ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1852/2021 от 22.06.2021 Октябрьского районного суда г. Томска (Томская область)

...

70RS0003-01-2021-003179-82

2-1852/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 июня 2021 года Октябрьский районный суд г.Томска в составе:

председательствующего судьи Бессоновой М.В.,

при секретаре Арышевой А.О.,

с участием истца Конева А.В.

помощник судьи Рейхерт М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске гражданское дело по иску Конева Алексея Владимировича к Акционерному обществу «Авиакомпания «Сибирь» о взыскании стоимости затрат на билеты, неустойки, компенсации морального вреда,

установил:

Конев А.В. обратился в суд с иском к АО «Авиакомпания «Сибирь» о взыскании стоимости затрат на билеты, неустойки, компенсации морального вреда.

В обоснование иска указано, что 21.09.2020 истец приобрел у ответчика билеты по направлению «Новосибирск – Бухара» и на обратный рейс по направлению «Бухара – Новосибирск» с оплатой полной стоимости перелета в размере 24985 руб. 11.11.2020 истец вылетел рейсом ответчика по направлению «Новосибирск – Бухара». 16.11.2020, находясь на территории Республики Узбекистан получил смс-извещение от ответчика и сообщение на свою электронную почту о том, что ответчик от выполнения договора перевозки в части выполнения рейса S7 5564 18.11.2020 по направлению «Бухара – Новосибирск» отказывается одностороннем порядке. В качестве альтернативы был предложен только возврат денежных средств за билет по направлению «Бухара – Новосибирск». Предложений о замене на другой доступный рейс по этому направлению либо какой-либо альтернативный маршрут не поступало. В связи с угрозой распространения короновирусной инфекции указанные рейсы были отменены ответчиком в одностороннем порядке, без учета мнения истца и встречного согласия, в связи с чем истец был лишен возможности использовать свой приобретенный билет. Односторонний отказ ответчика о авиаперевозке поставили истца под угрозу уголовного преследования со стороны властей Республики Узбекистан (по ст. 195 и ст. 257 (1) УК Республики Узбекистан), угрозу административной ответственности за нарушение сроков регистрации иностранных граждан, более того, ответчик своими действиями вынудил истца самостоятельно решать вопрос о возвращении в РФ. Единственным альтернативным рейсом для возвращения в РФ был рейс по направлению Ташкент, Стамбул, Москва и трех перелетов: Рейс ТК-371 (авиакомпания Турецкие Авиалинии) по направлению «Ташкент – Стамбул» - 19.11.2020; Рейс 417 (авиакомпания Турецкие Авиалинии) по направлению «Стамбул – Москва» 19.11.2020. Общая стоимость затрат – 44503 руб. Рейс DP-443 (авиакомпания Победа) по направлению «Москва – Новосибирск» 19.11.2020, на сумму 2948 руб. Из-за односторонней отмены рейса по направлению «Бухара - Новосибирск» истец понес убытки на приобретение других билетов для возврата на территорию РФ в общей сумме 47451 руб. Ответчике вместо возмещения понесенных истцом расходов, выписал виртуальный сертификат на сумму 13605 руб., на приобретение иного билета по другим направлениям. По мнению истца, поскольку ответчик не исполнил обязательства по договору перевозки, в одностороннем порядке расторг договор перевозки, возвратил путем выдачи сертификата денежные средства в размере 13605 руб., истец вынужден был по вине ответчика понести расходы на приобретение других билетов для возвращения на территорию РФ в размере 47451 руб., следовательно, на ответчике лежит обязанность по возмещению затрат в размере 33846 руб. Истец направил ответчику претензию которая была оставлена без удовлетворения, следовательно, истец имеет право на взыскание неустойки. Неправомерными действиями ответчика истцу причинен моральный вред, который он оценил в размере 15000 руб.

Просит взыскать с ответчика стоимость затрат на авиабилеты в размере 33846 руб., неустойку в размере 122860 руб., которую просит начислять из расчета 3% от суммы оказанной услуги до момента фактического исполнения решении суда, компенсацию морального вреда в размере 15000 руб., штраф,

Ответчик АО «Авиакомпания «Сибирь» своего представителя в суд не направил, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. Представил письменные возражения, в которых указано, что просят дело рассмотреть в отсутствие своего представителя. Доводы письменного отзыва сводятся к тому, что оснований для удовлетворения требований не имеется, так как ответчик был вынужден отменить рейс S75564 18.11.2020 по направлению «Бухара - Новосибирск», связи с введением властями РФ и Республики Узбекистан ограничений на международную воздушную перевозку в связи с угрозой короновирусной инфекции. Истец был заблаговременно извещен об отмене рейса – 16.11.2020. Рейс S75564 18.11.2020 был отмене ответчиком по независящим от него чрезвычайным обстоятельствам, что в силу ст. 401 ГК РФ (ст. 13,14 Закона «О защите прав потребителей») освобождает его от ответственности. Ответчик не имел возможности предложить истцу альтернативную перевозку, поскольку из Узбекистана не выполнялись перевозки ни одной Российской авиакомпанией. 19.11.2020 ответчиком денежные средства за неиспользованный билет в размере 13605 руб. были возвращены путем выдачи сертификата, что свидетельствует о возврате ответчиком истцу денежных средств за неиспользованный билет по направлению «Бухара – Новосибирск», Исходя из изложенного, понесенные истцом убытки в размере 33846 руб., были понесены им не по вине ответчика, и, как следствие, не имеется оснований для их взыскания с ответчика в пользу истца, как и не имеется оснований для взыскания неустойки, компенсации морального вреда и штрафа. Причем неустойка превышает стоимость понесенных истцом затрат, что не предусмотрено ст. 28 Закона «О защите прав потребителей». В обоснование позиции об отказе в удовлетворении требований, ссылается на положения постановления Правительства РФ № от 06.07.2020, которое определило, что денежные средства подлежат возврату пассажиру по истечение 3х лет с даты отправления рейса, указанного в билете.

Суд на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Истец в процессе настаивал на удовлетворении требований по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что приобрел на 15.04.2020 и 22.04.2020 билеты по направлению «Новосибирск – Бухара» и обратно «Бухара – Новосибирск» 11 марта 2020 года. 16.03.2020 ответчик уведомил об отмене рейса «Бухара – Новосибирск» письмом на его электронную почту. Он оформил заявку на возврат денежных средств, их вернули путем выдачи сертификата в апреле 2020 года. Когда в сентябре 2020 года стали открывать страны, появились рейсы по направлению «Новосибирск – Бухара» и обратно, и он приобрел билеты на 11.11.2020 и на 18.11.2020 по направлению «Новосибирск – Бухара» и «Бухара – Новосибирск», данные билеты были оплачены за полную стоимость с использованием выданного ему ранее сертификата за отменные рейсы 15.04.2020 и 22.04.2020. 11.11.2020 вылетел рейсом в из Новосибирска в Бухару, находился все время в г. Дыждыван. 16.11.2020 получил уведомление об отмене рейса 18.11.2020 по направлению «Новосибирск – Бухара», причины отмены рейса сообщены не были, альтернативный маршрут предложен не был, было предложено только возвратить денежные средства за билет путем выдачи на сумму стоимости билета сертификата в размере 13605 руб. Данный сертификат на указанную сумму он принял. Он связался с посольством РФ в г. Ташкенте, что ему необходимо выехать из Республики Узбекистан, так как заканчивался срок визы, ему, было, предложено вылетит Уральскими авиалиниями 24.11.2020, однако он решил вылететь ранее, чем 24.11.2020, так как 20.11.2020 у него заканчивалась регистрация. Пришлось лететь по направлению Ташкент – Стамбул - Москва, потому что другим рейсом он бы не выехал, этот билет он приобрел по интернету, вылетел 19.11.2020. Сертификатом не воспользовался, так как турецкие авиалиния не принимают сертификаты, сейчас может использовать данный сертификат. Рейсы из Узбекистана в ноябре 2020 года осуществлялись авиакомпаниями Аэрофлот, Уральские авиалинии, у ответчика рейсов не было. Считает неустойку с момента обращения с претензией к ответчику, но не получил от них ответа и неустойка подлежит взысканию в соответствии с законом исходя из суммы убытков в размере 33846 руб.

Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд оснований для удовлетворения требований не находит исходя из следующего.

Согласно п. 1 ст. 1 Закона РФ от 07.02.1993 № 2300-1 «О защите прав потребителей» отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Правоотношения сторон по договору перевозки регулируются Воздушным кодексом РФ и Законом «О защите прав потребителей».

В соответствии с ч.1 ст.784 ГК РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

В соответствии с пунктами 1,2 ст. 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией. Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами, кодексами и иными законами.

В пунктах 1,2 ст. 790 ГК РФ указано, что за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

Согласно пунктам 1, 1.1 ст. 103 Воздушного кодекса РФ по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае сдачи пассажиром воздушного судна багажа обязуется доставить багаж в пункт назначения и выдать пассажиру воздушного судна или управомоченному им на получение багажа лицу пассажир вправе заключить с перевозчиком договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, или договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира. Перевозчик или уполномоченное им лицо обязаны информировать пассажира об условиях договора воздушной перевозки пассажира, в том числе об условии о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира или невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, а также об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы до заключения договора воздушной перевозки пассажира. Порядок информирования пассажиров об условиях договора воздушной перевозки пассажира, в том числе об условии о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира или невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, а также об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы устанавливается федеральными авиационными правилами. В случае непредставления информации об условиях договора воздушной перевозки пассажира, в том числе об условии о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира или невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, а также об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку пассажира провозной платы перевозчик или уполномоченное им лицо несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Часть 2 статьи 105 Воздушного кодекса РФ предусматривает, что договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза или договор воздушной перевозки почты удостоверяется соответственно билетом и багажной квитанцией в случае перевозки пассажиром багажа, грузовой накладной, почтовой накладной.

На основании ч.1 ст.793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

Согласно п. 37 Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, утвержденных Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82 (ред. от 15.09.2020), при оплате и/или оформлении перевозки перевозчик или уполномоченный агент обязан предоставить пассажиру достоверную и полную информацию об условиях перевозки, в том числе информацию: указанную в оформленном перевозочном документе; об условиях договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о нормах бесплатного провоза багажа в случае заключения пассажиром договора воздушной перевозки пассажира, предусматривающего норму бесплатного провоза багажа, нормах провоза ручной клади, включая провоз вещей, указанных в пункте 135 настоящих Правил, предметах и вещах, запрещенных к перевозке, условиях перевозки багажа, условиях перевозки товаров, приобретенных в стерильной зоне аэропорта; об условиях применения тарифа включая информацию об условиях возврата (невозврата) уплаченной за перевозку провозной платы; о правилах перевозчика; о перевозчике, который будет фактически осуществлять перевозку; о способе проезда до аэропорта отправления; о месте и времени начала и окончания регистрации на рейс; об общих требованиях, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным контролем, предусмотренным законодательством Российской Федерации; о правилах и порядке проведения предполетного и послеполетного досмотра пассажиров и багажа; об условиях обслуживания на борту воздушного судна; о типе воздушного судна.

В судебном заседании установлено, что истцом 21.09.2020 для себя у АО Авиакомпания «Сибирь» были приобретены авиабилеты на международный рейс по направлению «Новосибирск – Бухара» на 11.11.2020 рейс S7 5563 и обратно «Бухара – Новосибирск» рейс S7 5564, общей стоимостью 24985 руб.

Как указано в письменном отзыве ответчика, что подтвердил истец в процессе авиабилет по указанному правлению был оплачен истцом не денежными средствами, а сертификатом №MQDQKV8, который был оформлен ответчиком на имя истца, в связи с возвратом авиабилетов 4212415302111 (стоимостью 26080 руб.) приобретенного 11.03.2020 на рейс 15.04.2020/22.04.2020 Новосибирск – Бухара и обратно Бухара – Новосибирск, что также подтверждается маршрутной квитанцией с номером заказа №М4VJ67M, в которой указано, что был использован сертификат №MQDQKV8.

Истцом было указано, что 11.11.2020 он вылетел рейсом S7 5563 по направлению «Новосибирск – Бухара», что подтверждается маршрутной квитанцией и посадочными талонами.

Истец указывает на то, что именно по вине ответчика он понес убытки в данном размере, поскольку в связи с отменой рейса S7 5564 18.11.2020 по маршруту Бухара – Новосибирск и истечением его визы он был вынужден приобрести авиабилеты по маршруту Ташкент – Стамбул – Москва – Новосибирск у двух авиакомпаний Турецкие авиалинии и Победа, так как иного альтернативного маршрута для возврата на территорию РФ не имелось, и, ответчик не извещал о причинах отмены рейса, иного маршрута для возврата на территорию РФ не предлагал.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждения к исполнению обязанности в натуре, возмещения убытков и др.

Таким образом, в силу закона, защите подлежит лишь реально существующее в настоящее время право, которое должно быть связано с виновными действиями ответчика.

Согласно ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В силу части 1 статьи 314 ГК РФ, если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода.

В силу Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции к 19 марта 2020 г. на всей территории Российской Федерации введен режим повышенной готовности.

При указанных обстоятельствах в соответствии со статьей 107.2 Воздушного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации утвердило Положение, которое устанавливает особенности исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе право перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также порядок и сроки возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, повлекших ограничение международного и (или) внутреннего воздушного сообщения.

Реализуя дискреционные полномочия, Постановлением Правительства РФ 06.07.2020 N 991 утверждено Положение об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части» (ред. от 31.08.2020, далее Положение №991).

В соответствии с пунктом 2 Положения № 991, данный документ вступает в силу с даты официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru – 07.07.2020) и применяется к договорам, подлежащим исполнению с 01.01.2020 по международным воздушным перевозкам с КНР, с 18.03.2020 - по всем внутренним и иным международным воздушным перевозкам, заключенным до 01.05.2020.

Договор перевозки, заключенный с истцом подлежал исполнению 18.11.2020, в связи с чем суд применяет указанное правовое регулирование к правоотношениям сторон.

В соответствии с п. 76 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных Приказом Минтранса Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 82, перевозчик вправе отменить, задержать рейс, указанный в билете, грузовой накладной, произвести замену типа воздушного судна, изменить маршрут перевозки, если этого требуют условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией.

Согласно поручению Правительства Российской Федерации N ТГ-П12-2111 от 20.03.2020 с 00:00 часов по московскому времени 23 марта 2020 года вводится временное ограничение на осуществление пассажирских авиаперевозок с территории Российской Федерации на территорию иностранных государств, за следующим исключением: в т.ч. Узбекистан – Ташкент.

Согласно информации Правительства РФ от 25.03.2021 авиасообщения, в том числе, с Республикой Узбекистан, были возобновлены с 01.04.2021.

Как указано ответчиком в письменном отзыве, что не было оспорено истцом в судебном заседании, рейс S7 5564 18.11.2020 по маршруту Бухара – Новосибирск был отмене из-за чрезвычайных обстоятельств – закрытие границ и авиасообщений между РФ и Республикой Узбекистан из-за распространения короновирусной инфекции и ответчик не имел возможности предложить истцу иной маршрут, так как им вообще в указанный период не осуществлялись авиаперевозки с Республикой Узбекистан.

Как указано истцом о том, что рейс отменяется, он узнал 16.11.2020 из смс-извещения и электронного письма, направленного ответчиком 16.11.2020 на адрес его электронной почты.

Согласно письму, направленному ответчиком истцу на адрес его электронной почты – 16.11.2020, АО Авиакомпания «Сибирь» извещает Конева Алексея о том, что его рейс S7 5564 18.11.2020 по маршруту Бухара – Новосибирск отменен. Указана инструкция по возврату денежных средств.

Из представленной маршрутной квитанции, информации о маршруте истцом 17.11.2020 были приобретены билеты по направлению 19.11.2020 Ташкент – Стамбул - Москва перевозчик Турецкие авиалинии, стоимостью 44503 руб., что подтверждается выпиской по счету банковской карты от 30.11.2020. Также был приобретен билет 17.11.2020 по направлению Москва – Новосибирск перевозчик авиакомпания «Победа» стоимостью 2948 руб., что следует из информации об операции от 20.03.2021.

Посадочными талонами подтверждается, что 19.11.2020 истцом был осуществлен по приобретенным билетам 17.11.2020 перелет по направлению Ташкент – Стамбул – Москва – Новосибирск, двумя авиакомпаниями Турецкие авиалинии и «Победа».

Истец в судебном заседании пояснил (в силу ст. 55 ГПК РФ данное пояснение является доказательством по делу), что в посольстве РФ в Республике Узбекистан ему было предложено вылететь из Ташкента 24.11.2020 авиакомпанией Уральские авиалинии, однако, истец от данного предложения отказался, причем указал, что были рейсы также у авиакомпаний Аэрофлот, однако услугами данных авиакомпаний он не воспользовался, выбрал иной - сложный маршрут для возврата на территории РФ.

Каких-либо доказательств того, что он был лишен возможности вылететь именно российскими авиакомпаниями не представил, доказательств того, что на 24.11.2020 его виза в Республике Узбекистан прекращала свое действие, в связи с чем был лишен возможности вылететь именно 24.11.2020, как было ему предложено в посольстве РФ в Республике Узбекистан.

Как и не представлено доказательств того, что в отношении него имело место уголовное и административное преследование со стороны органов внутренних дел Республики Узбекистан, в связи чем ему необходимо было немедленно покинуть пределы данной Республики.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу ч. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Согласно п. 4 ст. 13 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) освобождается от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом.

В п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" указано, что при разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере) (п. 4 ст. 13, п. 5 ст. 14, п. 5 ст. 23.1, п. 6 ст. 28 Закона о защите прав потребителей, ст. 1098 ГК РФ).

Как разъяснено в вопросе №5 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020), если в условиях распространения новой коронавирусной инфекции будут установлены обстоятельства непреодолимой силы по правилам пункта 3 статьи 401 ГК РФ, то необходимо учитывать, что наступление таких обстоятельств само по себе не прекращает обязательство должника, если исполнение остается возможным после того, как они отпали (пункт 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 г. N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств"). В этом случае должник не несет ответственности за просрочку исполнения обязательства, возникшую вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы, а кредитор не лишен права отказаться от договора, если вследствие просрочки, возникшей в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы, он утратил интерес в исполнении. При этом должник не отвечает перед кредитором за убытки, причиненные просрочкой исполнения обязательств вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401, пункт 2 статьи 405 ГК РФ).

Порядок и сроки и сроки возврата провозной платы при угрозе возникновния и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайных ситуаций на всей территории Российской Федерации определяется на основании Постановления Правительства РФ от 06.07.2020 N 991 (ред. от 31.08.2020) "Об утверждении Положения об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части"

Согласно п.5 «Положения об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира» в случаях, указанных в подпункте "б" пункта 3 и пункте 4 настоящего Положения, обязательство перевозчика перевезти пассажира в пункт назначения, указанный в билете, прекращается, при этом перевозчик обязан в течение 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, принять сумму оплаченной провозной платы в счет оплаты услуг по воздушной перевозке (в том числе по другим маршрутам воздушной перевозки) и дополнительных услуг перевозчика. Пассажир вправе для оплаты указанных услуг перевозчика использовать часть суммы оплаченной провозной платы или использовать сумму полностью, а в случае ее недостаточности доплатить денежными средствами. Перевозчик не вправе устанавливать ограничения по принятию суммы оплаченной провозной платы в счет оплаты услуг по воздушной перевозке пассажира, связанные с маршрутом или датой воздушной перевозки, при наличии в продаже билетов на выбранные пассажиром дату и маршрут воздушной перевозки. Порядок обращения пассажира за оказанием указанных услуг определяется правилами перевозчика.

Как следует из пункта 6 Положения, денежные средства, не использованные для оплаты услуг, указанных в пункте 5 настоящего Положения, подлежат возврату пассажиру по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, если иной срок возврата не установлен пунктом 10 настоящего Положения.

В соответствии с пунктом 10 Положения, денежные средства, указанные в пункте 6 настоящего Положения, возвращаются по заявлению пассажира, поданному по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете.

Ответчиком денежные средства были возвращены истцу за несостоявшийся рейс S7 5564 18.11.2020 по маршруту Бухара – Новосибирск в сумме 13605 руб. путем выдачи сертификата MR3V4VW, действительным до 11.11.2023.

Как указал истец в процессе, он возврат денежных средств в размере 13605 руб. принял путем получения данного сертификата, данным сертификатом не воспользовался. Законодателем такое поведение пассажира квалифицируется в качестве прекращения договора перевозки по инициативе пассажира.

С учетом установленных по делу обстоятельств, суд исходит из отсутствия доказательств вины ответчика в причинении убытков истцу, связанных с оплатой новых авиабилетов по направлению Ташкент – Стамбул – Москва – Новосибирск, поскольку как установлено судом, рейс S7 5564 18.11.2020 по маршруту Бухара – Новосибирск, был отменен ответчиком в связи с соответствующими ограничениями, введенными Правительством РФ по причине распространения коронавирусной инфекции, авиасообщения между странами, в том числе с Республикой Узбекистан были отменены в связи с закрытием границ Республикой Узбекистан, надлежащее исполнение ответчиком своих обязательств оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Таким образом, судом не установлена вина ответчика в понесенных истцом расходов на приобретение новых билетов для возврата на территорию РФ.

Поскольку при рассмотрении дела не нашли подтверждения обстоятельства того, что убытки в виде затрат на приобретение новых авиабилетов были понесены истцом по вине ответчика, оснований для удовлетворения требований не имеется.

Правовых оснований для удовлетворения исковых требований о компенсации морального вреда не имеется, поскольку доказательств, подтверждающих факт причинения истцу нравственных или физических страданий действиями (бездействием) ответчика, нарушающими имущественные права истца или личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие истцу другие нематериальные блага суду не представлено.

Поскольку в удовлетворении первоначальных требований истца отказано, не имеется оснований и для удовлетворения производных требований о взыскании неустойки и штрафа в соответствии с Законом "О защите прав потребителей".

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Конева Алексея Владимировича к Акционерному обществу «Авиакомпания «Сибирь» о взыскании стоимости затрат на авиабилеты в размере 33846 руб., неустойки в размере 122860 руб., которая подлежит начислению из расчета 3% от суммы оказанной услуги до момента фактического исполнения решении суда, компенсации морального вреда в размере 15000 руб., штрафа, ОТКАЗАТЬ.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Октябрьский районный суд города Томска в течение одного месяца.

...

...

...

...

Судья: ...

...

...

...