ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-185/16 от 30.08.2016 Вышневолоцкого городского суда (Тверская область)

Дело №2-185/2016РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 августа 2016 года п. Спирово

Спировский районный суд Тверской области в составе судьи Астахова В.А., с участием истца Рамазанова Т.О., представителя ответчика МО МВД России «Вышневолоцкий Котовой К.Ю., и.о. прокурора Спировского района Тверской области Сураева С.В., в присутствии секретаря судебного заседания Власовой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-185/2016 по исковому заявлению Рамазанова Т.О. к МО МВД России «Вышневолоцкий» о признании незаконным заключения служебной проверки, приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности, приказа об увольнении, восстановлении на службе и взыскании компенсации за время вынужденного прогула,

установил:

Рамазанов Т.О. обратился в суд с иском к МО МВД России «Вышневолоцкий» о признании незаконным заключения служебной проверки и приказа начальника МО МВД России «Вышневолоцкий» от 14.04.2016 года № 24 л/с и об их отмене, в обоснование заявленных требований указав, что 20.05.2016 года Рамазанов Т.О. был ознакомлен с приказом начальника МО МВД России «Вышневолоцкий» от 14.04.2016 года № 24 л/с о привлечении его к дисциплинарной ответственности в виде увольнения со службы за грубое нарушение служебной дисциплины, выразившееся в нарушении п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 30.11.2011 года № 342-ФЗ (приобретение или наличие гражданства (подданства) другого государства). В тот же день ему было предложено ознакомиться с представлением к увольнению со службы и с приказом об увольнении, но он их подписывать отказался, поскольку считает незаконными. 03.02.2015 года Рамазановым Т.О. в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 21.05.2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» было подано уведомление о наличии у него в прошлом гражданства Республики Узбекистан по праву рождения и об отсутствии в данный момент документов на право проживания на территории иностранного государства. В июне 2015 года начальник ОРЛС МО МВД России «Вышневолоцкий» Кружкова И.П. сообщила истцу, что в отдел поступила информация о том, что у него имеется иностранное гражданство и потребовала представить информацию о данном факте из посольства Республики Узбекистан. По запросу Рамазанова Т.О. указанная информация была получена в ноябре 2015 года и сразу доложена им руководству, а 20.05.2016 года он был ознакомлен с заключением проведенной в отношении него служебной проверки, приказом о привлечении к дисциплинарной ответственности в виде увольнения со службы. Рамазанов Т.О. родился на территории Республики Узбекистан, прибыл в Российскую Федерацию 02.07.1998 года, 02.10.2000 года приобрел гражданство РФ, был призван на военную службу в вооруженные силы РФ, с июля 2003 года по 20.05.2016 года проходил службу в органах внутренних дел РФ. В 2011 году он успешно прошел аттестацию и был назначен на должность в полицию, длительное время являлся сотрудником уголовного розыска, имел допуск к сведениям, содержащим государственную тайну, неоднократно проходил проверки органов ФСБ РФ для получения указанного допуска. Рамазанов Т.О. считал, что уже давно утратил гражданство Республики Узбекистан, о том, что является гражданином иностранного государства, узнал только в ноябре 2015 года, после получения ответа из посольства, и незамедлительно подал документы о выходе из гражданства Республики Узбекистан. При привлечении истца к дисциплинарное ответственности были нарушены сроки проведения служебной проверки и вынесения приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности, поскольку о наличии у него гражданства иностранного государства руководству МО МВД России «Вышневолоцкий» стало известно в июне 2015 года, проверка по факту начата только в ноябре 2015 года, а к дисциплинарной ответственности он привлечен в апреле 2016 года. Рамазанов Т.О. полагает, что в его действиях нет состава дисциплинарного проступка, поскольку в Федеральном законе № 342-ФЗ речь идет не о запрете сотрудникам ОВД иметь двойное гражданство, а о запрете иметь гражданство иностранного государства, то есть выходить из гражданства РФ. Кроме того, по законодательству Республики Узбекистан, он давно уже утратил гражданство этого государства и должен был быть его лишен без подачи каких-либо заявлений. При проведении в отношении него проверки и вынесении приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности МО МВД России «Вышневолоцкий» были допущены нарушения норм Трудового кодекса РФ. Данные доводы изложены также в представленных суду письменных объяснениях истца.

В ходе рассмотрения дела истец неоднократно уточнял заявленные исковые требования, окончательно просил суд признать незаконным заключение служебной проверки от 22 декабря 2015 года, приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности № 24 л/с от 14 апреля 2016 года, приказ № 49 л/с от 20 мая 2016 года Врио начальника МО МВД «Вышневолоцкий» подполковника полиции ФИО6 об увольнении из органов внутренних дел, восстановить на службе и взыскать ежемесячную заработную плату за вынужденный прогул в период времени с 21 мая 2016 года по 30 августа 2016 года в сумме 138380 рублей, от ранее заявленных требований отказался.

В судебном заседании истец поддержал уточненные исковые требования в полном объеме по доводам, изложенным в иске, и в представленных суду письменных пояснениях, просил суд их удовлетворить.

Представитель ответчика МО МВД России «Вышневолоцкий Котова К.Ю. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, поддержав обстоятельства, изложенные в письменных возражениях на иск, в которых указано, что в 2015 году в МО МВД России «Вышневолоцкий» поступили сведения о том, что Рамазанов Т.О. имеет второе гражданство – Республики Узбекистан. В целях исключения возможной технической ошибки Рамазанову Т.О. было предложено представить информацию из консульства, и после получения такой информации, подтверждающей, что он действительно является гражданином Узбекистана, было инициировано проведение служебной проверки, в ходе которой установлено, что Рамазанов Т.О. нарушил требования ст. 14 Федерального закона № 342-ФЗ, в соответствии с которой сотрудник не может находиться на службе в органах внутренних дел в случае приобретения или наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Поскольку законодательством не предусмотрено применение иной меры дисциплинарного воздействия, в отношении Рамазанова Т.О. был вынесен приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности в виде увольнения. В связи с тем, что Рамазанов Т.О. находился в отпуске и на больничном, в соответствии с п. 17 Приказа МВД России № 161 месячный срок проведения служебной проверки был продлен на эти периоды. Каких-либо нарушений МО МВД России «Вышневолоцкий» при проведении служебной проверки допущено не было, приказы о привлечении к дисциплинарной ответственности и об увольнении вынесены законно и обоснованно. Когда истец Рамазанов Т.О. был принят на службу в милицию таких запретов и ограничений касающихся наличия второго гражданства иного государства в законе о милиции не было. При переходе из милиции в полицию, при прохождении аттестации, действовал ФЗ №342, в соответствии с которым все полномочия по проверке личности истца возложены на прежнего работодателя. Почему ни Спировский ОВД, ни МО МВД России «Лихославльский», где ранее проходил службу истец, не проверяли наличие у Рамазанова Т.О. иного гражданства, ответчику неизвестно. Поскольку МО МВД «Вышневолоцкий» не имеет право запрашивать сведения, для начала проверки истцу было предложено предоставить данные консульского отдела Посольства Узбекистана, если бы за основу брались данные электронного учета, и они были ошибочны, это повлекло бы незаконное увольнение.

Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве третьего лица УМВД Росси по Тверской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, просил суд рассмотреть дело без его участия, в удовлетворении исковых требований Рамазанова Т.О. просил отказать.

Свидетель Кружкова И.П. в судебном заседании показала, что работает начальником отдела по работе с личным составом МО МВД России «Вышневолоцкий». Весной или летом 2015 года в МО МВД России «Вышневолоцкий» поступило указание из УРЛС УМВД России по Тверской области проверить сотрудников, прибывших на территорию РФ после 06.02.1992 года, которые не проживали до этого на территории РФ. Рамазанов Т.О. был приглашен на беседу, его попросили представить справку, подтверждающую гражданин он Республики Узбекистан или нет, в ноябре 2015 года истец принес справку из Посольства о том, что ими принято от Рамазанова Т.О. заявление с документами по вопросу выхода из гражданства Узбекистана. По электронным учетам УФМС Рамазанов Т.О. являлся гражданином Республики Узбекистан. Ранее Рамазанов Т.О. подал уведомление о наличии у него иного гражданства, в котором указал, что является гражданином Республики Узбекистан. При даче объяснений Рамазанов Т.О. указал, что написал это в уведомлении со слов начальника ТП УФМС в п. Спирово. Запросы в Посольство МО МВД России «Вышневолоцкий» она не делала, поскольку не имеет полномочий обращаться в Посольства иностранных государств, при этом сослалась на представленные Рамазановым Т.О. сведения. Истец дал объяснение о том, что он отказался от гражданства Республики Узбекистан по прибытии на территорию РФ и получении гражданства РФ, поскольку, чтобы принять гражданство РФ он должен был подать документы на отказ от гражданства Республики Узбекистан. Рамазанов утверждал, что не является гражданином Республики Узбекистан, тем не менее написал уведомление в феврале 2015 года в ТП УФМС, что имеет паспорт гражданина Республики Узбекистан. Проверка проведена законно, в месячный срок с момента начала проверки и до вынесения заключения. Приказ о привлечении Рамазанова Т.О. к дисциплинарной ответственности был издан, когда он вышел на работу, поскольку Рамазанов Т.О. длительное время был на больничном либо в отпусках. С результатами заключения он был ознакомлен.

И.о. прокурора Спировского района Тверской области Сураев С.В., участвующий в деле в порядке ст. 45 ГПК РФ, в своем заключении указал, что в соответствии со ст. 62 Конституции РФ гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации, однако служба в ОВД предполагает наличие специфичных обязанностей и возлагаются дополнительные ограничения и запреты на сотрудников органов внутренних дел. Действующее законодательство прямо устанавливает запрет сотруднику органов внутренних дел иметь гражданство иностранного государства. Данный закон распространяется как на вновь принятых на службу, так и осуществляющих службу. Из материалов дела и материалов служебной проверки усматривается, что истец является гражданином Узбекистана, это подтверждено копией паспорта Республики иностранного государства и документами, имеющимися в материалах служебной проверки - сведениями УФМС Тверской области и справкой Посольства. На данный момент истец является гражданином иного государства. При проведении служебной проверки нарушений со стороны МО МВД «Вышневолоцкий» допущено не было. Рассмотреть вопрос о более мягких мерах дисциплинарного взыскания невозможно, иначе имело бы место нарушение норм законодательства со стороны работодателя. Прокуратура считает иск не подлежащим удовлетворению.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, а также принимая во внимание заключение прокурора, суд приходит к следующим выводам.

Правоотношения между сторонами регулируются Федеральным законом «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2011 года № 342-ФЗ (далее – Федеральный закон № 342-ФЗ), Федеральным законом «О полиции» от 07.02.2011 года № 3-ФЗ (далее – Федеральный закон № 3-ФЗ), а также Трудовым кодексом Российской Федерации в той части, в какой они не урегулированы вышеперечисленными специальными нормативными актами.

В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 82 Федерального закона № 342-ФЗ контракт может быть расторгнут, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел в связи с грубым нарушением служебной дисциплины.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 49 Федерального закона № 342-ФЗ грубым нарушением служебной дисциплины сотрудником органов внутренних дел является несоблюдение сотрудником ограничений и запретов, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел не может находиться на службе в органах внутренних дел в случае приобретения или наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Судом установлено, что Рамазанов Т.О. являлся сотрудником органов внутренних дел с 25.07.2003 года, приказом УМВД России по Тверской области от 01.09.2013 года № 326 л/с Рамазанов Т.О. был освобожден от замещаемой должности участкового уполномоченного полиции и по делам несовершеннолетних Спировского ОП МО МВД России «Лихославльский» и назначен на должность участкового уполномоченного полиции и по делам несовершеннолетних Спировского ОП МО МВД России «Вышневолоцкий», о чем с ним был заключен соответствующий контракт.

В соответствии с пп. 22 п. 17 Положения о межмуниципальном отделе МВД Российской Федерации «Вышневолоцкий» начальник МО МВД осуществляет в соответствии с законодательством РФ, нормативными правовыми актами МВД России прием на службу (работу) в органы внутренних дел, назначение на должность и освобождение от должности, перемещение по службе (работе), увольнение сотрудников и работников МО МВД; применяет в установленном порядке в отношении их меры поощрения и дисциплинарные взыскания.

Согласно представленным суду ответчиком материалам служебной проверки, проводившейся МО МВД России «Вышневолоцкий» в отношении Рамазанова Т.О., на основании сведений, предоставленных УФМС России по Тверской области, УМВД России по Тверской области начальнику МО МВД России «Вышневолоцкий» было дано указание принять в установленном порядке решение в отношение Рамазанова Т.О., у которого при наличии гражданства РФ также имеется гражданство Республики Узбекистан.

Как следует из показаний истца, свидетеля ФИО9 и подтверждается ее рапортом на имя начальника МО МВД России «Вышневолоцкий», после получения в июне 2016 года указания из УМВД России по Тверской области проверить наличие у Рамазанова Т.О. иностранного гражданства, ему было предложено представить документы из посольства Республики Узбекистан в РФ, подтверждающие или опровергающие указанные обстоятельства.

23.11.2015 года Рамазановым Т.О. начальнику ОРЛС МО МВД России «Вышневолоцкий» ФИО9 была представлена справка Посольства Республики Узбекистан в РФ от 16.11.2015 года, подтверждающая, что Рамазанов Т.О. 16.11.2015 года подал в Консульский отдел Посольства Республики Узбекистан в РФ заявление с документами по вопросу выхода из гражданства Республики Узбекистан.

Согласно представленным суду материалам о приобретении гражданства РФ в отношении Рамазанова Т.О., 31.03.1981 года рождения, истец приобрел гражданство РФ 02.10.2000 года на основании п. «а» ст. 18 РСФСР «О гражданстве ВСФСР» от 28.11.1991 года. При подаче им в Белиджинский ОВД Республики Дагестан соответствующего заявления в графе «гражданство в настоящее время» указано – «лицо без гражданства», однако к заявлению приложена копия паспорта гражданина Республики Узбекистан на имя Рамазанова Т.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, выданного ДД.ММ.ГГГГ Каганским ГОВД Бухарской области Республики Узбекистан. Заявления о выходе истца из гражданства Республики Узбекистан в представленных материалах не имеется. Недостоверность содержащихся в данных материалах сведений истцом не подтверждена.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Рамазанов Т.О., приобретя в 2000 году гражданство РФ, при этом не утратил гражданство Республики Узбекистан, и до 16.11.2015 года с заявлением о выходе из гражданства указанного иностранного государства в соответствующее Посольство не обращался.

Таким образом, исходя из показаний сторон, свидетеля, представленных суду документов, следует, что в период прохождения службы в полиции в МО МВД России «Вышневолоцкий» в том числе с 01.09.2013 года по день увольнения, Рамазанов Т.О. одновременно с гражданством РФ имел гражданство Республики Узбекистан, что является нарушением запрета, установленного с п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 342-ФЗ.

Доводы истца о том, что в Федеральном законе № 342-ФЗ речь идет не о запрете сотрудникам ОВД иметь двойное гражданство, а о запрете иметь гражданство иностранного государства, то есть выходить из гражданства РФ, суд находит несостоятельными.

В соответствии со ст. 52 Федерального закона № 342-ФЗ и с «Порядком проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации», утвержденным Приказом МВД России от 26.03.2013 № 161 служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона, а также по заявлению сотрудника. При проведении служебной проверки в отношении сотрудника органов внутренних дел должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению: фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка; вины сотрудника; причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка; характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка; наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в органах внутренних дел. Служебная проверка проводится в течение тридцати дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проведения служебной проверки по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя может быть продлен, но не более чем на тридцать дней. В срок проведения служебной проверки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, основанием для проведения служебной проверки в отношении Рамазанова Т.О. стал рапорт начальника ОРЛС МО МВД России «Вышневолоцкий» ФИО9 на имя начальника МО МВД России «Вышневолоцкий» ФИО10 от 23.11.2015 года, в ходе проверки истребованы объяснения Рамазанова Т.О. и старшего специалиста 1 разряда отделения УФМС России по Тверской области в Вышневолоцком районе ФИО11, заключение служебной проверки утверждено 22.12.2015 года, то есть в установленный срок.

Доводы истца о том, что служебная проверка начата с нарушением срока, поскольку о наличии у него гражданства Республики Узбекистан МО МВД России «Вышневолоцкий» было известно еще в июне 2015 года, судом рассматриваются критически, поскольку достоверно об указанном факте ответчику стало известно только после представления истцом справки из Консульского отдела Посольства Республики Узбекистан в России 23.11.2015 года, до этого момента сведения носили предположительный характер и могли быть опровергнуты Рамазановым Т.О.

В соответствии с п. 6, 9 ст. 51 Федерального закона № 342-ФЗ, дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела - не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке. О наложении на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания издается приказ руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя. Дисциплинарное взыскание в виде замечания или выговора может объявляться публично в устной форме. В случае временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке приказ о наложении на него дисциплинарного взыскания издается после его выздоровления, выхода из отпуска или возвращения из командировки. Сотрудник считается привлеченным к дисциплинарной ответственности со дня издания приказа о наложении на него дисциплинарного взыскания либо со дня публичного объявления ему замечания или выговора в устной форме.

Согласно представленным суду листкам освобождения от служебных обязанностей по временной нетрудоспособности и выпискам из приказов по личному составу, Рамазанов Т.О. отсутствовал на службе: с 03.12.2015 года по 25.12.2015 года по причине временной нетрудоспособности, с 13.01.2016 года по 23.03.2016 года – в отпуске с учетом представленных в казанный период листков нетрудоспособности, с 22.03.2016 года по 04.04.2016 года – по причине временной нетрудоспособности.

Таким образом, суд приходит к выводу, что приказ начальника МО МВД России «Вышневолоцкий» от 14.04.2016 года № 24 л/с «О привлечении к дисциплинарной ответственности» вынесен законно и обоснованно, в срок, установленный действующим законодательством.

Доводы истца Рамазанова Т.О. о том, что его несвоевременно ознакомили с приказом о привлечении к дисциплинарной ответственности и заключением служебной проверки, суд оставляет их без внимая, поскольку согласно справкам, представленным МО МВД России «Вышневолоцкий» и ГБУЗ «Спировская ЦРБ», Рамазанов Т.О. находился на больничном листе с 15.04.2016 года по 19.05.2016 года, и был ознакомлен с приказом от 14.04.2016 года и заключением служебной проверки незамедлительно после выхода на работу – 20.05.2016 года, что подтверждается его подписями на указанных документах.

Каких-либо пояснений и доказательств, опровергающих указанные сведения, он не представил.

С заявлением об ознакомлении с заключением служебной проверки в отношении него от 22.12.2015 года Рамазанов Т.О. к начальнику МО МВД России «Вышневолоцкий» до 20.05.2016 года не обращался.

Согласно акту от 20.05.2016 года с приказом начальника МО МВД России «Вышневолоцкий» «По личному составу» от 20.05.2016 года № 49 л/с Рамазанов Т.О. ознакомился, от подписи отказался. Указанные обстоятельства истцом не оспаривались.

Исследовав материалы служебной проверки и оспариваемое заключение, судом установлено, что при ее проведении принято во внимание, что в соответствии с требованиями Федерального закона № 342-ФЗ нарушение сотрудником органов внутренних дел запретов и ограничений, установленных законодательством, является грубым нарушением трудовой дисциплины, препятствующим прохождению им службы, указанные ограничения и запреты, установленные в отношении сотрудников органов внутренних дел, являются добровольно принятыми на себя обязательствами, и приходит к выводу, что увольнение из органов внутренних дел являлось единственно возможной мерой дисциплинарной ответственности, применимой в данном случае.

Разрешая спор, суд с учетом совокупности представленных сторонами доказательств, приходит к выводу о том, что, вопреки доводам истца, данная служебная проверка проведена в соответствии с требованиями ст. 52 Федерального закона № 342-ФЗ и Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 26.03.2013 № 161, изложенные в заключении служебной проверки выводы, подтверждены соответствующими документами, в том числе объяснениями участников проверяемых событий, приобщенными к делу. Объективных обстоятельств, свидетельствующих о нарушении процедуры проведения указанной проверки, а также законности ее выводов, не имеется.

Данными о том, что в оспариваемом заключении не отражены установленные в ходе проверки существенные факты и обстоятельства, суд не располагает. Доказательств, опровергающих выводы служебной проверки, суду представлено не было.

Нарушений порядка и сроков увольнения истца из органов внутренних дел судом не установлено.

Оценивая законность и обоснованность увольнения Рамазанова Т.О., суд учитывает, что повышенные требования к дисциплине, профессиональной пригодности, интеллектуальным, физическим и волевым качествам сотрудника полиции обусловлены тяжелыми экстремальными условиями прохождения службы, что в целом определяет надежность всей системы защиты безопасности государства и граждан.

Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 17.02.2015 года № 278-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Демина П. А. на нарушение его конституционных прав п. 9 ч. 3 ст. 81 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении измененный в отдельные законодательстве акты Российской Федерации» служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц (постановление от 06.06.1995 года № 7-П; определения от 21.12.2004 года № 460-О, от 16.04.2009 года № 566-О-О, от 25.11.2010 года № 1547-О-О и от 03.07.2014 года № 1405-О).

Возможность увольнения со службы сотрудника органов внутренних дел, не отвечающего указанным требованиям, предопределена необходимостью комплектования правоохранительных органов лицами, имеющими высокие морально-нравственные качества и способными надлежащим образом выполнять принятые ими на себя обязательства по защите прав и свобод человека и гражданина, соблюдению положений Конституции РФ, обеспечению безопасности, законности и правопорядка.

Таким образом, Рамазанов Т.О. был правомерно уволен по п. 6 ч. 2 ст. 82 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" за совершение служебной дисциплины, выразившееся в нарушении п. 8 ч. 1 указанного Федерального закона. Правовых оснований для признания незаконным приказа МО МВД России «Вышневолоцкий» от 20.05.2016 года № 49 л/с об увольнении Рамазанова Т.О. и восстановлении его на службе в должности участкового уполномоченного полиции и по делам несовершеннолетних Спировского ОП МО МВД России «Вышневолоцкий», не имеется, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований надлежит отказать.

Требование истца о взыскании с МО МВД России «Вышневолоцкий» ежемесячной заработной платы за вынужденный прогул в период времени с 21 мая 2016 года по 30 августа 2016 года в сумме 138380 рублей также не подлежит удовлетворению, поскольку является производным от основного требования о восстановлении на работе.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Рамазанова Т.О. к МО МВД России «Вышневолоцкий» о признании незаконным заключения служебной проверки от 22 декабря 2015 года, проведенной начальником ОРЛС МО МВД России «Вышневолоцкий» полковником внутренней службы ФИО9 в отношении участкового уполномоченного полиции отделения УУПиПДН Спировского отделения полиции МО МВД России «Вышневолоцкий» капитана полиции Рамазанова Т.О., приказа № 24 л/с от 14 апреля 2016 года начальника МО МВД «Вышневолоцкий» полковника полиции ФИО10 о привлечении к дисциплинарной ответственности, приказа № 49 л/с от 20 мая 2016 года Врио начальника МО МВД «Вышневолоцкий» подполковника полиции ФИО6 об увольнении из органов внутренних дел, восстановлении на службе и взыскании ежемесячной заработной платы за вынужденный прогул в период времени с 21 мая 2016 года по 30 августа 2016 года в сумме 138380 рублей отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Спировский районный суд Тверской области в течение месяца с исчислением указанного срока со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий В.А.Астахов

Мотивированное решение составлено 05 сентября 2016 года

Дело №2-185/2016РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 августа 2016 года п. Спирово

Спировский районный суд Тверской области в составе судьи Астахова В.А., с участием истца ФИО1, представителя ответчика МО МВД России «Вышневолоцкий ФИО2, и.о. прокурора Спировского района Тверской области Сураева С.В., в присутствии секретаря судебного заседания Власовой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-185/2016 по исковому заявлению ФИО1 к МО МВД России «Вышневолоцкий» о признании незаконным заключения служебной проверки, приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности, приказа об увольнении, восстановлении на службе и взыскании компенсации за время вынужденного прогула,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к МО МВД России «Вышневолоцкий» о признании незаконным заключения служебной проверки и приказа начальника МО МВД России «Вышневолоцкий» от 14.04.2016 года № 24 л/с и об их отмене, в обоснование заявленных требований указав, что 20.05.2016 года ФИО1 был ознакомлен с приказом начальника МО МВД России «Вышневолоцкий» от 14.04.2016 года № 24 л/с о привлечении его к дисциплинарной ответственности в виде увольнения со службы за грубое нарушение служебной дисциплины, выразившееся в нарушении п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 30.11.2011 года № 342-ФЗ (приобретение или наличие гражданства (подданства) другого государства). В тот же день ему было предложено ознакомиться с представлением к увольнению со службы и с приказом об увольнении, но он их подписывать отказался, поскольку считает незаконными. 03.02.2015 года ФИО1 в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 21.05.2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» было подано уведомление о наличии у него в прошлом гражданства Республики Узбекистан по праву рождения и об отсутствии в данный момент документов на право проживания на территории иностранного государства. В июне 2015 года начальник ОРЛС МО МВД России «Вышневолоцкий» ФИО3 сообщила истцу, что в отдел поступила информация о том, что у него имеется иностранное гражданство и потребовала представить информацию о данном факте из посольства Республики Узбекистан. По запросу ФИО1 указанная информация была получена в ноябре 2015 года и сразу доложена им руководству, а 20.05.2016 года он был ознакомлен с заключением проведенной в отношении него служебной проверки, приказом о привлечении к дисциплинарной ответственности в виде увольнения со службы. ФИО1 родился на территории Республики Узбекистан, прибыл в Российскую Федерацию 02.07.1998 года, 02.10.2000 года приобрел гражданство РФ, был призван на военную службу в вооруженные силы РФ, с июля 2003 года по 20.05.2016 года проходил службу в органах внутренних дел РФ. В 2011 году он успешно прошел аттестацию и был назначен на должность в полицию, длительное время являлся сотрудником уголовного розыска, имел допуск к сведениям, содержащим государственную тайну, неоднократно проходил проверки органов ФСБ РФ для получения указанного допуска. ФИО1 считал, что уже давно утратил гражданство Республики Узбекистан, о том, что является гражданином иностранного государства, узнал только в ноябре 2015 года, после получения ответа из посольства, и незамедлительно подал документы о выходе из гражданства Республики Узбекистан. При привлечении истца к дисциплинарное ответственности были нарушены сроки проведения служебной проверки и вынесения приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности, поскольку о наличии у него гражданства иностранного государства руководству МО МВД России «Вышневолоцкий» стало известно в июне 2015 года, проверка по факту начата только в ноябре 2015 года, а к дисциплинарной ответственности он привлечен в апреле 2016 года. ФИО1 полагает, что в его действиях нет состава дисциплинарного проступка, поскольку в Федеральном законе № 342-ФЗ речь идет не о запрете сотрудникам ОВД иметь двойное гражданство, а о запрете иметь гражданство иностранного государства, то есть выходить из гражданства РФ. Кроме того, по законодательству Республики Узбекистан, он давно уже утратил гражданство этого государства и должен был быть его лишен без подачи каких-либо заявлений. При проведении в отношении него проверки и вынесении приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности МО МВД России «Вышневолоцкий» были допущены нарушения норм Трудового кодекса РФ. Данные доводы изложены также в представленных суду письменных объяснениях истца.

В ходе рассмотрения дела истец неоднократно уточнял заявленные исковые требования, окончательно просил суд признать незаконным заключение служебной проверки от 22 декабря 2015 года, приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности № 24 л/с от 14 апреля 2016 года, приказ № 49 л/с от 20 мая 2016 года Врио начальника МО МВД «Вышневолоцкий» подполковника полиции ФИО6 об увольнении из органов внутренних дел, восстановить на службе и взыскать ежемесячную заработную плату за вынужденный прогул в период времени с 21 мая 2016 года по 30 августа 2016 года в сумме 138380 рублей, от ранее заявленных требований отказался.

В судебном заседании истец поддержал уточненные исковые требования в полном объеме по доводам, изложенным в иске, и в представленных суду письменных пояснениях, просил суд их удовлетворить.

Представитель ответчика МО МВД России «Вышневолоцкий ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, поддержав обстоятельства, изложенные в письменных возражениях на иск, в которых указано, что в 2015 году в МО МВД России «Вышневолоцкий» поступили сведения о том, что ФИО1 имеет второе гражданство – Республики Узбекистан. В целях исключения возможной технической ошибки ФИО1 было предложено представить информацию из консульства, и после получения такой информации, подтверждающей, что он действительно является гражданином Узбекистана, было инициировано проведение служебной проверки, в ходе которой установлено, что ФИО1 нарушил требования ст. 14 Федерального закона № 342-ФЗ, в соответствии с которой сотрудник не может находиться на службе в органах внутренних дел в случае приобретения или наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Поскольку законодательством не предусмотрено применение иной меры дисциплинарного воздействия, в отношении ФИО1 был вынесен приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности в виде увольнения. В связи с тем, что ФИО1 находился в отпуске и на больничном, в соответствии с п. 17 Приказа МВД России № 161 месячный срок проведения служебной проверки был продлен на эти периоды. Каких-либо нарушений МО МВД России «Вышневолоцкий» при проведении служебной проверки допущено не было, приказы о привлечении к дисциплинарной ответственности и об увольнении вынесены законно и обоснованно. Когда истец ФИО1 был принят на службу в милицию таких запретов и ограничений касающихся наличия второго гражданства иного государства в законе о милиции не было. При переходе из милиции в полицию, при прохождении аттестации, действовал ФЗ №342, в соответствии с которым все полномочия по проверке личности истца возложены на прежнего работодателя. Почему ни Спировский ОВД, ни МО МВД России «Лихославльский», где ранее проходил службу истец, не проверяли наличие у ФИО1 иного гражданства, ответчику неизвестно. Поскольку МО МВД «Вышневолоцкий» не имеет право запрашивать сведения, для начала проверки истцу было предложено предоставить данные консульского отдела Посольства Узбекистана, если бы за основу брались данные электронного учета, и они были ошибочны, это повлекло бы незаконное увольнение.

Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве третьего лица УМВД Росси по Тверской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, просил суд рассмотреть дело без его участия, в удовлетворении исковых требований ФИО1 просил отказать.

Свидетель ФИО3 в судебном заседании показала, что работает начальником отдела по работе с личным составом МО МВД России «Вышневолоцкий». Весной или летом 2015 года в МО МВД России «Вышневолоцкий» поступило указание из УРЛС УМВД России по Тверской области проверить сотрудников, прибывших на территорию РФ после 06.02.1992 года, которые не проживали до этого на территории РФ. ФИО1 был приглашен на беседу, его попросили представить справку, подтверждающую гражданин он Республики Узбекистан или нет, в ноябре 2015 года истец принес справку из Посольства о том, что ими принято от ФИО1 заявление с документами по вопросу выхода из гражданства Узбекистана. По электронным учетам УФМС ФИО1 являлся гражданином Республики Узбекистан. Ранее ФИО1 подал уведомление о наличии у него иного гражданства, в котором указал, что является гражданином Республики Узбекистан. При даче объяснений ФИО1 указал, что написал это в уведомлении со слов начальника ТП УФМС в п. Спирово. Запросы в Посольство МО МВД России «Вышневолоцкий» она не делала, поскольку не имеет полномочий обращаться в Посольства иностранных государств, при этом сослалась на представленные ФИО1 сведения. Истец дал объяснение о том, что он отказался от гражданства Республики Узбекистан по прибытии на территорию РФ и получении гражданства РФ, поскольку, чтобы принять гражданство РФ он должен был подать документы на отказ от гражданства Республики Узбекистан. Рамазанов утверждал, что не является гражданином Республики Узбекистан, тем не менее написал уведомление в феврале 2015 года в ТП УФМС, что имеет паспорт гражданина Республики Узбекистан. Проверка проведена законно, в месячный срок с момента начала проверки и до вынесения заключения. Приказ о привлечении ФИО1 к дисциплинарной ответственности был издан, когда он вышел на работу, поскольку ФИО1 длительное время был на больничном либо в отпусках. С результатами заключения он был ознакомлен.

И.о. прокурора Спировского района Тверской области Сураев С.В., участвующий в деле в порядке ст. 45 ГПК РФ, в своем заключении указал, что в соответствии со ст. 62 Конституции РФ гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации, однако служба в ОВД предполагает наличие специфичных обязанностей и возлагаются дополнительные ограничения и запреты на сотрудников органов внутренних дел. Действующее законодательство прямо устанавливает запрет сотруднику органов внутренних дел иметь гражданство иностранного государства. Данный закон распространяется как на вновь принятых на службу, так и осуществляющих службу. Из материалов дела и материалов служебной проверки усматривается, что истец является гражданином Узбекистана, это подтверждено копией паспорта Республики иностранного государства и документами, имеющимися в материалах служебной проверки - сведениями УФМС Тверской области и справкой Посольства. На данный момент истец является гражданином иного государства. При проведении служебной проверки нарушений со стороны МО МВД «Вышневолоцкий» допущено не было. Рассмотреть вопрос о более мягких мерах дисциплинарного взыскания невозможно, иначе имело бы место нарушение норм законодательства со стороны работодателя. Прокуратура считает иск не подлежащим удовлетворению.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, а также принимая во внимание заключение прокурора, суд приходит к следующим выводам.

Правоотношения между сторонами регулируются Федеральным законом «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2011 года № 342-ФЗ (далее – Федеральный закон № 342-ФЗ), Федеральным законом «О полиции» от 07.02.2011 года № 3-ФЗ (далее – Федеральный закон № 3-ФЗ), а также Трудовым кодексом Российской Федерации в той части, в какой они не урегулированы вышеперечисленными специальными нормативными актами.

В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 82 Федерального закона № 342-ФЗ контракт может быть расторгнут, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел в связи с грубым нарушением служебной дисциплины.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 49 Федерального закона № 342-ФЗ грубым нарушением служебной дисциплины сотрудником органов внутренних дел является несоблюдение сотрудником ограничений и запретов, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел не может находиться на службе в органах внутренних дел в случае приобретения или наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Судом установлено, что ФИО1 являлся сотрудником органов внутренних дел с 25.07.2003 года, приказом УМВД России по Тверской области от 01.09.2013 года № 326 л/с ФИО1 был освобожден от замещаемой должности участкового уполномоченного полиции и по делам несовершеннолетних ФИО4 МО МВД России «Лихославльский» и назначен на должность участкового уполномоченного полиции и по делам несовершеннолетних ФИО4 МО МВД России «Вышневолоцкий», о чем с ним был заключен соответствующий контракт.

В соответствии с пп. 22 п. 17 Положения о межмуниципальном отделе МВД Российской Федерации «Вышневолоцкий» начальник МО МВД осуществляет в соответствии с законодательством РФ, нормативными правовыми актами МВД России прием на службу (работу) в органы внутренних дел, назначение на должность и освобождение от должности, перемещение по службе (работе), увольнение сотрудников и работников МО МВД; применяет в установленном порядке в отношении их меры поощрения и дисциплинарные взыскания.

Согласно представленным суду ответчиком материалам служебной проверки, проводившейся МО МВД России «Вышневолоцкий» в отношении ФИО1, на основании сведений, предоставленных УФМС России по Тверской области, УМВД России по Тверской области начальнику МО МВД России «Вышневолоцкий» было дано указание принять в установленном порядке решение в отношение ФИО1, у которого при наличии гражданства РФ также имеется гражданство Республики Узбекистан.

Как следует из показаний истца, свидетеля ФИО9 и подтверждается ее рапортом на имя начальника МО МВД России «Вышневолоцкий», после получения в июне 2016 года указания из УМВД России по Тверской области проверить наличие у ФИО1 иностранного гражданства, ему было предложено представить документы из посольства Республики Узбекистан в РФ, подтверждающие или опровергающие указанные обстоятельства.

23.11.2015 года ФИО1 начальнику ОРЛС МО МВД России «Вышневолоцкий» ФИО9 была представлена справка Посольства Республики Узбекистан в РФ от 16.11.2015 года, подтверждающая, что ФИО1 16.11.2015 года подал в Консульский отдел Посольства Республики Узбекистан в РФ заявление с документами по вопросу выхода из гражданства Республики Узбекистан.

Согласно представленным суду материалам о приобретении гражданства РФ в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, истец приобрел гражданство РФ 02.10.2000 года на основании п. «а» ст. 18 РСФСР «О гражданстве ВСФСР» от 28.11.1991 года. При подаче им в Белиджинский ОВД Республики Дагестан соответствующего заявления в графе «гражданство в настоящее время» указано – «лицо без гражданства», однако к заявлению приложена копия паспорта гражданина Республики Узбекистан на имя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, выданного ДД.ММ.ГГГГ Каганским ГОВД Бухарской области Республики Узбекистан. Заявления о выходе истца из гражданства Республики Узбекистан в представленных материалах не имеется. Недостоверность содержащихся в данных материалах сведений истцом не подтверждена.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что ФИО1, приобретя в 2000 году гражданство РФ, при этом не утратил гражданство Республики Узбекистан, и до 16.11.2015 года с заявлением о выходе из гражданства указанного иностранного государства в соответствующее Посольство не обращался.

Таким образом, исходя из показаний сторон, свидетеля, представленных суду документов, следует, что в период прохождения службы в полиции в МО МВД России «Вышневолоцкий» в том числе с 01.09.2013 года по день увольнения, ФИО1 одновременно с гражданством РФ имел гражданство Республики Узбекистан, что является нарушением запрета, установленного с п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 342-ФЗ.

Доводы истца о том, что в Федеральном законе № 342-ФЗ речь идет не о запрете сотрудникам ОВД иметь двойное гражданство, а о запрете иметь гражданство иностранного государства, то есть выходить из гражданства РФ, суд находит несостоятельными.

В соответствии со ст. 52 Федерального закона № 342-ФЗ и с «Порядком проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации», утвержденным Приказом МВД России от 26.03.2013 № 161 служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона, а также по заявлению сотрудника. При проведении служебной проверки в отношении сотрудника органов внутренних дел должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению: фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка; вины сотрудника; причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка; характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка; наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в органах внутренних дел. Служебная проверка проводится в течение тридцати дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проведения служебной проверки по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя может быть продлен, но не более чем на тридцать дней. В срок проведения служебной проверки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, основанием для проведения служебной проверки в отношении ФИО1 стал рапорт начальника ОРЛС МО МВД России «Вышневолоцкий» ФИО9 на имя начальника МО МВД России «Вышневолоцкий» ФИО10 от 23.11.2015 года, в ходе проверки истребованы объяснения ФИО1 и старшего специалиста 1 разряда отделения УФМС России по Тверской области в Вышневолоцком районе ФИО11, заключение служебной проверки утверждено 22.12.2015 года, то есть в установленный срок.

Доводы истца о том, что служебная проверка начата с нарушением срока, поскольку о наличии у него гражданства Республики Узбекистан МО МВД России «Вышневолоцкий» было известно еще в июне 2015 года, судом рассматриваются критически, поскольку достоверно об указанном факте ответчику стало известно только после представления истцом справки из Консульского отдела Посольства Республики Узбекистан в России 23.11.2015 года, до этого момента сведения носили предположительный характер и могли быть опровергнуты ФИО1

В соответствии с п. 6, 9 ст. 51 Федерального закона № 342-ФЗ, дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела - не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке. О наложении на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания издается приказ руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя. Дисциплинарное взыскание в виде замечания или выговора может объявляться публично в устной форме. В случае временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке приказ о наложении на него дисциплинарного взыскания издается после его выздоровления, выхода из отпуска или возвращения из командировки. Сотрудник считается привлеченным к дисциплинарной ответственности со дня издания приказа о наложении на него дисциплинарного взыскания либо со дня публичного объявления ему замечания или выговора в устной форме.

Согласно представленным суду листкам освобождения от служебных обязанностей по временной нетрудоспособности и выпискам из приказов по личному составу, ФИО1 отсутствовал на службе: с 03.12.2015 года по 25.12.2015 года по причине временной нетрудоспособности, с 13.01.2016 года по 23.03.2016 года – в отпуске с учетом представленных в казанный период листков нетрудоспособности, с 22.03.2016 года по 04.04.2016 года – по причине временной нетрудоспособности.

Таким образом, суд приходит к выводу, что приказ начальника МО МВД России «Вышневолоцкий» от 14.04.2016 года № 24 л/с «О привлечении к дисциплинарной ответственности» вынесен законно и обоснованно, в срок, установленный действующим законодательством.

Доводы истца ФИО1 о том, что его несвоевременно ознакомили с приказом о привлечении к дисциплинарной ответственности и заключением служебной проверки, суд оставляет их без внимая, поскольку согласно справкам, представленным МО МВД России «Вышневолоцкий» и ГБУЗ «Спировская ЦРБ», ФИО1 находился на больничном листе с 15.04.2016 года по 19.05.2016 года, и был ознакомлен с приказом от 14.04.2016 года и заключением служебной проверки незамедлительно после выхода на работу – 20.05.2016 года, что подтверждается его подписями на указанных документах.

Каких-либо пояснений и доказательств, опровергающих указанные сведения, он не представил.

С заявлением об ознакомлении с заключением служебной проверки в отношении него от 22.12.2015 года ФИО1 к начальнику МО МВД России «Вышневолоцкий» до 20.05.2016 года не обращался.

Согласно акту от 20.05.2016 года с приказом начальника МО МВД России «Вышневолоцкий» «По личному составу» от 20.05.2016 года № 49 л/с ФИО1 ознакомился, от подписи отказался. Указанные обстоятельства истцом не оспаривались.

Исследовав материалы служебной проверки и оспариваемое заключение, судом установлено, что при ее проведении принято во внимание, что в соответствии с требованиями Федерального закона № 342-ФЗ нарушение сотрудником органов внутренних дел запретов и ограничений, установленных законодательством, является грубым нарушением трудовой дисциплины, препятствующим прохождению им службы, указанные ограничения и запреты, установленные в отношении сотрудников органов внутренних дел, являются добровольно принятыми на себя обязательствами, и приходит к выводу, что увольнение из органов внутренних дел являлось единственно возможной мерой дисциплинарной ответственности, применимой в данном случае.

Разрешая спор, суд с учетом совокупности представленных сторонами доказательств, приходит к выводу о том, что, вопреки доводам истца, данная служебная проверка проведена в соответствии с требованиями ст. 52 Федерального закона № 342-ФЗ и Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 26.03.2013 № 161, изложенные в заключении служебной проверки выводы, подтверждены соответствующими документами, в том числе объяснениями участников проверяемых событий, приобщенными к делу. Объективных обстоятельств, свидетельствующих о нарушении процедуры проведения указанной проверки, а также законности ее выводов, не имеется.

Данными о том, что в оспариваемом заключении не отражены установленные в ходе проверки существенные факты и обстоятельства, суд не располагает. Доказательств, опровергающих выводы служебной проверки, суду представлено не было.

Нарушений порядка и сроков увольнения истца из органов внутренних дел судом не установлено.

Оценивая законность и обоснованность увольнения ФИО1, суд учитывает, что повышенные требования к дисциплине, профессиональной пригодности, интеллектуальным, физическим и волевым качествам сотрудника полиции обусловлены тяжелыми экстремальными условиями прохождения службы, что в целом определяет надежность всей системы защиты безопасности государства и граждан.

Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 17.02.2015 года № 278-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО5 на нарушение его конституционных прав п. 9 ч. 3 ст. 81 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении измененный в отдельные законодательстве акты Российской Федерации» служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц (постановление от 06.06.1995 года № 7-П; определения от 21.12.2004 года № 460-О, от 16.04.2009 года № 566-О-О, от 25.11.2010 года № 1547-О-О и от 03.07.2014 года № 1405-О).

Возможность увольнения со службы сотрудника органов внутренних дел, не отвечающего указанным требованиям, предопределена необходимостью комплектования правоохранительных органов лицами, имеющими высокие морально-нравственные качества и способными надлежащим образом выполнять принятые ими на себя обязательства по защите прав и свобод человека и гражданина, соблюдению положений Конституции РФ, обеспечению безопасности, законности и правопорядка.

Таким образом, ФИО1 был правомерно уволен по п. 6 ч. 2 ст. 82 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" за совершение служебной дисциплины, выразившееся в нарушении п. 8 ч. 1 указанного Федерального закона. Правовых оснований для признания незаконным приказа МО МВД России «Вышневолоцкий» от 20.05.2016 года № 49 л/с об увольнении ФИО1 и восстановлении его на службе в должности участкового уполномоченного полиции и по делам несовершеннолетних ФИО4 МО МВД России «Вышневолоцкий», не имеется, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований надлежит отказать.

Требование истца о взыскании с МО МВД России «Вышневолоцкий» ежемесячной заработной платы за вынужденный прогул в период времени с 21 мая 2016 года по 30 августа 2016 года в сумме 138380 рублей также не подлежит удовлетворению, поскольку является производным от основного требования о восстановлении на работе.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к МО МВД России «Вышневолоцкий» о признании незаконным заключения служебной проверки от 22 декабря 2015 года, проведенной начальником ОРЛС МО МВД России «Вышневолоцкий» полковником внутренней службы ФИО9 в отношении участкового уполномоченного полиции отделения УУПиПДН Спировского отделения полиции МО МВД России «Вышневолоцкий» капитана полиции ФИО1, приказа № 24 л/с от 14 апреля 2016 года начальника МО МВД «Вышневолоцкий» полковника полиции ФИО10 о привлечении к дисциплинарной ответственности, приказа № 49 л/с от 20 мая 2016 года Врио начальника МО МВД «Вышневолоцкий» подполковника полиции ФИО6 об увольнении из органов внутренних дел, восстановлении на службе и взыскании ежемесячной заработной платы за вынужденный прогул в период времени с 21 мая 2016 года по 30 августа 2016 года в сумме 138380 рублей отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Спировский районный суд Тверской области в течение месяца с исчислением указанного срока со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий В.А.Астахов

Мотивированное решение составлено 05 сентября 2016 года

1версия для печатиДело № 2-185/2016 ~ М-168/2016 (Решение)