ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1857/2017 от 14.03.2018 Ессентукского городского суда (Ставропольский край)

Дело № 2-43/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ессентуки «14» марта 2018 года

Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Казанчева В.Т.,

при секретаре Попове К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Удодова С.А. к администрации г. Ессентуки о возложении обязанности предоставить жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Удодов С.А. обратился с иском к администрации г. Ессентуки о возложении обязанности предоставить жилое помещение в рамках краевой адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Ставропольском крае в 2013-2017г.г.» в черте ***, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

В обосновании указанных требований указано следующее.

Удодов С.А. на основании договора купли-продажи от 13 года является собственником ***, расположенной квартирном ***, что «дается свидетельством о государственной регистрации права от 13 года ***-АИ 599943.

Постановлением администрации города Ессентуки от 02 марта 2012 года *** утвержден акт и заключение межведомственной комиссии от *** об обследовании многоквартирного жилого ***, в соответствии с которым указанный многоквартирный жилой признан аварийным и непригодным для дальнейшего проживания, Федеральным законом от *** № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» предусмотрена финансовая поддержка для переселения граждан из многоквартирных домов, признанных в установленном законом порядке до *** аварийными и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации.

На основании Постановления Администрации города Ессентуки об изъятии эго участка под многоквартирным домом и помещений в нем, расположенных по *** для муниципальных нужд *** от 11.02. 2015 года проведена государственная регистрация изъятия для государственных (или муниципальных) нужд ***.

В 2016 году собственники многоквартирного дома обратились в Ессентукский городской суд с заявлением об установлении юридического факта признания жилого дома аварийным и непригодным для дальнейшего проживания.

*** по результатам рассмотрения вышеназванного заявления Ессентукский городской суд вынес решение, согласно которого был установлен юридический факт признания в установленном законом порядке *** в *** аварийным и непригодным для дальнейшего проживания до ***.

Данное обстоятельство позволило включить многоквартирный *** в *** в краевую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в ставропольском крае в 2013-2017 г.г.», утвержденную Постановлением *** от ******-П, поскольку, согласно разделу 4 в Программу включаются многоквартирные жилые дома, признанные в установленном законом порядке аварийными до ***.

В соответствии с указанной Программой органы местного самоуправления муниципальных образований:

- формируют адресные списки аварийных многоквартирных домов;

- заключают предварительные соглашения с собственниками жилых смещений, находящихся в аварийных многоквартирных домах, о предоставлении злых помещений путем мены на иные жилые помещения;

- представляют копии документов о признании аварийными многоквартирных домов, жители которых подлежат переселению в рамках реализации Программы;

- заключают муниципальные контракты на строительство жилых домов или приобретении жилых помещений в жилых домах для переселения граждан из аварийных многоквартирных домов или осуществляют выплату лицам, в чьей собсвтенности находятся жилые помещения в аварийных многоквартирных домах, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей (Жилищного кодекса Российской Федерации;

- обеспечивают регистрацию права муниципальной собственности на жилые помещения в жилых домах, приобретенные в рамках Программы, или жилые помещения в жилых домах, построенных в рамках Программы;

- осуществляют переселение граждан из аварийных многоквартирных домов, включенных в Программу, в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;

- обеспечивают снос аварийных многоквартирных домов.

Из устных объяснений работников администрации г. Ессентуки следует, что настоящее время квартиры для расселения указанного дома не приобретались и муниципальные контракты с подрядными организациями не заключались. О точной дате расселения не сообщалось. Данное бездействие ведет к нарушению жилищных прав Удодова С.А., угрозе его жизни и здоровью.

Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в краевую адресную программу по переселению граждан из аварийного ого фонда в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 г. № 185 «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», пи аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ те содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» 1во на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 ЖК РФ).

При этом, собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Данная правовая позиция подтверждена Обзором судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2012 года, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2012 г.

Кроме того, как следует из текста Федерального закона от 21.07.2007 г. № 3 «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», федеральный законодатель, предусматривая правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъекту Российской Федерации и муниципальному образованию из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, одновременно предписывает осуществлять переселение граждан из аварийного жилищного фонда не по своему усмотрению, а в соответствии с жилищным законодательством. (ч.3 ст.16)

В силу п.3 ст. 2 данного Федерального закона под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст.ст. 32 и 86 ЖК РФ в равной мере.

По смыслу ст.32 ЖК РФ обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения допускается как заключения соглашения о выплате выкупной цены за изымаемое жилое помещение, так и путем заключения соглашения с собственником жилого помещения о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого помещения.

Включение аварийного дома в региональную адресную программу является самостоятельным основанием для предоставления иных жилых помещений собственникам жилых помещений при переселении из аварийного жилищного фонда.

В ходе общения с администрацией г. Ессентуки, Удодов С.А. многократно заявлял, что он не согласен на получение выкупной цены взамен принадлежащего помещения, а желает получить другое жилое помещение в собственность в г. Ессентуки.

При этом, следует отметить, что со стороны администрации г. Ессентуки не поступало предложений по выкупу принадлежащей Удодову С.А. квартиры, равно как и не поступало предложений по предоставлению другого жилого помещения в городе Ессентуки.

Поскольку многоквартирный дом, в котором находится квартира Удодова включена в Программу и администрация г. Ессентуки взяла на себя обязательство предоставить Удодову С.А. другое жилое помещение, значит фактически достигнуто соглашение обеспечения жилищных прав Удодова С.А. путем предоставления другого жилого помещения взамен признанного аварийным, однако, возможность реализовать такое право истцу не предоставляется, жилым помещением Удодов С.А. не обеспечивается.

Согласно устным заявлениям работников администрации г. Ессентуки жилого помещения, которое могло бы быть предоставлено Удодову С.А., в настоящее время не имеется, что свидетельствует о нарушении прав Удодова С.А.

При указанных обстоятельствах, а также учитывая, что законом на органы самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения взамен аварийного, однако данная обязанность в отношении истца администрацией г. Ессентуки необоснованно не исполняется, истец полагает, что имеются все основания для удовлетворения его требований.

Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта СК, привлеченное к участию в деле в качестве 3го лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, направило в суд отзыв на иск, согласно которому в соответствии с Положением о министерстве, утвержденном постановлением Правительства Ставропольского края от 05 мая 2015 года № 183-п, министерство выступает уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по реализации в Ставропольском крае Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части проведения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

В целях финансового и организационного обеспечения переселения граждан из аварийного жилищного фонда Ставропольского края и в соответствии с Федеральным законом № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее - ФЗ № 185, Фонд) постановлением Правительства Ставропольского края от 17.07.2014 № 237-п утверждена краевая адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в ставропольском крае в 2013-2017г.г.».

Финансовые средства на реализацию Программы формируются за счет средств Фонда, средств бюджета Ставропольского края и средств бюджетов муниципальных образований - участников Программы. (далее - органы местного самоуправления)

Целью Программы является организационное и финансовое обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов. Участниками Программы выступают муниципальные образования Ставропольского края.

В соответствии с требованиями п. 1 ч. 2 ст. 16 ФЗ № 185 и ч. 10 ст. 32 ЖК РФ в Программу включаются многоквартирные дома, признанные в установленном порядке до 01.01.2012 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Постановлением администрации города Ессентуки от 02.03.2012 г. № 206 многоквартирный дом по адресу: г. Ессентуки, ул. Молодежная, 1 (далее - жилой дом) был признан аварийным и непригодным для дальнейшего проживания, т.е. после установленной Программой даты, в связи с чем, он не был включен в Программу.

Однако, решением Ессентукского городского суда Ставропольского края от 23.06.2016 года установлен юридический факт признания вышеуказанного многоквартирного дома аварийным и непригодным для проживания до 01.01.2012 года, в связи, с чем он был включен в четвертый этап Программы.

Жилой дом - это бывшее общежитие (комнаты с местами общего пользования) состоит из 15 жилых помещений, 13 из которых принадлежат гражданам на праве собственности, два относятся к муниципальному жилищному фонду.

Квартира *** в жилом доме принадлежит на праве собственности Удодову И.С. Данная квартира состоит из одной комнаты, общей площадью 15,7 кв. м (жилой - 15,7 кв. м).

Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2014 года, в случае если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный многоквартирный дом, для муниципальных нужд, и соответственно - об изъятии каждого жилого помещения в аварийной многоквартирном доме путем выкупа.

Вместе с тем, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо на его выкуп.

При этом, собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Часть 8 ст. 32 ЖК РФ, в соответствии с которой осуществляется переселение собственников из аварийного жилья, не определяет, должно ли соответствовать предоставляемое жилое помещение каким-либо критериям применимо к изымаемому жилому помещению.

Вместе с тем, применение ст. 32 ЖК РФ в рамках реализации Федерального закона «О Фонде содействия развитию жилищно-коммунального хозяйства» позволяет применять по аналогии ст. 89 ЖК РФ в части требований к жилым помещениям.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п.п. 20 - 22 и 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними. Жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению (жилые помещения предоставляются «метр» за «метр»), отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

Государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства от имени государства возмещает расходы только за фактическую аварийную общую площадь жилых помещений, принадлежащей гражданам на праве собственности или занимаемой по договорам социального найма. Расходы на дополнительную площадь жилых помещений финансируются из бюджета Ставропольского края и бюджета муниципального образования города-курорта Ессентуки.

Взамен аварийной ***, принадлежащей Удодову И.С. администрацией запланировано предоставление однокомнатной квартиры не более 33,6 кв. метра, что на 17,9 кв. метра больше общей площади аварийной ***.

Кроме того, статьей 89 ЖК РФ предусмотрено предоставление другого благоустроенного жилого помещения в связи с выселением, в том числе из аварийного жилья, которое может находиться в границах другого населенного пункта субъекта РФ, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение, но с письменного согласия граждан в письменной форме Проведенный мониторинг имеющегося жилья у застройщиков города- курорта Ессентуки показал, что в городе невозможно приобрести жилье по 26 тыс. рублей за один кв. метр, с чистовой отделкой и установкой санитарно-инженерных приборов («под ключ») и площадью однокомнатной квартиры не более 33,6 кв. метра.

Удодову И.С. предложено рассмотреть вопрос о переселении в благоустроенное жилое помещение, состоящее из одной комнаты, общей площадью 40 кв. метра (без учета площади балкона - 2,8 кв. м), расположенное в ***, ***, что на 23,7 кв. м больше аварийного. Однако истцом данное предложение не принято.

В рамках реализации мероприятий по Программе администрацией проводятся аукционы в электронном виде на приобретение жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Выкуп аварийных жилых помещений у собственников осуществляется администрацией в соответствии со ст. 32 ЖК РФ.

Из указанного видно, что администрацией предпринимаются меры по расселению аварийного многоквартирного *** в ***, следовательно, говорить о бездействии администрации не представляется возможным.

Министерство финансов СК, привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, направило отзыв на исковое заявление, согласно которому в целях финансового и организационного обеспечения переселения граждан из аварийного жилищного фонда Ставропольского края и в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» Постановлением Правительства Ставропольского края от 17.06.2013 № 237-п утверждена краевая адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Ставропольском крае в 2013 - 2017 годах». (далее - Программа)

Целью Программы является организационное и финансовое обеспечение переселения граждан из многоквартирных домов, признанных в установленном порядке до 01 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации в Ставропольском крае.

Задачами программы является:

- создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории муниципальных образований Ставропольского края;

- сокращение количества аварийных многоквартирных домов;

- обеспечение жилищных прав граждан, проживающих по договору социального найма в жилых помещениях государственного и муниципального жилищных фондов, находящихся в аварийных многоквартирных домах;

- обеспечение жилищных прав собственников, проживающих в жилых помещениях, находящихся в аварийных многоквартирных домах.

Финансовые средства на реализацию Программы формируются за счет средств Фонда, средств бюджета Ставропольского края и средств бюджетов муниципальных образований - участников Программы.

Многоквартирный дом по ********* внесен в перечень аварийных многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки на переселение граждан в рамках реализации Программы,

Согласно постановлению Правительства Ставропольского края от 29.07.2016г. № 319-п «О распределении субсидий бюджетам муниципальных образований Ставропольского края в 2016 - 2017 годах на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда». (далее - Постановление № 319-п) в 2017 году:

- размер субсидии на обеспечение мероприятий по переселению граждан в аварийного жилищного фонда бюджету города-курорта Ессентуки:

- за счет средств государственной корпорации- Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства составляет 12398,927 тыс. руб.;

- за счет средств бюджета Ставропольского края составляет 538,906 тыс.

руб.;

- размер субсидии бюджету города-курорта Ессентуки на обеспечение мероприятий по предоставлению дополнительной площади жилья при переселению граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств бюджета Ставропольского края составляет 713, 830 тыс. руб.

Согласно Закону Ставропольского края от 08.12.2016г. № 121-кз «О бюджете Ставропольского края на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 г.г.» главным распорядителем по реализации основного мероприятия «Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащих сносу» подпрограммы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства» Государственной программы Ставропольского края «Развитие жилищно-коммунального хозяйства, защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций» является министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края.

Таким образом, считают, что обеспечение переселения граждан из аварийного жилищного фонда Ставропольского края должно осуществляться в соответствии с вышеуказанными правовыми актами. Просят учесть данную позицию при вынесении решения по делу.

В судебном заседании представитель истца по доверенности адвокат Поляков В.В. доводы, изложенные в иске, поддержал, на вопросы участников судебного разбирательства пояснил, что администрацией предложено рассмотреть жилье, расположенное в ст. Ессентукской, однако, имеется обращение Удодова С.А., где он просит предоставить ему жилье в черте города Ессентуки. Если денежных средств для приобретения жилья недостаточно, то необходимо выделить деньги из бюджета города Ессентуки. В министерстве ему обрисовали механизм реализации программы - как вариант продать квартиры в ст. Ессентукской и закупить квартиры в г. Ессентуки, либо расторгнуть заключенный контракт.

Представитель ответчика администрации г. Ессентуки по доверенности Дусев В.С. исковые требования не признал, суду пояснил, что дом был включен в программу, были выделены деньги, объявлен аукцион, в результате которого один единственный участник Делибалтов откликнулся на продажу жилья по цене, предложенной администрацией города. Данное жилье расположено в ст. Ессентукской Предгорного района. Жилье новое, имеются все коммуникации, в квартире имеется водо- и электроснабжение, но без отделки. Администрацией были закуплены квартиры по этой программе, истрачены все денежные средства. Программа реализована, мероприятия проведены. В Ессентуках квартиры предлагались по более высокой цене. Приобретение жилья для Удодова возможно только путем соглашения об обмене, либо выкупа. В рамках краевой адресной программы жилье истцу предоставить нельзя, поскольку срок действия программы истек. Если будет приниматься новая программа, то в нее будут включены другие дома. Квартиры в ст. Ессентукской оформлены в собственность администрации г. Ессентуки. Восстановление прав Удодова возможно также путем его выкупа жилья после оценки. Просил суд в иске отказать.

Истец, а также представители 3х лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерство финансов СК и Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта СК, надлежаще уведомленные о дате и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, представили заявления о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Суд, с учетом мнения участников судебного разбирательства, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав мнения сторон, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства на предмет их относимости, допустимости, достоверности, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с Конституцией РФ, право частной собственности охраняется законом. В соответствии со ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации (ч.1ст.15). Перечисления в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Права и свободы могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.(ст.55)

В соответствии с ч. 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения имуществом.

Как установлено материалами дела и не оспорено сторонами Удодов С.А. является собственником квартиры, расположенной по адресу: ***, общей площадью 15,7 кв.м. Право подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ***.

Постановлением администрации города Ессентуки от 02 марта 2012 года №206 утвержден акт и заключение межведомственной комиссии от 02 февраля 2012 года об обследовании многоквартирного жилого ***, в соответствии с которым указанный многоквартирный жилой признан аварийным и непригодным для дальнейшего проживания, Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» предусмотрена финансовая поддержка для переселения граждан из многоквартирных домов, признанных в установленном законом порядке до 01 января 2012 года аварийными и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации.

На основании постановления Администрации города Ессентуки об изъятии эго участка под многоквартирным домом и помещений в нем, расположенных по *** для муниципальных нужд № 374 от 11.02. 2015 года проведена государственная регистрация изъятия для государственных (или муниципальных) нужд ***.

В 2016 году собственники многоквартирного дома обратились в Ессентукский городской суд с заявлением об установлении юридического факта признания жилого дома аварийным и непригодным для дальнейшего проживания.

Решением Ессентукского городского суда заявление удовлетворено, при этом дом включен в краевую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Ставропольском крае в 2013-2017г.г.» утвержденную Постановлением Правительства СК от 17 июня 2013 года № 237-П.

Поскольку до настоящего времени квартира Удодову С.А. не предоставлена, он обратился в суд с настоящим иском.

Рассматривая требования истца, суд отмечает следующее.

На основании ч.1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.

Частью 8 ст.32 указанного Кодекса предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Согласно ч. 9 ст. 32 ЖК РФ если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.

В силу ч.10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 ст. 32 настоящего Кодекса.

Таким образом, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения*

На необходимость соблюдения при переселении граждан из аварийного жилищного фонда положений Жилищного кодекса Российской Федерации, в т.ч. его ст. 32, указывает также Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение, не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с ч.8 ст. 32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.

Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания ст. 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения. (подп. «и» п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14, Определение Верховного Суда РФ от 05 февраля 2013 года № 18-КП2-94)

В рассматриваемом спорном случае, краевая адресная программа имеет целью именно переселение граждан из аварийного жилья.

Как следует из положений ст. 16 ФЗ от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ (ред. от 31 декабря 2017 года) «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 01 января 2013 года, она утверждается на период до завершения срока деятельности Фонда.

Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности:

- перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации;

- срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в п.1 настоящей части. При этом, в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда. В случае, если несколько многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в разные годы, расположены в границах одного элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или смежных элементов планировочной структуры, переселение граждан из этих домов может осуществляться в рамках одного этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда;

- объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и (или) внебюджетных средств переселения граждан из аварийного жилищного фонда на весь период действия этой программы и в разбивке по этапам этой программы;

- обоснование объема средств, предусмотренных п.3 настоящей части, с указанием способов переселения граждан из аварийного жилищного фонда, планируемая стоимость жилых помещений, предоставляемых гражданам в соответствии с настоящим Федеральным законом в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений, планируемый размер возмещения за изымаемое жилое помещение, выплачиваемого в соответствии со ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации;

- планируемые показатели выполнения этой программы, отражающие общую площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этой программой в целом и каждым ее этапом, под которым понимается часть этой программы, финансируемая с использованием финансовой поддержки за счет средств Фонда, решение о предоставлении которой принимается на основании поданных субъектами Российской Федерации заявок в одном календарном году и которая должна быть реализована не позднее срока, установленного ч.11 настоящей статьи. Общая площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этапом региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (далее - размер этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда), должна соответствовать требованиям ч. 2.1 настоящей статьи.

Размер этапа текущего года региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда совокупно с размером этапа текущего года региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства должен быть не менее чем произведение остатка аварийного жилищного фонда, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, и частного от деления неиспользованного лимита средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории этого субъекта Российской Федерации, на величину, равную сумме средств данного лимита и прогнозного увеличения рассчитанного для этого субъекта Российской Федерации лимита средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в предстоящие годы до 2017 года включительно. При этом в случае превышения совокупного размера этапов таких программ какого-либо года над размером минимального совокупного размера указанных этапов текущего года, рассчитанного в указанном порядке, совокупный размер этапов таких программ на последующие годы может быть меньше минимальных размеров этапов на величину этого превышения. Размер этапа 2017 года и (или) последующего года региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должен быть равен остатку аварийного жилищного фонда. При этом под остатком аварийного жилищного фонда, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, понимается общая площадь аварийного жилищного фонда, не включенного в этапы прошлых лет региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства. Особенности определения минимального размера этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда могут устанавливаться нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации. В случае увеличения рассчитанного для субъекта Российской Федерации лимита средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на основании решения наблюдательного совета Фонда, принятого в соответствии с ч.9 ст.17 настоящего Федерального закона, или решения, принятого в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации, увеличение данного лимита и изменение его прогнозного увеличения не учитываются для целей определения минимального размера этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе такой программы с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства.

Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом, отказы, в т.ч. неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

Средства Фонда, средства долевого финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов расходуются на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) или в домах, указанных в п. 2 ч. 2 ст.49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на строительство таких домов, а также на выплату лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии со ст.32 ЖК РФ. При этом, не допускается привлечение внебюджетных средств на строительство многоквартирных домов и домов, указанных в п.2 ч.2 ст.49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, если они строятся (создаются) субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями за счет средств Фонда, средств долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов.

Органы местного самоуправления вправе заключать за счет средств, указанных в ч.6 настоящей статьи, муниципальные контракты на приобретение жилых помещений, которые являются стандартным жильем и построены на земельных участках, переданных единым институтом развития в жилищной сфере в безвозмездное пользование или аренду для строительства стандартного жилья, для комплексного освоения территории, в рамках которого предусматривается в том числе строительство стандартного жилья, либо для строительства в минимально требуемом объеме стандартного жилья, для комплексного освоения территории, в рамках которого предусматриваются в том числе строительство в минимально требуемом объеме стандартного жилья и иное жилищное строительство, в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства».

Региональные адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе такие программы с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья и с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, или этапы этих программ, на реализацию которых до 31 декабря 2010 года предоставлена финансовая поддержка за счет средств Фонда, должны быть реализованы до 1 января 2012 года. При этом к указанному сроку количество граждан, переселенных из аварийного жилищного фонда в соответствии с региональными адресными программами по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе в соответствии с региональными программами по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, и количество граждан, которым в соответствии с этими программами выплачено возмещение за изымаемое жилое помещение, в совокупности не должно быть менее указанного в этих программах на дату подачи соответствующей заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда количества граждан, которые подлежали переселению и на переселение которых Фондом в соответствии с представленными заявками была предоставлена финансовая поддержка, либо общая площадь аварийного жилищного фонда, из которого осуществлено переселение граждан (включая общую площадь жилых помещений, в связи с изъятием которых гражданам выплачено возмещение) в соответствии с этими региональными адресными программами, не должна быть меньше общей площади аварийного жилищного фонда, указанной в этих программах на дату подачи соответствующей заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, и на переселение из которого Фондом в соответствии с представленными заявками была предоставлена финансовая поддержка.

Региональные адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в т.ч. эти программы с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, или этапы этих программ (за исключением этапа 2016 года), на реализацию которых с 1 января 2011 года до 31 декабря 2015 года предоставлена финансовая поддержка за счет средств Фонда, должны быть реализованы не позднее чем 31 декабря года, следующего за годом принятия Фондом решения о предоставлении такой финансовой поддержки. Этап 2016 года региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе этап 2016 года этой программы с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, должен быть реализован не позднее чем 1 сентября 2017 года, этап этой программы, указанный в третьем предложении части 2.1 настоящей статьи, должен быть реализован не позднее завершения срока деятельности Фонда. При этом, к указанному сроку количество граждан, переселенных из аварийного жилищного фонда в соответствии с региональными адресными программами по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе в соответствии с региональными адресными программами по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, и количество граждан, которым в соответствии с этими программами выплачено возмещение за изымаемые жилые помещения, в совокупности не должны быть менее чем предусмотренное этими программами на дату подачи соответствующей заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда количество граждан, которые подлежали переселению и на переселение которых Фондом в соответствии с представленными заявками была предоставлена финансовая поддержка, либо общая площадь аварийного жилищного фонда, из которого осуществлено переселение граждан (включая общую площадь жилых помещений, в связи с изъятием которых гражданам выплачено возмещение) в соответствии с этими программами, не должна быть меньше чем предусмотренная этими программами на дату подачи соответствующей заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда общая площадь аварийного жилищного фонда, на переселение из которого Фондом в соответствии с представленными заявками была предоставлена финансовая поддержка.

Внесение изменений в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, предусматривающих продление срока реализации этапа этой программы в связи с необходимостью завершения мероприятий, предусмотренных таким этапом, не является основанием для неприменения предусмотренных ст.23.1 настоящего Федерального закона последствий нарушения требований части 11 настоящей статьи.

В соответствии с Положением о министерстве, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 05 мая 2015 года № 183-п, министерство выступает уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по реализации в Ставропольском крае Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части проведения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

В целях финансового и организационного обеспечения переселения граждан из аварийного жилищного фонда Ставропольского края и в соответствии с Федеральным законом № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее - ФЗ № 185, Фонд) постановлением Правительства Ставропольского края от 17.07.2014 № 237-п утверждена краевая адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Ставропольском в 2013-2017 года». (далее - Постановление № 237-п, Программа)

Финансовые средства на реализацию Программы формируются за счет средств Фонда, средств бюджета Ставропольского края и средств бюджетов муниципальных образований - участников Программы. (далее - органы местного самоуправления)

Целью Программы является организационное и финансовое обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов. Участниками Программы выступают муниципальные образования Ставропольского края.

Согласно постановлению Правительства Ставропольского края от 29 июля 2016 года № 319-п «О распределении субсидий бюджетам муниципальных образований Ставропольского края в 2016 - 2017 годах на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда» (далее - постановление № 319-п) в 2017 году размер субсидии на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда бюджету города-курорта Ессентуки:

- за счет средств государственной корпорации- Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства составляет 12 398, 927 тыс. руб.;

- за счет средств бюджета Ставропольского края составляет 538,906 тыс. руб.;

- размер субсидии бюджету города-курорта Ессентуки на обеспечение мероприятий по предоставлению дополнительной площади жилья при переселении граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств бюджета Ставропольского края составляет 713, 830 тыс. руб.

Согласно Закону Ставропольского края от 08 декабря 2016 года № 121-кз «О бюджете Ставропольского края на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» главным распорядителем по реализации основного мероприятия «Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащих сносу» подпрограммы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства» Государственной программы Ставропольского края «Развитие жилищно-коммунального хозяйства, защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций» является министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края.

Выкуп аварийных жилых помещений у собственников осуществляется администрацией в соответствии со ст. 32 ЖК РФ.

В рамках реализации мероприятий по Программе администрацией г. Ессентуки проведены аукционы в электронном виде на приобретение жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Таким образом, замечание истца о наличии бездействия со стороны администрации г. Ессентуки безосновательно.

Как следует из пояснений представителя ответчика, и не оспорено истцом, в результате проведенного аукциона приобретены жилые помещения в ст. Ессентукской Предгорного района.

Таким образом, целевые денежные средства, выделенные из бюджета Ставропольского края и местного бюджета на реализацию краевой адресной программы, полностью израсходованы.

Как следует из материалов дела, проведенный мониторинг имеющегося жилья у застройщиков города - курорта Ессентуки показал, что в городе невозможно приобрести жилье по 26 тыс. рублей за один кв. метр, с чистовой отделкой и установкой санитарно-инженерных приборов («под ключ») и площадью однокомнатной квартиры не более 33,6 кв. метра.

Удодову И.С. предложено рассмотреть вопрос о переселении в благоустроенное жилое помещение, состоящее из одной комнаты, общей площадью 40 кв. метра (без учета площади балкона - 2,8 кв. м), расположенное в ***, пер. Южный, 43А, при этом площадь предлагаемого жилья в это случае на 23,7 кв.м. более площади аварийного жилья. Однако, истцом данное предложение не принято.

Удодов С.А. в судебном порядке оспорил действия администрации по определению условий электронного аукциона, просил признать их незаконными. Решением Ессентукского городского суда в удовлетворении требований было отказано. Решение вступило в законную силу.

В настоящий момент краевая адресная программа сроком окончена.

Представителем истца в судебном заседании подтверждено, что принципиальное значение имеет вопрос о переселении в жилое помещение, расположенное в г. Ессентуки.

Между тем, суд отмечает, что вопреки доводам представителя ответчика, окончание срока краевой адресной программы не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований, поскольку цель данной программы не исполнена, жилое помещение Удодову С.А. так и не предоставлено. Кроме того, суд отмечает, что денежные средства были выделены на приобретение жилых помещений, в т.ч. и для Удодова С.А.

Краевая программа имела своей целью организационное и финансовое обеспечение переселения граждан из многоквартирных домов, признанных в установленном порядке до *** аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации в ***. По указанной причине, выкуп жилого помещения Удодова С.А. невозможен, кроме того сам истец отказывается от такого варианта разрешения спорной ситуации.

Как следует из пояснений представителя ответчика, в случае появления новой программы в нее будут включены иные жилые помещения, будет предусмотрено иное бюджетное финансирование.

Таким образом, реализация жилищных прав Удодова С.А. возможна только в рамках вышеуказанной адресной программы.

Удодов С.А. имеет право на переселение в благоустроенное жилое помещение, расположенное именно в черте города Ессентуки.

Как следует из разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» общие требования к благоустроенности жилого помещения определены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47. Эти требования носят обязательный характер и не могут быть снижены субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.

Исходя из положений ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст.ст. 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.

Вместе с тем, применение ст.32 ЖК РФ в рамках реализации Федерального закона «О Фонде содействия развитию жилищно-коммунального хозяйства» позволяет применять по аналогии ст.89 Жилищного кодекса Российской Федерации в части требований к жилым помещениям.

Государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства от имени государства возмещает расходы только за фактическую аварийную общую площадь жилых помещений, принадлежащей гражданам на праве собственности или занимаемой по договорам социального найма. Расходы на дополнительную площадь жилых помещений финансируются из бюджета Ставропольского края и бюджета муниципального образования города-курорта Ессентуки.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п.п. 20 - 22 и 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними. Жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению (жилые помещения предоставляются «метр» за «метр»), отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

Понудить Удодова С.А. к заключению соглашения по переселению в квартиру, расположенную в *** действующее законодательство не предполагает возможным.

Суд отмечает, что в силу требований ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Анализируя материальные нормы приведенных законов, а также разъяснения вышестоящих судов, суд считает необходимым удовлетворить требования Удодова С.А.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Удодова С.А. к администрации г. Ессентуки о возложении обязанности предоставить жилое помещение - удовлетворить.

Обязать администрацию г. Ессентуки Ставропольского края предоставить Удодову С.А. жилое помещение в рамках краевой адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Ставропольском крае в 2013-2017г.г.» в черте города Ессентуки, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Ессентукский городской суд.

Судья: В.Т. Казанчев

Мотивированное решение изготовлено «15» марта 2018 года.