Дело № 2-1859/17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Соликамск 24 октября 2017 года
Соликамский городской суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Новиковой О.В.,
при секретаре судебного заседания Мартиной Н.В.,
с участием
представителя истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Соликамск гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в защиту прав неопределенного круга потребителей к Соликамскому МУП «Теплоэнерго» о признании действий противоправными, возложении обязанностей,
у с т а н о в и л:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (далее по тексту – Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю) обратилось в Соликамский городской суд в защиту прав неопределенного круга потребителей с исковым заявлением к Соликамскому МУП «Теплоэнерго», в котором указало, при рассмотрении обращений граждан от <дата> было установлено, что Соликамским МУП «Теплоэнерго», оказывающим коммунальные услуги по теплоснабжению (отоплению) и горячему водоснабжению, при начислении платы потребителям за оказанные коммунальные услуги теплоснабжения (отопления) и горячего водоснабжения (нагрев воды) допускается нарушение законодательства, а именно:
- в нарушение требований ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, п.п.2, 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354, начисление платы за коммунальную услугу по отоплению за период с <дата> года потребителям <...>, являющимся собственниками/нанимателями жилых помещений в многоквартирных домах (улиц <...><...>), не оборудованных коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии (несмотря на наличие технической возможности) производится по показаниям прибора учета тепловой энергии, установленного по адресу: <...>, предназначенного для учета отпуска тепловой энергии по централизованным инженерным системам теплоснабжения, а не по нормативу потребления коммунальной услуги по отоплению, установленному в соответствии с действующим законодательством;
- в нарушение требований ст. 154 ЖК РФ, п.п. 38, 40, 54, 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354, потребителям <...>, являющимся собственниками/нанимателями жилых помещений в многоквартирных домах (улиц <...><...>) в платежных документах за <дата> года произвело начисление платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (нагрев воды), предоставленную на общедомовые нужды;
- в нарушение требований ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354, в период до <дата> расчет платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (нагрев воды) потребителям <...>, являющимся собственниками/нанимателями жилых помещений в многоквартирных домах (улиц <...>, <...>), оборудованных централизованными системами горячего водоснабжения, производило исходя из потребления коммунальной услуги по нагреву 1 куб.м холодной воды (0,06625 Гкал/куб.м) и тарифа, утвержденного Постановлением Региональной службы по тарифам Пермского края от 19.12.2014 года № 363-т «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям Соликамского МУП «Теплоэнерго» (Соликамский городской округ)», а не тарифа на горячее водоснабжение (т.е. на 1 куб.м горячей воды (110,54 руб./куб.м)), утвержденного Постановлением Региональной службы по тарифам Пермского края от 20.12.2015 года № 377-вг «О тарифах в сфере горячего водоснабжения Соликамского МУП «Теплоэнерго» (Соликамский городской округ)» и Постановлением Региональной службы по тарифам Пермского края от 20.12.2016 года № 415-вг «О тарифах в сфере горячего водоснабжения Соликамского МУП «Теплоэнерго» (Соликамский городской округ)».
Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю просило признать противоправными указанные действия Соликамского МУП «Теплоэнерго» и возложить на ответчика обязанность
- производить расчет платы за коммунальную услугу по отоплению потребителям, являющимся собственниками/нанимателями жилых помещений в многоквартирных жилых домах города Соликамска, по показаниям приборов учета тепловой энергии, только при оборудовании этих многоквартирных жилых домов коллективным (общедомовым) приборами учета тепловой энергии,
- производить начисление платы за услуги горячего водоснабжения потребителям, являющимся собственниками/нанимателями жилых помещений в многоквартирных домах города Соликамска, оборудованных централизованными системами горячего водоснабжения, с использованием тарифа на горячее водоснабжение, утвержденного в установленном законодательством РФ порядке (то есть в соответствии с Постановлением Региональной службы по тарифам Пермского края от 20.12.2015 года № 377-вг «О тарифах в сфере горячего водоснабжения Соликамского МУП «Теплоэнерго» (Соликамский городской округ)» и Постановлением Региональной службы по тарифам Пермского края от 20.12.2016 года № 415-вг «О тарифах в сфере горячего водоснабжения Соликамского МУП «Теплоэнерго» (Соликамский городской округ)» и т.п.).
Также указало, что в силу ст. 46 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» при удовлетворении иска о признании действий противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
Представитель истца Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю ФИО1, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик Соликамское МУП «Теплоэнерго» о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, явку представителя в судебное заседание не обеспечил, в суд поступили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя и возражения, в котором указано на несогласие с заявленными требованиями, поскольку определение размера платы за отопление в жилых домах по указанным в исковом заявлении адресам производится по нормативу потребления коммунальной услуги, письмом от <дата> сделан перерасчет по ОДН по адресу: <...>. Указали, что удовлетворение исковых требований о доведении через СМИ решения суда опорочит честь и достоинства Соликамского МУП «Теплоэнерго». Просили в удовлетворении иска отказать.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требований относительно предмета спора, МУП «ИРЦ» в судебное заседание не явился, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
Заслушав представителя истца, изучив материалы гражданского дела, представленные сторонами дополнительные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя.
Часть 1 статьи 46 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» наделяет орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) правом предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
На основании п. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Из взаимосвязи положений п. 1 ст. 157 ЖК РФ и п. 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354 (далее по тексту – Правил), следует, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 Правил определено, что «коллективный (общедомовый) прибор учета» - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждено, что Соликамское МУП «Теплоэнерго» является единой теплоснабжающей организацией на территории Соликамского городского округа, обеспечивает теплоснабжением абонентов, присоединенных в установленном порядке к центральной системе теплоснабжения.
Начисление, сбор и перечисление платы за оказываемые Соликамским МУП «Теплоэнерго» коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению (нагреву воды) осуществляет за счет Соликамского МУП «Теплоэнерго», в его интересах и по его поручению МУП «ИРЦ», что следует из имеющихся в материалах дела платежных документов, агентского договора № об участии в расчетах и взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг потребителями от <дата>, писем Соликамского МУП «Теплоэнерго».
Также установлено, что начисление платы за коммунальную услугу по отоплению за период с <дата> года потребителям <...>, являющимся собственниками/нанимателями жилых помещений в многоквартирных домах (улиц <...> не оборудованных коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии производится по показаниям прибора учета тепловой энергии, установленного по адресу: <...>, предназначенного для учета отпуска тепловой энергии по централизованным инженерным системам теплоснабжения, а не по нормативу потребления коммунальной услуги по отоплению, установленного в соответствии с действующим законодательством, что не соответствует требованиям п. 1 ст. 157 ЖК РФ и п. 42 (1) Правил и является основанием для признания данных действий противоправными.
Прекращение указанных противоправных действий возможно путем возложения на ответчика обязанности производить расчет платы за коммунальную услугу по отоплению потребителям, являющимся собственниками/нанимателями жилых помещений в многоквартирных жилых домах города Соликамска, по показаниям приборов учета тепловой энергии, только при оборудовании этих многоквартирных жилых домов коллективным (общедомовым) приборами учета тепловой энергии.
Возражения ответчика Соликамского МУП «Теплоэнерго» о том, что при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению в жилых помещениях по адресу: <...>, <...> производится по нормативу потребления коммунальной услуги по отоплению, не являются основанием к отказу в удовлетворении требований, заявленных в защиту прав неопределенного круга лиц, являющихся собственниками/нанимателями жилых помещений в многоквартирных жилых домах <...>.
Также в ходе рассмотрения дела установлено, что потребителям <...>, являющимся собственниками/нанимателями жилых помещений в многоквартирных домах (улиц <...><...>) в платежных документах за <дата> года ответчиком было произведено начисление платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (нагрев воды), предоставленную на общедомовые нужды (л.д. 28-30).
Вместе с тем, из содержания пп. 2 п. 1 и пп. 1 п. 2 ст. 154 ЖК РФ следует, что плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, подлежат включению в плату за содержание жилого помещения.
При таких обстоятельствах вышеназванные действия ответчика следует признать противоправными. При этом не имеют правового значения возражения ответчика о том, что сделан перерасчет по ОДН по адресу: <...>, поскольку требования были заявлены в интересах собственников/нанимателей жилых помещений не только в указанном многоквартирном доме.
Кроме того, судом установлено, что в нарушение требований ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, п. 42 Правил, в период до <дата> расчет платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (нагрев воды) потребителям <...>, являющимся собственниками/нанимателями жилых помещений в многоквартирных домах (улиц <...>), оборудованных централизованными системами горячего водоснабжения, Соликамское МУП «Теплоэнерго» производило исходя из потребления коммунальной услуги по нагреву 1 куб.м холодной воды (0,06625 Гкал/куб.м) и тарифа, утвержденного Постановлением Региональной службы по тарифам Пермского края от 19.12.2014 года № 363-т «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям Соликамского МУП «Теплоэнерго» (Соликамский городской округ)», а не тарифа на горячее водоснабжение (т.е. на 1 куб.м горячей воды (110,54 руб./куб.м)), утвержденного Постановлением Региональной службы по тарифам Пермского края от 20.12.2015 года № 377-вг «О тарифах в сфере горячего водоснабжения Соликамского МУП «Теплоэнерго» (Соликамский городской округ)» и Постановлением Региональной службы по тарифам Пермского края от 20.12.2016 года № 415-вг «О тарифах в сфере горячего водоснабжения Соликамского МУП «Теплоэнерго» (Соликамский городской округ)».
Данные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела платежными документами (л.д. 28-30), постановлением №-С по делу об административном правонарушении от <дата> (л.д. 32-40), постановлением №-С по делу об административном правонарушении от <дата> (л.д. 47-53).
Учитывая вышеизложенное, данные действия Соликамского МУП «Теполоэнерго» также следует признать противоправными, и для их прекращения суд считает необходимым возложить на ответчика обязанность производить начисление платы за услуги горячего водоснабжения потребителям, являющимся собственниками/нанимателями жилых помещений в многоквартирных домах <...>, оборудованных централизованными системами горячего водоснабжения, с использованием тарифа на горячее водоснабжение, утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании ч. 2 ст. 46 Закона от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» при удовлетворении иска суд обязывает ответчика Соликамское МУП «Теплоэнерго» довести в 10-дневный срок после вступления решения в законную силу через газету «Соликамский рабочий» до сведения потребителей решение суда.
Довод ответчика о том, что доведение через СМИ решения суда опорочит честь и достоинство Соликамского МУП «Теплоэнерго», суд считает несостоятельным.
На основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, с ответчика Соликамское МУП «Теплоэнерго» подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет Муниципального образования Соликамский городской округ в размере 6000 рублей в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
р е ш и л:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в защиту прав неопределенного круга потребителей удовлетворить.
Признать противоправными в отношении неопределенного круга лиц действия Соликамского МУП «Теплоэнерго»
- по определению размера платы за коммунальную услугу по отоплению за период с <дата> года потребителям <...>, являющимся собственниками/нанимателями жилых помещений в многоквартирных домах (улиц <...>), не оборудованных коллективным (общедомовым) прибором учета теплоснабжения, исходя из показаний прибора учета тепловой энергии, установленного по адресу: <...>, предназначенного для учета отпуска тепловой энергии по централизованным инженерным системам теплоснабжения, подающим тепловую энергию на нужды четырех многоквартирных домов, а не норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, установленного в соответствии с действующим законодательством;
- по предъявлению потребителям <...>, являющимся собственниками/нанимателями жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе по адресам: <...>) в платежных документах за <дата> года платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (нагрев воды), предоставленную на общедомовые нужды;
- по определению в период до <дата> размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (нагрев воды) в жилых помещениях многоквартирных домов <...>, подключенных к централизованным системам горячего водоснабжения (в том числе по адресам: <...><...>), помещения которых оборудованы индивидуальными приборами учета горячей воды, исходя из потребления коммунальной услуги по нагреву 1 куб.м холодной воды (0,06625 Гкал/куб.м) и тарифа, утвержденного Постановлением Региональной службы по тарифам Пермского края от 19.12.2014 года № 363-т «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям Соликамского МУП «Теплоэнерго» (Соликамский городской округ)», а не тарифа на горячее водоснабжение (т.е. на 1 куб.м горячей воды (110,54 руб./куб.м)), утвержденного Постановлением Региональной службы по тарифам Пермского края от 20.12.2015 года № 377-вг «О тарифах в сфере горячего водоснабжения Соликамского МУП «Теплоэнерго» (Соликамский городской округ)» и Постановлением Региональной службы по тарифам Пермского края от 20.12.2016 года № 415-вг «О тарифах в сфере горячего водоснабжения Соликамского МУП «Теплоэнерго» (Соликамский городской округ)».
Возложить на Соликамское МУП «Теплоэнерго» обязанность
- производить расчет платы за коммунальную услугу по отоплению потребителям, являющимся собственниками/нанимателями жилых помещений в многоквартирных жилых домах города Соликамска, по показаниям приборов учета тепловой энергии, только при оборудовании этих многоквартирных жилых домов коллективным (общедомовым) приборами учета тепловой энергии,
- производить начисление платы за услуги горячего водоснабжения потребителям, являющимся собственниками/нанимателями жилых помещений в многоквартирных домах города Соликамска, оборудованных централизованными системами горячего водоснабжения, с использованием тарифа на горячее водоснабжение, утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Обязать Соликамское МУП «Теплоэнерго» в течение 10 дней после вступления решения в законную силу довести его до сведения потребителей путем размещения в средстве массовой информации – газете «Соликамский рабочий».
Взыскать с Соликамского МУП «Теплоэнерго» государственную пошлину в доход бюджета Муниципального образования Соликамский городской округ в размере 6000 (шесть тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме (с <дата> года).
Судья О.В. Новикова