Дело № 2-1858/2018 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 26 декабря 2018 г. г. Артем Артемовский городской суд Приморского края в составе: председательствующего судьи Шестухиной Е.А., при секретаре Антошечкиной Н.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Приморского транспортного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к АО «Международный аэропорт Владивосток» о возложении обязанности, третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика – ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Приморскому краю», установил: Приморский транспортный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в обоснование требований указав, что Приморской транспортной прокуратурой в ходе проведения анализа исполнения законодательства об авиационной безопасности, выявлены нарушения законодательства в указанной сфере в деятельности АО «Международный аэропорт Владивосток». В соответствии с п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2011 № 42 «Об утверждении правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры» охрана границ территории (далее - периметр) аэропорта осуществляется: в отношении международных аэропортов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, - подразделениями войск национальной гвардии Российской Федерации; в отношении иных аэропортов - подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации. На территории Приморского края расположен международный аэропорт Владивосток (Кневичи), с местом базирования аэродрома в г. Артеме Приморского края, оператором аэродрома гражданской авиации Владивосток (Кневичи) является АО «МАВ». АО «МАВ» имеет сертификат соответствия по авиационной безопасности <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым обязано организовать и обеспечить охрану аэропорта. Международный аэропорт Владивосток (Кневичи) не включен в перечень объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации (п. 17 Перечня объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 № 928 -р). Действующим законодательством в сфере авиационной безопасности установлено, что охрана периметра аэропортов, не поименованных в указанном перечне объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, должна осуществляться подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации на основании возмездных договоров с лицами, эксплуатирующими аэропорт. Охрана границ территории аэропорта (периметра) осуществляется силами САБ АО «МАВ» и ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии России по Приморскому краю» на основании договора на оказание услуг охраны с помощью средств тревожной сигнализации по GSM-каналу от ДД.ММ.ГГГГ№, первоначально заключенного с ФГКУ «Управление вневедомственной охраны Управления МВД России по Приморскому краю». В соответствии с предметом данного договора исполнитель обеспечивает с помощью пульта централизованного наблюдения АО «МАВ» контроль за срабатыванием средств тревожной сигнализации, установленных на объектах АО «МАВ», то есть охрана периметра аэропорта осуществляется с использованием тревожной кнопки, путем экстренного вызова наряда войск национальной гвардии. В 2017 году, текущем периоде 2018 года договор на охрану аэропорта АО МАВ» с Приморским филиалом ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» не заключался. Таким образом, в нарушение вышеуказанных правовых норм, охрана границ территории (периметра) международного аэропорта г. Владивосток (Кневичи) на основании возмездного договора с лицами, осуществляющими эксплуатацию аэропорта, подразделением ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации не осуществляется. Обязанность организации такой охраны международного аэропорта согласно п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2011 № 42 «Об утверждении правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры» возлагается на лиц, осуществляющих эксплуатацию аэропортов и объектов их инфраструктуры. Несоблюдение ответчиком законодательства об авиационной безопасности, создает потенциальную угрозу охраняемым общественным отношениям в указанной сфере. Непринятие АО «МАВ» мер к осуществлению подразделением ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации охраны территории (периметра) международного аэропорта г. Владивосток (Кневичи) создает предпосылки для актов незаконного вмешательства, террористических посягательств и, как следствие, причинения вреда жизни, здоровью и законным интересам граждан, гибели людей и иным негативным последствиям. Прокурор, обращаясь с требованиями в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту прав неопределенного круга лиц, просил возложить на АО «Международный аэропорт Владивосток» обязанность в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить постоянную охрану границ территории (периметра) международного аэропорта г. Владивосток (Кневичи) на основании возмездного договора, подразделением ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации. Определением от 16.08.2018 к участию в деле привлечено ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Приморскому краю» в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне ответчика. Ответчик в ходе рассмотрения дела возражал против удовлетворения требований, ссылаясь на то, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2011 № 42 утверждены Правила охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, определяющие порядок охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры в целях обеспечения авиационной безопасности (п. 1 Правил). Согласно пунктам 3 и 4 указанных Правил охрана границ территории аэропорта осуществляется: в отношении международных аэропортов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, подразделениями войск национальной гвардии Российской Федерации; в отношении иных аэропортов - подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации. Охрана периметра аэропорта осуществляется на основании возмездного договора с лицами, осуществляющими эксплуатацию аэропорта. Аналогичные положения содержит раздел V Программы авиационной безопасности гражданской авиации Российской Федерации, утвержденной Приказом Минтранса России от 18.04.2008 № 62, согласно п. 53 которого, охрана международных аэропортов и объектов их инфраструктуры осуществляется подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел, а охрана иных аэропортов осуществляется подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта РФ. Таким образом, действующим законодательством в сфере авиационной безопасности императивно установлено, что охрана периметра аэропорта, относящегося к международному, должна осуществляться войсками национальной гвардии Российской Федерации (ранее вневедомственной охраной при органах внутренних дел) на основании возмездного договора с лицом, осуществляющим эксплуатацию аэропорта. Территория международного аэропорта Владивосток, ограниченная зоной транспортной безопасности аэропорта, находится под охраной ФГКУ «УВО ВНГ России по Приморскому краю» на основании возмездного договора №. Таким образом, требования законодательства РФ в области обеспечения авиационной безопасности в части охраны границ территории аэропорта соответствующим подразделением - подразделением войск национальной гвардии Российской Федерации исполнены АО «Международный аэропорт Владивосток» надлежащим образом. Угроза охраняемым общественным отношениям отсутствует. Привлечение для охраны аэропорта войск национальной гвардии Российской Федерации не запрещено и не противоречит законодательству РФ. Ответчиком были направлены запросы в федеральные органы исполнительной власти с целью предоставления разъяснений о лицах, уполномоченных на осуществление охраны периметра аэропорта. Росавиацией при проведении проверки соответствия мер авиационной безопасности в 2018 году не выявлено нарушений в деятельности аэропорта, что подтверждается актом. Предметом названной проверки являлось, в том числе, соблюдение требований Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2011 № 42. В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил исковые требования, просил возложить на АО «Международный аэропорт Владивосток» обязанность в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить постоянную охрану границ территории (периметра) международного аэропорта г. Владивосток (Кневичи) на основании возмездного договора подразделением ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации либо возложить на ответчика обязанность обеспечить постоянную охрану границ территории МАВ (Кневичи) на основании возмездного договора подразделениями войск национальной гвардии, в случае включения АО «Международный аэропорт Владивосток» в перечень объектов, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 № В судебном заседании помощник Приморского транспортного прокурора Петракова А.А. на уточненных требованиях настаивала по основаниям, изложенным в иске. Указала, что на момент рассмотрения спора ответчиком не заключен договор с уполномоченным лицом, поскольку ФГКУ УВО ВНГ России по Приморскому краю таковым не является до включения ответчика в соответствующий перечень. Представители АО «МАВ» по доверенности ФИО1 и ФИО2 в судебном заседании с требованиями не согласились, ссылаясь на то, что требования законодательства в сфере транспортной безопасности аэропорт не нарушает. Представили договор на оказание услуг по охране периметра МАВ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ФГКУ «УВО ВНГ России по Приморскому краю приняло обязательства по осуществлению охраны путем выставления подвижного патруля из числа вооруженных сотрудников ОВО по г. Артему для ведения постоянного наблюдения за периметром МАВ. Пояснили, что в настоящее время ведется работа по включению международного аэропорта «Владивосток» в Перечень объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии РФ, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 15.05.2017 № 928-р. Представитель третьего лица ФГКУ «УВО ВНГ РФ по Приморскому краю» по доверенности ФИО3 полагала требования прокурора необоснованными по основаниям, изложенным в отзыве. Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, доводы иска с учетом уточнений, полагает требования прокурора подлежащими удовлетворению. В силу п. 1 ст. 84 Воздушного кодекса РФ лица, осуществляющие прием, отправку или обслуживание воздушного судна, обязаны принимать меры по обеспечению авиационной безопасности. Авиационная безопасность обеспечивается посредством, в том числе, предотвращения доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома (пп. 1 п. 2 ст. 84 ВК РФ). В соответствии с п. 6 ст. 84 ВК РФ охрана аэропортов и объектов их инфраструктуры осуществляется подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, и подразделениями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере вневедомственной охраны, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Такой порядок охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры в целях обеспечения авиационной безопасности определен Правилами охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.02.2011 № 42 (далее - Правила). В соответствии с п. 4 Правил охрана границ территории (далее - периметр) аэропорта осуществляется: в отношении международных аэропортов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, - подразделениями войск национальной гвардии Российской Федерации; в отношении иных аэропортов - подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации. Охрана периметра аэропорта осуществляется на основании возмездного договора с лицами, осуществляющими эксплуатацию аэропорта.Охрана объектов аэропорта, предназначенных для обслуживания воздушных судов и (или) пассажиров, осуществления операций с грузами, а также иных предназначенных для оказания услуг объектов, расположенных на территории, ограниченной периметром аэропорта, осуществляется службой авиационной безопасности аэропорта, а также может осуществляться на основании отдельных договоров подразделениями войск национальной гвардии Российской Федерации и подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации (п. 5 Правил). В соответствии со статьей 6 Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» распоряжением Правительства РФ от 15.05.2017 № 928-р утвержден перечень объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации. Пунктом 17 названного перечня предусмотрена охрана войсками национальной гвардии международных аэропортов, расположенных в Северо-Кавказском федеральном округе, международный аэропорт г. Симферополя. Из содержания названных положений следует, что охрана периметра международного аэропорта осуществляется подразделениями войск национальной гвардии, в случае, если он указан в утверждаемом Правительством Российской Федерации перечне. В отношении остальных аэропортов охрана периметра осуществляется подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации. При этом охрана периметра осуществляется на основании возмездного договора с лицами, осуществляющими эксплуатацию аэропорта. Международный аэропорт Владивосток (Кневичи) в перечне объектов, подлежащих охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 15.05.2017 № 928-р, не поименован. В судебном заседании установлено, что АО «МАВ» осуществляет свою деятельность на аэродроме Владивосток (Кневичи) расположенном в 4 км северо-западнее г. Артем и в 38 км северо-восточнее г. Владивосток. Аэропорт Владивосток является международным аэропортом федерального значения. Данные обстоятельства подтверждаются актом инспекционной проверки от 04.10.2018 №. АО «МАВ» выдан сертификат соответствия федеральным авиационным правилам № ФАВТ.АБ.198 от ДД.ММ.ГГГГ В судебном заседании установлено и ответчиками не оспаривалось, что договор на охрану границ территории аэропорта с подразделением ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации не заключен. Данное обстоятельство также подтверждается перепиской между ответчиком и ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта РФ» (л.д. 9-10). При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора в части возложения на ответчика обязанности обеспечить постоянную охрану границ территории (периметра) международного аэропорта г. Владивосток (Кневичи) на основании возмездного договора подразделением ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации. 19 декабря 2018 года между АО «МАВ» и ФГКУ «УВО ВНГ России по ПК» заключен договор на оказание услуг по охране периметра международного аэропорта «Владивосток», в соответствии с которым заказчиком поручена охрана территории, указанной в перечне охраняемых объектов (приложение № 2) и соответствующей дислокации-расчету (приложение № 1), путем выставления подвижного патруля из числа вооруженных сотрудников ОВО по г. Артему – филиалу ФГКУ «УВО ВНГ России по Приморскому краю» для ведения постоянного наблюдения в пределах установленной зоны ответственности, предупреждения и пресечения противоправных посягательств посторонних лиц, угрожающих безопасности периметра территории АО «МАВ». Согласно Приложению № 1 предметом охраны является периметр международного аэропорта «Владивосток», договор заключен на срок с 21.01.2019 по 31.12.2019. Вместе с тем, осуществление охраны периметра подразделением вневедомственной охраны войск национальной гвардии противоречит п. 4 Правил, поскольку МАВ не включен в соответствующий перечень. При таких обстоятельствах доводы ответчика о том, что требования законодательства им соблюдены, признаются необоснованными. Из материалов дела следует, что АО «МАВ» направлены обращения в Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации с просьбой обратиться с инициативой о включении АО «МАВ» в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ № 928-р. Согласно п. 6 и п. 7 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.2004 № 260, в Правительстве подлежат рассмотрению проекты, в том числе, распоряжений Правительства, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства, - проекты других актов, а также проекты заключений, поправок и официальных отзывов на проекты федеральных законов. Проекты актов и другие документы, указанные в пункте 6 настоящего Регламента, могут вноситься на рассмотрение в Правительство членами Правительства, руководителями иных федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство, или лицами, исполняющими их обязанности. Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардия) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - войска национальной гвардии), в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности, в сфере частной детективной деятельности и в сфере вневедомственной охраны (п. 1 Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 30.09.2016 № 510). Поскольку ответчик обратился к субъекту правотворческой инициативы, с просьбой внести изменения в распоряжение Правительства РФ, учитывая уточнение исковых требований прокурором в данной части, суд полагает обоснованными требования о возложении на ответчика обязанности обеспечить охрану периметра аэропорта посредством заключения возмездного договора подразделениями войск национальной гвардии, в случае включения АО «Международный аэропорт Владивосток» в перечень объектов, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 № 928-р. Ссылка АО «МАВ» на раздел V Программы авиационной безопасности гражданской авиации Российской Федерации, утвержденной приказом Минтранса РФ от 18.04.2008 № 62, признается несостоятельной силу следующего. Согласно п. 53 указанной программы охрана аэропортов, аэродромов (вертодромов), объектов их инфраструктуры и объектов Единой системы организации воздушного движения, а также объектов радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи, не относящихся к объектам Единой системы организации воздушного движения, расположенных за пределами периметров аэропортов, осуществляется подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации и вневедомственной охраны при органах внутренних дел в соответствии и порядке, определенном законодательством Российской Федерации. При этом охрана международных аэропортов и объектов их инфраструктуры осуществляется подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел, а охрана иных аэропортов, аэродромов (вертодромов) и объектов их инфраструктуры осуществляется подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации. Согласно Перечню объектов, подлежащих обязательной охране подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации, утв. Распоряжением Правительства РФ от 02.11.2009 № 1629-р, международные аэропорты и аэродромы, на которых имеются пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, и объекты их инфраструктуры входили в перечень объектов, подлежащих обязательной охране подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации (пункты 10 и 15 в разных редакциях документа). Указом Президента РФ от 05.04.2016 № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» вневедомственная охрана органов внутренних дел включена в структуру Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» (пп. «а» п. 4 Указа). Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 № 568 «О признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации» распоряжение Правительства РФ от 02.11.2009 № 1629-р признано утратившим силу, в связи с чем международные аэропорты исключены из перечня объектов, подлежащих охране подразделениями вневедомственной охраны Росгвардии. В ранее действовавшем пункте 4 Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры (в ред. Постановления Правительства РФ от 16.02.2013 № 127) было предусмотрено, что охрана границ территории (далее - периметр) аэропорта осуществляется: в отношении международных аэропортов - подразделениями вневедомственной охраны полиции; в отношении иных аэропортов - подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 17.12.2016 № 1386 «О внесении изменений в Правила охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры» пункт 4 Правил изложен в действующей редакции. Из системного толкования указанных нормативных актов следует, что с 25.05.2017 (дата вступления в силу Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 № 568) не все международные аэропорты подлежат обязательной охране подразделениями вневедомственной охраны Росгвардии, а только включенные в соответствующий перечень. В силу ч. 2 ст. 11 ГПК РФ суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу, в связи с чем суд при принятии решения руководствуется положениями Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 42 от 01.02.2011, в действующей редакции. Доводы ответчика и третьего лица о том, что аэропорт «Владивосток» не включен в перечень объектов, подлежащих обязательной охране подразделением ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта РФ», утв. Приказом Минтранса РФ от 03.08.2016 № 222, признаются несостоятельными, поскольку пунктом 4 Правил не предусмотрено условие обязательного включения аэропорта в данный перечень для обеспечения его охраны подразделением Минтранса РФ. Ссылки ответчика на то обстоятельство, что в ходе проведенных проверок различными контролирующими органами нарушений не выявлено, не являются основанием для отказа в иске, поскольку не опровергают установленных судом обстоятельств, а именно того, что момент рассмотрения дела ответчиком не обеспечена охрана периметра аэропорта лицом, которое в соответствии с законодательством обязано осуществлять такую деятельность. Доводы представителя АО «МАВ» о том, что у ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта РФ» отсутствуют необходимые разрешения, а также о его несоответствии требованиям нормативных актов, не могут быть приняты во внимание, поскольку не могут являться основанием для освобождения от установленной нормативным актом обязанности. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: Требования Приморского транспортного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к АО «МАВ» о возложении обязанности удовлетворить. Возложить на АО «Международный аэропорт Владивосток» обязанность в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить постоянную охрану границ территории (периметра) международного аэропорта г. Владивосток (Кневичи) на основании возмездного договора подразделением ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации либо на основании возмездного договора подразделениями войск национальной гвардии, в случае включения АО «Международный аэропорт Владивосток» в перечень объектов, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 № 928-р. Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Артемовский городской суд Приморского края в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда. Мотивированное решение суда изготовлено 29.12.2018. Судья Е.А. Шестухина |