ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1855/20 от 28.09.2020 Евпаторийского городского суда (Республика Крым)

УИД: 91RS0009-01-2020-003181-90

Дело № 2-1855/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 сентября 2020 года г. Евпатория

Евпаторийский городской суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Лантратовой А.И.

при помощнике судьи Ходаковской Ю.В.

с участием истца ФИО1

представителя истца ФИО2

представителя ответчика Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Евпатории Республики Крым ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Евпатории Республики Крым о признании решения незаконным и обязании совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением, уточнив его в судебном заседании к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Евпатории Республики Крым о признании решения незаконным и обязании совершить определенные действия.

Требования мотивированы тем, что истец обратилась 24.04.2020г. в ГУ-УПФР в г. Евпатории РК по вопросу назначения страховой пенсии по старости.

Указывает, что в дополнительном решении о назначении пенсии от 29.04.2020г. № 242715/20 ГУ-УПФР в г. Евпатории РК ей сообщено, что при назначении страховой пенсии по старости не приняты в расчет справки о заработной плате от 15.08.2019 № 1938/03-17 за период работы с 01.01.1992г. по 31.12.1996г., от 15.08.2019г. № 1539/03-17 за период работы с 01.01.1997г. по 31.12.2001г., выданные МБУ «Архив г. Евпатории», в связи с отсутствием в справках вида денежных единиц, в которых производилась выплата заработной платы, и отсутствием возможности перевода «денежной единицы» по официальному курсу в российские рубли на основании части 2 статьи 5 Федерального закона от 21.07.2014 № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Считает данный отказ ответчика незаконным, поскольку в справках указано, что заработная плата начислена в «денежных единицах», которые действовали на момент начисления заработной платы. Учитывая законодательные акты и международные соглашения, заработная плата истца начислялась и выплачивалась за период с 01.01.1992г. по 23 часа 00 минут 12.11.1992г. в рублях, с 23 часов 00 минут 12.11.1992г. по 01.09.1996г. в карбованцах, а за периоды с 02.09.1996г. по 31.12.1996г. и с 01.01.1997г. по 31.12.2001г. в гривнах, что в полной мере соответствует наименованию и периодам хождения денежных единиц на территории Украины.

Просит суд признать дополнительное решение о назначении пенсии Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Евпатории Республики Крым от 29.04.2020 № 242715/20 в части не принятия к расчету архивных справок о заработной плате от 15.08.2019г. № 1938/03-17 и № 1539/03-17, выданные МБУ «Архив г. Евпатории» незаконным. Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Евпатории Республики Крым принять в расчет при назначении страховой пенсии по старости ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 17.05.2020г. архивные справки о заработной плате от 15.08.2019г. № 1938/03-17 за период работы с 01.01.1992г. по 31.12.1996г., от 15.08.2019г. №1539/03-17 за период работы с 01.01.1997г. по 31.12.2001г., выданные МБУ «Архив г. Евпатории», со сведениями о выплате заработной платы за периоды работы с 01.01.1992г. по 23 часа 00 минут 12.11.1992г. в рублях, с 23 часов 00 минут 12.11.1992г. по 01.09.1996г. в карбованцах, с 02.09.1996г. по 31.12.1996г. и с 01.01.1997г. по 31.12.2001г. в гривнах.

В судебном заседании истец ФИО1 и ее представитель ФИО2 заявленные исковые требования с учетом их уточнения поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить по доводам и основанием изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда в г. Евпатории Республики Крым в судебном заседании частично возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, пояснил, что в связи с поступлением заявления от ФИО1 и рассмотрения пакета документов, предоставленного для назначения страховой пенсии по старости с учётом заработка за другой период в соответствии с пунктом 1 части 2 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» были рассмотрены справки о заработной плате №1937/03-17, №1938/03-17 от 15.08.2019г. и №1539/03-17 от 15.08.2019г. за период работы в Детском санатории им. Т.Г. Шевченко, выданные МБУ «Архив города Евпатории». Согласно справке о заработной плате №1937/03-17 от 15.08.2019 в лицевых счетах за 1987 - 1990 года имеются сведения о начислении заработной платы ФИО4, что не соответствует паспортным данным заявителя (в паспорте имя Лилия). В связи с тем, что личные данные заявителя в указанной выше справке не совпадают с данными, указанными в паспорте, принять данную справку при назначении страховой пенсии по старости законных оснований нет. Также отметил, что в предоставленных ФИО1 справках о заработной плате №1937/03- 17, №1938/03-17 от 15.08.2019 и №1539/03-17 от 15.08.2019 за период работы в Детском санатории им. Т.Г. Шевченко, выданных МБУ «Архив города Евпатории» не указан вид денежных единиц, в которых производилась выплата заработной платы. В связи с отсутствием возможности перевода «денежной единицы» по официальному курсу в российские рубли, принять для исчисления среднемесячного заработка суммы заработной платы по вышеуказанным справкам не представляется возможным. В связи с чем управлением было вынесено дополнительное решение от 29.04.2020 №242715/20 согласно которому при назначении пенсии ФИО1 не приняты в расчет справки о заработной плате №1937/03-17, №1938/03-17 от 15.08.2019 и №1539/03-17 от 15.08.2019 за период работы в Детском санатории им. Т.Г. Шевченко, выданные МБУ «Архив города Евпатории». На основании вышеизложенного, Управление считает требования ФИО1 о признании незаконным дополнительного решения от 29.04.2020№242715/20 необоснованными и просит в этой части исковых требований отказать, в удовлетворении исковых требований в части установления денежных единиц, в которых производилось начисление заработной платы истцу, управление не возражает.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает заявленные исковые требования, с учетом их уточнения обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела усматривается, что согласно сведениям, содержащимся в трудовой книжке, выданной 18.11.1984 года на имя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, истец осуществляла трудовую деятельность в Детском санатории им. Т.Г. Шевченко.(л.д. 12-13)

В архивных справках № 1938/03-17, № 1539/03-17 выданных истцу ФИО1 15.08.2019г. Муниципальным бюджетным учреждением «Архив города Евпатории» указано, что данные о заработной плате за период с 01.01.1992г. по 31.12.1996г., 01.01.1997г. по 31.12.2001г. внесены исходя из документов архивного фонда Детского санатория имени Т.Г. Шевченко из лицевых счетов предприятия. Отмечено, что заработная плата начислена в денежных единицах, которые действовали на момент начисления заработной платы, однако вид денежных единиц, в которых производилось начисление не указан. (л.д. 6, 7)

Кроме того, в судебном заседании достоверно установлено, что истец ФИО1 обратилась в ГУ – Управление Пенсионного фонда в г. Евпатории Республики Крым с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, при этом предоставила выданные ей Муниципальным бюджетным учреждением «Архив города Евпатории» архивные справки №1937/03-17, №1938/03-17 от 15.08.2019 и №1539/03-17 от 15.08.2019 за период работы в Детском санатории им. Т.Г. Шевченко.

Как следует из дополнительного решения о назначении пенсии Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Евпатории Республики Крым № 242715/20 от 29.04.2020 года при назначении страховой пенсии по старости не приняты в расчет архивные справки о заработной плате № 1938/03-17 от 15.08.2019г. за период работы с 01.01.1992 по 31,12.1996г., № 1539/03-17 от 15.08.2019г. за период работы с 01.01.1997 по 31.12.2001г., выданные МБУ «Архив г. Евпатория», в связи с отсутствием в справках вида денежных единиц, в которых производилась выплата заработной платы, и отсутствием возможности перевода «денежной единицы» по официальному курсу в российские рубли на основании части 2 статьи 5 Федерального закона №208-ФЗ от 21.07.2014 «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя». При исчислении пенсии с учетом вышеуказанного заработка ее размер увеличится. Кроме того, архивная справка № 1937/03-17 от 15.08.2019г., выданная МБУ «Архив города Евпатории» не может быть принята, поскольку в справке имя заявителя «Лидия» не соответствует паспортным данным «Лилия». (л.д. 5)

Однако, исследовав представленные справки № 1938/03-17, № 1539/03-17, а также копию трудовой книжки истца, учитывая, что в судебном заседании достоверно установлено, что предприятие, где работала истец, ликвидировано, документы в архивный фонд были переданы именно в том виде и с теми сведениями, которые указаны в представленных истцом справках, суд приходит к выводу о том, что ненадлежащее оформление работодателем документов, необходимых для назначения и перерасчета пенсии, определения ее размера, не может служить основанием для отказа в назначении такой пенсии, исчислении пенсии в соответствии с действующим законодательством на основании оформленных работодателем документов, содержащиеся в которых сведения не опровергнуты.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» №208-ФЗ от 21.07.2014 года, с 01 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.1 вышеуказанного Закона №400-ФЗ страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 36 Закона №400-ФЗ устанавливает, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17.12.2001 г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

В силу положений ст. 30 Закона №173-Ф3 страховая часть пенсии за период работы до 01 января 2002 года исчисляется, исходя из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд в течение всей трудовой деятельности до 01 января 2002 года на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

В соответствии с Указанием Министерства социальной защиты РФ от 20 августа 1992 года №1-68-У «О порядке оформления справки о заработке для назначения государственной пенсии», при оформлении справки о заработной плате в заработок для исчисления пенсии включаются все виды заработной платы, на которую начисляются страховые взносы, кроме заработной платы за сверхурочную работу, за совместительство и всякого рода выплат единовременного характера. При этом, если предприятие, в котором работал обращающийся за пенсией, ликвидировано или прекратило свое существование по другим причинам, то справки о заработке выдаются его правопреемником или архивами, принявшими на хранение бухгалтерские документы.

В действующих в настоящее время п. 1 ст. 236 Налогового кодекса РФ и Федеральном законе №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» данное положение в целом сохранено.

В соответствии со ст. 1 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж. В случае, если в государствах - участниках Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии (ст. 6 Соглашения от 13 марта 1992 года).

В соответствии с п. 10 Указания Министерства социальной защиты РФ от 18 января 1996 года №1-1-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР» в случае, когда курс валюты, действующий на территории какого-либо из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, Центральным Банком России не установлен (например, переходных денежных единиц), соответствующие выплаченные суммы заработка исключаются из подсчета.

Приложением №1 к Указанию Министерства социальной защиты РФ от 18 января 1996 года №1-1-У установлено, что до 01 апреля 1992 года заработная плата на территории Украины начислялась и выплачивалась в рублях, с 01 апреля 1992 года по 11 ноября 1992 года была введена и действовала переходная денежная единица - купон, а с 12 ноября 1992 года введена национальная валюта - карбованец.

В соответствии с Указом Президента Украины от 07 ноября 1992 года №549/92 «О реформе денежной системы Украины» с 23 часов 12 ноября 1992 года единственным средством платежа на территории Украины являлся украинский карбованец, который действовал до 02 сентября 1996 года, после чего введена национальная валюта - гривна.

Вместе с тем, специальной нормой, действующей на территории Республики Крым - ст. 5 Закона №208-ФЗ с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 03 июля 2016 года №235-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», предусмотрено, что среднемесячный заработок (доход) за период с апреля по ноябрь 1992 года включительно, указанный в переходной денежной единице - купонах, при назначении и перерасчете пенсии пересчитывается в рубли по курсу 1:1. Среднемесячный заработок подтверждается документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Согласно письму Министерства социальной защиты РФ от 31 января 1994 года №1-369-18 «О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в РФ из государств, ранее входивших в состав СССР» исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж в порядке, предусмотренном ст. ст. 99-104 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20 ноября 1990 г. В случае, если в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года введена собственная валюта, размер заработка (дохода) определяется путем перевода иностранной валюты в рубли по текущему курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на день обращения за назначением пенсии (независимо от того, за какие периоды представляется заработок для исчисления пенсии). Курс валюты публикуется в «Российской газете».

Таким образом, из анализа указанных выше правовых норм, следует, что заработная плата начислялась и выплачивалась истцу ФИО1 в следующих денежных единицах: по архивным справкам №1938/03-17, № 1539/03-17 от 15.08.2019г. за период с 01.01.1992 года по 12.11.1992 года - в рублях, с 12.11.1992 года по 01.09.1996 года - в карбованцах, с 02.09.1996 года по 31.12.2001 года в гривнах, что в полной мере соответствует наименованию и периодам оборота денежных единиц на территории Украины.

Исследовав обстоятельства дела, проверив их доказательствами, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, исходя из принципов разумности и справедливости, суд пришел к выводу об обоснованности исковых требований ФИО1 с учетом их уточнения и о наличии правовых оснований для их удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковое заявление ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Евпатории Республики Крым о признании решения незаконным и обязании совершить определенные действия – удовлетворить.

Признать дополнительное решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Евпатории Республики Крым о назначении пенсии от 29.04.2020г. № 242715/20 в части не принятия к расчету архивных справок о заработной плате от 15.08.2019г. № 1938/03-17 и № 1539/03-17, выданные МБУ «Архив г. Евпатории» - незаконным.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Евпатории Республики Крым принять к исчислению среднемесячного заработка ФИО1 для назначения страховой пенсии по старости с 17.05.2020г. сведения о заработной плате, содержащиеся в архивных справках о заработной плате № 1938/03-17 и № 1539/03-17 от 15.08.2019г., выданных Муниципальным бюджетным учреждением «Архив города Евпатории», в которых суммы заработной платы считать указанными в следующих денежных единицах: за период с 01.01.1992 года по 23 часа 00 минут 12.11.1992 года - в рублях, с 23 час 00 минут 12.11.1992 года по 01.09.1996 года - в карбованцах, с 02.09.1996 года по 31.12.2001 год - в гривнах.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Евпаторийский городской суд Республики Крым.

Судья А.И. Лантратова