Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
7 ноября 2016 года г. Ахтубинск
Ахтубинский районный суд Астраханской области в составе:
Председательствующий судья Теханцов А.А., при секретаре Кобзевой В.С., с участием представителя заявителя помощника военного прокурора № военной прокуратуры гарнизона О.Р.И. ., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора № военной прокуратуры гарнизона, в интересах неопределенного круга лиц, к ФКУ «Войсковая часть №», ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа», Министерству обороны Российской Федерации, о понуждении к проведению специальной оценки условий труда рабочего места,
у с т а н о в и л:
Военный прокурор № военной прокуратуры гарнизона, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском о понуждении к проведению специальной оценки условий труда рабочего места «радиомеханик по ремонту радиоэлектронного оборудования». В обоснование заявленных требований указал, что № военной прокуратурой гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами войсковой части № законодательства о трудовых правах граждан. Проведенной проверкой установлено, что работодателем для лиц, осуществляющих трудовую деятельность в войсковой части № на основании трудового договора, является командир войсковой части №. При этом командиром войсковой части № в нарушении норм закона, мероприятия, направленные на проведение специальной оценки труда рабочего места «радиомеханик по ремонту радиоэлектронного оборудования» ЛИЦ войсковой части № по условиям труда не выполнены. Несоблюдение и невыполнение работодателем требований по проведению специальной оценки условий труда рабочего места нарушает как права работников, работающих в настоящее время, так и неопределенного круга граждан, которые вправе вступать с указанной организацией в трудовые отношения, на безопасность условий труда. Просит обязать ФКУ «Войсковая часть №», ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» МО РФ провести специальную оценку условий труда рабочего места «радиомеханик по ремонту радиоэлектронного оборудования» ЛИЦ предусмотренного штатом ФКУ «Войсковая часть №».
В судебном заседании представитель заявителя, помощник военного прокурора № военной прокуратуры гарнизона О.Р.И. поддержал заявленные требования по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Министерства обороны РФ и ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, заявленные исковые требования не признает в полном объеме.
Представитель ответчика ФКУ «Войсковой части №» в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, в удовлетворении заявленных исковых требований просил отказать.
Суд определил, в соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствии не явившихся участников процесса.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела и, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с ч.3 ст.37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Согласно абзаца 10 части 2 ст.212 Трудового кодекса РФ (далее ТК РФ), работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Статьей 219 ТК РФ установлено, что каждый имеет право, в том числе на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда; получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов; гарантии и компенсации, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
В соответствии с частью 1 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. Специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
Согласно ст.8 указанного Закона обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Итоги специальной оценки условий труда применяются в частности для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.
В соответствии с п.2 ст.13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №61-ФЗ «Об обороне», управление Вооруженными Силами РФ осуществляет Министр обороны РФ через Министерство обороны РФ. Таким образом, Министерство обороны РФ является работодателем в отношении работников воинских частей.
Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О представителях Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», установлено, что представителями Министерства обороны РФ в отношении работников воинских частей в соответствии со ст.20 Трудового кодекса РФ являются, в том числе, командиры воинских частей в отношении работников подчиненных воинских частей.
В соответствии с Общим Положением о ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа», утвержденным Министром обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ, исходя из целей, задач и видов деятельности, в полномочия ФКУ «ОСК ЮВО» входят заключение в соответствии с законодательством РФ от своего имени договоров (контрактов) с юридическими и физическими лицами в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, утвержденных бюджетной сметой с учетом их целевого назначения, размещение заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг в соответствии с законодательством РФ и в порядке, установленном МО РФ.
Таким образом, обязанность по исполнению запроса командира войсковой части № о размещении заказа на выделение денежных средств на проведение специальной оценки условий труда в войсковой части № путем заключения государственного контракта и оплата указанных услуг лежит на ФКУ «ОСК ЮВО», как на юридическом лице, на которого такая обязанность прямо возложена Министром обороны РФ в соответствии с Общим Положением о ФКУ «ОСК ЮВО».
Как установлено в судебном заседании в штатном расписании ФКУ «Войсковой части № имеется перечень профессий и должностей, подлежащих специальной оценке условий труда, в котором предусмотрена должность – «Авиационный механик по приборам и электрооборудованию ЛИЦ» (л.д. 9-11).
Командиром ФКУ «Войсковой части №» в адрес ФКУ «ОСК ЮВО», Филиала № «УФО МО РФ по <адрес>», ФКУ «УФО МО РФ по <адрес>» направлялись запросы о выделении лимитов бюджетных средств на проведение специальной оценки условий труда рабочих мест (л.д.15-39).
Из письма начальника Управления финансового обеспечения МО РФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что все поступившие заявки о потребностях в денежных средствах на проведение специальной оценки условий труда рабочих мест обобщены. При поступлении лимитов бюджетных обязательств информация будет доведена установленным порядком до должностных лиц управления ЮВО для проведения конкретных процедур в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ «ОГ контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных, муниципальных нужд» (л.д.41).
Согласно заключения по результатам проверки исполнения должностными лицами войсковой части № (<адрес>) трудового законодательства, утвержденного военным прокурором № военной прокуратуры гарнизона, командиром войсковой части № в нарушение норм закона, мероприятия, направленные на проведение специальной оценки труда рабочих мест войсковой части № по условиям труда не выполнены; в нарушение действующего законодательства в войсковой части № не проведена специальная оценка условий труда № рабочих мест (л.д.6-7).
На основании изложенного, учитывая, что до настоящего времени в ФКУ «Войсковой части №» специальная оценка условий труда рабочего места «Радиомеханик по ремонту радиоэлектронного оборудования ЛИЦ» не проведена, исходя из необходимости соблюдения прав работников на труд в условиях отвечающих требованиям безопасности и гигиены, суд считает возможным удовлетворить заявленные прокурором требования.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Иск военного прокурора № военной прокуратуры гарнизона, в интересах неопределенного круга лиц, к ФКУ «Войсковая часть №», ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа», Министерству обороны Российской Федерации, о понуждении к проведению специальной оценки условий труда рабочего места, удовлетворить.
Обязать ФКУ «Войсковая часть №», ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа», министерство обороны Российской Федерации, провести специальную оценку условий труда рабочего места «радиомеханик по ремонту радиоэлектронного оборудования ЛИЦ» ФКУ «Войсковой части №» предусмотренного штатом ФКУ «Войсковой части №».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, в судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда через Ахтубинский районный суд.
Решение вынесено и отпечатано в совещательной комнате на компьютере.
Судья: А.А.Теханцов