Дело № 2-1858/19 Мотивированное решение изготовлено 19.06.2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 июня 2019 года город Мурманск
Первомайский районный суд города Мурманска в составе: председательствующего судьи Земцовой Е.А.,
при секретаре Коледовой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Мурманской таможне о взыскании заработной платы, денежной компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с иском к Мурманской таможне о взыскании заработной платы, денежной компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда, указав в обоснование иска, что *** между ним и Мурманской таможней заключен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы в должности главного ***. Указывает, что с *** по *** ответчик по настоящее время не оплатил в полном объеме выполненную им работу. В связи с чем на *** задолженность ответчика составляет 338 290 рублей 19 копеек.
Таким образом, время просрочки выплат за выполненную работу, в период, с *** по *** составляет 443 дня при сумме основного долга 338290 рублей, а потому размер денежной компенсации за задержку выплаты за указанный период составляет 36 414,18 рублей.
Указывает, что в период с *** по ***, в связи со служебной необходимостью, на основании письменного Распределения должностных лиц оперативной смены таможенного поста МАПП Лотта по участкам работы, ему поручалось выполнение в течение продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной договором, дополнительные работы по другой профессии: осуществление кассовых операций, обработка документов и оборот товаров и транспортных средств на складе временного хранения; отчет об использовании бланков строгой отчетности; обновление курсов валют; обеспечение информационной безопасности; осуществление учета, хранения, приема и выдачи средств оформления результатов совершения таможенного оформления и проведения таможенного контроля (ОРТО и ПТК); сохранность сейфов со средствами ОРТО и ПТК. Однако доплата за совмещение профессий ему произведена не была, в то время как в *** такая оплата производилась.
Кроме того с *** по *** он привлекался к сверхурочной работе. На момент окончания учетного периода *** года истцом на основании вышеуказанных приказов было отработано 5 часов сверхурочной работы, а в *** года - 2 часа сверхурочной работы (в нерабочий праздничный день - ***).
С *** по *** им выполнялась работа в ночное время. В *** году: на основании приказов Мурманской таможни от *** на основании приказа Мурманской таможни от ****** - 2 часа.
Согласно расчетным листкам за *** и текущий период *** года, на момент окончания расчетного периода *** года, ответчиком полностью не оплачена работа истца в ночное время в учетном периоде *** года (за 4 рабочих часа) и оплачена частично в *** года ***
Приказом Мурманской таможни от ***№*** “Об утверждении служебного распорядка Мурманской таможни” для должностных лиц таможенного поста МАПП Лотта Мурманской таможни установлена сменная работа. В период с *** по *** в соответствии с графиком сменности таможенного поста МАПП Лотта исполнение должностных обязанностей истцом осуществлялись также в выходные и праздничные дни. Работа истца в выходные и праздничные дни оплачивается ответчиком частично: в учетном периоде *** года в количестве 32 часов не оплачена полностью, в *** года оплачена за 58 рабочих часов, в *** года работа в выходные дни ответчиком не оплачена.
При этом указывает, что расчет оплаты труда истца в условиях, отклоняющихся от нормальных (совмещение профессий (должностей), выполнение работ различной квалификации, сверхурочная работа, работа в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни) производится ответчиком без учета всех компенсационных и стимулирующих выплат, предусмотренных установленной для него системой оплаты труда, закрепленной в договоре.
Отмечает, что при расчете заработной платы истцу в период с *** года по настоящее время ответчик использовал суммированный учет рабочего времени с установлением учетного периода один год. Ведение суммированного учета ответчик установил пунктом 15 Распорядка. Полагает, что ведение суммированного учета влияет на условия оплаты труда, поскольку предполагает, что оплата труда в условиях, отклоняющихся от нормальных, а именно работа в выходные и нерабочие праздничные дни, при наличии выработки сверх месячной нормы рабочего времени, а также сверхурочной работы, производятся истцу в конце учетного периода (в конце календарного года). В связи с чем считает, что введение суммированного учета рабочего времени ухудшает его положение по сравнению с условиями оплаты труда, закрепленными в договоре, что противоречит ст.135 ТК РФ.
Просит взыскать с ответчика задолженность по выплате заработной платы в сумме 338 290 рублей 19 копеек, денежную компенсацию в сумме 36 414 рублей 18 копеек, компенсацию морального вреда в сумме 150 000 рублей, судебные расходы. Обязать ответчика соблюдать законодательство Российской Федерации при начислении заработной платы за работу государственного гражданского служащего в условиях, отклоняющихся от нормальных (при совмещении профессий, сверхурочную работу, работы в выходные и нерабочие праздничные дни, работу в ночное время), в том числе - учитывать при исчислении повышенных выплат предусмотренные в рамках системы оплаты труда компенсационные и стимулирующие выплаты, применяемые в целях максимального учета разнообразных факторов, характеризующих содержание, характер и условия труда, прочие объективные и субъективные параметры трудовой деятельности истца. Обязать ответчика соблюдать законодательство Российской Федерации в части ведения учета служебного времени истца согласно установленному в договоре - с учетным периодом один месяц.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, указанным в иске.
Представители ответчика ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласились, возражали против их удовлетворения. Дополнительно пояснили, что в условиях работы таможенного поста МАПП Лотта наиболее целесообразным является суммированный учет рабочего времени с установлением учетного периода - один год. У истца установлена сменная работа в соответствии с утвержденными графиками, в связи с чем работа в выходные и праздничные дни, выпадающие по графику, не подлежит оплате в повышенном размере. Совмещение должностей и профессий у истца не имелось, а перечисленные им виды работ он должен выполнять в силу своих должностных полномочий. По истечении учетного периода истцу были произведены все выплаты за работу, отклоняющуюся от нормальных условий труда.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
Прохождение службы в таможенных органах регулируется Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации".
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации (далее - граждане), осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.
Правовую основу службы в таможенных органах составляют Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок прохождения службы в таможенных органах (статья 2 Закона).
В силу статьей 33, 34 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" руководитель Федеральной таможенной службы утверждает типовые правила внутреннего распорядка таможенных органов.
Правила внутреннего распорядка в конкретном таможенном органе утверждаются его начальником исходя из особенностей деятельности указанного таможенного органа.
Продолжительность еженедельного служебного времени сотрудников таможенных органов не должна превышать продолжительности еженедельного рабочего времени, установленной законодательством Российской Федерации о труде.
Для сотрудников таможенных органов правилами внутреннего распорядка устанавливаются пятидневная или шестидневная рабочая неделя, а также продолжительность ежедневного служебного времени. Порядок учета служебного времени определяется руководителем Федеральной таможенной службы.
Для исполнения неотложных или непредвиденных обязанностей по службе сотрудник таможенного органа может привлекаться к исполнению своих должностных обязанностей сверх установленного служебного времени, а также в выходные и праздничные дни на основании приказа начальника таможенного органа. Привлечение указанного сотрудника к исполнению должностных обязанностей сверх установленного служебного времени компенсируется предоставлением ему в течение месяца дополнительных дней отдыха.
Как установлено судом, *** Мурманской таможней заключен служебный контракт №*** с ФИО1, согласно которому гражданский служащий взял обязательства исполнять должностные обязанности по должности ***, учрежденной в целях обеспечения исполнения полномочий Мурманской таможни, в соответствии с должностным регламентом государственного гражданского служащего Российской Федерации и соблюдать служебный распорядок государственного органа. При этом ему установлена нормальная продолжительность служебного времени 40 часов в неделю и денежное содержание, состоящее из месячного оклада по должности, месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином, ежемесячной надбавки за выслугу лет, ежемесячной надбавки за особые условия государственной гражданской службы, ежемесячной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, ежемесячной премии, ежемесячных денежных поощрений, других выплат.
В дальнейшем дополнительными соглашениями к служебному контракту устанавливалась обязанность истца исполнять должностные обязанности по замещаемой должности в соответствии с вновь утверждаемыми регламентами государственного гражданского служащего Российской Федерации.
Согласно представленному должностному регламенту ***, утвержденного начальником Мурманской таможни *** видами профессиональной служебной деятельности главного государственного таможенного инспектора являются: регулирование в сфере таможенного администрирования, в том числе совершенствование порядка совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в части внедрения перспективных таможенных и информационных технологий, информационных систем, комплексов программных средств; контроль за осуществлением резидентами и нерезидентами валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, а также ввозом в Российскую Федерацию и вывозом из Российской Федерации товаров; обеспечение контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности; обеспечение установленных запретов и ограничений в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского и экономического союза и в Российскую Федерацию и вывозимых с таможенной территории Евразийского и экономического союза и в Российскую Федерацию; администрирование вопросов правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, а также предоставления льгот по уплате таможенных платежей; регулирование в сфере классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС; регулирование в сфере происхождения товаров и представления тарифных преференций; система управления рисками; контроль таможенной стоимости товаров; противодействие незаконному обороту радиоактивных веществ, радиационных источников и ядерных материалов на государственной границе Российской Федерации.
В пункте 8 Должностного регламента приведены должностные обязанности главного государственного таможенного инспектора, который в частности в целях реализации функций, возложенных на таможенный пост МАПП Лота, обеспечивает сохранность и надлежащее использование технических средств таможенного контроля; осуществляет обработку находящихся на таможенном посту документов, в том числе, по временному ввозу транспортных средств, находящихся на контроле, документов по которым ведется учет хранящихся на СВХ таможенного поста МАПП Лота товаров и транспортных средств; обеспечивать сохранность и вести учет бланков строгой отчетности, архивных документов, штампов, пломбиров, ключей от хранилищ (сейфов, складов, контейнеров), а также ценностей, выданных должностным лицам в пользование в процессе работы, ценностей и предметов, задержанных или конфискованных; размещать задержанные товары на складе временного хранения, осуществлять контроль сроков хранения, осуществлять возврат задержанных товаров, осуществлять администрирование прикладного программного обеспечения уровня таможенного поста; осуществлять контроль определения и заявления декларантом таможенной стоимости товаров; в рамках проведения дополнительной проверки заявленной таможенной стоимости товаров осуществлять сбор и анализ дополнительной информации о стоимости товара.
С должностным регламентом истец ознакомлен ***., о чем свидетельствует его подпись в листе ознакомления.
Также *** ФИО1 ознакомлен с должностным регламентом, утвержденного ***. приказом №***.
В силу статьи 73 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.
В силу положений ч.1 ст.60.2 Трудового кодекса Российской Федерации, с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату.
Статьей 151 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата. Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.
Таким образом, действующим законодательством установлено, что для установления совмещения работник должен представить работодателю свое письменное согласие на совмещение, после чего стороны должны заключить соглашение, в котором будет установлен размер доплаты.
Вместе с тем, материалами дела подтверждено, что истец письменного согласия на совмещение каких-либо должностей работодателю не давал, соглашение об установлении доплаты за совмещение должностей сторонами не заключалось, за весь период работы истец не обращался к ответчику с заявлением о том, что он занимается не только выполнением своих прямых должностных обязанностей, прямо предусмотренных его служебным контрактом, но еще и совмещает работу по иным должностям, в связи с чем, суд приходит к выводу, что выполняемые истцом работы являются работой главного государственного таможенного инспектора и не являются совмещением каких-либо иных должностей.
При этом судом учитывается, что истцом, в нарушение положений ст.56 ГПК РФ, не представлено доказательств тому, что перечисленные им виды работ являются должностными обязанностями иного сотрудника.
В соответствии со статьей 104 Трудового кодекса Российской Федерации, когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников (включая работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда) ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать один год, а для учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - три месяца.
Нормальное число рабочих часов за учетный период определяется исходя из установленной для данной категории работников еженедельной продолжительности рабочего времени. Для работников, работающих неполный рабочий день (смену) и (или) неполную рабочую неделю, нормальное число рабочих часов за учетный период соответственно уменьшается.
Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка.
Как было приведено выше, в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", порядок учета служебного времени определяется руководителем Федеральной таможенной службы.
Согласно Приказу Мурманской таможни от ***№*** «Об утверждении служебного распорядка Мурманской таможни» и приказам, вносящим впоследствии изменения в него, пунктом 15 для должностных лиц таможенного поста МАПП Лота введен суммированный учет рабочего времени, учетный период для данной категории должностных лиц установлен – один год.
Пунктом 14 Распорядка на таможенном посту МАПП Лота установлена сменная работа. Для государственных гражданских служащих, исполняющих должностные обязанности по графику сменности, начало и окончание служебного времени определяется графиками сменности, время перерыва для отдыха и питания предоставляется в течение служебного времени, продолжительность ежедневной смены должна быть не более 12 часов, в ночное время сокращается на один час. Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не может быть менее 42 часов.
В судебном заседании сторонами не оспаривалось, что истец осуществлял свои должностные обязанности на таможенном посту МАПП Лота в *** годах в соответствии с составленными руководителем структурного подразделения графиками.
Приказ Мурманской таможни, утверждающий служебный распорядок, никем не оспорен, незаконным судом не признан. Полномочия руководителя по установлению такого порядка учета предусмотрены законодательно. Истцом не представлено доказательств необоснованности введения суммированного учета рабочего времени и установления учетного периода – год, ущемления его прав и законных интересов, в то время как ответчиком указано, что такой порядок целесообразен в целях обеспечения организации повседневной деятельности Мурманской таможни, осуществления непрерывного процесса таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, в виду необходимости подменности сотрудников, в результате чего образуются переработки и нехватки рабочих часов, что в более короткие сроки учетного периода сбалансировать не представляется возможным.
В соответствии со статьей 100 ТК РФ режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, - трудовым договором.
Время отдыха - это время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению (статья 106 ТК РФ). Видами времени отдыха являются: перерывы в течение рабочего дня (смены); ежедневный (междусменный) отдых; выходные дни (еженедельный непрерывный отдых); нерабочие праздничные дни; отпуска (статья 107 ТК РФ).
Выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) предоставляются всем работникам. При пятидневной рабочей неделе работникам предоставляются два выходных дня в неделю, при шестидневной рабочей неделе - один выходной день. Общим выходным днем является воскресенье. Второй выходной день при пятидневной рабочей неделе устанавливается коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка. Оба выходных дня предоставляются, как правило, подряд. У работодателей, приостановка работы у которых в выходные дни невозможна по производственно-техническим и организационным условиям, выходные дни предоставляются в различные дни недели поочередно каждой группе работников согласно правилам внутреннего трудового распорядка (статья 111 ТК РФ).
Под сверхурочной работой в Кодексе понимается работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период (статья 99).
По смыслу приведенных нормативных предписаний, исходя из учетного периода, не превышающего одного года, сверхурочной считается работа, выполненная за пределами установленного количества рабочих часов за год.
Трудовой кодекс РФ не устанавливает предельного срока, в течение которого работнику должна быть компенсирована сверхурочная работа.
Требование истца о повышенной оплате осуществляемых им должностных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, на которые приходятся смены, установленные графиками сменности, что не соответствует условиям служебного контракта от ***. о пятидневной рабочей неделе, основано на неправильном толковании норм материального права.
Истец привлекался к сверхурочной работе согласно приказам Мурманской таможни: от ***. *** с предоставлением дополнительного отдыха по заявлению, от ***
На основании табеля учета рабочего времени таможенного поста МАПП Лотта за *** года и корректирующих табелей учета использования рабочего времени за *** года ответчиком была произведена оплата сверхурочной работы истца в количестве 32 часов, о чем свидетельствуют расчетные листки за *** года, за *** года, за *** года. Требования об оплате сверхурочной работы в *** году в настоящее время заявлены преждевременно, так как учетный период не закончился, у работодателя обязанность по оплате не возникла.
Поскольку представленный истцом расчет задолженности основан на неправильном применении истцом материального права, суд не находит возможным принять его, иными доказательствами расчет ответчика о произведенных выплатах истцом не опровергнут.
Установив отсутствие задолженности Мурманской таможни перед истцом по заработной плате, суд не находит оснований для взыскания компенсации за задержку выплаты.
Согласно статье 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
В судебном заседании не нашли подтверждения доводы истца о нарушении Мурманской таможней его прав и законных интересов, связанных с осуществлением служебной деятельности в должности главного государственного таможенного инспектора, следовательно физические и нравственные страдания не связаны с действиями либо бездействием ответчика и компенсации за его счет не подлежит.
Таким образом, установив, что действия ответчика по установлению служебного распорядка на таможенном посту МАПП Лотта Мурманской таможни, учету рабочего времени и его оплате не противоречат приведенным нормам закона, суд полагает, что требования истца в полном объеме удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Мурманской таможне о взыскании заработной платы, денежной компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд г.Мурманска в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судебные постановления могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования судебного постановления до дня его вступления в законную силу.
Судья Е.А. Земцова