ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1856/2016 от 20.01.2017 Советско-гаванского городского суда (Хабаровский край)

Дело № 2-41/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи Манушенковой Н.Б.

при секретаре Смирновой И.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шевелева Д.М. к ПАО «Вымпелком» о признании действий, направленных на расторжение договора об оказании услуг связи в одностороннем порядке незаконными

УСТАНОВИЛ:

Шевелев. Д.М. обратился в суд с иском к ПАО «Вымпелком» о признании действий, направленных на расторжение договора об оказании услуг связи незаконными, указав, что ДД.ММ.ГГГГ истец заключил с ответчиком договор об оказании услуг связи «Билайн», истцу был присвоен абонентский . Первого ноября 2016г ответчик уведомил путем СМС о возможно предстоящем расторжении договора на услуги связи в связи с отсутствием денежных средств на балансе. Данным абонентским номером истец регулярно пользуется более восьми лет. Указанный номер обеспечивает истцу доступ к сети интернет, банковским картам, госуслугам и т.д. Расторжение договора об оказании услуг связи ответчиком в одностороннем порядке причинит существенный вред личности и деловой репутации истца. Более чем за восемь лет указанная комбинация цифр стала интернет-псевдонимом истца, доступом к электронному кошельку. На основании положений Правил о связи просит признать действия ответчика, направленные на расторжение договора связи в одностороннем порядке незаконными.

В судебное заседание истец не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствии.

В судебное заседание ответчик представителя не направил, представил возражения на иск, согласно которым ДД.ММ.ГГГГ между сторонами заключен договор об оказании услуг связи «Билайн» с предоплатной системой расчетов. Условия оказания услуг связи «Билайн» в момент подписания договора (приобретения сим-карты) передаются абоненту в виде отдельного документа. Условия оказания услуг связи модернизируются в соответствии с изменениями, вносимыми в законодательство о связи, и размещаются на официальном ресурсе компании для ознакомления абонентов. Документы размещены на сайте Билайн. Оказание услуг связи производится истцу в соответствии с выбранным тарифным планом. С ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время истцу подключен тарифный план «Всёшечка». Условия тарифного плана описаны на официальном сайте и прилагаются. Согласно пункту 1 тарифного плана: Абонент может оплачивать услуги связи, приобретая и активируя телефонные карты абонента «Билайн» или с помощью Универсальной системы оплаты Билайн (наличные платежи и платежи с помощью банковских карт). При исчерпании средств на «электронном» счете, обслуживание телефона приостанавливается, в том числе с прерыванием незаконченного разговора. Для возобновления обслуживания достаточно пополнить «электронный» счет в течение последующих 180 дней (или иного срока, установленного договором). Если по истечении указанного времени не активирована очередная карта или не внесен очередной платеж, для возобновления обслуживания требуется обращение в Центр поддержки клиентов и оплата повторного подключения к сети. В этом случае сохранение телефонного номера не гарантируется. Согласно п. 44 Правил оказания услуг телефонной связи оператор связи вправе приостановить оказание абоненту только тех услуг телефонной связи, в отношении которых этим абонентом допущены нарушения требований, установленных ФЗ О связи, настоящими правилами и договором, в том числе нарушения сроков оплаты, оказанных абоненту услуг телефонной связи. Предусмотренный тарифным планом срок на внесение денежных средств 180 дней упрощает для абонента механизм расторжения договора в случае. Если потребность в пользовании услугами у абонента прекратилась. Последний исходящий вызов у абонента зафиксирован ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГг отсутствие внесения денежных средств и бездействие было расценено как желание расторгнуть договор по инициативе абонента в одностороннем порядке. При этом на счету абонента отрицательный баланс. СМС сообщение, направленное истцу ДД.ММ.ГГГГ, содержит информацию о том, что ему необходимо пополнить баланс лицевого счета, который пополнялся в мае 2016г. По настоящее время договор с истцом не расторгнут. Т.о., оператор действий по расторжению договора в одностороннем порядке не производил. Просит в удовлетворении иска отказать.

Из материалов дела следует, что между истцом и ответчиком заключен договор об оказании услуг связи «Билайн» ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. Согласно договорам, истец пользуется абонентским номером <данные изъяты>

Согласно сведениям ответчика, с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время истцу подключен тарифный план «Всёшечка». Последнее пополнение баланса произведено в ДД.ММ.ГГГГ. Последний абонентский вывоз - ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ ответчиком истцу направлено СМС сообщение, где указано о необходимости пополнить счет, в противном случае истец потеряет номер, баланс на нуле более <данные изъяты> дней, поэтому ДД.ММ.ГГГГ договор на услуги связи может быть расторгнут, а номер передан другому абоненту. чтобы сохранить номер, необходимо пополнить баланс в ближайшее время. (л.д.4)

В соответствии со статьями 44 и 54 Федерального закона "О связи" на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи, утверждаемыми Правительством Российской Федерации; порядок и форма оплаты услуг связи определяются договором об оказании услуг связи, если иное не установлено законодательством Российской Федерации; оплата местных телефонных соединений производится по выбору абонента-гражданина с применением абонентской или повременной системы оплаты.

Согласно ч.3 ст. 44 Федерального закона «О связи», в случае нарушения пользователем услугами связи требований, установленных настоящим Федеральным законом, правилами оказания услуг связи или договором об оказании услуг связи, в том числе нарушения сроков оплаты оказанных ему услуг связи, определенных условиями договора об оказании услуг связи, оператор связи имеет право приостановить оказание услуг связи до устранения нарушения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

В случае неустранения такого нарушения в течение шести месяцев со дня получения пользователем услугами связи от оператора связи уведомления в письменной форме о намерении приостановить оказание услуг связи оператор связи в одностороннем порядке вправе расторгнуть договор об оказании услуг связи, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

Таким образом, в случае нарушения сроков оплаты оператор в письменной форме уведомляет абонента о намерении приостановить оказание услуг связи. Если в течение шести месяцев со дня получения уведомления о намерении приостановить оказание услуг связи нарушение не устранено, оператор связи вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор об оказании услуг связи.

Отношения между абонентом и (или) пользователем услуг телефонной связи и оператором связи при оказании услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи в сети связи общего пользования, а также при оказании услуг подвижной радиосвязи, услуг подвижной радиотелефонной связи и услуг подвижной спутниковой радиосвязи в сети связи общего пользования регулируются Правилами оказания услуг телефонной связи, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>

Согласно п. 44 Правил, оператор связи вправе приостановить оказание абоненту только тех услуг телефонной связи, в отношении которых этим абонентом допущены нарушения требований, установленных Федеральным законом "О связи", настоящими Правилами и договором, в том числе нарушения сроков оплаты оказанных абоненту услуг телефонной связи.

Согласно п.29 Правил, Оплата услуг телефонной связи осуществляется в форме наличных и безналичных расчетов.

Оплата услуг телефонной связи может производиться посредством авансового платежа, отложенного платежа на срок расчетного периода либо сочетанием указанных видов платежей.

При оплате услуг телефонной связи посредством авансового платежа услуги оказываются в объеме внесенных абонентом денежных средств. В случае исчерпания аванса оказание услуг телефонной связи приостанавливается без предварительного уведомления абонента, если договором не предусмотрено применение перехода с авансового платежа на отложенный платеж.

При оплате услуг телефонной связи посредством отложенного платежа оказанные услуги телефонной связи оплачиваются по окончании расчетного периода.

Согласно пункту 1 Условий тарифного плана «Всёшечка»: Абонент может оплачивать услуги связи, приобретая и активируя телефонные карты абонента «Билайн» или с помощью Универсальной системы оплаты Билайн (наличные платежи и платежи с помощью банковских карт). При исчерпании средств на «электронном» счете, обслуживание телефона приостанавливается, в том числе с прерыванием незаконченного разговора. Для возобновления обслуживания достаточно пополнить «электронный» счет в течение последующих 180 дней (или иного срока, установленного договором). Если по истечении указанного времени не активирована очередная карта или не внесен очередной платеж, для возобновления обслуживания требуется обращение в Центр поддержки клиентов и оплата повторного подключения к сети. В этом случае сохранение телефонного номера не гарантируется.

Согласно представленным в дело сведениям, между истцом и ответчиком заключен договор об оказании услуг связи «Билайн» с авансовой (предоплатной) системой расчетов. При такой системе оплаты услуг, услуги связи приостанавливаются при исчерпании средств на электронном счете абонента, без предварительного уведомления абонента, а если в течение шести месяцев абонент не произведет оплату услуг связи, оператор вправе расторгнуть договор на оказание услуг связи в одностороннем порядке (ст. 44 ФЗ «О связи», п. 29 Правил).

Из материалов дела следует, что последнее пополнение счета истцом произведено в ДД.ММ.ГГГГ, действия ответчика от ДД.ММ.ГГГГ были направлены на предупреждение истца о возможном расторжении договора в одностороннем порядке с ДД.ММ.ГГГГ ввиду длительного периода (более <данные изъяты> дней) неоплаты услуг связи и в случае неоплаты услуг связи в ближайшее время.

До настоящего времени договор об оказании услуг ответчиком в одностороннем порядке не расторгнут.

Оспариваемые действия ответчика не противоречили закону, напротив, ФЗ «О связи» предусмотрено право оператора в одностороннем порядке расторгнуть договор в случае неустранения в течение шести месяцев нарушения сроков оплату услуг связи.

Истец в исковом заявлении ссылается на п. 49 Правил, согласно которому оператор связи не вправе приостанавливать оказание абоненту услуг телефонной связи в случае неоплаты абонентом услуг, оказанных с использованием услуг телефонной связи, но не являющихся услугами телефонной связи.

Между тем, материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих об оказании оператором связи истцу услуг, оказанных с использованием услуг телефонной связи, но не являющихся услугами телефонной связи.

Поскольку судом незаконность действий ответчика не установлена, отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований истца.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Шевелева Д.М. к ПАО «Вымпелком» о признании действий, направленных на расторжение договора об оказании услуг связи в одностороннем порядке незаконными - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи жалобы (представления) через суд, принявший решение.

Решение в окончательной форме принято 31.01.2017года.

Судья. Подпись Н.Б. Манушенкова

Копия верна судья