ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1853/2022 от 08.08.2022 Трусовского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

8 августа 2022 года

Трусовский районный суд в составе председательствующего судьи Мухтаровой Д.Г., при помощнике судьи ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Астраханского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний ФИО4 по , Управлению Федеральной службы исполнения наказаний ФИО4 по , Федеральной службе исполнения наказаний ФИО4 о понуждении совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Астраханский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ФКУ ИК-8 ФИО2 по АО, ФИО2 по АО о понуждении совершить определенные действия, в обоснование заявленных требований указал, что Астраханской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в мае 2021 года проведена проверка исполнения администрацией ФКУ ИК-8 ФИО2 по АО требований уголовно-исполнительного законодательства, в ходе которой выявлены нарушения требований ст. 99 УИК РФ, требований СП 308.1325800.2017 «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы»: в помещении швейного цеха на потолке подтеки от дождя - необходим ремонт кровли и устранение дефектов внутренней отделки потолка, в помещении раскройного цеха полиэтилена необходимо проведение ремонтных работ - имеются дефекты внутренней отделки стен, потолка, следы подтеков, в помещении столярного цеха существенные дефекты внутренней отделки стен, в туалете промышленной зоны столярного участка отсутствуют кабинки, двери - есть только перегородки между двумя зонами около 50 см. в высоту, имеются существенные дефекты внутренней отделки стен, потолка, пола. Ранее проведенной проверкой ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений закона в деятельности ФКУ ИК-8 ФИО2 по . Вышеуказанные нарушения закона не устранены по причине отсутствия финансовых средств, и негативно сказываются на условиях отбывания наказания осужденными и создает препятствие для их дальнейшего исправления. На основании изложенного, истец просил возложить на ФКУ ИК-8 ФИО2 по в течение 6 месяцев с даты финансирования ФИО2 по обязанность в помещении швейного цеха провести ремонт кровли и устранить дефекты внутренней отделки потолка; в помещении раскройного цеха полиэтилена провести ремонтные работы, устранив дефекты внутренней отделки стен, потолка, следы подтеков; в помещении столярного цеха устранить существенные дефекты внутренней отделки стен.

В судебном заседании Астраханский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ФИО6 иск поддержал по изложенным в нем основаниям.

ФИО2 ответчика ФКУ ИК-8 ФИО2 по АО ФИО7 в судебном заседании исковые требования признала, указав, что ремонтные работы необходимы, однако выделение денежных средств на эти цели не произведено, просила в случае удовлетворения иска, учитывать сроки, что будет способствовать реальному устранению нарушений.

ФИО2 по АО, ФИО3 о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако их ФИО2 в судебное заседание не явились.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской ФИО1, муниципальных образований.

Статьей 2 Конституции РФ закреплено, что права и свободы граждан являются высшей ценностью государства.

Согласно ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном прядке.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 УИК РФ, задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

В соответствии со ст. 296 Гражданского кодекса РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Согласно ч. 3 ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

В силу ст. 99 УИК РФ минимальные нормы материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством РФ.

В п. 3.1, 3.5 Инструкции по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений УИС, утвержденной приказом Минюста ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ N 276, закреплено, что ответственность за техническое состояние и условия эксплуатации зданий и сооружений возлагается на руководство учреждений, на балансе или в ведении которых находятся эти здания и сооружения.

В Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений должны осуществляться санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Учреждение, согласно Уставу ФКУ ИК-8 ФИО2 по , исполняет в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовные наказание в виде лишения свободы, обеспечивает охрану прав, свобод и законных интересов осужденных, созданием осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов, обеспечивает в соответствии с законодательством РФ условия содержания осужденных.

Уставом ФКУ ИК-8 предусмотрено, что непосредственное управление учреждением в соответствии с законодательством Российской Федерации, ведомственными нормативными правовыми актами осуществляет начальник учреждения.

В силу ст. 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

Судом установлено, и из материалов дела следует, что Астраханской прокуратурой по надзору за соблюдением законов исправительных учреждениях в мае 2021 года проведена проверка соблюдения требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации в ФКУ ИК-8 ФИО2 по , по результатам которой в учреждении выявлены нарушения уголовно-исполнительного законодательства в части условий отбывания наказания, а также материально-бытового обеспечения осужденных.

Проверкой выявлены нарушения требований ст. 99 УИК РФ, требований СП 308.1325800.2017 «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы»: в помещении швейного цеха на потолке подтеки от дождя - необходим ремонт кровли и устранение дефектов внутренней отделки потолка; в помещении раскройного цеха полиэтилена необходимо проведение ремонтных работ - имеются дефекты внутренней отделки стен, потолка, следы подтеков; в помещении столярного цеха существенные дефекты внутренней отделки стен; в туалете промышленной зоны столярного участка отсутствуют кабинки, двери - есть только перегородки между двумя зонами около 50 см. в высоту, имеются существенные дефекты внутренней отделки стен, потолка, пола.

По выявленным нарушениям федерального законодательства спецпрокуратурой внесено представление с требованием об устранении выявленных нарушений действующего законодательства.

Из ответа ФКУ ИК-8 ФИО2 по АО на представление прокурора следует, что ведется работа по составлению сметы для вычисления необходимого количества строительных материалов для проведения ремонтных работ кровли швейного участка, устранения дефектов отделки потолка и стен швейного, раскройного и столярного участков. При поступлении средств на счета внебюджетного финансирования, планируемое время проведения ремонтных работ август 2022 года.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что возложенная на ответчика законом обязанность по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований исполняется ненадлежащим образом, допускается бездействие, чем нарушаются права неопределенного круга лиц (осужденных) на нормальные условия отбывания наказания в исправительном учреждении.

В судебном заседании стороной ответчика вышеуказанные обстоятельства оспорены не были.

Согласно ст. 314 ГК РФ в случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот срок, оно должно быть исполнено в разумный срок после возникновения обязательства.

В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов (часть 1); в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено... (часть 2).

Рассматривая вопрос о сроке исполнения возложенной судом обязанности, суд не может не согласиться со сроком, указанным в иске прокурора для ФКУ ИК-8 ФИО2 по АО - в течение 6 месяцев с даты финансирования ФИО2 по АО. Данный срок, по мнению суда, является разумным. Исходя из объема работ по ремонту помещений, учитывая действующий порядок финансирования казенных учреждений, исходя из сроков и порядка формирования бюджета, суд считает необходимым установить заявленный в иске срок.

ФИО3 является федеральным органом исполнительной власти, а ФИО2 по , ФКУ ИК-8 входят в структуру уголовно-исполнительной системы, государственная пошлина взысканию с ответчиков в данном случае, не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 98, 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Астраханского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний ФИО4 по , Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по , Федеральной службе исполнения наказаний ФИО4 о понуждении совершить определенные действия, удовлетворить.

Возложить на ФКУ ИК-8 ФИО2 по АО в течение 6 месяцев с даты финансирования ФИО2 по обязанность:

- в помещении швейного цеха провести ремонт кровли и устранить дефекты внутренней отделки потолка;

- в помещении раскройного цеха полиэтилена провести ремонтные работы, устранив дефекты внутренней отделки стен, потолка, следы подтеков;

- в помещении столярного цеха устранить существенные дефекты внутренней отделки стен.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Астраханский областной суд через Трусовский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Мухтарова Д.Г.