РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 января 2021 года город Тула
Привокзальный районный суд г.Тулы в составе:
председательствующего судьи Миллер Т.Е.,
при секретаре Воробьеве М.В.,
с участием помощника прокурора Привокзального района г.Тулы Дикаревой Е.А.,
представителя ответчика ГПОУ ТО «ТГТК» по доверенности – ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Привокзального районного суда г.Тулы гражданское дело №2-263/2021 по иску прокурора Привокзального района г.Тулы в интересах Тульской области к Государственному профессиональному образовательному учреждению Тульской области «Тульский государственный технологический колледж» об обязании обеспечить соблюдение требований к уровню образования контрактного управляющего,
установил:
прокурор Привокзального района г.Тулы обратился в суд в интересах Тульской области с исковым заявлением к Государственному профессиональному образовательному учреждению Тульской области «Тульский государственный технологический колледж» об обязании обеспечить соблюдение требований к уровню образования контрактного управляющего. В обоснование заявленных требований указал, что Прокуратурой Привокзального района города Тулы проведена проверка исполнения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Государственным профессиональным образовательным учреждением «Тульский государственный технологический колледж» (далее - ГПОУ «ТГТК», Учреждение), при проведении которой установлено, что руководитель контрактной службы ГПОУ «ТГТК», не имея высшего и среднего образования в сфере закупок, непрошедший профессиональную переподготовку по программе профессиональной переподготовки в сфере закупок в объеме, не менее 250 часов, не соответствует по уровню образования занимаемой должности контрактного управляющего. Отсутствие необходимого образования не позволяет руководителю контрактной службы ГПОУ «ТГТК» на основе принципа профессионализма выполнять возложенные на него функции и полномочия в сфере закупок, что может привести к нарушению требований действующего законодательства о контрактной системе, и, как следствие, к нарушению интересов Российской Федерации при расходовании средств федерального бюджета в ходе осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения функционирования Учреждения. Просит суд обязать Государственное профессиональное образовательноеучреждение «Тульский государственный технологический колледж» втечение пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силуобеспечить соблюдение требований к уровню образования руководителяконтрактной службы Учреждения в соответствии с частью 6 статьи 38Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сферезакупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных имуниципальных нужд».
В судебном заседании помощник прокурора Привокзального района Дикарева Е.А. заявленные исковые требования поддержала в полном объёме, просила их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика ГПОУ ТО «ТГТК» по доверенности – ФИО1 в рамках делегированных ей доверенностью №1 от дата полномочий исковые требования признала в полном объеме. Представила письменное заявление о признании исковых требований, в котором указала, что признание иска выражено ею добровольно, без чьего-либо давления со стороны. Последствия признания иска, предусмотренные ст.ст. 39, 173 ГПК РФ, ей разъяснены и понятны.
В судебное заседание представитель третьего лица Министерства образования Тульской области – министр образования ФИО2 не явилась, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом. В представленном письменном заявлении просила рассмотреть дело в её отсутствие в соответствии с действующим законодательством.
В силу положений ст.167 ГПК РФ, с учетом мнения участников процесса, суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ) - государственный заказчик - государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", публично-правовая компания "Единый заказчик в сфере строительства", орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона № 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
На основании части 2 статьи 9 Федерального закона № 44-ФЗ Заказчики, специализированные организации принимают меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Общие требования к контрактной службе закреплены в статье 38 Федерального закона № 44-ФЗ, а также в Типовом положении (регламенте) контрактной службы, утвержденном Приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 №631.
Так, согласно части 1 статьи 38 Федерального закона № 44-ФЗ заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает сто миллионов рублей, создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным).
В силу части 6 указанной статьи работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 76 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее -Федеральный закон № 273-ФЗ) содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.
Согласно пункту 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 01.07.2013 № 499, формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и(или) договором об образовании. Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки - менее 250 часов.
В соответствии со статьей 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.
Во исполнение данной статьи приказом Минтруда России от дата№ утвержден профессиональный стандарт «Специалист в сфере закупок», который призван, в том числе, обеспечить принцип профессиональности заказчика, предусмотренный положениями статьи 9 Федерального закона № 44-ФЗ.
В соответствии с данным профессиональным стандартом, основной целю вида профессиональной деятельности является контроль и управление закупками для эффективного и результативного использования средств, выделенных для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд.
Указанным профессиональным стандартом (п. 3.3) установлены требования к руководителю контрактной службы: высшее образование -специалитет, магистратура, дополнительное профессиональное образование -программы повышение квалификации /или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок.
Приказом Минтруда России от дата№ утвержден профессиональный стандарт «Эксперт в сфере закупок», который призван, в том числе, обеспечить принцип профессиональности заказчика, предусмотренный положениями статьи 9 Федерального закона № 44-ФЗ.
Так, в соответствии с данным стандартом в трудовые функции эксперта в сфере закупок входит: консультирование в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд, экспертиза в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд организация работ по экспертизе и консультированию в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд.
К руководителю контрактной службы указанным профессиональным стандартом установлены требования: высшее образование - специалитет, магистратура; дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации /или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок.
На основании ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В силу положений ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В соответствии с ч.4 ст.198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
В судебном заседании установлено, что в соответствии со сведениями с официального сайта единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет <...> ГПОУ «ТГТК» (ИНН <***>) зарегистрировано в качестве заказчика дата.
Согласно Уставу ГПОУ «ТГТК», утвержденному приказом Министерства образования Тульской области от дата№, Учредителем образовательного учреждения является Тульская область. Функции и полномочия учредителя в отношении Учреждения осуществляет Министерство образования Тульской области.
В силу п.4.6 Устава источниками финансового и материально-технического обеспечения деятельности Учреждения являются: бюджетные средства, средства, получаемые от осуществления приносящей доход деятельности, другие источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приказом директора ГПОУ «ТГТК» от дата№ в Учреждении создана контрактная служба.
Директором ГПОУ «ТГТК» дата утверждено Положение (Регламент) о контрактной службе.
Приложением к указанному Положению утверждены функции и полномочия руководителя и работников контрактной службы ГПОУ ТО «Тульский государственный технологический колледж».
В соответствии с пунктом 1 Приложения руководитель контрактной службы ГПОУ ТО «ТГТК» - заместитель директора (далее - колледж) осуществляет: координацию работы контрактной службы колледжа; контроль за соблюдением работниками контрактной службы законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; согласование и визирование всех юридически значимых действий, осуществляемых работниками контрактной службы, в том числе координирует организацию проведения экспертизы предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта.
Приказом руководителя организации от дата№ руководителем контрактной службы назначен заместитель директора по производственному обучению ФИО7
Согласно представленным документам об образовании контрактного управляющего ФИО7 имеет диплом о высшем образовании по специальности «полигонные установки» с квалификацией «инженер-механик» от дата, прошел повышение квалификации дата по программе «Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг» в объеме 108 часов.
Таким образом, в судебном заседании установлено и подтверждено документами, что руководитель контрактной службы ГПОУ «ТГТК», не имея высшего и среднего образования в сфере закупок, не прошедший профессиональную переподготовку по программе профессиональной переподготовки в сфере закупок в объеме, не менее 250 часов, не соответствует по уровню образования занимаемой должности контрактного управляющего.
Отсутствие необходимого образования не позволяет руководителю контрактной службы ГПОУ «ТГТК» на основе принципа профессионализма выполнять возложенные на него функции и полномочия в сфере закупок, что может привести к нарушению требований действующего законодательства о контрактной системе, и, как следствие, к нарушению интересов Российской Федерации при расходовании средств федерального бюджета в ходе осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения функционирования Учреждения.
Проанализировав установленные обстоятельства и исследованные доказательства с учетом положений вышеприведенных норм права и дав им оценку в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, то есть по их относимости, допустимости и достоверности, как каждого в отдельности, так и в их совокупности, суд считает возможным принять признание иска ответчиком, в связи с чем удовлетворяет заявленные требования в полном объеме.
Согласно ч.1 ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
С учетом изложенного, с ответчика в силу ст.333.19 НК РФ подлежит взысканию в бюджет муниципального образования город Тула государственная пошлина в размере 300 руб., от уплаты которой истец был освобожден в силу закона.
Руководствуясь ст.ст. 39, 173, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
принять признание иска представителем ответчика Государственного профессионального образовательного учреждения Тульской области «Тульский государственный технологический колледж» по доверенности - ФИО1
Исковые требования прокурора Привокзального района г.Тулы удовлетворить.
Обязать Государственное профессиональное образовательное учреждение Тульской области «Тульский государственный технологический колледж» в течение пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить соблюдение требований к уровню образования руководителя контрактной службы Учреждения в соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Взыскать с Государственного профессионального образовательного учреждения Тульской области «Тульский государственный технологический колледж» в доход бюджета муниципального образования город Тула государственную пошлину в размере 300 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Привокзальный районный суд г.Тулы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Миллер Т.Е.