Дело № 2-1857/2019
УИД 33RS0008-01-2019-002115-22
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 ноября 2019 года г. Гусь-Хрустальный
Гусь-Хрустальный городской суд Владимирской области в составе
Председательствующего судьи Глебовой С.В.
При секретаре Журкиной К.А.
Рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Единый расчетно-информационный центр Владимирской области» о признании недействительным единого платежного документа за жилищно-коммунальные услуги,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Единый расчетно-информационный центр Владимирской области» о признании недействительным единого платежного документа за жилищно-коммунальные услуги за август 2019 года по лицевому счету № по адресу: <адрес>.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФИО2, МУВКП г. Гусь-Хрустальный, ООО «Владимиртеплогаз», МУП «Спецпредприятие».
В обоснование иска истцом ФИО1 указано, что ДД.ММ.ГГГГ ею получен единый платежный документ по оплате жилищно-коммунальных услуг за август 2019 года. Указанный документ не является основанием для исполнения обязательств по оплате коммунальных услуг: холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз ТБО, отопление в отделениях и филиалах ПАО «Сбербанк России» и ФГУП «Почта России». Единый платежный документ не соответствует требованиям ч. 1, ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, ст. 209 ГК РФ, оформлен с грубейшими нарушениями, а именно: в платежном документе вместо статуса «плательщик» проставлен статус «собственник», отсутствует графа «оплачено», не указан лицевой счет ООО «Владимиртеплогаз». Кроме того, в связи с отсутствием индивидуальных приборов учета потребления горячего водоснабжения оплата должна производиться по утвержденным тарифам с учетом зарегистрированных в квартире двух человек. Подтверждением обоснованности исковых требований являются платежные документы ООО «ЕРИЦ Владимирской области за 2014-2019 г.г. на оплату капитального ремонта.
Истец ФИО1, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась. В заявлении просила рассматривать дело без ее участия, на исковых требованиях настаивает.
Представитель ответчика ООО «ЕРИЦ Владимирской области», извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В письменном отзыве просил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика и принять решение на усмотрение суда. Также указано, что ООО «ЕРИЦ Владимирской области» создано во исполнение пункта 4 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», основной функцией которого является выставление единого платежного документа для внесения платы за предоставленные жилищно-коммунальные услуги. ООО «ЕРИЦ Владимирской области» в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемых платежными агентами» имеет статус платежного агента на территории Владимирской области и зарегистрирован в этом статусе в МРУ Росфинмониторинга по ЦФО. В связи с этим исполнителями/поставщиками жилищно-коммунальных услуг Владимирской области заключены агентские договоры с ООО «ЕРИЦ Владимирской области» на сбор платежей с физических лиц за предоставленные им жилищно-коммунальные услуги. Формат единого платежного документа, направляемого в адрес жителей Владимирской области, соответствует положениям Жилищного кодекса РФ и п. 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, формату, рекомендованному приказом Минстроя России от 26.01.2018 года № 43/пр. В связи с изложенным ООО «ЕРИЦ Владимирской области» полагает себя ненадлежащим ответчиком. Просил привлечь его к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО2, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась. В телефонограмме просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, МУВКП г. Гусь-Хрустальный, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В заявлении просил рассмотреть дело в отсутствие представителя МУВКП г. Гусь-Хрустальный. Возражений по заявленным требованиям не представлено.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Владимиртеплогаз», извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В заявлении просил рассмотреть дело в отсутствие представителя ООО «Владимиртеплогаз», считает исковые требования ФИО1 необоснованными. Также указано, что между ООО «Владимиртреплогаз» и ООО «ЕРИЦ Владимирской области» заключен агентский договор № на выполнение юридических, организационных и иных действий, связанных с начислением платы за отопление и (или) горячую воду абонентам ООО «Владимиртеплогаз», включением задолженности абонентов в единых платежный документ, доставкой единого платежного документа, сбором платы за отопление и (или) горячую воду, предоставленные собственникам и нанимателям жилых помещений многоквартирных домов с августа 2-19 года, что не противоречит положениям п.п. «е» п. 32 Правил № 354.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, МУП «Спецпредприятие», извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В заявлении просил рассмотреть дело в отсутствие представителя МУП «Спецпредприятие». Возражений по заявленным требованиям не представлено.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Согласно ч. 1, п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
На основании ч. 2, ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании: платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Согласно положениям п. 3 ст. 2, ч. 1 ст. 3, ч. 1, ч. 2, ч. 11 ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» платежный агент – юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц.
Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент.
Под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
Оператор по приему платежей для приема платежей должен заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя.
Поставщик вправе заключить с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, указанный в части 1 настоящей статьи, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Платежный агент при приеме платежей обязан иметь соответствующий договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, предусмотренный настоящей статьей.
Согласно положениям п.п. «а» п. 32, п. 63, п. 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354, исполнитель имеет право требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги.
Потребители обязаны своевременно вносить плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
Плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом) не установлен иной срок представления платежных документов.
В платежном документе указываются:
а) почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя);
б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет;
в) указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов (при применении в расчетах за коммунальные услуги по горячему водоснабжению тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, - величина каждого из компонентов, единицы измерения объема (количества) горячей воды и тепловой энергии в натуральных величинах);г) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;
г(1)) размер повышающего коэффициента, предусмотренного пунктом 42 настоящих Правил, в случае применения такого повышающего коэффициента при расчете платы за соответствующую коммунальную услугу, а также размер превышения платы за соответствующую коммунальную услугу, рассчитанной с применением повышающего коэффициента над размером платы за такую коммунальную услугу, рассчитанную без учета повышающего коэффициента;
д) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды для случаев, предусмотренных настоящими Правилами, в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;
е) общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения);
ж) сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с:
пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями;
предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета;
уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и настоящими Правилами;
иными основаниями, установленными в настоящих Правилах;
з) сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды;
и) сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме);
к) сведения о рассрочке и (или) отсрочке внесения платы за коммунальные услуги, предоставленной потребителю в соответствии с пунктами 72 и 75 настоящих Правил;
к(1)) штриховые коды, предусмотренные ГОСТ Р 56042-2014 (при принятии собственниками помещений в многоквартирном доме, управляемом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, а также при непосредственном управлении многоквартирным домом решения об отказе от указания в платежном документе штриховых кодов, предусмотренных ГОСТ Р 56042-2014, такие штриховые коды в платежном документе не указываются);
л) другие сведения, подлежащие в соответствии с настоящими Правилами, нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, включению в платежные документы.
Приказом Минстроя России от 26.01.2018 года № 43/пр «Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг» утверждена примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг согласно приложению к настоящему приказу.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» и в целях обеспечения реализации требований Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» к содержанию платежного документа распоряжением администрации Владимирской области от 28.07.2014 года № 354-р утверждена форма Единого платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг согласно приложению.
В судебном заседании установлено, что квартира общей площадью 51,1 кв. метр по адресу: <адрес>, на праве общей долевой собственности принадлежит ФИО1 и ФИО2 – по ? доле каждой.
Согласно справке с места жительства от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ООО ГРИВЦ», в квартире по вышеуказанному адресу были зарегистрированы ФИО1 (с ДД.ММ.ГГГГ) и ФИО2 (с ДД.ММ.ГГГГ).
С регистрационного учета по адресу: <адрес>, ФИО2 снялась ДД.ММ.ГГГГ (согласно адресной справке ОВМ МО МВД России «Гусь-Хрустальный»).
ООО «ЕРИЦ Владимирской области» в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» имеет статус платежного агента на территории Владимирской области и зарегистрирован в этом статусе в МРУ Росфинмониторинга по ЦФО.
Между ООО «ЕРИЦ Владимирской области» (агент) с одной стороны и поставщиками коммунальных услуг ООО «Владимиртеплогаз», МУП «Спецпредприятие», МУВКП г. Гусь-Хрустальный (принципалами) с другой стороны заключены агентские договоры, соответственно, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работы по начислению и сбору платежей с потребителей за предоставленные коммунальные услуги горячего водоснабжения, водоотведения, отопления, вывоза твердых бытовых отходов, по ежемесячному формированию, распечатыванию и доставке потребителям коммунальных услуг единого платежного документа на оплату слуг принципалов.
В связи с указанными обстоятельствами ООО «ЕРИЦ Владимирской области» является надлежащим ответчиком по делу по иску ФИО1 о признании недействительным единого платежного документа, доставляемого ей, как собственнику жилого помещения и потребителю коммунальных услуг.
Как следует из оспариваемого единого платежного документа на оплату жилищно-коммунальных услуг за август 2019 года по лицевому счету № в квартире по адресу: <адрес>, в качестве собственника жилого помещения указана ФИО1
Утвержденными приказом Минстроя России от 26.01.2018 года № 43/пр и распоряжением администрации Владимирской области от 24.07.2014 года № 354-р формами платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг предусмотрено указание как собственника помещения, так и плательщика жилищно-коммунальных услуг. Положениями п.п. «а» п. 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354, предусмотрено указание в едином платежном документе собственника помещения.
Таким образом, внесение ООО «ЕРИЦ Владимирской области» в единый платежный документ информации о собственнике помещения по адресу: <адрес>, действующим законодательством не только не запрещено, но и предусмотрено.
Оспариваемый истцом единый платежный документ ООО «ЕРИЦ Владимирской области» содержит информацию по начислению платы за коммунальные услуги за расчетный период – август 2019 года.
В связи с отсутствием показаний индивидуальных приборов учета водоснабжения начисление за услугу горячего водоснабжения за август 2019 года производилось исходя из установленных норматива, тарифа, размера повышающего коэффициента, зарегистрированных в квартире 2 человек.
Расчет платы за коммунальные услуги по горячему водоснабжению произведен в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354.
Тарифы на горячую воду (23,88 руб./куб.м. и 3 346,40 руб./куб.м.), рекомендуемая расчетная величина расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги (для категории потребителей: население) по горячему водоснабжению (0,06385 Гкал/куб. м.), утверждены постановлением департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 20.12.2018 года № 53/54.
Норматив потребления услуги горячего водоснабжения (4,2 куб.м. на 1 чел. в месяц) утвержден постановлением главы МО город Гусь-Хрустальный от 21.12.2009 года № 1070 «Об утверждении нормативов потребления услуг холодного, горячего водоснабжения и водоотведения для населения МО город Гусь-Хрустальный».
Повышающий коэффициент, величина которого принимается равной 1,5, предусмотрен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354.
Указанный расчет задолженности платы за горячее водоснабжение за август 2019 года в сумме № судом проверен и признается верным.
В направленном истцу ФИО1 едином платежном документе за август 2019 года содержатся сведения об оплате в текущем периоде водоотведения, водоснабжения, вывоз ТБО, ГВС компонент на тепловую энергию, ГВС компонент на теплоноситель/холодную воду, отопления (4 графа таблицы «Расчет размера платы за содержание жилого помещения, коммунальные услуги, взноса на капитальный ремонт»).
Отсутствие в оспариваемом едином платежном документе номера лицевого счета ООО «Владимиртеплогаз» не является основанием для признания этого платежного документа недействительным. В соответствии с положениями п.п. «б» п. 69 Правил №354 в едином платежном документе указаны наименование исполнителя – ООО «ЕРИЦ Владимирской области», его ИНН/КПП, номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), часы работы, номера контактных телефонов, адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о несостоятельности доводов истца и об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 к ООО «ЕРИЦ Владимирской области» о признании недействительным единого платежного документа за жилищно-коммунальные услуги за август 2019 года по лицевому счету № по адресу: <адрес>.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Единый расчетно-информационный центр Владимирской области» о признании недействительным единого платежного документа за жилищно-коммунальные услуги за август 2019 года оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Гусь-Хрустальный городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Глебова С.В.