ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1854 от 10.11.2011 Советского районного суда г. Орска (Оренбургская область)

                                                                                    Советский районный суд г.Орска Оренбургской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Советский районный суд г.Орска Оренбургской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-1854/2011

Решение

Именем Российской Федерации

г. Орск 10 ноября 2011 года

Советский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе председательствующего судьи Ярыгиной Е.Н., при секретаре Назаровой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Орска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к индивидуальному предпринимателю Хоботову В.В. о запрете деятельности по эксплуатации автозаправочных станций,

Установил:

Прокурор Советского района г. Орска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, в котором просил признать незаконной деятельность индивидуального предпринимателя Хоботова В.В. по эксплуатации автозаправочных станций, расположенных по адресам: ***, и запретить эксплуатацию указанных автозаправочных станций в отсутствие инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и их источников, утвержденных проектов нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разработанных паспортов на отходы 1-4 класса опасности, твердых водонепроницаемых покрытий под наземными резервуарами, предназначенными для хранения топлива, ограждающих бортиков высотой 200 мм по всему периметру автозаправочных станций, а также утвержденного проекта строительства автозаправочной станции, расположенной по адресу: ***, получившего положительное заключение государственной экспертизы и разрешения на ввод в эксплуатацию объекта после строительства.

В обоснование иска прокурор указал, что в соответствии с планом на 2 полугодие 2011 года, проведена проверка исполнения природоохранного законодательства при эксплуатации автозаправочных станций, расположенных ***, принадлежащих индивидуальному предпринимателю Хоботову В.В.

Указанные автозаправочные станции специализируются на приеме, хранении и отпуске потребителям бензина марки АИ-92 и являются опасными производственными объектами.

В ходе проверки автозаправочной станции (АЗС), расположенной ***, установлено, что на территории АЗС имеется операторная, резервуар для нефтепродуктов, топливораздаточная колонка.

Данный объект возведен самовольно, в отсутствие надлежаще утвержденного проекта, получившего положительное заключение экспертизы промышленной безопасности. Отсутствует заключение уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной власти о соответствии опасного производственного объекта проектной документации, требованиям строительных норм, правил, стандартов и другим нормативным документам, не введен в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством.

По санитарной классификации АЗС относится к IV классу - «Автозаправочные станции для заправки грузового и легкового автотранспорта жидким и газовым топливом». Санитарно-защитная зона - 100 метров. Доставка нефтепродуктов на АЗС производится автозаправщиками. Заполнение наземного резервуара осуществляется через быстроразъемные муфты типа МС-1 и фильтры, предохраняющие от попадания механических примесей в резервуар.

Основными источниками выделения загрязняющих веществ в атмосферный воздух на АЗС является резервуар с нефтепродуктами при закачке в него топлива и топливораздаточная колонка при наливе в топливные баки автомобилей. Однако, в нарушение норм, установленных Федеральным законом от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников не произведена, проект нормативов предельно допустимых выбросов на АЗС не разработан, выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарным источником осуществляется без наличия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, производственный контроль за охраной атмосферного воздуха не осуществляется.

В результате деятельности АЗС образуются отходы 1-4 класса опасности. При этом, на территории АЗС отсутствует место складирования, размещения производственных и бытовых отходов для их временного размещения, что является нарушением п. 19.1 РД 153-39.2-080-01 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций" утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 1 августа 2001 N 229. В нарушение Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», паспорт на отходы 1-4 класса опасности не получен, первичный документальный учёт движения (транспортировки) отходов, образующихся в процессе деятельности предприятия не ведётся, лица, допущенные, к обращению с отходами I - IV класса опасности не имеют профессиональной подготовки, подтверждённой наличием сертификата (свидетельства) на право обращения с опасными отходами. Договор со специализированной организацией, имеющей лицензию на транспортировку отходов, отсутствуют. Документы, подтверждающие безопасное, для окружающей среды, размещение отходов не представлены.

При визуальном осмотре территории АЗС установлено, что в районе возможных утечек, потерь нефтепродуктов не везде имеется твердое водонепроницаемое покрытие. Под наземным резервуаром, предназначенном для хранения топлива, твердое водонепроницаемое покрытие отсутствует. По всему периметру отсутствуют бортики высотой 200 мм, чем нарушен п. 18.7 «Правил технической эксплуатации автозаправочных станций», утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 1 августа 2001N 229. В нарушение п. 18.9. указанных «Правил технической эксплуатации автозаправочных станций», на территории АЗС не имеется плотно закрывающегося контейнера для сбора загрязненных нефтепродуктами песка. Отсутствует контейнер с запасом сорбента в количестве, достаточном для ликвидации последствий максимально возможного пролива нефтепродуктов.

АЗС расположена на территории населенного пункта, на расстоянии менее 50 метров от жилых зданий и менее 30 метров до административно-бытового здания смежной организации, что является нарушением п. 3 приложения 4 Норм пожарной безопасности 111-98*(НПБ 111-98*), утвержденных Приказом ГУГПС МВД от 23.03.1998 N 25.

Планировка АЗС с учетом размещения на ее территории не исключает возможность растекания аварийного пролива топлива как по территории АЗС, так и за ее пределы, чем нарушен п. 9 Норм пожарной безопасности 111-98*(НПБ 111-98*), утвержденных Приказом ГУГПС МВД от 23.03.1998 N 25, п. 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утверждённых приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года N 313.

На АЗС применяется одностенный резервуар с надземным расположением, что является нарушением п.1 приложения 4 Норм пожарной безопасности 111-98*(НПБ 111-98*), утвержденных Приказом ГУГПС МВД от 23.03.1998 N 25, п. 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утверждённых приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года N 313.

Резервуар хранения топлива не установлен в контейнер, а также в емкость для сбора аварийного пролива топлива, чем нарушен п. 4 приложения 4 Норм пожарной безопасности 111-98* (НПБ 111-98*), утвержденных Приказом ГКГПС МВД от 23.03.1998 № 25,, п.3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утверждённых приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года N 313.

На территории АЗС не соблюдены минимальные расстояния между зданиями и сооружениями, а именно:

- расстояние от емкости хранения топлива до здания для персонала АЗС менее 9 м.;

- расстояние от емкости хранения топлива до топливораздаточной колонки менее 8 м.;

- расстояние от площадки для АЦ до здания для персонала АЗС менее 9 м.;

- расстояние от топливораздаточной колонки до здания для персонала АЗС менее 9 метров, чем нарушены п. 14* таблицы № 3 Норм пожарной безопасности 111-98*(НПБ 111-98*) утвержденных Приказом ГУГПС МВД от 23.03.1998 N 25, п.3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03).

Покрытие проездов, заправочных островков и площадок для АЦ является не стойким к воздействию нефтепродуктов, чем нарушен п. 33 Норм пожарной безопасности 111-98* (НПБ 111-98*),утвержденных Приказом ГУГПС МВД от 23.03.1998 N 25, п.3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03).

Территория АЗС не спланирована и не благоустроена, в ночное время не освещается, что является нарушением п. 749 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) утверждённых приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года N 313.

На территории АЗС допускается посадка деревьев, что является нарушением п. 750 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) утверждённых приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года N 313.

В ходе проверки контейнерной автозаправочной станции (КАЗС), расположенной ***, установлено, что на территории КАЗС имеется одноэтажное здание операторской КАЗС; металлический контейнер литер К V=12 куб.м., металлический контейнер литер К1 V=12 куб. м., резервуар для нефтепродуктов, топливораздаточная колонка.

Доставка нефтепродуктов на КАЗС производится автозаправщиками. Заполнение наземного резервуара осуществляется через быстроразъемные муфты типа МС-1 и фильтры, предохраняющие от попадания механических примесей в резервуар.

Основными источниками выделения загрязняющих веществ в атмосферный воздух на КАЗС является резервуар с нефтепродуктами при закачке в него топлива и топливораздаточная колонка при наливе в топливные баки автомобилей. Однако, в нарушение норм, установленных Федеральным законом от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников не произведена, проект нормативов предельно допустимых выбросов на КАЗС не разработан, выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарным источником осуществляется без наличия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, производственный контроль за охраной атмосферного воздуха не осуществляется.

В результате деятельности КАЗС образуются отходы 1-4 класса опасности. При этом, на территории КАЗС отсутствует место складирования, размещения производственных и бытовых отходов для их временного размещения, что является нарушением п. 19.1 РД 153-39.2-080-01 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций" утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 1 августа 2001 N 229. В нарушение Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», паспорт на отходы 1-4 класса опасности не получен, первичный документальный учёт движения (транспортировки) отходов, образующихся в процессе деятельности предприятия не ведётся, лица, допущенные, к обращению с отходами I - IV класса опасности не имеют профессиональной подготовки, подтверждённой наличием сертификата (свидетельства) на право обращения с опасными отходами. Договор со специализированной организацией, имеющей лицензию на транспортировку отходов, отсутствуют. Документы, подтверждающие безопасное, для окружающей среды, размещение отходов не представлены.

При визуальном осмотре территории КАЗС установлено, что в районе возможных утечек, потерь нефтепродуктов по всему периметру отсутствуют бортики высотой 200 мм, чем нарушен п. 18.7 «Правил технической эксплуатации автозаправочных станций», утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 1 августа 2001 N 229. В нарушение п. 18.9. указанных «Правил технической эксплуатации автозаправочных станций», на территории КАЗС не имеется плотно закрывающегося контейнера для сбора загрязненного нефтепродуктами песка. В контейнерах, предназначенных для хранения сорбента в количестве, достаточном для ликвидации последствий максимально возможного пролива нефтепродуктов, песок отсутствует.

КАЗС расположена на территории населенного пункта, на расстоянии менее 30 метров до административно-бытового здания смежной организации, что является нарушением п. 3 приложения 4 Норм пожарной безопасности 111-98*(НПБ 111-98*), утвержденных Приказом ГУГПС МВД от 23.03.1998 N 25.

Планировка КАЗС с учетом размещения на ее территории не исключает возможность растекания аварийного пролива топлива как по территории АЗС, так и за ее пределы, чем нарушен п. 9 Норм пожарной безопасности 111-98* (НПБ 111-98*), утвержденных Норм пожарной безопасности 111-98* (НПБ 111-98*),утвержденных Приказом ГУГПС МВД от 23.03.1998 N 25, п. 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утверждённых приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года N 313.

На КАЗС применяется одностенный резервуар с надземным расположением, что является нарушением п.1 приложения 4 Норм пожарной безопасности 111-98*(НПБ 111-98*), утвержденных Приказом ГУГПС МВД от 23.03.1998 N 25, п. 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утверждённых приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года N 313.

В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора Пронина Т.С. исковые требования поддержала по основаниям, указанным в иске, дополнительно пояснила, что ответчиком грубо нарушаются нормы пожарной безопасности, экологические нормы. К грубым следует отнести использование наземных одностенных резервуаров для топлива в жилых массивах, что является нарушением п. 1 приложения № 4 Норм пожарной безопасности 111-98*, утвержденных Приказом ГУГПС МВД от 23.03.1998г № 25. Расстояние от сооружений АЗС до административно-бытового здания, расположенного на территории смежной организации менее 40 метров. Расстояние от сооружений АЗС до ближайших индивидуальных домов, в частности дома № 4 и № 1 менее 50 метров. Резервуар хранения топлива не установлен в контейнер, а также в емкость для сбора аварийного пролива топлива. На территории АЗС *** не соблюдены минимальные расстояния между сооружениями, в частности расстояние от емкости хранения топлива до здания для персонала АЗС менее 9 метров. На обоих АЗС отсутствует твердое асфальтное покрытие для исключения попадания нефтепродуктов в землю, отсутствуют бортики, исключающие разлив нефти. Все резервуары, используемые ответчиком, не имеют технической документации, подтверждающей их заводское производство и безопасность в использовании. Указанные нарушения создают реальную опасность для жизни и здоровья граждан, в связи с чем деятельность индивидуального предпринимателя Хоботова В.В. по эксплуатации автозаправочных станций должна быть запрещена.

Основанием для проверки деятельности ответчика послужили обращение граждан через Интернет.

Ответчик Хоботов В.В. в судебном заседании исковые требования не признал. Суду пояснил, что и реализацию ГСМ на АЗС, расположенной ***, осуществляет на основании Разрешения Администрации г. Орска от 22.12.2008 года ***. Земельный участок арендует в соответствии с Договором аренды земельного участка от 01.01.2011 г. КАЗС, расположенная *** и земельный участок, на котором находится КАЗС принадлежат ему на праве собственности. В настоящее время, предпринимает меры по устранению выявленных нарушений: заключены договоры на асфальтирование и установку бортиков, на монтаж и обслуживание средств пожарной сигнализации, на оформление паспортов на отходы, разработку проектов предельно допустимых выбросов. В настоящее время проводит реконструкцию КАЗС ***, производит замену резервуаров.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, допросив свидетелей, считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что Хоботов В.В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 16.06.2008 г.

Согласно Выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 23.04.2009 года № 8101А, основными видами деятельности предпринимателя являются оптовая торговля топливом, розничная торговля моторным топливом.

Для реализации деятельности Хоботов В.В. имеет на праве собственности контейнерную автозаправочную станцию, состоящую из одноэтажного здания операторской КАЗС, металлического контейнера литера К V=12 куб.м., металлического контейнера литера К1 V=12 куб.м., расположенную на земельном участке, принадлежащем Хоботову В.В. на праве собственности, площадью 1051 кв.м. по адресу: ***. Право собственности на указанные объекты зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 29 июня 2010 года.

Указанную деятельность Хоботов В.В. осуществляет также на автозаправочной станции, расположенной по адресу ***, на земельном участке общей площадью 75 кв.м., который арендует согласно Договору аренды земельного участка от 01.01.2011 года, заключенному с Евсиковым П.В. л.д.

Судом установлено, что автозаправочная станция, расположенная по адресу: ***, относящаяся к объектам опасного производства, построена без получения разрешения на строительство в отсутствие утвержденного и прошедшего экологическую экспертизу проекта.

Указанные обстоятельства не оспаривались ответчиком.

Согласно ст. 8 Федерального закона «О промышленной безопасности производственных объектов» одним из обязательных условий принятия решения о начале расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта является наличие положительного заключения экспертизы промышленной безопасности проектной документации на расширение, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориальным органом.

Отклонения от проектной документации в процессе строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта не допускаются. Изменения, вносимые в проектную документацию на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт опасного производственного объекта, подлежат государственной экспертизе проектной документации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Изменения, вносимые в проектную документацию на расширение, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности и согласовываются с федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориальным органом.

В процессе строительства, расширения, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта организации, разработавшие проектную документацию, в установленном порядке осуществляют авторский надзор.

Соответствие построенных, реконструированных, отремонтированных опасных производственных объектов проектной документации, требованиям строительных норм, правил, стандартов и других нормативных документов устанавливается заключением уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти или уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. При этом проверяется готовность организации к эксплуатации опасного производственного объекта и к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии.

Указанной норме корреспондируют положения ст. 37 Федерального закона «Об охране окружающей среды», согласно которой строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды. Запрещаются строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов и до установления границ земельных участков на местности, а также изменение утвержденных проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды. При осуществлении строительства и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов принимаются меры по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 38 указанного закона также предусмотрен, что ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется при условии выполнения в полном объеме предусмотренных проектной документацией мероприятий по охране окружающей среды. Запрещается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, не оснащенных техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, обеспечивающими выполнение установленных требований в области охраны окружающей среды. Запрещается также ввод в эксплуатацию объектов, не оснащенных средствами контроля за загрязнением окружающей среды, без завершения предусмотренных проектами работ по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ответчиком грубо нарушено требование закона, объект опасного производства *** возведен без какого-либо проекта, имеющего положительное заключение экспертизы промышленной безопасности, в отсутствие авторского надзора организации, разработавшей проектную документацию, за строительством. У ответчика отсутствует заключение уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти или уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о соответствие построенного опасного производственного объекта проектной документации, требованиям строительных норм, правил, стандартов и другим нормативным документам. Не осуществлен ввод АЗС в эксплуатацию.

Предпринимательская деятельность по торговле топливом на автозаправочных станциях осуществляется Хоботовым В.В. с грубым нарушением действующего законодательства, регулирующего эксплуатацию опасных объектов, что установлено судом из протоколов осмотра АЗС от 19.08.2011 г., 23.08.2011 г., показаний допрошенных свидетелей, подтверждается постановлениями по делу об административном правонарушении.

Как установлено судом, на обеих АЗС используются ответчиком одностенные резервуары с надземным расположением, что является нарушением п. 1 приложения № 4 Норм пожарной безопасности 111-98*, утвержденных Приказом ГУГПС МВД от 23.03.1998 г. № 25. Резервуар хранения топлива не установлен в контейнер, а также в емкость для сбора аварийного топлива в нарушение п. 4 Приложения № 4 Норм пожарной безопасности 111-98*. На территории АЗС *** не соблюдены минимальные расстояния между сооружениями, чем нарушен п. 14 *таблицы № 3 Норм пожарной безопасности 111-98 *, утвержденных Приказом ГУГПС МВД от 23.03.1998г № 25. Покрытие проездов, заправочных островков и площадок для АЦ не является стойким к воздействию нефтепродуктов, чем нарушен п.33 Норм пожарной безопасности 111-98*, утвержденных Приказом ГУГПС МВД от 23.03.1998 г. № 25. Отсутствуют паспорта на опасные отходы, разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, средства пожаротушения.

Указанные нарушения не оспаривались ответчиком.

Допрошенный в качестве свидетеля государственный инспектор г. Орска по пожарному надзору К. пояснил суду, что 23.08.2011 года, совместно с работником прокуратуры принимал участие в проверке автозаправочных станций, на которых осуществляет предпринимательскую деятельность ИП Хоботов В.В., на предмет соблюдения законодательства в области пожарной безопасности. В результате проверки автозаправочных станций, расположенных по адресам: *** было выявлено большое количество серьезных нарушений правил пожарной безопасности. В том числе: автозаправочные станции не оснащены телефонной или радиосвязью (ППБ 01-03 п.3, НПБ 111-98* п.43), на территориях автозаправочных станций не регламентировано движение транспортных средств (ППБ 01-03 п.3, НПБ 111-98* п.17*), резервуары хранения топлива не оборудованы системами контроля герметичности (ППБ 01-03 п.3, НПБ 111-98* п.46) и не защищены от повреждений транспортными средствами (ППБ 01-03 п.3, НПБ 111-98* п.32*),наполнение резервуаров топливом выполняется открытым способом, при этом допускается выход паров топлива в окружающее пространство (ППБ 01-03 п.721), помимо трубопроводов деаэрации резервуаров (камер)или через дыхательный клапан отсутствуют системы заземления (ППБ 01-03 п.3, НПБ 111-98* п.41),одностенные трубопроводы для топлива расположены наземно (ППБ 01-03 п.3, НПБ 111-98* п.59*), что прямо запрещено в жилых массивах, а все КАЗС расположены в жилых массивах; для целей пожаротушения отсутствуют первичные средства пожаротушения в соответствующем составе и количестве (ППБ 01-03 п.3,763,765, НПБ 111-98* п.92),отсутствует документация для осуществления контроля за выполнением требований пожарной безопасности (ППБ 01-03 п.3,698). Кроме того, у ответчика отсутствуют паспорта на резервуары, подтверждающие их заводское производства, отсутствуют на них сертификаты, подтверждающие их безопасность в использовании. По результатам проверки Хоботов В.В. был привлечен к административной ответственности по ч.ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях. При этом, со всеми нарушениями Хоботов В.В. согласился и представил письменное обязательство исправить нарушения.

Вышеуказанные нарушения были установлены в ходе проверки, проведенной Отделом пожарного надзора по г. Орску, что подтверждается протоколами осмотра от 23.08.2011 года, представлениями от 05.09.2011 года, протоколами о назначении административного наказания от 05.09.2011 года.

Допрошенная в качестве свидетеля ведущий специалист ГУ «Государственная инспекция по охране окружающей среды Оренбургской области» В, пояснила суду, что 19.08.2011 года совместно с работником прокуратуры принимала участие в проверке автозаправочных станций, расположенных по адресам: *** В результате проверок, были выявлены серьезные нарушения законодательства в области охраны окружающей среды: инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников не произведена, не разработаны проекты нормативов предельно допустимых выбросов, отсутствуют разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, производственный контроль за охраной атмосферного воздуха не осуществляется. В местах возможных утечек нефтепродуктов по всему периметру отсутствуют бортики высотой 200 мм. На автозаправочной станции, расположенной ***, отсутствует твердое водонепроницаемое покрытие, что влечет за собой проникновение нефтепродуктов в почву. Отходы, образующиеся в результате деятельности автозаправочных станций относятся к 1-4 классу опасности. При этом, места для их временного размещения отсутствуют, паспорта на отходы 1-4 класса опасности не получены, первичный документальный учёт движения (транспортировки) отходов не ведется, договоры на размещении отходов не заключены. Не представлены документы на оборудование. Проверяемые автозаправочные станции находятся в жилой зоне города. Кроме того, АЗС *** расположена вблизи водоохраняемой зоны р. Орь. С учетом установленной для АЗС (IV класс санитарной классификации) минимальной санитарно-защитной зоны - 100 метров, для эксплуатации АЗС должны быть получены соответствующие разрешения и заключения специалистов. Выявленные нарушения были отражены в протоколах осмотра от 19.08.2011 года.

Постановлениями о назначении административного наказания от 05.09.2011 г., вынесенными государственным инспектором г. Орска по пожарному надзору К.., ответчик Хоботов В.В. за нарушение Правил пожарной безопасности привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 30.4 КоАП РФ в виде штрафа.

Согласно ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Частью 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» установлена обязанность юридических лиц, имеющих стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух, согласовывать места строительства объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух, с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения, осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В соответствии с ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух.

Согласно ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного экологического контроля в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический контроль.

В силу ч. ч. 1, 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановлении природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, проводить мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территории в соответствии с законодательством.

Согласно ч. 1.ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

В соответствии с ч.2, ч.3 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов. Прекращение в полном объеме размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов при нарушении требований в области охраны окружающей среды осуществляется на основании решения суда и (или) арбитражного суда.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.

Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона 24.06.1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.1 ст.39 Федерального закона «Об охране окружающей среды», создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией, юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды.

Согласно п.п. 2,3 ст. 14 Федерального закона 24.06.1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт.

В соответствии с п. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», запрещается: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

Согласно п.4 ст. 14 Федерального закона 24.06.1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе которой образуются отходы I - IV класса опасности, может быть ограничена или запрещена в установленном законодательством Российской Федерации порядке при отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасное для окружающей среды и здоровья человека обращение с отходами I - IV класса опасности.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона РФ от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" собственники имущества, руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

В соответствии со ст. 38 Федерального закона РФ от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Данное требование также содержится в ст. 25 Закона Оренбургской области от 23 декабря 2004 года N 1673/276-III-ОЗ "О пожарной безопасности в Оренбургской области", п. 2 «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации» (ППБ 01-03), согласно которым, организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Неисполнение требований пожарной безопасности и обязанности по защите от пожаров и иных чрезвычайных ситуаций объекта могут создать угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Статья 1 Федерального закона РФ от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" устанавливает, что пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - это невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Статьей 17 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 года № 5487-1 установлено, что граждане РФ обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Это право обеспечивается охраной окружающей среды, созданием благоприятных условий труда, отдыха, воспитания и обучения граждан.

Совокупность установленных по делу доказательств свидетельствует о том, что ответчик Хоботов В.В. в процессе своей деятельности грубо нарушает нормы пожарной безопасности, экологические нормы. Указанные нарушения исключают безопасную эксплуатацию технических устройств, оборудования и сооружений, эксплуатируемых ответчиком на автозаправочных станциях, влекут за собой опасность для жизни и здоровья людей. Согласно ч. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ, опасность причинения вреда в будущем может быть основанием для иска о запрещении деятельности, создающей такую опасность. По смыслу указанной нормы, она носит предупредительный характер и направлена на обеспечение охраны интересов граждан, а также организаций. При этом, возможность наступления в будущем вредных последствий является достаточным основанием для обращения в суд о запрещении деятельности, создающей подобную опасность.

Суд не может принять во внимание доводы ответчика о том, что он предпринимает меры к устранению нарушений, поскольку доказательств устранения нарушений им представлено суду не было. Критически оценивает суд и паспорт на станцию контейнерную автозаправочную КБ 821. 00.000ПС, представленный ответчиком, поскольку срок эксплуатации сооружения согласно данному паспорту истек 03.12.2010 г. В представленных ответчиком паспортах на колонки отсутствует отметка завода-изготовителя о дате их изготовления, соответствии их техническим условиями и годности к эксплуатации.

Принимая во внимание, что установленные истцом нарушения не устранены ответчиком до настоящего времени, требования прокурора о запрете деятельности индивидуального предпринимателя Хоботова В.В. по эксплуатации автозаправочных станций являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Поскольку прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины, с ответчика на основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ подлежит взысканию государственная пошлина в сумме *** рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Иск прокурора Советского района г.Орска в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Хоботову В.В. о запрете деятельности по эксплуатации автозаправочных станций удовлетворить.

Признать незаконной деятельность индивидуального предпринимателя Хоботова В.В. по эксплуатации автозаправочных станций, расположенных по адресу ***

Запретить индивидуальному предпринимателю Хоботову В.В. эксплуатацию автозаправочных станций, расположенных по адресу ***

Взыскать с Хоботова В.В. в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме *** рублей.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Советский районный суд г. Орска Оренбургской области в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

Судья: подпись.

Мотивированное решение составлено: 16 ноября 2011 года.

Справка

Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 28.12.2011 г. решение Советского районного суда г. Орска от 10.11.2011 года изменено, резолютивная часть изложена в следующей редакции:

Признать незаконной деятельность индивидуального предпринимателя Хоботова В.В. эксплуатации автозаправочной станции, расположенной по адресу: ***, в отсутствие:

- утвержденного проекта строительства автозаправочной станции, получившего положительное заключение государственной экспертизы;

- разрешения на ввод в эксплуатацию объекта после строительства;

- инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и их источников;

- утвержденного проекта нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;

- разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

- разработанных паспортов на отходы 1-4 класса опасности;

- твердого водонепроницаемого покрытия под наземными резервуарами, предназначенными для хранения топлива;

- ограждающих бортиков высотой 200 мм по всему периметру.

Признать незаконной деятельность индивидуального предпринимателя Хоботова В.В. по эксплуатации автозаправочной станции расположенной по адресу: ***, в отсутствие:

- инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и их источников;

- утвержденного проекта нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;

- разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

- разработанных паспортов на отходы 1-4 класса опасности;

- твердого водонепроницаемого покрытия под неземными резервуарами, предназначенными для хранения топлива;

- ограждающих бортиков высотой 200 мм по всему периметру.

Запретить индивидуальному предпринимателю Хоботову В.В. эксплуатацию автозаправочных станций, расположенных по адресу *** в отсутствие вышеуказанного.

Взыскать с Хоботова В.В. в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме *** рублей.

Судья: подпись.