходомерах, отсутствие клавиатуры на теплосчетчике МКТС, дроссельное устройство установлено непосредственно у расходомера на обратном проводе ГВС. Таким образом, показания ОДПУ возможно использовать только с октября 2018 года. Перерасчет ответчиком произведен и составил: за 2018 год (с октября по декабрь) – 412,87 руб., за январь-март 2019 года – 521,97 руб. В квитанциях ФИО1 за период с 01.01.2019 по 31.03.2019 применен норматив администрации 0,0198. При расчете корректировки применен объем тепловой энергии на 1 кв.м жилой площади, рассчитанный исходя из показаний приборов учета за 2018 год = 0,0194, т.к. в июле 2019 года был произведен перерасчет с учетом изменения объема тепловой энергии на 1 кв.м жилой площади. Таким образом, требования истца о перерасчете исполнены в полном объеме, в связи с чем полагали, что в удовлетворении исковых требований ФИО1 следует отказать.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, ООО «УК «Корона», ООО «УК «Вознесенск», Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области, ТСЖ «На Школьной», извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явились.
В материалах дела имеются заявления представителей ООО «УК «Вознесенск» ФИО3, действующей на основании доверенности, ООО «УК «Корона» ФИО4, действующего на основании доверенности, о рассмотрении дела в отсутствие представителей управляющих организаций.
Представитель ООО «УК «Корона» ранее также представил в дело письменный отзыв, из которого следует, что на основании протокола № общего собрания собственников МКД <адрес> на <адрес> от 30.10.2017 ООО «УК «Корона» осуществляло управление данным МКД. Собственники приняли решение вносить плату за коммунальные услуги напрямую ресурсоснабжающим организациям. На основании договора управления МКД от 01.01.2018 ООО «УК «Корона» обязано предоставлять коммунальные услуги по теплоснабжению собственнику и заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями и вправе делегировать полномочия по предоставлению, сбору и начислению платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям. Между ООО «УК «Корона» и ООО «Районная котельная № 2» был заключен договор, в соответствии с которым ООО «Районная котельная №» обязалось самостоятельно производить начисления платы за услуги теплоснабжения, выставления квитанций собственникам и сбор денежных средств. В период управления МКД № с 01.01.2018 по 30.09.2020 ООО «УК «Корона» не производило начислений за услуги теплоснабжения, денежных средств от собственников не получало. В ООО «УК «Корона» отсутствуют какие-либо документы, касающиеся объемов потребленной тепловой энергии, начислений платы за услуги теплоснабжения, расчетов между собственниками МКД и ООО «Районная котельная № 2». Приказом Ивгосжилинспекции от ДД.ММ.ГГГГ№ МКД <адрес> по <адрес> был исключен из реестра лицензий ООО «УК «Корона». Все документы, относящиеся к управлению МКД, были переданы ТСЖ «На Школьной», которое в настоящее время управляет данным домом.
На основании частей 3, 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданское дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц.
Заслушав истца, принимая во внимание ранее высказанную позицию ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.ст. 539, 541, 544 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения абонент обязан оплачивать принятую энергию. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при обеспечении учета потребления энергии. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о её фактическом потреблении. По общему правилу оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения, подлежит коммерческому учету. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, устанавливаемыми, по общему правилу, в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности. Осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях: отсутствие в точках учета приборов учета, неисправность приборов учета, нарушение установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя. Владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. Коммерческий учет тепловой энергии теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя которые утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом требований технических регламентов.
Как следует из статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (п. 1).Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (п. 2).
Таким образом, законодательство о теплоснабжении признает в качестве приоритетного способа определения фактически принятого абонентом количества энергии применение приборов учета.
Из материалов гражданского дела следует, что истец ФИО1 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, кВ. 11. Управление данным многоквартирным домом до октября 2017 года осуществляло ООО «УК «Вознесенск», с октября 2017 года до октября 2020 года – ООО «УК «Корона», а в настоящее время – ТСЖ «На Школьной».
ООО «Районная котельная № 2» на основании Постановления Администрации Ивановского муниципального района Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ№ являлась единой теплоснабжающей организацией на территории села Ново-Талицы Новоталицкого сельского поселения Ивановского муниципального района. Оплата за отопление жителями МКД № по <адрес> производилась с августа 2017 года и за весь спорный период непосредственно ресурсоснабжающей организации ООО «Районная котельная № 2». При этом из представленных истцом счетов-извещений следует, что начисление платы за отопление производилось ответчиком расчетным способом по установленным нормативам.
Вместе с тем, МКД № оборудован общедомовыми узлами учета тепловой энергии (далее – ОДПУ) – в доме установлен теплосчетчик МКТС производства ООО «Интелприбор», заводской номер №. В руководстве по эксплуатации теплосчетчика МКТС приведены все необходимые условия и схемы для монтажа и эксплуатации теплосчетчика, в том числе схемы расположения мест пломбирования. Последняя проверка оборудования теплосчетчика производилась АО «Ивгортеплоэнерго» в августе 2016 года, узел учета тепловой энергии допущен в эксплуатацию на период с 01.10.2016 по 01.09.2017, отраженный в акте период действия госповерки – с 20.07.2016 по 20.07.2020. Наличие пломб АО ИвГТЭ подтверждено Актом периодической проверки узла учёта тепловой энергии у потребителя №.
В материалы дела также представлены Акт установки дросселириующих устройств от 23.05.2017, составленный представителем АО «Ивгортеплоэнерго» в присутствии ответственного за теплоснабжение ООО «УК «Вознесенск», Акт приема-передачи технической документации от ООО «УК «Корона» в ООО «УК «Вознесенск» от 21.12.2017, в том числе паспорт готовности дома к отопительному сезону 2017-2018 г.г. от 20.07.2017, акт опрессовки системы теплоносителя от 23.05.2017.
Обосновывая правильность начисления платы за тепловую энергию по нормативу, ООО «Районная котельная № 2» ссылается на то, что ОДПУ тепловой энергии МКД № не отвечает предъявленным к нему нормативным требованиям, в связи с чем его показания не могут учитываться при расчете платы за отопление. Неисправности ОДПУ отражены в акте от 06.10.2017: нет заземления на расходомерах, не работает клавиатура на теплосчетчиках МКТС, дроссельное устройство установлено непосредственно у расходомера на обратном трубопроводе ГВС.
Требования к приборам учета, порядок их ввода в эксплуатацию и порядок собственно эксплуатации регламентирован Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 (далее – Правила № 1034).
Согласно пунктам 61-72 Правил № 1034 смонтированный узел учета, прошедший опытную эксплуатацию, подлежит вводу в эксплуатацию. Ввод в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, осуществляется комиссией в следующем составе представителя теплоснабжающей организации, представителя потребителя, представителя организации, осуществлявшей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета. Комиссия создается владельцем узла учета. Для ввода узла учета в эксплуатацию владелец узла учета представляет комиссии проект узла учета, согласованный с теплоснабжающей организацией, выдавшей технические условия и паспорт узла учета или проект паспорта, который включает в себя: а) схему трубопроводов (начиная от границы балансовой принадлежности) с указанием протяженности и диаметров трубопроводов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, грязевиков, спускников и перемычек между трубопроводами; б) свидетельства о поверке приборов и датчиков, подлежащих поверке, с действующими клеймами поверителя; в) базу данных настроечных параметров, вводимую в измерительный блок или тепловычислитель; г) схему пломбирования средств измерений и оборудования, входящего в состав узла учета, исключающую несанкционированные действия, нарушающие достоверность коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя; д) почасовые (суточные) ведомости непрерывной работы узла учета в течение 3 суток (для объектов с горячим водоснабжением - 7 суток). Документы для ввода узла учета в эксплуатацию представляются в теплоснабжающую организацию для рассмотрения не менее чем за 10 рабочих дней до предполагаемого дня ввода в эксплуатацию. При приемке узла учета в эксплуатацию комиссией проверяется: а) соответствие монтажа составных частей узла учета проектной документации, техническим условиям и настоящим Правилам; б) наличие паспортов, свидетельств о поверке средств измерений, заводских пломб и клейм; в) соответствие характеристик средств измерений характеристикам, указанным в паспортных данных узла учета; г) соответствие диапазонов измерений параметров, допускаемых температурным графиком и гидравлическим режимом работы тепловых сетей, значениям указанных параметров, определяемых договором и условиями подключения к системе теплоснабжения. При отсутствии замечаний к узлу учета комиссией подписывается акт ввода в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя. Акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания. При подписании акта о вводе в эксплуатацию узла учета узел учета пломбируется а) представителем теплоснабжающей организации в случае, если узел учета принадлежит потребителю; б) представителем потребителя, у которого установлен узел учета. 71. Места и устройства для пломбировки узла учета заранее готовятся монтажной организацией. Пломбировке подлежат места подключения первичных преобразователей, разъемов электрических линий связи, защитных крышек на органах настройки и регулировки приборов, шкафы электропитания приборов и другое оборудование, вмешательство в работу которого может повлечь за собой искажение результатов измерений. В случае наличия у членов комиссии замечаний к узлу учета и выявления недостатков, препятствующих нормальному функционированию узла учета, этот узел учета считается непригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя. В этом случае комиссией составляется акт о выявленных недостатках, в котором приводится полный перечень выявленных недостатков и сроки по их устранению. Указанный акт составляется и подписывается всеми членами комиссии в течение 3 рабочих дней. Повторная приемка узла учета в эксплуатацию осуществляется после полного устранения выявленных нарушений. Перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта приборов учета осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на границе раздела смежных тепловых сетей в порядке, установленномпунктами 62-72настоящих Правил.
Эксплуатация узла учета регламентирована пунктами 80-93 Правил № 1034, согласно которым в срок, установленный договором, потребитель или уполномоченное им лицо передает теплоснабжающей организации отчет о теплопотреблении, подписанный потребителем. Договором может быть предусмотрено, что отчет о теплопотреблении представляется на бумажном носителе, на электронных носителях или с использованием средств диспетчеризации (с использованием автоматизированной информационно-измерительной системы). Потребитель вправе потребовать, а теплоснабжающая организация обязана представить ему расчет количества потребленной тепловой энергии, теплоносителя за отчетный период не позднее чем через 15 дней после сдачи отчета о теплопотреблении. В случае если узел учета принадлежит теплоснабжающей (теплосетевой) организации, потребитель вправе потребовать копии распечаток с приборов учета за отчетный период. В случае если имеются основания сомневаться в достоверности показаний приборов учета, любая сторона договора вправе инициировать проверку комиссией функционирования узла учета с участием теплоснабжающей (теплосетевой) организации и потребителя. Результаты работы комиссии оформляются актом проверки функционирования узла учета. При возникновении разногласий между сторонами договора по корректности показаний узла учета владелец узла учета по требованию другой стороны договора в течение 15 дней со дня обращения организует внеочередную поверку приборов учета, входящих в состав узла учета, с участием представителя теплоснабжающей организации и потребителя. В случае подтверждения правильности показаний приборов учета затраты на внеочередную поверку несет сторона договора, потребовавшая проведения внеочередной поверки. В случае обнаружения факта недостоверности показаний приборов учета затраты несет владелец узла учета. При выявлении нарушений в работе узла учета количество израсходованной тепловой энергии определяется расчетным методом с момента выхода из строя прибора учета, входящего в состав узла учета. Время выхода прибора учета из строя определяется по данным архива тепловычислителя, а при их отсутствии - с даты сдачи последнего отчета о теплопотреблении. Не реже 1 раза в год, а также после очередной (внеочередной) поверки или ремонта проверяется работоспособность узла учета, а именно: а) наличие пломб (клейм) поверителя и теплоснабжающей организации; б) срок действия поверки; в) работоспособность каждого канала измерений; г) соответствие допустимому диапазону измерений для прибора учета фактических значений измеряемых параметров; д) соответствие характеристик настроек тепловычислителя характеристикам, содержащимся во вводимой базе данных. Результаты проверки узла учета оформляются актами, подписанными представителями теплоснабжающей организации и потребителя.
Порядок учета и оплаты коммунальных услуг с использованием приборов учета регламентируется также Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354). Согласно п. 42(1) Правил № 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из 2 способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года. В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3и3(4)приложения № 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Согласно п. 81(12) прибор учета считается вышедшим из строя в случаях: а) неотображения приборами учета результатов измерений; б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки; в) механического повреждения прибора учета; г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета; д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета с учетом особенностей, предусмотренныхпунктом 80(1)настоящих Правил.
Как следует из Акта от 06.10.2017 проверки узлов учета тепловой энергии и теплоносителя, составленного по итогам проверки работоспособности узлов учета, проводившейся комиссией в составе представителей: ООО «Районной котельной № 2» – инженера ФИО7, начальника производственного участка ФИО8, ООО «УК «Вознесенск» - главного инженера ФИО9, к ОДПУ в доме истца имелись следующие замечания: нет заземления на расходомерах, не работает клавиатура на теплосчетчиках МКТС, дроссельное устройство установлено непосредственно у расходомера на обратном трубопроводе ГВС. Подпись представителя ООО «УК «Вознесенск» и сроки устранения выявленных недостатков в Акте отсутствуют, что свидетельствует о несоблюдении положений п. 72 Правил № 1034.
Правовых оснований для признания данного акта недействительным в части пункта 9, как заявлено истцом, не имеется, поскольку данное требование не является самостоятельным исковым требованием, а обосновывает иск в части взыскания излишне уплаченных денежных средств. Сведения, отраженные в акте от 06.10.2017, оцениваются судом в совокупности с иными доказательствами при разрешении спора в части указанного требования.
Как следует из Руководства по эксплуатации теплосчетчика, измерительные модули не предназначены для обеспечения заземления трубопроводов и их заземление не требуется. Согласно разделу 5.3 Руководства после установки измерительных модулей на трубопровод необходимо соединить фланцы измерительного модуля с соответствующими фланцами трубопровода с помощью входящих в комплект поставки шин (металлических перемычек). Нерабочее состояние клавиатуры на теплосчетчиках МКТС не оказывает влияние на метрологические характеристики теплосчетчика; настройка теплосчетчика может быть выполнена с помощью ноутбука, подключенного к системному блоку через СОМ-порт. Измерительные модули (ИМ) с преобразователем расхода необходимо устанавливать так, чтобы длина прямых участков трубопровода составляла менее 3 DN до входного фланца ИМ и не менее 1 DN после его выходного фланца, а отклонения внутреннего диаметра трубопровода от номинального на этих участках не превышали значений, определяемых ГОСТ 8732. Таким образом, если дроссельное устройство установлено с нарушением вышеуказанных требований, то это может служить основанием для отказа во введении в действие УУТЭ.
Вместе с тем, надлежащих доказательств наличия отклонений от принятых и согласованных технических решений, допущенных при монтаже оборудования узла учета ответчиком не представлено. Наличие таковых являлось бы основанием для отказа вводить прибор учета в эксплуатацию, однако узел учета был введен в эксплуатацию и учитывался при расчетах за оказание услуги с предыдущим поставщиком тепловой энергии.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что в связи с отсутствием заземления расходомеров, наличием неработающей клавиатуры на теплосчетчиках МКТС прибор учета не мог быть выведен из эксплуатации. Факт установки дроссельного устройства у расходомера на обратном трубопроводе ГВС и влияние такового на работу прибора подтверждения не нашел. Иных недостатков, препятствующих нормальному функционированию узла учета, в силу которых узел учета считается не пригодным для коммерческого учета тепловой энергии теплоносителя, выявлено не было.
Таким образом, учитывая, что на момент проведения проверки ОДПУ у ООО «Районная котельная № 2» иных замечаний к прибору учета не имелось, доказательств обратного ответчиком не представлено, как и доказательств неисправности прибора учета, суд приходит к выводу о том, что ответчик должен был согласовать проект установки ОДПУ, ввести его в эксплуатацию и производить начисления по его показаниям, поскольку обоснованных и объективных фактов, свидетельствующих о непригодности прибора учета к коммерческому учету, не имелось, каких-либо исследований работоспособности прибора учета, за исключением визуального осмотра и изучения проектной документации, ответчиком не проводилось.
При этом в акте проверки готовности к эксплуатации узла учета тепловой энергии у потребителя от 19.09.2018 приняты сведения о поверке прибора учета на период с 20.07.2016 по 20.07.2020, что свидетельствует об отсутствии замечаний к достоверности показаний прибора учета.
Из приведенных обстоятельств усматривается факт уклонения ответчика от ведения учета с помощью прибора учета, что является недопустимым и подтверждает доводы истца, обосновывающие исковые требования. Доводы представителя ответчика об обратном суд находит несостоятельными, противоречащими установленным по делу фактическим обстоятельствам.
ООО УК «Вознесенск» регулярно предоставляло ООО «Районная котельная № 2» показания прибора учета, однако ответчик производил начисление платы за отопление по нормативам, а после введения прибора учета в эксплуатацию в сентябре 2018 года – исходя из показаний общедомовых приборов учета за 2018 год. Как следует из пояснений представителя ответчика, в качестве показаний прибора учета за период до введения прибора учета в эксплуатацию в 2018 году ООО «Районная котельная № 2» использовались нормативные значения потребления тепловой энергии с последующим исчислением среднемесячного потребления из суммы нормативных значений и показаний прибора учета с октября 2018 года, что существенным образом влияет на расчеты. В этой связи произведенные в добровольном порядке ответчиком корректировки платы за потребленную тепловую энергию в полной мере не привели к восстановлению прав истца на получение излишне уплаченных в качестве платы за отопление денежных средств с учетом фактических показаний ОДПУ. Доказательств произведения корректировки платы по результатам фактического потребления, исходя из реальных показаний прибора учета, ответчиком не представлено.
Таким образом, Акт проверки узлов учета тепловой энергии и теплоносителя не соответствует предъявляемым к нему требованиям и не может служить основанием для признания ОДПУ непригодным для коммерческого учета тепловой энергии и непринятия показаний ОДПУ МКД <адрес> по <адрес> к расчету платы за отопление. Аналогичный ответ предоставлен ФИО1 Ивгосжилинспекцией 6 июня 2018 года.
На основании Акта от 19.09.2018, составленного по итогам проверки работоспособности узлов учета, проводившейся комиссией в составе представителя ответчика ФИО10, представителя потребителя – главного инженера ФИО11, представителя обслуживающей организации – инженера ООО «Энергоучет-М» ФИО12, теплосчетчик МКТС, установленный в доме истца, к эксплуатации готов.
Из ответов ООО «УК «Корона» и ООО «УК «Вознесенск», а также из письма Ивгосжилинспекции от 06.06.2018 следует, что показания ОДПУ за спорный период передавались ООО «Районной котельной № 2». Кроме того, как отмечалось выше, ответчик обязан был самостоятельно снимать показания ОДПУ тепловой энергии и осуществлять их учет.
На необходимость произвести перерасчет платы за тепловую энергию ООО «Районной котельной № 2» указывалось в предписаниях Ивгосжилинспекции, в том числе в предписании от ДД.ММ.ГГГГ№-жс. Данное предписание обжаловалось ответчиком в Арбитражном суде Ивановской области. В ходе судебного разбирательства в предписание от 30.05.2018 были внесены изменения путем изложения пункта 1 данного предписания в следующей редакции: произвести корректировку платы за отопление жителям МКД за августа 2017 года (до внесения изменений – с августа по декабрь 2017 года), исходя из показаний ОДПУ тепловой энергии за указанный период (пункт 2 предписания: произвести перерасчет платы за отопление жителям МКД с января 2018 года исходя из ежемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за 2017 год). В связи с указанными обстоятельствами ООО «Районная котельная № 2» отказалось от иска - производство по делу № определением суда от 09.11.2018 прекращено.
Согласно расчету истца сумма переплаты за отопление за период с августа 2017 года по март 2019 года составила 16 185 руб. 54 коп. Данный расчет произведен истцом в соответствии с имеющейся ведомостью учета параметров потребления тепла.
Не согласившись с данным расчетом, ответчик ходатайствовал о назначении по делу судебной бухгалтерско-экономической экспертизы, производство которой просил поручить ООО «Ивановское бюро экспертизы».
Определением суда от 16.09.2021 ходатайство ответчика удовлетворено, по делу назначена судебная экспертиза, при отсутствии возражений со стороны истца, в <данные изъяты>
Согласно заключению экспертного учреждения жилой дом по адресу: <адрес> оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета МКТС №. Согласно данным прибора учета о потреблении тепла помесячное в Гкал из ведомости учета потребления тепла по адресу: <адрес>, потребление тепла за 2017 год составило 431,05 Гкал, за 2018 год - 543,23 Гкал, за 2019 год - 469,87 Гкал. УТ - среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, определенный как отношение объема тепловой энергии исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, за предыдущий год к количеству календарных месяцев в году и к общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме за 2017 год - 0,00916 Гкал, за 2018 год - 0,01150 Гкал, за 2019 год -0,00998 Гкал. Размер платы в жилом помещении по адресу: <адрес> согласно п.42 (1) и п.43 Правил № 354 за период с августа 2017 года по март 2019 года составил - 20 018 руб. 56 коп. Начислено ООО «Районной котельной № 2» за отопление за период с августа 2017 года по март 2019 года с учетом корректировок 36 268 руб. 57 коп. Излишне начислено ООО «Районной котельной № 2» за отопление за период с августа 2017 года по март 2019 года с учетом корректировок 16 250 руб. 01 коп.
У суда отсутствуют основания не доверять мотивированным выводам эксперта с подтвержденной квалификацией. Стороны заключение судебной экспертизы не оспорили, истец в судебном заседании пояснила, что с выводами, изложенными в заключении ООО «Ивановское бюро экспертизы», она согласна, однако увеличивать размер требований не намерена, просит взыскать с ответчика переплату за потребленную в спорный период тепловую энергию в размере 16185,54 руб.
По изложенному исковые требования ФИО1 о перерасчете платы за отопление и взыскании с ответчика излишне уплаченных за коммунальную услугу денежных средств в размере 16185,54 руб. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Пунктом 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» разъяснено, что при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.
С учетом установленных по делу обстоятельств и в силу приведенных положений закона суд приходит к выводу о том, что ввиду установленного факта нарушения прав потребителя у истца возникло право на взыскание с ООО «Районная котельная № 2» компенсации морального вреда.
Согласно положениям ст.ст. 151, 1101 Гражданского кодекса РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, степени вины причинителя вреда, с учетом требований разумности и справедливости. Характер причиненных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения вреда и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Оценивая конкретные обстоятельства дела, характер и объем нравственных переживаний ФИО1, суд находит разумным и справедливым определить компенсацию морального вреда, подлежащую взысканию с ответчика в пользу истца в размере 1000 руб.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 17 от 28.06.2012 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того заявлялось ли такое требование суду.
В силу п. 6 ст. 13 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Таким образом, в пользу истца с ответчика подлежит взысканию штраф в размере 50% от взысканной судом суммы, т.е. 8592,77 руб.
В соответствии с положениями ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ с ответчика в бюджет Ивановского муниципального района подлежит взысканию государственная пошлина в размере 600 руб., от уплаты которой освобождена истец.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Районной котельной № 2» в пользу ФИО1 16185 руб. 54 коп., компенсацию морального вреда в размере 1000 руб., штраф в размере 8 592 руб. 77 коп., а всего 25 778 (двадцать пять тысяч семьсот семьдесят восемь) руб. 31 коп.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Районной котельной № 2» в доход Ивановского муниципального района Ивановской области государственную пошлину в размере 600 (шестисот) руб.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ивановский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Н.В. Фищук