Дело № 2-1854/2022
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
«27» мая 2022 года г. Ростова-на-Дону
Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Агрба А.А.,
при секретаре Шелковской А.А.,
с участием представителя истца - Филиала "Южный" ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры" Министерства обороны Российской Федерации Благодарной В.М., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Филиала "Южный" ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры" Министерства обороны Российской Федерации к ФИО1 об истребовании из чужого незаконного владения жилого помещения и выселении без предоставления другого жилого помещения и по встречному иску ФИО1 к Филиалу "Южный" ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры" Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности предоставления жилого помещения в коммерческое использование и заключить договор найма жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Филиал "Южный" ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры" Министерства обороны Российской Федерации обратился в суд с иском к ФИО1 об истребовании из чужого незаконного владения жилого помещения и выселении без предоставления другого жилого помещения в обоснование заявленных требований ссылаясь на то, что приказом зам. Министра обороны Российской Федерации от 11 ноября 2014 года № жилое помещение – <...>, в <...> в <...> закрепленная на праве оперативного управления за ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, включена в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебным жилым помещениям. Истец указывает, что спорная квартира по договору найма от 15 июня 2017 года предоставлена ответчику в пользование на период трудовых отношений. Заключенный 14 июня 2018 года договор найма жилого помещения продлен до 01 октября 2020 года. В соответствии с Приказом от 26 февраля 2021 года № 48-лс/юг ФИО1 уволен с должности ведущего юрисконсульта отдела (юридического) филиала «Южный» ФГАУ «Росжилкомплекс» 03 марта 2021 года. В связи с прекращением трудовых отношений, непредставлением сведений о трудоустройстве в иную организацию МО РФ, ответчиком, по мнению истца, утрачено право пользования специализированным жилым помещением жилищного фонда МО РФ в виде служебной квартиры, по указанному выше адресу, по основаниям, предусмотренным ст. 103 ЖК РФ.
Ссылаясь на указанные выше обстоятельства и положения норм материального права, истец просит истребовать из чужого незаконного владения ответчика служебное жилое помещение по указанному выше адресу, выселив ответчика из спорной квартиры.
ФИО1 обратился со встречным исковым заявлением к Филиалу "Южный" ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры" Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности предоставления жилого помещения в коммерческое использование и заключить договор найма жилого помещения в обоснование требований ссылаясь на то, что приказом МО РФ от 02 октября 2020 года № 515 утвержден Порядок и условия предоставления жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования МО РФ. В соответствии с п. 2 указанного приказа жилые помещения коммерческого использования предоставляются по договору найма (договору аренды) в срочное возмездное владение и (или) пользование. П. 5 этого же приказа предусмотрено, что преимущественное право на предоставление жилого помещения коммерческого использования имеют, в том числе, граждане, утратившие связь с МО РФ, проживающие в жилых помещениях специализированного жилищного фонда МО РФ и состоящие на учете нуждающихся в жилых помещениях или имеющие право состоять на данном учете. Поскольку он является лицом, утратившим связь с МО РФ, проживает в жилом помещении специализированного жилищного фонда, какая-либо собственность отсутствует, членом семьи нанимателя не является, поэтому имеет право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, следовательно, имеет преимущественное право на предоставление жилого помещения коммерческого использования. Как указано в иске, заявление истца от 24 ноября 2021 года о предоставлении занимаемого жилого помещения в коммерческое использование и заключении договора найма не рассмотрено, поэтому обратился в суд с настоящими встречными требованиями.
Представитель истца - Филиала "Южный" ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры" Министерства обороны Российской Федерации Благодарная В.М., действующая на основании доверенности, исковые требования доверителя к ответчику поддержала, встречные требования не признала, просила в иске отказать. В обоснование позиции по встречному иску представила письменные возражения, которые приобщены к материалам дела.
Ответчик ФИО1 по первоначальному иску и истец по встречному исковому заявлению в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что подтверждается распиской о явке. Заявлений, ходатайств об отложении судебного заседания в связи с невозможностью его участия в судебном заседании с приложением документов, подтверждающих уважительность причины неявки, суду заблаговременно не заявлял, поэтому дело рассмотрено в отсутствие ФИО1 в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
В соответствии с частью 2 статьи 92 Жилищного кодекса РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Частью 3 статьи 92 Жилищного кодекса РФ установлено, что специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.
В соответствии с частью 2 статьи 99 и частью 1 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения, к которым относятся служебные жилые помещения, предоставляются по установленным ЖК РФ основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Статья 93 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 100 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Согласно пункту 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Приказом Министра обороны России от 18 июля 2014 года N 485 утверждена Инструкция об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации работы по предоставлению служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Инструкции служебные жилые помещения или жилые помещения в общежитиях предоставляются лицам гражданского персонала, не обеспеченным жилыми помещениями по месту прохождения службы (работы), на период прохождения службы (работы) в органах военного управления, воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения, указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 настоящего Кодекса и ч. 2 настоящей статьи.
Из материалов дела следует и никем не оспаривается, что жилое помещение, расположенное по адресу: <...>-<...>, <...>, является федеральной собственностью и приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от 11 ноября 2014 года № 912 относится к специализированному жилищному фонду Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с приказом директора Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации от 22 июля 2020 года № спорное жилое помещение закреплено на праве оперативного управления за ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (ФГАУ «Росжилкомплекс»).
Приказом от 06 августа 2015 года №-л ФИО1, ответчика по делу, принят на работу в ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ.
15 июня 2017 года с ответчиком заключен договор найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, на основании решения о предоставлении жилого помещения от 15 июня 2017 года № ЮРУЖО-03/187-2017. Договор найма был заключен до 14 июня 2018 года, который продлевался в связи с трудовыми отношениями до 01 октября 2020 года.
В соответствии с Приказом от 26 февраля 2021 года №/лс/юг ФИО1 уволен с должности ведущего юрисконсульта отдела (юридического) филиала «Южный» ФГАУ «Росжилкомплекс» 03 марта 2021 года.
В адрес ответчика направлено уведомление о необходимости освободить и сдать в установленном порядке жилое помещение по указанное выше адресу, которое ответчик оставил без удовлетворения.
В силу ч. 1 ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Статьей 13 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", которой предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса РФ.
Согласно положениям приведенной нормы права граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса РФ, и состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса РФ.
Судом первой инстанции установлено, что к моменту введения в действие Жилищного кодекса РФ ответчик не относился к какой-либо из категорий лиц, перечисленных в статьях 108, 110 Жилищного кодекса РСФСР.
Кроме того, ответчик не относится к категориям лиц, не подлежащих выселению из служебного жилого помещения и в соответствии с действующим ЖК РФ.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что в связи с прекращением трудовых отношений с учреждением Министерства обороны Российской Федерации, ответчик не относится к категории лиц, которые могут обеспечиваться специализированным жилым помещением по линии Министерства обороны РФ, в связи с чем занятие им спорного жилого помещения нельзя признать законным.
С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных выше норм материального права суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Разрешая встречные требования ФИО1 о возложении обязанности предоставить жилое помещение в коммерческое использование и заключить договор найма жилого помещения и отказывая в их удовлетворении, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации муниципальный жилищный фонд - это совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям. В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на:
1) жилищный фонд социального использования;
2) специализированный жилищный фонд;
3) индивидуальный жилищный фонд;
4) жилищный фонд коммерческого использования - совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование.
Из содержания ч. 2 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством и данным кодексом.
Согласно разъяснениям, данным в абзаце втором п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", принимая во внимание, что жилое помещение может выступать объектом как гражданских, так и жилищных правоотношений, судам следует иметь в виду, что гражданское законодательство в отличие от жилищного законодательства регулирует отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением жилым помещением как объектом экономического оборота (например, сделки с жилыми помещениями, включая передачу в коммерческий наем жилых помещений).
В соответствии с п. 1 ст. 671 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.
Таким образом, жилое помещение может быть отнесено либо к жилищному фонду социального использования, либо к специализированному жилищному фонду, либо к жилищному фонду коммерческого использования.
Приказом Министерства обороны Российской Федерации от 02 октября 2020 года № 515 утвержден «Порядок и условия формирования из жилых помещений, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации, жилищного фонда коммерческого использования Министерства обороны Российской Федерации» в соответствии с пунктом 2, которого жилые помещения коммерческого использования предоставляются по договору найма (договору аренды) в срочное возмездное владение и (или) пользование.
Из пункта 3 Приказа следует, что включение жилых помещений в жилищный фонд коммерческого использования Министерства обороны не допускается, если они заселены по договорам социального найма либо договорам найма специализированных жилых помещений, находятся под арестом или обременены иными правами, ограничены в распоряжении и (или) использовании на основании судебных актов.
Пункт 4 - включение жилых помещений специализированного жилищного фонда в жилищный фонд коммерческого использования Министерства обороны допускается после их исключения из специализированного жилищного фонда.
Как следует из материалов дела и установлено судом, <...>, в <...> в <...>, находящаяся в федеральной собственности и закрепленная на праве оперативного управления за ФГАУ Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, включена в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебным жилым помещениям.
Доказательств тому, что спорная квартира исключена из специализированного жилищного фонда и включена в жилищный фонд коммерческого использования, материалы дела содержат.
Таким образом, судом установлено, что спорное жилое помещение предоставлено ответчику для временного проживания, в рамках трудовых отношений, решения об исключении спорного жилого помещения из числа служебного уполномоченным органом, осуществляющим управление жилищным фондом, не принималось, в связи с чем, спорная квартира является специализированным жилым помещением, которое не может быть предоставлено по договору коммерческого найма.
В соответствии с положениями ст. 103 ГПК РФ и ст. 333.19 НК РФ с ФИО1 подлежит взысканию госпошлина в доход местного бюджета в сумме 300,00 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Филиала "Южный" ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры" Министерства обороны Российской Федерации к ФИО1 об истребовании из чужого незаконного владения жилого помещения и выселении без предоставления другого жилого помещения удовлетворить.
Истребовать из незаконного владения ФИО1 жилое помещение - <...>, в <...> в <...> в пользу Филиала "Южный" ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры" Министерства обороны Российской Федерации.
Выселить ФИО1 из жилого помещения - <...>, в <...> в <...>.
Взыскать с ФИО1 госпошлину в доход местного бюджета в сумме 300,00 руб.
Встречные исковые требования ФИО1 к Филиалу "Южный" ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры" Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности предоставления жилого помещения в коммерческое использование и заключить договор найма жилого помещения оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Октябрьский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено 01 июня 2022 года.