ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1851/2022 от 04.10.2022 Фрунзенского районного суда г. Владивостока (Приморский край)

Дело № 2-1851/2022

УИД: 25RS0002-01-2022-003168-48

Мотивированное решение

изготовлено 04.10.2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 сентября 2022 года г. Владивосток

Фрунзенский районный суд г. Владивостока в составе

председательствующего судьи Бакшиной Н.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Владивостока в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, к администрации г. Владивостока, МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 33 г. Владивостока» о возложении обязанности,

установил:

прокурор г. Владивостока в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, с названным иском, в обоснование указав, что в результате проведенной проверки установлены нарушения требований законодательства и антитеррористической защищенности, а также о пожарной безопасности.

Просит суд возложить на МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 33 г. Владивостока» обязанность в течение 3 месяцев со дня получения финансирования со стороны администрации г. Владивостока требования к антитеррористической защищенности здания по адресу: <...>: оснастить здание по адресу: <...>, системой видеонаблюдения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта, архивирование и хранение данных в течение одного месяца; произвести замену покрытия полов в помещениях здания по адресу: <...>. Возложить обязанность на администрацию г. Владивостока произвести финансирование МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 33 г. Владивостока» в целях выполнения требований к антитеррористической защищенности и устранения нарушений требований пожарной безопасности в здании по адресу: <...> в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Определением, внесенным в протокол судебного заседания к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Управление по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. Владивостока.

От прокурора Фрунзенского района г. Владивостока поступило заявление об изменении иска, просит суд возложить на МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 33 г. Владивостока» обязанность в течение 3 месяцев со дня получения финансирования со стороны администрации г. Владивостока требования к антитеррористической защищенности здания по адресу: <...>: оборудовать объект по адресу: <...>, системой видеонаблюдения, а именно 2 камерами, обеспечивающими непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта: «Тепловой узел» и «Водомерный узел», «Электрощитовая», архивирование и хранение данных в течение 1 месяца; произвести замену покрытия полов в помещениях здания по адресу: <...>, на покрытие, отвечающее противопожарным требованиям. Возложить обязанность на администрацию г. Владивостока произвести финансирование МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 33 г. Владивостока» в целях выполнения требований к антитеррористической защищенности и устранения нарушений требований пожарной безопасности в здании по адресу: <...> в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора поддержала заявленные требования.

Представитель администрации г. Владивостока, Управления по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. Владивостока возражала против удовлетворения исковых требований, суду пояснив, что нормы действующего законодательства прямой обязанности образовательного учреждения и органа местного самоуправления в пределах определенных законом полномочий устанавливать в здании образовательного учреждения систему видеонаблюдения не предусматривают. Кроме того, полномочия образовательного учреждения по оборудованию помещений системой видеонаблюдения связано с государственными и местными нормами и требованиями. При этом, в своем иске истец не ссылался на государственные и местные нормы, в соответствии с которыми образовательные учреждения должны быть оборудованы системой видеонаблюдения. Сведений, подтверждающих факт проверки, а также факт неработающих камер видеонаблюдения в материалы дела не представлено. Вместе с тем, в МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 33 г. Владивостока» имеется система видеонаблюдения в достаточном объеме, в том числе, в местах, указанных в иске. Таким образом, доказательств наличия неисправных видеокамер в МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 33 г. Владивостока», как и вид неисправности истцом в подтверждение заявленных требований о необходимости ремонта, не представлено.

Представитель МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 33 г. Владивостока» возражала против удовлетворения исковых требований, суду пояснила, что видеокамеры установлены, в том числе, дополнительно установлены 2 камеры наружного наблюдения и 1 камера внутреннего наблюдения, что подтверждается контрактом, фотоматериалами. Установлен домофон на центральной калитке, с выведением сигнала на пост охраны. Класс линолеума ей не известен, поскольку помещения им переданы с линолеумом без документов.

На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствии не явившихся лиц.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ) федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

Согласно ст. 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений в том числе и обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.

В силу ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ) образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 05.10.2009) определены субъекты противодействия терроризму, в том числе органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по терроризму. Концепцией определено, что расходы на финансирование мероприятий в области профилактики терроризма органами местного самоуправления осуществляется за счет средств своих бюджетов.

В соответствии с пп. «д» ст. 11 названной Концепции основными задачами противодействия терроризму являются: обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

В силу п. 2 ч. 6 ст. 28 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее – Требования).

В соответствии с пп. «а» п. 25 Требований в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации.

Согласно п. 30 Требований система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца.

Как следует из материалов дела и установлено судом, по результатам проверки, проведенной прокурором Фрунзенского района г. Владивостока, в отношении МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 33 г. Владивостока», которое расположено по адресу: <...>, выявлен ряд нарушений требований законодательства и антитеррористической защищенности, а также о пожарной безопасности.

9 марта 2021 года прокурором Фрунзенского района г. Владивостока в адрес МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 33 г. Владивостока» вынесено представление об устранении нарушений законодательства о защите прав несовершеннолетних.

Во исполнение указанного представления нарушения частично были устранены.

Как следует из акта проверки от 17 июня 2022 года, камера видеонаблюдения направленная на критический элемент «Тепловой узел» и критический элемент «Водомерный узел» плохо настроена и вход к указанным элементам не фиксирует. В случае невозможности подлежащей настройки необходимо установить новую или перенести текущую камеру видеонаблюдения (САМ 08). Отсутствует камера направленная на критический элемент «Электрощитовая» (ВР9). Отсутствует камера в помещении «Музыкальный зал». Также напольное покрытие всех помещений детского сада на всех этажах здания отдельно горючим линолеумом, сертификат (КМ2) на который отсутствует. Документы на положение линолеума во всех помещениях детского сада отсутствуют.

Система видеонаблюдения в школах организовывается в целях формирования их информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, направленной на обеспечение комплексной безопасности. Основными задачами системы видеонаблюдения являются:

- создание условий для обеспечения безопасности участников образовательного процесса, в том числе принятие своевременных мер по оказанию им помощи и их защите в случае возникновения нештатных и чрезвычайных ситуаций;

- обеспечение антитеррористической защиты участников образовательного процесса в школе, охраны порядка и безопасности;

- видеофиксация возможных противоправных действий, которые могут нанести вред здоровью и жизни участникам образовательного процесса, а также имуществу школы (п. п. 1, 2 Приложения N 3 к Методическим рекомендациям по реализации мероприятий по развитию информационно-телекоммуникационной инфраструктуры объектов общеобразовательных организаций и обеспечивающих достижение результата федерального проекта в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Информационная инфраструктура" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации", утв. Распоряжением Минпросвещения России от 15.11.2019 N Р-116 (далее - Методические рекомендации Минпросвещения России)).

При определении мест установки видеокамер рекомендуется обеспечить:

- минимизацию "слепых" зон сцен обзора видеокамер;

- использование минимально необходимого количества видеокамер для контроля;

- сцены обзора не должны перекрываться оптически непрозрачными препятствиями, мешающим обзору (п. 7 Приложения N 3 к Методическим рекомендациям Минпросвещения России).

Как следует из пояснений представителей МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 33 г. Владивостока», администрации г. Владивостока, Управления по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. Владивостока, камеры видеонаблюдения установлены, в том числе, направленные на элементы «Электрощитовая», «Тепловой узел», «Водомерный узел». Данные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела фотографиями, из которых видно, что камеры размещены с учетом необходимости обеспечения непрерывного видеонаблюдения уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), установленные видеокамеры направлены и обеспечивают контроль за элементы «Электрощитовая», «Тепловой узел», «Водомерный узел».

Ремонт системы видеонаблюдения в МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 33 г. Владивостока» обеспечивается в соответствии с контрактом № 1608/22 от 31 августа 2022 года.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований прокурора в части возложения обязанности оборудовать объект системой видеонаблюдения и произвести финансирование.

Разрешая исковые требования в части возложения обязанности произвести замену покрытия полов и финансирование, суд приходит к выводу о наличии оснований для их удовлетворения в силу следующего.

В силу ч. 1 ст. 134 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» строительные материалы применяются в зданиях и сооружениях в зависимости от их функционального назначения и пожарной опасности.

В помещениях зданий дошкольных образовательных организаций класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 не допускается применять декоративно-отделочные материалы с более высокими показателями пожарной опасности, чем Г1, В2, Д2, Т2, и покрытия полов с более высокими показателями пожарной опасности, чем В2, Д2, Т2, РП1 (ч. 7 ст. 134 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).

Поскольку ответчиками не представлено доказательств соответствия покрытия пола в МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 33 г. Владивостока» обязательным требованиям законодательства, устанавливающим класс пожарной безопасности применяемых материалов, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в части возложения обязанности произвести замену покрытия полов во всех помещениях здания.

В соответствии со ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов), органов публичной власти федеральной территории или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

Муниципальное задание для бюджетного учреждения формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя в силу положений п. 3 ст. 69.2 БК РФ, п. 3 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Согласно Уставу МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 33 г. Владивостока», размещенному на официальном сайте МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 33 г. Владивостока» учредителем и собственником имущества учреждения является Владивостокский городской округ в лице администрации г. Владивостока. Функции и полномочия учредителя от имени администрации г. Владивостока осуществляется уполномоченным органом, обладающим полномочиями главного распорядителя бюджетных средств в отношении учреждения (п. 1.6 Устава).

Поскольку администрация г. Владивостока является учредителем МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 33 г. Владивостока», а также учитывая, что администрация г. Владивостока является ответственным органом за формирование бюджета муниципального образования, суд полагает, что требования прокурора г. Владивостока о возложении обязанности на администрацию г. Владивостока обеспечить финансирование мероприятий по замене покрытия полов подлежат удовлетворению.

В соответствии ст. 206 ГПК РФ суд признает возможным установить администрации г. Владивостока трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 33 г. Владивостока» - трехмесячный срок исполнения решения суда со дня получения финансирования со стороны администрации г. Владивостока.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора г. Владивостока в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, к администрации г. Владивостока, МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 33 г. Владивостока» о возложении обязанности удовлетворить в части.

Обязать МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 33 г. Владивостока» в течение 3 месяцев после доведения лимитов бюджетных обязательств произвести замену покрытия полов во всех помещениях объекта в здании по адресу: <...>, на покрытие, отвечающее требованиям пожарной безопасности.

Обязать администрацию г. Владивостока в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование мероприятий по замене покрытия полов во всех помещениях объекта в здании по адресу: <...>, на покрытие, отвечающее требованиям пожарной безопасности.

Исковые требования в части возложении обязанности по оборудованию объекта системой видеонаблюдения и финансированию работ по оборудованию объекта системой видеонаблюдения оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд г. Владивостока в течении месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Н.В. Бакшина