ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1859/2016 от 09.08.2016 Верхнепышминского городского суда (Свердловская область)

Дело № 2-1859/2016

Мотивированное решение изготовлено 09 августа 2016 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Верхняя Пышма 04 августа 2016 года

Верхнепышминский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи М.П. Вершининой,

при секретаре Максимовой А.С.,

с участием: истцов ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, представителя истцов – ФИО5, представителя третьего лица ССК № 7 ФИО6, третьих лиц ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к администрации городского округа Среднеуральск о признании постановления незаконным,

установил:

истцы обратились в Верхнепышминский городской суд Свердловской области с иском к администрации городского округа Среднеуральск о признании постановления администрации городского округа Среднеуральск от 16.01.2015 № 11 «О предоставлении в собственность ССК № 7 земельных участков с кадастровыми номерами <адрес> не законным.

В обоснование иска указали, что оспариваемым постановлением ССК № 7 были предоставлены в собственность земельные участки с кадастровыми номерами , расположенные по адресу: <адрес>). В соответствии с Постановлением главы Администрации муниципального образования «город Среднеуральск» от 30.09.1999 № 629 была установлена зона отчуждения на муниципальных землях шириной 3,5 метра с северной стороны от границы коллективного сада № 7 СУЗМК (новое наименование ССК № 7) в г. Среднеуральске для восстановления и эксплуатации дренажной канавы в соответствии со схемой дренажа данного участка, разработанную Управлением архитектуры и градостроительства г. Среднеуральск. Спорные земельные участки, которые были предоставлены ССК № 7 в собственность попадают в указанную зону отчуждения на муниципальных землях. По спорным земельным участкам проходит часть дренажной системы (лотки и трубы), которая была проложена для отвода воды по <адрес>. В соответствии с указанным постановлением главы жителям домов <адрес><адрес> и членам садоводческого кооператива было предписано освободить зону отчуждения от посадок и строений. В соответствии с действующим на момент издания постановления главы Администрации муниципального образования «город Среднеуральск» от 30.09.1999 № 629, Градостроительным кодексом Российской Федерации, указанная зона отчуждения устанавливалась в общественных интересах для эксплуатации дренажной системы, и соответственно, указанный земельный участок относится к землям общего пользования. В связи с чем, спорные земельные участки не могли быть предоставлены на праве собственности ССК № 7. Кроме того, применение статьи 28 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» при предоставлении ССК № 7 земельных участков бесплатно незаконно и необоснованно, поскольку спорные земельные участки в соответствии с постановлением от 30.09.1999 № 30 не входила в состав земель ССК № 7, не были землями общего пользования самого ССК.

В судебном заседании истцы и их представитель ФИО5, действующая по устному ходатайству, настаивали на удовлетворении исковых требований.

Представитель третьего лица ССК №7- ФИО6, действующая на основании протокола заседания правления ССК № 7 от 05.08.2015, возражала против удовлетворения иска, не оспаривая то обстоятельство, что спорные земельные участки никогда не входили в состав земельного участка, отведенного ССК № 7.

Третьи лица ФИО8, ФИО10, ФИО9, ФИО7 в судебном заседании считали исковые требования законными и обоснованными.

Ответчик, третьи лица - ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14 в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом о месте и времени судебного заседания путем направления судебных извещений по адресам, имеющимся в материалах дела, а также путем публичного размещения информации о дате, времени и месте рассмотрения дела на официальном сайте Верхнепышминского городского суда в сети интернет: http://www.verhnepyshminsky.svd.ru. Об уважительных причинах неявки суду не сообщили, об отложении разбирательства по делу не просили.

Представителем ответчика ФИО15, действующим на основании доверенности от 20.08.2014, заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации, а также представлен отзыв на иск, в котором указал, что с исковыми требованиями ответчик не согласен, поскольку спорные земельные участки были предоставлены ССК № 7 в соответствии с положениями статьи 28 федерального закона № 66-ФЗ от 15.04.1998. Предоставление в собственность ССК № 7 земельных участков осуществлялось с целью решения вопроса восстановления и эксплуатации дренажной канавы. На дату принятия органом местного самоуправления решения о предоставлении в собственность спорных участков, указанные Участки не относились к изъятым или ограниченным в обороте. В целях соблюдения прав и законных интересов жителей городского округа Среднеуральск, реализуя принцип гласности в работе администрации городского округа Среднеуральск, руководствуясь пунктом 18 административного регламента «Предоставление земельных участков из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, для целей не связанных со строительством», утвержденного постановлением администрации ГО Среднеуральск 28.02.2014 № 130, информация о предстоящем или возможном предоставлении в собственность указанных земельных участков была опубликована в газете «Среднеуральская волна» № 45(716) от 19.11.2014. Замечания и возражения, иные предложения от жителей ГО Среднеуральск в адрес администрации по указанному вопросу не поступили.

При таких обстоятельствах суд, руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть спор при данной явке.

В как установлено в судебном заседании, и следует из материалов дела, истцы являются собственниками земельных участков с кадастровыми номерами – собственник ФИО4), – собственник ФИО3.), (<адрес> – собственник ФИО2), (<адрес> – собственник ФИО1), категория земель – земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – под жилищное строительство.

Третье лицо - ССК № 7 является собственником земельного участка площадью , расположенного по адресу: <адрес>, земли общего пользования, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – садоводство.

Постановлением администрации ГО Среднеуральск № 11 от 16.01.2015 на основании заявления ССК № 7, постановления главы администрации муниципального образования «город Среднеуральск» от 30.09.1999 № 629, публикации в газете «Среднеуральская волна» от 19.11.2014 № 45 (716), кадастровых паспортов на земельные участки, статьи 28 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садовоческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», ССК № 7 предоставлены в собственность бесплатно три земельных участка с кадастровыми номерами , отнесенные к категории земель – земли населенных пунктов с разрешенным использованием - земли общего пользования (канава), расположенные по адресу: <адрес>.

В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Согласно пунктам 5, 6 статьи 28 названного Закона предоставление в собственность земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления, поданного лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения или уполномоченным общим собранием членов данного некоммерческого объединения (собранием уполномоченных) на подачу указанного заявления, в соответствии с решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении такого земельного участка в собственность данного некоммерческого объединения. К указанному заявлению прилагаются следующие документы: описание местоположения такого земельного участка, подготовленное садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением; выписка из решения общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность данного некоммерческого объединения; учредительные документы садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии), подтверждающие право заявителя без доверенности действовать от имени данного некоммерческого объединения, или выписка из решения общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных), в соответствии с которым заявитель был уполномочен на подачу указанного заявления.

Сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения, запрашиваются органом исполнительной власти и органом местного самоуправления, обладающими полномочиями на предоставление указанного земельного участка, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в иных случаях указанные сведения запрашиваются у заявителя).

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующего земельного участка, в двухнедельный срок с даты получения заявления и необходимых документов в соответствии с пунктом 4 или 5 настоящей статьи обязан принять решение о предоставлении в собственность такого земельного участка либо об отказе в его предоставлении.

Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.

В соответствии со статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничения прав на землю могут устанавливаться федеральными законами, а также принятыми на их основании актами исполнительных органов государственной власти.

Согласно статье 28 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого постановления) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, по общему правилу (статья 28 Земельного кодекса Российской Федерации) приобретение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность осуществляется за плату. Случаи бесплатного предоставления участков в собственность должны быть прямо предусмотрены федеральным законом.

Проанализировав положения указанного Федерального закона, суд приходит к выводу о том, что право на бесплатную приватизацию, предусмотренное статьей 28 Закона, не может быть истолковано в отрыве от остальных норм указанного закона, предусматривающих самостоятельный, отличный от общего порядок предоставления земельного участка садоводческому или дачному некоммерческому объединению, а потому указанное право возникает только в том случае, когда земельный участок предоставлен некоммерческому объединению в порядке, установленном главой III названного Федерального закона.

Вместе с тем, судом установлено и не оспаривается лицами, участвующими в дела, что изначально спорные земельные участки с кадастровыми номерами в установленном главой III Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» ССК № 7 не предоставлялись, а именно то, что спорные участки никогда не входили в земли общего пользования ССК №7, не были переданы ранее в пользование конкретным субъектам – членам ССК, а перешли на основании оспариваемого постановления администрации ГО Среднеуральск, в связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии у ССК № 7 в этом случае права на приобретение спорных земельных участков в собственность бесплатно.

Кроме того, постановлением главы администрации муниципального образования «город Среднеуральск» от 30.09.1999 № 629 установлена зона отчуждения на муниципальных землях шириной 3,5 метра с северной стороны от границы коллективного сада № 7 СУЗМК в г. Среднеуральске для восстановления и эксплуатации дренажной канавы.

Понятие зоны отчуждения содержится лишь в статье 8 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 (ред. от 03.07.2016) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Анализ указанных положений закона показывает, что в зоне отчуждения на территории Российской Федерации запрещается постоянное проживание населения, ограничивается хозяйственная деятельность и природопользование.

Статья 36 Конституции Российской Федерации, гарантируя каждому право иметь - землю в частной собственности (часть 1), одновременно закрепляет, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (часть 3).

Согласно пункту 2 части 2 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации к поверхностным водным объектам относятся водотоки.

В соответствии с «Методикой определения ущерба окружающей природной среде при авариях на магистральных нефтепроводах» (утв. Минтопэнерго Российской Федерации 01.11.1995) водоток - водный объект, характеризующийся движением воды в направлении склона в углублении земной поверхности.

Содержание термина «канализация» определяется нормами действующих Государственного стандарта СССР ГОСТ 25150-82 «Канализация. Термины и определения», утвержденного Постановлением Госстандарта СССР от 24.02.1982 № 805, и Государственного стандарта СССР ГОСТ 19185-73 «Гидротехника. Основные понятия».

В соответствии с пунктом 7 и пунктом 9 таблицы ГОСТ 19185-73 под «водоснабжением» понимается подача воды потребителям, а под «канализацией» - отведение бытовых, промышленных и ливневых сточных вод.

Понятие водоотведение закреплено также в Водном кодексе Российской Федерации, под которым понимается любой сброс вод, в том числе сточных вод и (или) дренажных вод, в водные объекты (пункт 7 статьи 1).

Таким образом, водоотведение включает в себя не только отвод бытовых стоков, но и отведение ливневых сточных вод.

Частями 1 и 2 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации определено, что поверхностные водные объекты являются объектами общего пользования, то есть общедоступными. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено Водным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.

Пунктом 8 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлен прямой запрет на приватизацию земельных участков в границах территорий общего пользования.

Таким образом, постановление администрации городского округа Среднеуральске от 16.01.2015 № 11 в части включения в состав отчуждаемого имущества земельных участков, приватизация которых запрещена, не соответствует закону. Требование истцов признать постановление незаконным подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к администрации городского округа Среднеуральск о признании постановления незаконным, - удовлетворить.

Признать постановление администрации городского округа Среднеуральске от 16.01.2015 № 11 «О предоставлении в собственность ССК земельных участков с кадастровыми номерами <адрес> незаконным.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд путем подачи апелляционный жалобы через Верхнепышминский городской суд Свердловской области в течение месяца с момента вынесения решения в окончательном виде.

Судья М.П. Вершинина