Дело № 2-1855/19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 октября 2019 года г. Аксай
Аксайский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Янченкова С.М., при секретаре Олейниковой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации Рассветовского сельского поселения Аксайского района Ростовской области, Администрации Аксайского района Ростовской области, третье лицо Администрация Аксайского района Ростовской области о возмещении убытков,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что им на праве общей долевой собственности принадлежал жилой дом общей площадью 188 кв.м, расположенный на земельном участке по адресу: ....
Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения по указанному адресу был предоставлен бесплатно в собственность предыдущему собственнику ФИО2 на основании Постановления администрации Аксайского района Ростовской области от 06.10.2011 г. № 691. Указанным Постановлением администрации Аксайского района Ростовской области была утверждена схема расположения указанного земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории с разрешенным использованием: для ведения садоводства.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 16.03.2016 г. принято решение о возложении на ФИО1 и ФИО3 обязанности снести построенный в зоне минимального расстояния магистральных газопроводов «Производственно-технологический комплекс ..., принадлежащий на праве общей долевой собственности ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, расположенный на территории ДНТ «Ростсельмашевец-2» по адресу: ....
Указанное судебное постановление истцами исполнено, в результате чего ими понесены расходы по оплате работ связанных с демонтажем указанного жилого дома в размере 290025 руб.
Поскольку ответчиком указанные расходы истцам не возмещены просили взыскать с ответчика в пользу ФИО1 159525 руб., в пользу ФИО3 130500 руб.
ФИО1, а так же ее представитель действующая на основании доверенности ФИО7 в судебном заседании настаивали на исковых требованиях, ссылаясь на доводы искового заявления и представленные в деле доказательства.
ФИО3 будучи извещенный о дате рассмотрения гражданского дела в судебное заседание не явился, ходатайств не заявлял.
Представитель Администрации Рассветовского сельского поселения Аксайского района Ростовской области действующая на основании доверенности ФИО8 в судебном заседании иск не признала, просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель третьего лица будучи извещенный о дате рассмотрения гражданского дела в судебное заседание не явился, ходатайств не заявлял.
Суд с учетом мнения присутствующих счел возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что постановлением Администрации Аксайского района № 691 от 06.10.2011 г. утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, расположенного по адресному ориентиру: ... (категория земель – земли сельскохозяйственного назначения), общей площадью 600 кв.м., с разрешенным использованием: для ведения садоводства.
На основании договора купли-продажи земельного участка от 06.06.2012 года ФИО1 приобрела земельный участок, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером № ..., общей площадью 600 кв.м, расположенный по адресу: ..., без размещенных на нем объектов строительства.
ФИО1 зарегистрировала право собственности на жилой дом, общей площадью 188,0 кв.м, расположенном на земельном участке с кадастровым номером № ..., расположенный по адресу: ... за чертой населенного пункта, квартал 9 № 446, в упрощенном порядке в соответствии с Федеральным законом от 30.06.2006 N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества", подав 14.12.2013 г. декларацию об объекте недвижимого имущества.
ФИО1 28 февраля 2014 года подарила своему мужу ФИО3, и дочерям: ФИО6, ФИО5, ФИО4 по 1/5 доли в праве собственности на следующие объекты недвижимости: земельный участок, общей площадью 600 кв.м с кадастровым номером № ..., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения для ведения садоводства и находящийся на указанном земельном участке дом, площадью 188,0 кв.м, оставив за собой право на 1/5 долю в праве собственности на указанное имущество. Право собственности за указанными лицами зарегистрировано установленном законом порядке Управлением Росреестра по Ростовской области.
ООО «Газпром трансгаз Краснодар» обратился в Аксайский районный суд с иском к ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, третьими лицами были заявлены Администрация Рассветовского сельского поселения Аксайского района Ростовской области, КИЗО Администрации Аксайского района, Управление Росреестра по Ростовской области, об обязании устранить нарушения зоны минимального расстояния магистрального газопровода. В ходе рассмотрения указанного иска установлено, что ООО «Газпром трансгаз Краснодар» эксплуатирует объекты единой системы газоснабжения Российской Федерации – магистральный газопровод ...), осуществляет транспортировку газа по объектам магистрального газопровода ОАО «Газпром» и является специализированной организацией, которой разрешена эксплуатация взрывоопасных производственных объектов.
Апелляционным определением Ростовского областного суда от 16 марта 2016 г. на ФИО1 и ФИО3 была возложена обязанность снести построенный в зоне минимального расстояния магистральных газопроводов «Производственно-технологический комплекс ... жилой дом, принадлежащий на праве общей долевой собственности ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, расположенный на территории ДНТ «Ростсельмашевец-2» по адресу: ...
Законом Российской Федерации от 6 июля 1991 года N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации" к вопросам местного значения были отнесены, в частности, определение порядка предоставления и изъятия земельных участков, распоряжения земельными участками, утверждение планов и правил застройки населенных пунктов на подведомственной территории (полномочия Советов народных депутатов) (статьи 49, 55 и 66); предоставление в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передача в собственность и сдача в аренду, изъятие земельных участков, регистрация права собственности на землю, права землевладения, землепользования, договоры на временное пользование земельными участками и договоры их аренды, организация ведения земельного кадастра (полномочия администрации) (статьи 51, 52, 60, 61 и 71).
В соответствии с Федеральным законом от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к числу предметов ведения местного самоуправления относилось владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, регулирование планировки и застройки территории муниципального образования, контроль за использованием земель на этой территории (подпункты 2, 9 и 11 пункта 2 статьи 6). Одноименный Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ также относит к вопросам местного значения городского округа владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, утверждение правил землепользования и застройки, осуществление муниципального земельного контроля в границах округа, принятие решения о сносе самовольной постройки (пункты 3 и 26 части 1 статьи 16).
В силу Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предоставление садоводческому или огородническому товариществу и его членам земельных участков осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и данным Федеральным законом, в зависимости от того, в государственной или муниципальной собственности находится участок. Предоставление земельных участков для садоводства за счет земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, было предусмотрено и ранее - Федеральным законом от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (статья 14).
Вопрос о принадлежности земли, ранее находящейся в государственной собственности, получил разрешение в Федеральном законе от 17 июля 2001 года N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", позднее утратившем силу, в Земельном кодексе Российской Федерации и Федеральном законе от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Данный Кодекс предусматривает, что органы местного самоуправления управляют и распоряжаются земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (пункт 2 статьи 11); в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации, а также право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю и которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством (пункт 1 статьи 19); предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления участка, образованного в соответствии с проектом межевания территории и являющегося участком общего назначения, расположенным в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, в общую долевую собственность лицам, являющимся собственниками участков, расположенных в границах такой территории, пропорционально площади этих участков (подпункт 3 статьи 39.5).
Государственные органы вправе применять меры административного воздействия в этой сфере (статьи 23.15 и 23.21 КоАП Российской Федерации), осуществляют земельный надзор за соблюдением названных требований при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности (подпункт "д" пункта 3 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 января 2015 года N 1).
Органы местного самоуправления обладают меньшим объемом полномочий. Так, согласно пунктам 5 и 6 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации в случае выявления в ходе проведения проверки в рамках муниципального земельного контроля нарушения названных требований, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения и копия данного акта направляется в орган государственного земельного надзора для принятия решения о привлечении виновного лица к ответственности. Ограничены муниципальные органы и в основаниях для проведения внеплановых проверок. Кроме того, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в кассационном определении от 8 июня 2018 года N 50-КГ18-3, опираясь на положения той же статьи, пришла к выводу, что должностные лица органов муниципального земельного контроля, в отличие от органов государственного земельного надзора, не имеют права выносить в отношении граждан обязательные для исполнения предписания.
Запрет на строительство зданий, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения (необходимость получения соответствующего разрешения) был предусмотрен Правилами охраны магистральных газопроводов, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 12 апреля 1979 года N 341 (пункт 23), Положением о землях транспорта, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 8 января 1981 года N 24 (пункт 11), СНиП II-45-75 "Магистральные трубопроводы. Нормы проектирования" (таблица 5), а затем - Земельным кодексом Российской Федерации (пункт 6 статьи 90) и Федеральным законом от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (статья 28).
Исходя из позиции Конституционного суда РФ отраженной в Постановлении от 03.07.2019 N 26-П "По делу о проверке конституционности статей 15, 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 4 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и части 10 статьи 85 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации городского округа Верхняя Пышма" следует, что согласно пункту 3 части 41 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае сноса зданий, сооружений, возведенных в границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (за исключением зданий, сооружений, в отношении которых принято решение о сносе самовольной постройки), убытки, причиненные гражданам и юридическим лицам - собственникам этих зданий, сооружений, возмещаются уполномоченными органами государственной власти, органами местного самоуправления, предоставившими земельный участок, вид разрешенного использования которого допускает строительство зданий, сооружений, или принявшими решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка на вид разрешенного использования, предусматривающий такое строительство, если для возведения зданий, сооружений в соответствии с законодательством не требуется получения разрешения на строительство.
Исходя из материалов дела следует, что ответчик не осуществлял предоставление земельного участка на котором был возведен дом истцов, в связи с чем на него не может быть возложена обязанность возмещения понесенных убытков связанных с его демонтажем, при том, что ответчиком уже возмещены истцам расходы на строительство спорного дома.
Таким образом суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Аксайский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен 22 октября 2019 года.
Судья: