ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1853/20 от 10.03.2020 Красногорского городского суда (Московская область)

УИД 50RS0021-01-2019-002549-31 № 2-1853/20

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Красногорск,

Московская область 10 марта 2020 г.

Красногорский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Суручану Д.И.,

при секретаре Сиваткине С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1853/20 по исковому заявлению Министерства имущественных отношений <адрес> к ФИО2 о взыскании платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, суд,

УСТАНОВИЛ:

Министерство имущественных отношений <адрес> (далее также – Министерство, Минмособлимущество) обратилось в Красногорский городской суд <адрес> к ФИО2 с иском о взыскании платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:33:0000000:90062 площадью 750 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>,
<адрес>, с «для приусадебного пользования» на «для ведения личного подсобного хозяйства», принадлежащего на праве собственности ФИО2, в размере 92 778,75 руб.

В обоснование заявленных требований Министерство указало на то, что на основании правил землепользования и застройки по заявлению ответчика от ДД.ММ.ГГГГ был изменен вид разрешенного использования (далее также – ВРИ) принадлежащего ему спорного земельного участка с «для приусадебного пользования» на «для ведения личного подсобного хозяйства». Истец, являясь уполномоченным на то органом, на основании письма филиала ФБУ «ФКП Росреестра» по <адрес>
от ДД.ММ.ГГГГ № исх. 01-45/4110 об изменении вида разрешенного использования земельного участка ответчика, осуществил расчет платы за изменение вида разрешенного использования испрашиваемого земельного участка и направил в адрес ответчика уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости внесения платы в размере 92 778,75 руб., которое вернулось в Минмособлимущество. Поскольку плата за изменение ВРИ земельного участка не поступила в бюджет <адрес>, Минмособлимущество направило в адрес ФИО2 претензию от ДД.ММ.ГГГГ, в ответ на которую от ответчика в адрес Минмособлимущество ответа не поступило. Истец считает, что досудебный порядок урегулирования спора соблюден. До настоящего времени плата за изменение ВРИ земельного участка в бюджет <адрес> не поступила. Таким образом, Минмособлимущество вынужденно обратиться в суд с целью защиты имущественных прав и законных интересов <адрес>.

Представитель истца – ФИО5, в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, просил об их удовлетворении.

Суд принял меры к извещению сторон и в силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - ГПК РФ), исходя из того, что реализация участниками гражданского оборота своих прав не должна нарушать права и законные интересы других лиц, а также учитывая сроки рассмотрения гражданских дел, установленные п.1 ст. 154 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело при данной явке в отсутствие неявившегося ответчика, извещенного о месте и времени слушания дела, не сообщившего суду о причинах неявки, не просившего рассмотреть дело в свое отсутствие, в порядке заочного производства.

Суд, изучив и проанализировав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно п. 1 ст. 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из данного кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Ст. 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципом самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий.

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. 05 апреля 2013 г. № 43-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации – городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон от 05 апреля 2013 г. № 43-ФЗ; Закон № 43-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с присоединением в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. № 560-СФ «Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью» с 1 июля 2012 г. к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий.

Статьей 22 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 43-ФЗ определены особенности изменения видов разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, в границах Московской области и находящихся в собственности физических лиц или юридических лиц, а также установлена платность изменения вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в частной собственности, в границах города федерального значения Москвы и в границах Московской области.

Условия и порядок внесения собственниками земельных участков, расположенных в границах Московской области, платы за изменение видов разрешенного использования таких земельных участков устанавливаются законом субъекта Российской Федерации - законом Московской области
(ч. 4 ст. 22 Закона № 43-ФЗ).

Порядок внесения платы за изменение вида разрешенного использования земельных участков, расположенных на территории Московской области, установлен статьей 5.1 Закона Московской области от 07 июня 1996 г. № 23/96-03 «О регулировании земельных отношений в Московской области» (далее также – Закон МО о регулировании земельных отношений, Закон № № 23/96-03), а также принятым на основании указанной статьи постановлением Правительства Московской области
от 31 декабря 2013 г. № 1190/57 «Об утверждении Порядка определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, и Перечня видов объектов капитального строительства, имеющих важное социально-экономическое значение для развития Московской области» (далее также – Порядок).

Плата взимается при изменении вида разрешенного использования на основании, в том числе правил землепользования и застройки (ч. 9, 12 ст. 5.1 Закона № 23/96-03). Плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка подлежит зачислению в бюджет Московской области по нормативу сто процентов ( ч.19 ст. 5.1 Закона № 23/96-03).

В соответствии с пунктами 13.36.1, 13.36.2 Положения о Министерстве имущественных отношений Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 29 октября 2007 г.
№ 842/27, органом, уполномоченным на осуществление расчета размера платы за изменение вида разрешенного использования земельных участков и уведомление собственников о размере указанной платы, является Министерство имущественных отношений Московской области (Минмособлимущество).

Как усматривается из материалов дела, ответчику, на праве собственности, принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:33:0000000:90062 площадью 750,00 кв.м., расположенный по адресу: <...>.

В соответствии с уведомлением филиала ФБУ «ФКП Росреестра» по Московской области от 01 ноября 2018 г. № исх. 01-45/4110, на основании утвержденных правил землепользования и застройки подтверждено изменение вида разрешенного использования указанного земельного участка с «для приусадебного пользования» на «для ведения личного подсобного хозяйства» (л.д. 9-10).

Ч. 12 ст. 5.1 Закона МО о регулировании земельных отношений установлено, что размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с правилами землепользования и застройки определяется с учетом разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным видом разрешенного использования земельного участка на день подачи заявления собственника земельного участка о внесении в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений и кадастровой стоимостью земельного участка с видом разрешенного использования, измененным на основании правил землепользования и застройки, и наличия (отсутствия) утвержденных проекта планировки территории, проекта межевания территории, градостроительного плана земельного участка. Порядок определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка устанавливается Правительством Московской области.

Согласно п.3 Порядка размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка определяется по формуле
Pn=C x ((KC2-KC1)+У, которая включает такие переменные, как размер платы за изменение ВРИ (Pn ); ставка для расчета платы за изменение вида разрешенного использования, установленная постановлением Правительства Московской области № 1190/57 (C); кадастровая стоимость земельного участка на дату обращения (KC); кадастровая стоимость земельного участка с измененным в установленном порядке ВРИ, начиная с 01 января 2014 г. исчисляется по каждому случаю изменения ВРИ земельного участка отдельно (KC2); разница между кадастровыми стоимостями земельного участка (У).

Как установлено судом, на основании правил землепользования и застройки по заявлению ответчика от 27 июня 2018 г. был изменен вид разрешенного использования, однако размер кадастровой стоимости не изменился. Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию
на 27 июня 2018 г., а также по состоянию на 31 декабря 2018 г. составляет 927 787,50 руб., тем самым показатели KC1 и KC2 равнозначны, что подтверждается выписками из ЕГРН (л.д. 21-22).

В соответствии с п. 6 Порядка в случае, если при изменении ВРИ земельного участка значения KC1 и KC2 равнозначны, размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка устанавливается в размере 10% от значения KC2.

Таким образом, размер платы за изменение ВРИ земельного участка составляет: Pn=10% x 927 787,50 руб. = 92 778,75 руб.

Минмособлимущество на основании вышеназванных актов осуществило расчет платы за изменение ВРИ и направило ответчику уведомление
от 04 июля 2019 г. № исх-16613, в котором указало, что размер платы за изменение ВРИ составляет 92 778,75 руб.

Согласно ч. 15 ст. 5.1 Закона № 23/96-03 собственник земельного участка считается уведомленным о размере платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка со дня получения уведомления о размере платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка или со дня возврата уполномоченному органу заказного письма.

В соответствии с ч. 16 ст. 5.1. Закона № 23/96-ОЗ собственник земельного участка обязан внести плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка в 30-дневный срок со дня получения вышеназванного уведомления.

Поскольку плата за изменение ВРИ земельного участка не поступила в бюджет Московской области, Минмособлимущество направило в адрес ФИО2 претензию от ДД.ММ.ГГГГ, в ответ на которую от ответчика в адрес Минмособлимущество ответа не поступило.

Оценив в совокупности представленные по делу доказательства по правилам ст. ст. 12, 56, 67 ГПК РФ, проверив представленный истцом расчет, учитывая, что ФИО6 было реализовано свое право на изменение вида разрешенного использования земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности, а именно изменен вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка на основании правил землепользования и застройки, предусмотренная в соответствии ст. 5.1 Закона -ОЗ плата за изменение ВРИ в бюджет <адрес> не внесена, а также то, что доказательств обратного ответчиком представлено не было, в добровольном порядке задолженность не погашена, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения искового заявления Министерства о взыскании платы с ФИО7 в пользу Минмособлимущества за изменение вида разрешенного использования земельного участка в размере 92 778,75 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования удовлетворить.

Взыскать с ФИО2 в пользу Министерства имущественных отношений <адрес> плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:33:0000000:90062, расположенному по адресу: <адрес>, район Ступенский, <адрес>, в размере 92 778,75 руб.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья подпись Д.И. Суручану