Дело № 2-7/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 апреля 2021 года город Севастополь
Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Милошенко Н.В.,
при секретаре Щербаковой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя (Севнаследие) к ответчик об устранении самовольной реконструкции объекта культурного наследия, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Управление охраны объектов культурного наследия г. Севастополя обратилось в суд с иском к ответчик, в котором просило признать незаконной самовольную реконструкцию объекта культурного наследия регионального значения «Доходный дом Лиоли», расположенного по адресу: <адрес> обязать ответчика в течение 12 месяцев после вступления решения в законную силу восстановить форму и габариты объекта культурного наследия регионального значения «Доходный дом Лиоли», расположенного по адресу: <адрес>, демонтировав капитальное строение в порядке и в соответствии со ст. 45 Закона №73-ФЗ.
В обоснование требования иска истец указал, что объект культурного наследия регионального значения (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации «Доходный дом Лиоли» приказом Министерства культуры Российской Федерации от 14 октября 2016 года № 43980-р включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия.
Согласно архивной справки «Доходный дом купца Христофора Лиоли» представляет собой двухэтажного здание с наличием трех небольших флигелей, наружными лестницами и деревянными галереями во дворе дома.
Ответчиком самовольно в отсутствие на то соответствующего согласования в границах территории объекта культурного наследия «Доходный дом Лиоли» произведено строительство нового капитального здания с кадастровым № площадью 360 кв.м. Указанные действия ответчика привели к изменению предмета охраны объекта культурного наследия «Доходный дом Лиоли», выразившиеся в изменении: объемно-пространственной исторической композиции двухэтажного прямоугольного объема; исторических наружных капитальных стен, их конструкций; композиционных и архитектурно-художественных исторических решений фасадов здания, включая, в том числе форму и размер. Строительство нового капитального здания не связано с работами по сохранению объекта культурного наследия «Доходный дом Лиоли». Произведенные ответчиком строительные работы не соответствуют условиям сохранения такого объекта, нарушают его параметры и особенности, составляющие предмет охраны.
Из дополнительных пояснений к иску, Управлением охраны объектов культурного наследия г. Севастополя указано, что действующее на территории города Севастополя законодательство на момент начала строительства нового капитального здания с кадастровым № в границах объекта культурного наследия, расположенного по адресу: <адрес> также предусматривало границы и режимы использования зон охраны памятников, их комплексов (ансамблей), историко-культурных заповедников. Требованиями охранного договора от 30 октября 2012 года № 1/130А, заключенного в соответствии со ст. 23 Закона Украины от 8 июня 2000 года №1805-III«Об охране культурного наследия» между предыдущим собственником ОКН «Доходный дом Лиоли» ФИО и Отделом госслужбы охраны культурного наследия управления культуры и туризма Севастопольской городской государственной администрации было установлено недопущение нового строительства и удовлетворения других хозяйственных потребностей, которые могут навредить памятнику, запрет на возведение каких-либо пристроек к памятнику, перестраивать его как снаружи, так и внутри, а также не производить каких-либо работ на территории памятника без специального письменного разрешения органа охраны.
В судебном заседании представитель истца Управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя – ФИО2, действующий на основании доверенности, поддержал доводы иска с учетом дополнений к нему, просил о его удовлетворении.
Ответчик ФИО3 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрении заявления извещена в установленном законом порядке, обеспечила явку представителя. В своем отзыве на исковое заявление ФИО3 просит в его удовлетворении отказать по следующим основаниям. Так, ответчиком указано, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением городского строительства и архитектуры Севастопольской городской государственной администрации дано предыдущему собственнику ФИО положительное градостроительное заключение относительно реконструкции объекта на <адрес>. Кроме того, в 2015 году Прокуратурой Балаклавского района г. Севастополя совместно с представителями Севгосстройнадзора, Управления земельного контроля города Севастополя и Управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя была проведена комплексная проверка на предмет соблюдения законности проведения реконструкции спорного объекта, по результатам которой нарушений по выполненным работам, осуществленным в ходе реконструкции выявлено не было. Помимо этого ответчик отметил, что стороной истца не представлено доказательств нарушения условий охранного договора (охранного обязательства), учитывая то, что на объекте культурного наследия проведены строительные работы с учетом декларации о начале выполнения строительных работ от ДД.ММ.ГГГГ, не выходя за пределы границ территории объекта культурного наследия регионального значения «Доходный дом Лиоли». На момент утверждения охранного обязательства, объемно-пространственная историческая композиция двухэтажного прямоугольного объекта, включая высотные отметки по венчающим карнизам, до настоящего времени не нарушена; исторические наружные капитальные стены, их конструкция и материал, а также историческое месторасположение относительно границ территории сохранены; композиционное и архитектурно-художественное историческое решение фасадов здания, включая местоположение, форму, размер, материал проемов, плоские пилястры, фронтон главного фасада, межэтаэтажная профилированная тяга на западном и южном фасадах соответствует графическим изображениям объекта. При таких обстоятельствах, ответчиком не были нарушены и приняты на себя в полном объеме обязательства по охранному договору от ДД.ММ.ГГГГ№А.
Представитель ответчик – ФИО4, действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении иска отказать. Поддержала заявленные требования.
Представители привлеченных к участию в деле судом третьих лиц ООО "Ана Терра", Управления государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя, Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом и своевременно, о причинах неявки суд не уведомили.
В отзыве на исковое заявление представитель третьего лица Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя просит иск удовлетворить, ссылаясь на то, что требованиями охранного договора напрямую было установлено недопущение нового строительства и удовлетворения других хозяйственных потребностей, которые могут навредить памятнику. Ввиду чего, в действиях ответчика усматривается правонарушение, устранение которого возможно путем его обязания снести спорное самовольное строение.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке, учитывая, что информация о времени и месте рассмотрения дела опубликована на официальном сайте в сети Интернет.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, пояснения эксперта ООО «БСУ «Позитив» ФИО1, изучив материалы дела, рассматривая данный иск в пределах заявленных требований к указанному истцом иску, суд пришел к следующему выводу.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании решения исполнительного комитета Севастопольского городского Совета народных депутатов от 12 апреля 1995 года № 5/148 «О внесении дополнения в решение исполкома горсовета от 17 июля 1990 года № 11/915 «Об утверждении перечня памятников архитектуры и градостроительства местного значения по состоянию на 1 июня 1990 года», Постановления Кабинета Министров Украины от 26 июля 2001 года № 878 «Об утверждении Списка исторических населенных мест Украины», положений Закона Украины «Об охране культурного наследия» (действовавших на территории г. Севастополя до 18 марта 2014 года) объект «Доходных дом Лиоли», расположенный по адресу: <адрес> относился к объектам культурного наследия.
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-р определено зарегистрировать объект культурного наследия регионального значения «Доходных дом Лиоли», 1890 года, расположенный по адресу: <адрес> в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и присвоить ему регистрационных №.
В соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12 августа 2016 года № 1864 «Об утверждении требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения – достопримечательное место «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита» (город Севастополь), расположенного в городе Севастополе, объект культурного наследия регионального значения «Доходный дом Лиоли», расположенный по адресу: <адрес>, расположен в границах регламентного участка Р-1-3, участок И-10, в границах территории объекта культурного наследия федерального значения – достопримечательное место «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита» (город Севастополь).
Согласно современной адресации, доходный дом Лиоли представляет собой двухэтажное прямоугольное в плане здание с главным фасадом в семь осей, перекрытое двухскатной кровлей. Несимметричный главный фасад имеет вертикальный акцент в виде слабо выступающего ризалита, увенчанного треугольным фронтом с декором из пальметт и картуша в тимпанах, расположенного на третьей оси фасада. Здание венчает стилизованный антаблемент. Плоскость стены второго этажа обработана дощатым рустом и филенками. Декор второго этажа утрачен в 1970-гг., первый этаж частично облицован керамической плиткой. На нечетных осях фасада расположены балконы. Торцевой южный фасад трехэтажный за счет надстройки мансардного этажа, увенчанного фронтом во всю ширину фасада. Плоскость южного фасада с несимметрично расположенными оконными проемами на высоту первого и второго этажей обработана рустом. Здание, возведенное в стиле эклектики с использованием мотивов ренессанса, является важной частью исторической застройки набережной и представляет собой интересный образец архитектуры Балаклавы конца ХIХ века (Охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации «Доходных Дом Лиоли»).
Согласно паспорту объекта культурного наследия – «Доходный дом Лиоли», утв. Приказом Министерства культуры РФ от 2 июля 2015 года № 1906 на момент оформления паспорта границы зон охраны объекта культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах территории данных зон не определены.
Приказом Управления охраны объектов культурного наследия г. Севастополя от 6 июня 2017 года № 317 утверждены границы территории объекта культурного наследия «Доходный дом Лиоли», расположенного по адресу: <адрес> (координаты
координаты | координаты | координаты |
координаты | координаты | координаты |
координаты | координаты | координаты |
координаты | координаты | координаты |
координаты | координаты | координаты |
Согласно приложению № 2 к приказу от 6 июня 2017 года № 317 установлены требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия регионального значения «Доходный дом Лиоли», расположенного по адресу: <адрес> в соответствии с которыми разрешается:
- сохранение объекта культурного наследия посредством проведения ремонтно-реставрационных работ, направленных на обеспечение его физической сохранности, в том числе работ по консервации, ремонту, реставрации памятника, приспособленного для современного использования, а также научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных работ, научно-методического руководства, технического и авторского надзора, на основании письменного разрешения и задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и в соответствии с документацией, согласованной органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере охраны объектов культурного наследия, обеспечение мер пожарной безопасности объекта культурного наследия;
Запрещается: снос объекта культурного наследия; любое строительство, не связанное с работами по сохранению объекта культурного наследия; проведение землеустроительных, мелиоративных, хозяйственных и иных мероприятий и работ, не соответствующих условиям сохранения объекта культурного наследия, нарушающих его параметры и особенностей, составляющие предмет охраны; замены подлинных элементов объекта, сохранность которых возможно обеспечить методами консервации и научной реставрации; хозяйственную деятельность любого вида, ведущую к разрушению или искажению предмета охраны объекта культурного наследия; размещение рекламных конструкций.
Обращаясь с настоящим иском в суд, истец ссылался на то, что ответчиком самовольно в отсутствие на то соответствующего согласования в границах территории объекта культурного наследия «Доходный дом Лиоли» произведено строительство нового капитального здания с кадастровым номером учета № площадью 360 кв.м.
Согласно договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГФИО приобрел в собственность встроенные помещения 2 этажа в торгово-административном здании общей площадью 220,30 кв.м., расположенные по адресу<адрес>.
Из п. 2 договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ следует, что встроенные помещения 2 этажа в торгово-административном здании, помещения, площадь.
Из свидетельства о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ следует, что помещение закусочная, расположенное по адресу: <адрес> общей площадью 153,50 кв.м. принадлежит ООО «Ана Терра» и в целом состоит из встроенных нежилых помещений первого этажа с № I-1 по № I-15 в здании лит. «А».
ДД.ММ.ГГГГ между Севастопольским городским Советом и ФИО заключен договор аренды, по условиям которого последний в соответствии с решением Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ№ принял в срочное платное пользование земельный участок для обслуживания торгово-административного здания с отнесением этих земель к категории земель жилой и общественной застройки, который находится по адресу: <адрес>
В силу п. 2.1 Договора в аренду передается земельный участок общей площадью 0,0118 га.
В силу п. 2.2. Договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с кадастровым планом на земельном участке расположен объект капитального строительства площадью 0,0056 га, под проходами, проездами и площадками площадь 0,0062 га.
Договор аренды заключен сроком на 25 лет (п. 3.1.).
Земельный участок передается в аренду для использования на землях жилой и общественной застройки. Целевое назначение земельного участка – для обслуживания торгово-административного здания (п.п. 5.1., 5.2.).
Также из дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между Севастопольским городским Советом и ФИО, ООО «Ана Терра» заключен договор аренды земельного участка, по условиям которого в соответствии с решением Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ№ предоставлен ФИО, ООО «Ана Терра» в срочное платное пользование земельный участок для обслуживания помещений торгов-административного здания с отнесением к категории земель жилой и общественной застройки, который находится по адресу: <адрес>
Согласно п. 2.1. Договора в аренду передается земельный участок общей площадью 0,0360 га, в том числе участок площадью 0,0215 га – ФИО и участок площадью 0,0145 га – ООО «Ана Терра».
В соответствии с кадастровым планом, на земельном участке под объектом капитального строительства занята площадь 0,0336 га, под проездами, проходами и площадками площадь 0,0024 га (п. 2.2.).
Согласно п. 3.1. настоящий Договор заключен сроком на 25 лет.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ№ земельный участок площадью 360 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, поставлен на кадастровый учет, с присвоением кадастрового № (ранее присвоенный: №); категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для обслуживания помещений торгово-административного здания; правообладатель – субъект Российской Федерации – город федерального значения Севастополь.
ДД.ММ.ГГГГФИО передал в дар ответчик помещения 2 этажа в торгово-административном здании, расположенном по адресу: <адрес> общей площадью 164,60 кв.м.
Согласно п. 1.2. Договора дарения передаче в дар подлежат помещения 2 этажа в доме под лит. «А», которые состоят из: коридора I-1 площадью 12,20 кв.м., кабинета I-5 площадью 31,80 кв.м., кабинета I-6 площадью 12,80 кв.м., кабинета I-7 площадью 10,80 кв.м., кабинета I-8 площадью 23,80 кв.м., подсобного помещения I-9 площадью 26,0 кв.м., холла I-13 площадью 47,20 кв.м., общая площадь которых составляет 164,60 кв.м.
Из представленной ГУП Севастополя «БТИ» копии инвентарного дела на объект по адресу: <адрес> (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ) следует, что на плане 1 этажа имеется отметка о последней инвентаризации – ДД.ММ.ГГГГ, в частности, в помещениях были произведены работы по перепланировке, демонтажу перегородок, устройству новых перегородок, а также демонтажу части строения (помещения I-8, I-9, I-10, II-1, II-2, III-1, III-2, III-3). На плане 2 этажа имеется отметка о последней инвентаризации ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой в помещениях были произведены работы по перепланировке, демонтажу перегородок, устройству новых перегородок, а также демонтажу части строения (помещения I-3, I-11, I-12).
помещения, площадь
помещения, площадь
Как следует из плана здания, расположенного по адресу: <адрес> (дата инвентаризации – 2019 год), указанное здание состоит из следующих этажей: этаж, площадь Всего по зданию общая площадью внутренних помещений – 1589,1 кв.м., по контуру – 1761,0 кв.м.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ№ДД.ММ.ГГГГ произведена регистрация права собственности ответчик на нежилое здание (готовность объекта незавершенного строительства – 33 %), расположенного по <адрес> кадастровый №.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ осуществлена государственная регистрация права собственности ответчик на нежилое помещение общей площадью 164,6 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, встроенные помещения в торгово-административном здании (помещения 1-1, с 1-5 по 1-9, 1-13); основанием для регистрации явился договор дарения от ДД.ММ.ГГГГ.
Установлено, что прежним собственником ФИО осуществлены действия по оформлению документацию относительно реконструкции объекта, расположенного в <адрес>
Из градостроительного заключения Управления градостроительства и архитектуры г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ относительно реконструкции объекта на наб. Назукина, 11 в Балаклаве следует, что Управление считает возможным выполнить предлагаемую ФИО реконструкцию общественных помещений, находящихся в собственности на основании договора купли-продажи. Реконструкцию возможно выполнить в помещениях, находящихся в собственности, а также с надстройкой третьего и мансардного этажа. Проект всего комплекса мини-гостиницы необходимо согласовать в установленном порядке, после оформления земельного участка под объект реконструкции с расширением. Также указано, что данная реконструкция не противоречит требованиям норм.
Протоколом № 5 заседания Экспертного совета Центра историко-градостроительных исследований от 9 июля 2007 года одобрена рецензия на «Предпроектные предложения по реставрации бывшего доходного дома Христофора Лиоли - памятника архитектуры и градостроительства местного значения № 3.2.132/4-2.12.1, расположенного <адрес> с приспособлением под мини-гостиницу.
Согласно научному заключению Отдела государственной службы охраны культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ№-А, выданное ФИО, проектное предложение реконструкции административно-торгового здания и мини-гостиницу по наб. Назукина, 11разработано в 2006 году. Получено экспертное заключение Центра историко-градостроительных исследований г. Киев (протокол от ДД.ММ.ГГГГ№). Проектное предложение предполагает реконструкцию существующего двухэтажного здания под мини-гостиницу с приспособлением чердачного пространства под мансардный этаж таким образом, чтоб не воспринимался с наб. Назукина. Реконструкция административно-торгового здания в мини-гостиницу возможна при выполнении следующих требований отдела государственной службы охраны культурного наследия: заключить охранный договор на памятник архитектуры местного значения, государственный учетный № № строительные работы производить силами лицензированный подрядной организации; осуществить реставрацию главного фасада здания.
Согласно Положительному комплексному экспертному заключению № № от ДД.ММ.ГГГГ, выданному ГП «Специализированная государственная экспертная организация – Центральная служба украинской государственной строительной экспертизы» рабочий проект «Реконструкция торгов-административного здания под мини-гостиницу с надстройкой мансардного этажа и новое строительство по <адрес>» разработан ППК «Архитектурное ателье» в 2008 году на основании: задания на проектирование, распоряжения №-р от ДД.ММ.ГГГГ Севастопольской городской государственной администрации о разрешении реконструкции торгово-административного здания под мини-гостиницу с надстройкой мансардного этажа; договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ; технических условия на подключение к источникам инженерного обеспечения (ТУ № от ДД.ММ.ГГГГ ГП Министерства обороны Украины «102 Предприятие электрических сетей»; ТУ ГКП «Севгорводоканал» № от ДД.ММ.ГГГГ). Также из заключения следует, что рабочим проектом предусмотрена реконструкция торгового административного здания под мини-гостиницу и новое строительство четырехэтажного здания с надстройкой мансардного этажа. Здания сблокированы между собой. Размеры существующего реконструированного здания 11,39х18,99, проектируемого 13,9х18,6 м. Высота этажей существующего здания – 4,200 м, проектируемого здания – 3,300 м. На 1-м этаже размещены помещения вестибюльной группы, гостиничные номера, ресторан расположен на первом этаже существующего здания. На всех этажах размещены гостиничные номера. Все технические помещения по обслуживанию минигостиницы вынесены в технический этаж. В заключении рабочий проект рекомендован к утверждению.
В материалы дела представлено разрешение ФИО, выданное Инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля на выполнение строительных работ № от ДД.ММ.ГГГГ по реконструкции торгово-административного здания (мини-отель с надстройкой мансардного этажа по <адрес>).
ФИО была выдана декларация о начале выполнения строительных работ, зарегистрированная Инспекцией Государственной архитектурно-строительной инспекцией в г. Севастополе № №ДД.ММ.ГГГГ. Согласно указанной декларации о начале выполнения строительных работ – реконструкции подлежит торгово-административное здание под мини отель с надстройкой мансардного этажа и новое строительство по <адрес> на земельном участке площадью 0,1118 га, кадастровый № (договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ), площадь постройки – 418,2 кв.м., общая площадь строительства – 1482,6 кв.м., строительный объем – 5941,5 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО и Отделом госслужбы охраны культурного наследия управления культуры и туризма Севастопольской городской государственной администрации был заключен охранный договор на памятник культурного наследия №А сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым ФИО взял на себя обязательства относительно охраны встроенных помещения 2 этажа, лит. «А» общей площадью 159,90 кв.м., памятника архитектуры и градостроительства местного значения – доходный дом Христофора Лиоли, <адрес>, государственный учетный номер №
В соответствии с п. 5 Охранного договора ФИО обязуется использовать памятник (часть памятника) встроенные помещения 2 этажа, лит. «А» (коридорI-1, кабинеты: I-2, I-3, I-4, I-5, I-6, I-7, I-8,I-11,, I-12, подсобное помещение I-9, коридорI-10), общей площадью 159,90 кв.м., памятника архитектуры и градостроительства местного значения – доходный дом Христофора Лиоли, <адрес> – под размещение торгово-административных помещений.
Из справки КП «БТИ и ГРОНИ» СГС следует, что готовность незавершенного строительством объекта – здания мини гостиницы с надстройкой мансардного этажа, расположенного в <адрес> и выстроенной на месте снесенного бара «Черный принц» составляет 33 %.
Заключением Управления государственного строительного надзора и экспертизы г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ, выданное ответчик, установлено, что объект капитального строительства: «Реконструкция торгово-административного здания под мини-гостиницу с надстройками мансардного этажа и новое строительство по <адрес>», количество этажей – 4 + технический этаж + мансарда, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, начало строительства – июль 2012 года, окончание строительства - 3 квартал 2019 года, соответствует требованиям проектной документации, разработанной ППК «Архитектурное ателье» в 2007 году, шифр проекта 920-07. Основанием для выдачи заключения являются: акт проверки законченного строительством объекта капитального строительства от ДД.ММ.ГГГГ№, обращение о выдаче ЗОС № от ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с переходом права собственности к ответчик на объект недвижимости, расположенного по адресу: <адрес> решением Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ№ прекращен договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированный ДД.ММ.ГГГГ, заключенный предпринимателем ФИО и ООО «Ана Терра» с Севастопольским городским Советом.
Пунктом 2 этого решения определено передать предпринимателю ответчик и ООО «Ана Терра» в аренду сроком до ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью 0,0360 га (кадастровый №), расположенный по адресу: <адрес> для обслуживания помещений торгово-административного здания, без изменения целевого назначения и категории земельного участка, в границах, установленных технической документацией.
Как следует из кадастрового паспорта земельному участку, площадью 118 кв.м., расположенному по адресу: <адрес> присвоен кадастровый № (ранее присвоенный: №); категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для обслуживания торгово-административного здания; границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства; сведения о правах в отношении данного объекта недвижимости – отсутствуют.
Из сообщения Прокуратуры Балаклавского района г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ№ установлено, что Прокуратурой района в 2015 году была проведена проверка исполнения законодательства о сохранении объектов культурного наследия, в том числе при организации ремонтно-реставрационных и противоаварийных работ. На момент проверки установлено, что два земельных участка по Набережной Назукина, 11 общей площадью 478 кв.м. переданы в аренду ООО «Ана Терра», ЧП ответчик на основании договора аренды, заключенного с Севастопольским городским Советом. Согласно договору аренды земельные участки переданы для обслуживания помещений торгово-административного здания. Указанные земельные участки отнесены к категории земель жилой и общественной застройки. Согласно проектной и разрешительной документации на земельных участках осуществляется реконструкция торгово-административного здания под мини-гостиницу. Здание, которое реконструируется на основании решения исполкома СГС от ДД.ММ.ГГГГ№ является объектом культурного наследия «Доходный дом Лиоли». В ходе проведения проверки с привлечением специалистов Главного управления культуры и охраны объектов культурного наследия города Севастополя нарушений в указанной сфере не выявлено.
В силу п. 10 ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная деятельность осуществляется с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия.
В соответствии с ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно п. 8 ч. 2 ст. 33 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя согласование проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.
Как установлено п.п. 1-4 ст. 48 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом. Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации.
Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.
При государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования.
Согласно ст. 52 названного Закона использование объекта культурного наследия либо земельного участка или водного объекта, в пределах которых располагается объект археологического наследия, с нарушением настоящего Федерального закона и законодательства субъектов Российской Федерации об охране и использовании объектов культурного наследия запрещается. Выявленный объект культурного наследия используется с обязательным выполнением следующих требований: обеспечение неизменности облика и интерьера выявленного объекта культурного наследия в соответствии с особенностями, определенными как предмет охраны данного объекта и изложенными в заключении историко-культурной экспертизы; согласование в порядке, установленном пунктом 4 статьи 35 настоящего Федерального закона, осуществления проектирования и проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории выявленного объекта культурного наследия либо на земельном участке или части водного объекта, в пределах которых располагается выявленный объект археологического наследия.
В соответствии с п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
В ходе разрешения спора, с целью установления значимых для дела обстоятельств, судом была назначена судебная строительно-техническая экспертиза, проведение которой было поручено экспертам ООО «БСУ «Позитив».
Как следует из заключения ООО «БСУ «Позитив» от 12 апреля 2021 года в существующем здании № 11 по наб. Назукина в г. Севастополе проведены работы по устройству мансардного этажа, помещения 2 этажа перепланированы. Возведено новое шестиэтажное здание размерами в плане 13,4х20,3 м. В количество этажей входит цокольный этаж, четыре надземных этажей, мезонин (согласно приложению ГСП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения»). Новое здание объединено едиными объемно-планировочными решениями с существующим зданием, которое является объектом культурного наследия «Доходный дом Лиоли» на уровне второго и мансардного этажей существующего здания. Вход в помещение 2 и мансардного этажей, расположенные в здании «Доходный дом Лиоли», осуществляется посредством помещений и выходов нового здания. Внутренняя лестница для перемещения между этажами расположена в новом здании. Инженерное обеспечение (водоснабжение, канализация, отопление, электроснабжение) обоих зданий совместное. Новое здание возведено на самостоятельных конструкциях, в том числе фундаментах. Внутренняя стена нового и старого здания общая, с проемами для свободного перемещения по помещениям, т.е. здания сблокированы. Здания связаны между собой объемно-планировочными, конструктивными, инженерными решениями и представляют собой единый объект недвижимости, разделение которого без нанесения несоразмерного ущерба невозможно, на момент проведения экспертизы находится на стадии завершенного строительством объекта. Кроме того, возведенная часть здания примыкает северным торцом к зданию № 9 по набережная Назукина.
Экспертом в ходе проведения экспертизы сделаны выводы о том, что объект капитального строительства, возведенный по адресу: <адрес> соответствует проектной документации «Реконструкция торгово-административного здания под мини-гостиницу с надстройками мансардного этажа и новое строительство по <адрес>», представленной в материалы дела.
Объект, расположенный и зарегистрированный под единым юридическим адресом: <адрес>, состоящий из объекта культурного наследия «Доходный дом Лиоли» и шестиэтажного здания мини-гостиницы с надстройкой мансардного этажа (новое строительство) является единым объектом капитального строительства.
Объект является единым объектом капитального строительства на основании единого объемно-планировочного решения, общего входа, общих коммуникаций, общей внутренней стены. Основные несущие конструкции существующего здания и нового здания, а также же фундамент – различные.
Экспертом установлено, что осуществить работы по отделению объекта капитального строительства «Доходный дом Лиоли» от завершенного строительством шестиэтажного здания мини-гостиницы с надстройкой мансардного этажа (новое строительство), расположенного и зарегистрированного под единым юридическим адресом: <адрес>, без ущерба конструктивным и иным характеристикам для объекта не представляется возможным.
Эксплуатация помещений, расположенных в здании «Доходный дом Лиоли» отдельно от нового здания невозможна.
Экспертиза была назначена и проведена в соответствии с порядком, установленным положениями ст.ст. 84, 85 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Нарушений при производстве экспертизы и даче заключения требованиям ФЗ от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», положениям ст.ст. 79, 84-86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которые бы свидетельствовали о неполноте, недостоверности и недопустимости заключения экспертизы не установлено.
В соответствии с п. 5 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
Лицо, считающее свои права нарушенными, может избрать любой из указанных в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способов защиты, либо иной, предусмотренный законом, который обеспечит восстановление этих прав.
Одним из способов защиты нарушенного права в силу названной статьи Гражданского кодекса РФ является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В данном случае, суд отмечает, что выбор способа нарушенного права должен соответствовать характеру нарушенного права, способ защиты права, избранный истцом, должен в результате применения восстанавливать это нарушенное право.
Бремя доказывания обстоятельств нарушения права и обоснованность избранного способа защиты права лежит на лице, заявившем иск.
Исходя из конституционно-правовых принципов справедливости, разумности и соразмерности, избранный истцом способ защиты, учитывая субъектный статус - орган исполнительной власти, преследующий путем обращения с иском, возложенные на него задачи по защите прав, как неопределенного круга лиц, так и публичного образования должен соответствовать характеру и степени допущенного нарушения его прав или законных интересов, либо публичных интересов.
Обращаясь в суд с иском, и заявляя требования, в частности о приведении объекта культурного наследия регионального значения «Доходный дом Лиоли», расположенного по адресу: <адрес> в первоначальное состояние путем демонтажа капитального строения, являющегося самовольным, истец ссылался на то, что строительство нового капитального здания осуществлено в границах территории объекта культурного наследия «Доходный дом Лиоли» в отсутствие на то соответствующего разрешения, а также в противоречие положениям Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а также вопреки положениям охранного договора от ДД.ММ.ГГГГ№А.
В данном случае материалами дела достоверно установлено, что на объекте культурного наследия проведены строительные работы с учетом декларации о начале выполнения строительных работ от ДД.ММ.ГГГГ, не выходя за пределы границ территории объекта культурного наследия регионального значения «Доходный дом Лиоли», с учетом положительных заключений уполномоченных на то органов, в том числе при наличии положительного экспертного заключения Центра историко-градостроительных исследований г. Киев (протокол от ДД.ММ.ГГГГ№) относительно реставрации бывшего доходного дома Христофора Лиоли, - памятника архитектуры и градостроительства местного значения № ДД.ММ.ГГГГ расположенного в <адрес>, с приспособлением под мини-гостиницу. Объект капитального строительства, возведенный по адресу: <адрес> соответствует проектной документации «Реконструкция торгово-административного здания под мини-гостиницу с надстройками мансардного этажа и новое строительство по <адрес>».
В данном случае достоверно установлено, что возведенное новое шестиэтажное здание объединено едиными объемно-планировочными решениями с существующим зданием, которое является объектом культурного наследия «Доходный дом Лиоли» на уровне второго и мансардного этажей существующего здания. Инженерное обеспечение (водоснабжение, канализация, отопление, электроснабжение) обоих зданий совместное. Учтено и то, что оба здания сблокированы.
Учитывая то, что оба здания – объект культурного наследия «Доходный дом Лиоли» и возведенное новое шестиэтажное здание связаны между собой объемно-планировочными, конструктивными, инженерными решениями и представляют собой единый объект недвижимости, что позволило эксперту сделать вывод относительно невозможности осуществления работ по отделению объекта капитального строительства «Доходный дом Лиоли» от завершенного строительством шестиэтажного здания мини-гостиницы с надстройкой мансардного этажа (новое строительство), расположенных по адресу: <адрес>, без ущерба конструктивным и иным характеристикам для объекта культурного наследия, суд приходит к выводу о том, что заявленный способ защиты права не приведет к восстановлению положения, существовавшего до нарушения права, поскольку разделение объектов невозможно без нанесения несоразмерного ущерба объекту культурного наследия.
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства дела, выводы судебной строительно-технической экспертизы, пояснения эксперта ООО «Бюро строительных услуг «Позитив» ФИО1, суд не находит правовых оснований для удовлетворения иска, заявленные требования Управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя подлежат оставлению без удовлетворения.
В порядке ст. 144 Гражданского процессуального кодекса РФ по вступлению решения суда в законную силу обеспечительные меры, допущенные определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, подлежат отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя (Севнаследие) к ответчик об устранении самовольной реконструкции объекта культурного наследия, обязании совершить определенные действия оставить без удовлетворения.
По вступлении решения суда в законную силу отменить меры по обеспечению иска, принятые определением от ДД.ММ.ГГГГ в виде запрета ответчик осуществлять действия, связанные с отчуждением недвижимого имущества капитального здания площадью 360 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
В виде запрета Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя осуществлять регистрацию права, переход права в отношении капитального строения площадью 360 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Судья Н.В. Милошенко
Решение суда в окончательной форме составлено 11.05.2021