Мотивированное решение изготовлено 28 января 2019 года
Дело № 2-4/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации.
22 января 2019 года
Пошехонский районный суд Ярославской области в составе судьи Суховой О.И.,
при секретаре Ганичевой Н.В.,
с участием прокурора Коновалова В.А.,
истицы ФИО1 и её представителя ФИО2,
представителей ответчиков ФИО3, ФИО4, ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании г. Пошехонье Ярославской области гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора Пошехонского района в защиту интересов ФИО1 к администрации Пошехонского муниципального района о признании решения об отказе в предоставлении социальной помощи незаконным, по иску ФИО1 к администрации Пошехонского муниципального района, к администрации городского поселения Пошехонье, Правительству Ярославской области, департаменту финансов Ярославской области, департаменту труда и социальной поддержки населения Ярославской области, Управлению социальной защиты населения и труда администрации Пошехонского муниципального района об оспаривании решения об отказе в предоставлении социальной помощи,
у с т а н о в и л :
Исполняющий обязанности прокурора Пошехонского района в интересах ФИО1 обратился в суд с иском с учетом уточнения требований к администрации Пошехонского муниципального района Ярославской области, в котором просит признать решение комиссии по оказанию социальной помощи нуждающимся жителям Пошехонского района при администрации Пошехонского муниципального района незаконным и обязать комиссию по оказанию социальной помощи нуждающимся жителям Пошехонского района при администрации Пошехонского муниципального района заново рассмотреть вопрос об оказании ФИО1 социальной помощи согласно её заявлению от 01 августа 2018 года.
В ходе рассмотрения дела по существу ФИО1 предъявила иск к администрации Пошехонского муниципального района, к администрации городского поселения Пошехонье, Правительству Ярославской области, департаменту финансов Ярославской области, департаменту труда и социальной поддержки населения Ярославской области, Управлению социальной защиты населения и труда администрации Пошехонского муниципального района о признании решения комиссии МУ «Управление социальной защиты населения и труда» администрации Пошехонского муниципального района от 08 августа 2018 года незаконным, взыскании за счет средств резервного фонда Правительства Ярославской области единовременной материальной помощи в размере 500 000 рублей; судебных расходов в размере 8 900 рублей.
В обоснование требований указано, что ФИО1 по договору социального найма является нанимателем жилого помещения- квартиры №, расположенной по адресу: <адрес>. В этом доме 06 мая 2017 года произошел пожар, в результате которого квартира ФИО1 была полностью уничтожена огнем. Заключением межведомственной комиссии № от 10 мая 2017 года жилой дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. 18 мая 2017 года ФИО1 обратилась к ведущему специалисту администрации городского поселения Пошехонье ФИО. за получением устной информации о её дальнейших действиях в связи с утратой жилья в результате пожара. ФИО6 ответила, что свободного жилого помещения, отвечающего установленным требованиям, не имеется. О том, что полагается единовременная материальная помощь, не сообщила. 29 августа 2017 года ФИО1 направила письмо в адрес администрации Пошехонского муниципального района по вопросу предоставления жилого помещения взамен утраченного в результате пожара. В ответе от 9 октября 2017 года информации о полагающихся в этом случае выплатах не было. 4 декабря 2017 года ФИО1 на официальном сайте Правительства Ярославской области ознакомилась с постановлением Правительства области от 29.11.2017 №899-п «О выделении средств из резервного фонда Правительства области». Этим постановлением была оказана единовременная материальная помощь жителям дома <адрес> лишившимся единственного жилья в результате пожара. Она в этом списке не значилась, а по какой причине никто пояснить не смог. 12 декабря 2017 года ФИО1 была на личном приеме у первого заместителя Председателя Правительства области ФИО., 20 марта 2018 года - у заместителя Губернатора области ФИО. по вопросу оказания помощи в связи с утратой единственного жилья в результате пожара. Направленный Правительством области ответ она получила только в июле 2018 года, из которого узнала, что по вопросу оказания материальной помощи следует обратиться в Управление социальной защиты населения и труда администрации Пошехонского муниципального района, что она и сделала, подав 1 августа 2018 года письменное заявление на оказание социальной помощи на возмещение ущерба в связи с полной утратой жилого помещения и имущества, находившегося в жилом помещении, в результате чрезвычайной ситуации- пожара и представила пакет необходимых документов. Решением комиссии Управления социальной защиты населения и труда администрации Пошехонского муниципального района по оказанию социальной помощи от 8 августа 2018 года в выплате материальной помощи на возмещение ущерба было отказано, так как превышен срок, предусмотренный Порядком. Прокурор и ФИО1 считают, что данное решение не соответствует требованиям Закона Ярославской области от 19.12.2008 № 65-з «Социальный кодекс Ярославской области», Порядка оказания социальной помощи, утвержденного Приказом департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области от 30.01.2009 № 2, нормы которых не предусматривают в качестве основания для отказа в предоставлении социальной помощи обращение гражданина за пределами установленного срока. Поскольку выплата единовременной материальной помощи в размере 500 000 рублей до настоящего времени истице не произведена, она полагает, что имеет право на её получение как лицо, лишившееся в результате пожара, произошедшего <адрес>, единственного жилого помещения, предоставленного ей по договору социального найма.
В судебном заседании помощник прокурора Коновалов В.А. исковые требования поддержал по указанным доводам и основаниям.
Истица ФИО1 и её представитель по ордеру адвокат Фролова И.В. иск прокурора и свои заявленные требования поддержали, повторив доводы и основания, изложенные в исковом заявлении.
Представитель департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области по доверенности ФИО3 заявленные исковые требования не признала. Считает, что решение об отказе ФИО1 в оказании социальной помощи на возмещение ущерба в связи с полной утратой жилого помещения и имущества, находящегося в жилом помещении, является законным и обоснованным, оно соответствует п. 3.12 Порядка оказания социальной помощи, так как истица за оказанием такой помощи обратилась по истечении 12 месяцев со дня наступления чрезвычайной ситуации, а должна была подать такое заявление в течение 12 месяцев. Единовременная материальная помощь из резервного фонда Правительства Ярославской области ФИО1 не оказана в связи с тем, что администрацией городского поселения Пошехонье документы на неё представлены не были.
Представитель администрации городского поселения Пошехонье по доверенности ФИО4 иск не признала и пояснила, что при обращении ФИО1 18 мая 2017 года в администрацию городского поселения Пошехонье секретарем администрации было предложено ей написать заявление на выплату единовременной материальной помощи. ФИО1 писать заявление отказалась, сославшись на то, что в помощи не нуждается, в квартире не проживала, есть лица, которые пострадали больше её, находятся в трудной жизненной ситуации и остро нуждаются в социальной помощи. В тот же день ФИО1 обратилась к ведущему специалисту ФИО6 по вопросу предоставления жилого помещения взамен утраченного в результате пожара. Специалистом были даны пояснения, что свободного жилого помещения, отвечающего санитарным нормам и техническим правилам, нет. В списки граждан, имеющих право на получение единовременной материальной помощи как лишившимся единственного жилья в результате пожара, произошедшего 6 мая 2017 года в многоквартирном жилом доме № <адрес> ФИО1 включена не была, поскольку с заявлением об оказании такой помощи не обращалась. Оказание материальной помощи носит заявительный характер, жителям данного дома, обратившимся с заявлением, выплата единовременной материальной помощи была произведена своевременно и беспрепятственно.
Представитель администрации Пошехонского муниципального района по доверенности ФИО5 иск не признал, указав, что администрация Пошехонского муниципального района решение об отказе ФИО1 в оказании социальной помощи на возмещение ущерба в связи с утратой жилого помещения в результате пожара не выносила, такое решение было принято Управлением социальной защиты населения и труда администрации Пошехонского муниципального района. Данное учреждение является самостоятельным юридическим лицом. Считает, что оспариваемое решение принято в соответствии с нормами действующего законодательства.
Ответчики: Правительство Ярославской области, департамент финансов Ярославской области, Управление социальной защиты населения и труда администрации Пошехонского муниципального района о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представители их на рассмотрение дела не явились.
Правительство Ярославской области направило в суд отзыв о несогласии с иском. Ссылаясь на пункты 3, 6, 8 Положения о порядке расходования средств резервного фонда Правительства Ярославской области от 23 июля 2008 года № 362-п, полагает, что исковые требования ФИО1 о взыскании за счет средств резервного фонда Правительства области единовременной материальной помощи в связи с утратой единственного жилья в результате пожара в размере 500 000 рублей не подлежат удовлетворению, так как в 2017 году органы местного самоуправления Пошехонского муниципального района не обращались в Правительство Ярославской области с просьбой о выделении средств из резервного фонда для оказания помощи ФИО1 как гражданину, лишившемуся единственного жилья в результате чрезвычайной ситуации. Поскольку чрезвычайная ситуация имела место в 2017 году, правовые основания для выделения средств из резервного фонда в текущем финансовом году отсутствуют. Просит рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
В письменном отзыве на иск департамент финансов Ярославской области указывает, что департамент не является главным распорядителем средств резервного фонда, не разрабатывает проекты постановлений Правительства области, на основании которых выделяются средства из резервного фонда для оказания единовременной материальной помощи, не наделен полномочиями по реализации на территории Ярославской области государственной политикой в сфере социальной поддержки и социальной защиты населения, в том числе граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, никаких спорных решений в отношении ФИО1 не выносило, никаких незаконных действий (бездействий) не совершало, в связи с чем полагает, что является ненадлежащим ответчиком по данному делу. Просит рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
Управление социальной защиты населения администрации Пошехонского муниципального района ходатайств, возражений по заявленным требованиям не представило.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пунктам «ж» и «з» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статьей 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (пункт 1). Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2).
В соответствии с ч. 1 ст. 42 Закона Ярославской области от 19.12.2008 № 65-з «Социальный Кодекс Ярославской области» граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации, - граждане, в жизни которых наступили обстоятельства, которые они не могут преодолеть самостоятельно, к указанным обстоятельствам в числе прочих отнесен ущерб имуществу в результате чрезвычайных ситуаций или стихийных бедствий.
Согласно ч. 1 ст. 95 указанного закона социальная помощь оказывается по заявлению гражданина с учетом уровня его доходов, состава семьи и иных обстоятельств конкретной жизненной ситуации, в которой он оказался.
Частью 4 статьи 100 Социального Кодекса Ярославской области предусмотрено, что порядок назначения социальной помощи, а также критерии определения ее размера устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти Ярославской области в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения.
Во исполнение данной нормы приказом Департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области от 30 января 2009 года № 2 утвержден Порядок оказания социальной помощи, согласно пункту 3.4. которого социальная помощь гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, оказывается, в том числе :
- на первоочередные нужды в случае полной утраты жилого помещения и (или) имущества, находившегося в жилом помещении, в размере одного прожиточного минимума, установленного в расчете на душу населения, на каждого из лиц, зарегистрированных по данному адресу (имеющих один лицевой счет) на момент чрезвычайной ситуации;
- на возмещение ущерба в связи с полной утратой жилого помещения и (или) имущества, находившегося в жилом помещении, в двукратном размере прожиточного минимума, установленного на душу населения, на каждого из лиц, являющихся собственниками жилого помещения и (или) зарегистрированных по данному адресу на момент чрезвычайной ситуации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 является нанимателем жилого помещения - квартиры по адресу: <адрес> ( л.д.93). На данной жилой площади ФИО1 была зарегистрирована по месту жительства, но не проживала (л.д. 50).
ФИО1 с 1 сентября 2013 года по настоящее время живет в общежитии ГПОУ ЯО Ярославский колледж управления и профессиональных технологий по адресу: <адрес>, регистрации по месту пребывания не имеет (л.д. 102). Иного жилого помещения у ФИО1 нет.
06 мая 2017 года в доме <адрес> произошел пожар, в результате которого квартира ФИО1 была полностью уничтожена огнем, что сторонами по делу не оспаривается, подтверждено имеющейся в деле копией постановления начальника отделения административной практики и дознания ОНДиПР по г. Рыбинску, Рыбинскому и Пошехонскому районам УНДиПР ГУ МЧС России по Ярославской области об отказе в возбуждении уголовного дела от 09.06.2017 года (л.д. 18-21).
10 мая 2017 года межведомственная комиссия городского поселения Пошехонье обследовала жилой дом № <адрес>, по результатам которого составила акт № 17. Согласно данному акту большая часть двухэтажного бревенчатого жилого дома уничтожена огнем, кровля дома обрушена, пристройка дома, коридоры 1-ого и 2-ого этажей, помещения кухни, квартиры № выгорели полностью, остальные квартиры имеют термические повреждения по всей площади, во всех квартирах повреждено имущество, в связи с чем комиссией признано нецелесообразным проведение каких-либо восстановительных работ (л.д. 44-45).
По заключению этой же комиссии от 10 мая 2017 года все жилые помещения, расположенные в доме <адрес>, непригодны для проживания, а жилой дом является аварийным и подлежит сносу ( л.д. 46-47).
Постановлением главы администрации городского поселения Пошехонье от 12 мая 2017 года № 84 двухэтажный жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу в течение 5 лет ( л.д.43).
Таким образом, ФИО1 имеет право на получение социальной помощи в соответствии с Законом Ярославской области от 19.12.2008 г. № 65-з «Социальный кодекс Ярославской области» и Порядком оказания социальной помощи, утвержденным департаментом труда и социальной поддержки населения Ярославской области от 30.01.2009 № 2 и Положением о порядке расходования средств резервного фонда Правительства Ярославской области, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 27.03.2008 № 362-п как лицо, лишившееся единственного жилья и утратившее имущество в результате стихийного бедствия- пожара, произошедшего 6 мая 2017 года в доме № 27 по ул. Преображенского г. Пошехонье Ярославской области.
Согласно ч. 1 ст. 100 Социального кодекса Ярославской области социальная помощь назначается по заявлению гражданина, поданному в орган социальной защиты населения по месту его жительства.
Аналогичное требование изложено в пункте 3.10 Порядка оказания социальной помощи, утвержденного приказом Департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области от 30.01.2009 № 2.
Пунктом 3.12 названного Порядка предусмотрено, что для оказания социальной помощи на возмещение ущерба имуществу лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, обращаются в орган социальной защиты населения с заявлением. К заявлению прилагаются: документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации; копия процессуального решения, вынесенного должностными лицами органов пожарного надзора государственной противопожарной службы по результатам предварительной проверки сообщения о преступлении, связанном с пожаром; выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости.
Социальная помощь на возмещение вреда здоровью и (или) возмещение ущерба имуществу оказывается лицам, обратившимся в орган социальной защиты населения в течение 12 месяцев со дня наступления чрезвычайной ситуации.
По делу установлено, что ФИО1 в Управление социальной защиты населения и труда Пошехонского муниципального района с письменным заявлением об оказании социальной помощи на возмещение ущерба в связи с утратой жилого помещения и находящегося в нем имущества в результате пожара, произошедшего 06 мая 2017 года, обратилась 01 августа 2018 года (л.д.12).
Поскольку со дня наступления чрезвычайной ситуации на момент подачи ФИО1 заявления прошло больше 12 месяцев, решением Управления социальной защиты населения и труда администрации Пошехонского муниципального района Ярославской области от 08 августа 2018 года в оказании социальной помощи на возмещение ущерба ФИО1 было отказано со ссылкой на положения пункта 3.12 Порядка (л.д.13, 59, 107).
Суд с данным решением соглашается, так как оно основано на нормах Закона Ярославской области от 19.12.2008 г. № 65-з «Социальный кодекс Ярославской области» и Порядка оказания социальной помощи, утвержденного департаментом труда и социальной поддержки населения Ярославской области от 30.01.2009 № 2.
Доводы прокурора, истицы ФИО1 и её представителя Фроловой И.В. о том, что нормы названных правовых актов не предусматривают в качестве основания для отказа в предоставлении социальной помощи обращение гражданина за пределами установленного срока, являются несостоятельными, основанными на ошибочном толковании норм права.
В соответствии с п. 1 ст. 57 Социального кодекса Ярославской области меры социальной поддержки предоставляются по заявлению гражданина, поданному в орган, осуществляющий назначение социальной поддержки, по месту его жительства, если иное не установлено настоящим Кодексом или принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.
Пунктом 3 названной нормы закона установлено, что решение об отказе в предоставлении социальной поддержки выносится в случае:
1) представления заявителем недостоверной или ложной информации либо непредставления им необходимых документов, предусмотренных социальным законодательством;
2) невыполнения заявителем условий предоставления социальной поддержки либо несоответствия требованиям, установленным социальным законодательством;
3) пропуска сроков, установленных социальным законодательством для обращения за предоставлением социальной поддержки.
Специальной нормой- пунктом 3.12 Порядка оказания социальной помощи установлены условия для реализации гражданином права по получение социальной помощи на возмещение ущерба имуществу, пострадавшему в результате чрезвычайной ситуации, а именно: обращение гражданина с письменным заявлением и предоставление им всех необходимых документов в течение 12 месяцев со дня наступления чрезвычайной ситуации. По истечении указанного срока социальная помощь на возмещение ущерба имуществу не оказывается.
Ни Социальный кодекс Ярославской области, ни Порядок оказания социальной помощи не предусматривает возможность восстановления указанного срока в случае его пропуска.
Согласно ст. 9 Социального кодекса Ярославской области граждане становятся участниками социальных правоотношений на основании: их добровольного обращения в органы государственной власти, органы местного самоуправления или организации, которые в установленном порядке уполномочены на предоставление социального обеспечения; их письменного согласия в случаях, установленных законодательством.
Статьей 10 названного закона установлено, что уполномоченные на то органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации предоставляют социальное обеспечение каждому обратившемуся к ним гражданину, имеющему право на его получение в соответствии с социальным законодательством.
Из нормативных положений следует, что оказание социальной помощи носит заявительный характер, за предоставлением помощи гражданин должен обратиться в уполномоченный на то орган с письменным заявлением и предоставить весь пакет необходимых документов в установленные сроки.
Пропуск ФИО1 установленного срока для обращения в Управление социальной защиты населения и труда администрации Пошехонского муниципального района Ярославской области с письменным заявлением об оказании социальной помощи на возмещение ущерба имуществу является обстоятельством, препятствующим оказанию социальной помощи.
С учетом изложенного требование о признании решения комиссии по оказанию социальной помощи нуждающимся жителям Пошехонского района при администрации Пошехонского муниципального района незаконным и возложении на комиссию обязанности заново рассмотреть заявление ФИО1 от 01 августа 2018 года об оказании социальной помощи удовлетворению не подлежит.
Не находит суд оснований и для удовлетворения заявленного истицей требования о взыскании за счет средств резервного фонда Правительства Ярославской области единовременной материальной помощи в размере 500 000 рублей исходя из следующего.
Порядок расходования средств резервного фонда Правительства Ярославской области установлен Положением о порядке расходования средств резервного фонда Правительства Ярославской области, утвержденным постановлением Правительства Ярославской области от 23 июля 2008 года № 362-п (далее Положение).
Пунктом 3 Положения установлено, что средства резервного фонда могут расходоваться, в том числе на финансирование единовременной материальной помощи гражданам Ярославской области, лишившимся единственного жилья в результате стихийного бедствия, другой чрезвычайной ситуации в размере до 500 000 рублей.
В соответствии с пунктом 6 Положения в случае возникновения чрезвычайной ситуации главы муниципальных образований области в течение месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации могут обратиться в Правительство области с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда. При этом необходимо представить следующие документы:
- заявление гражданина или его законного представителя в письменной форме;
- копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина;
- справку о доходах с места работы или из пенсионного фонда либо иные документы, восполняющие недостающие сведения о необходимости предоставления материальной помощи, в случаях, установленных законодательством;
- документы, подтверждающие сложную жизненную ситуацию гражданина, в том числе: справка, выданная уполномоченным органом, подтверждающая факт чрезвычайной ситуации (пожар, наводнение и др.) и ущерб, нанесенный указанным бедствием гражданину; платежные документы, подтверждающие расходы гражданина на преодоление сложной жизненной ситуации.
Согласно пункту 8 Положения в случаях выделения средств резервного фонда муниципальным образованиям Ярославской области (в том числе для организаций и физических лиц) департамент финансов Ярославской области осуществляет перечисление средств резервного фонда органам местного самоуправления на счета финансовых органов муниципальных районов (городских округов) Ярославской области.
Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря текущего финансового года.
Средства резервного фонда, не использованные в текущем финансовом году получателями бюджетных средств, бюджетными и автономными учреждениями, некоммерческими организациями, подлежат возврату в соответствующий бюджет в установленном порядке и установленные сроки.
По смыслу приведенных нормативных положений в их взаимосвязи право на получение из резервного фонда Правительства Ярославской области единовременной материальной помощи возникает у гражданина, лишившегося жилья в результате чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия, то есть утратившего единственное жилое помещение. Обязательным условием реализации этого права является обращение такого гражданина в орган муниципального образования, в нашем случае в администрацию городского поселения Пошехонье с соответствующим заявлением и приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 6 Положения. Реализация гражданином права на получение единовременной материальной помощи носит заявительный характер. Именно на основании заявления граждан, лишившихся единственного жилья вследствие чрезвычайной ситуации, при условии предоставления ими всех необходимых документов органом муниципального образования, на территории которого проживает такие граждане, составляются списки пострадавших граждан Ярославской области, имеющих право на получение единовременной материальной помощи. На основании этих списков департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области готовит проект постановления Правительства области о выделении средств из резервного фонда для оказания единовременной материальной помощи гражданам Ярославской области, который проходит согласование с департаментом финансов Ярославской области и финансовым управлением Правительства области. При выделении денежных средств для оказания единовременной материальной помощи гражданам эти средства перечисляются Пошехонскому муниципальному району, который в установленные сроки представляет в департамент финансов Ярославской области отчет об израсходованных денежных средствах из резервного фонда по целевому назначению.
Из материалов дела видно, что в доме <адрес> на момент пожара было 12 квартир, их них 4 квартиры находились в муниципальной собственности городского поселения Пошехонье (№ квартир были в собственности граждан. На момент пожара в доме фактически постоянно проживали 7 семей (л.д. 177). Собственникам и нанимателям 8 квартир, обратившимся в администрацию городского поселения Пошехонье за помощью, из резервного фонда поселения оказана адресная материальная помощь в размере 10 000 рублей на квартиру (л.д. 213), 8 гражданам (владельцам 5 квартир) из резервного фонда Правительства области оказана единовременная материальная помощь, при этом суммы выплаты у каждого разные, от 182 532 рублей до 456688 рублей ( л.д. 57,99, 186).
ФИО1 в списки пострадавших граждан, имеющих право на получение единовременной материальной помощи, включена не была, поскольку после пожара, произошедшего 6 мая 107 года в многоквартирном доме <адрес>, с заявлением о выдаче помощи, как лишившейся единственного жилья в результате пожара, в администрацию городского поселения Пошехонье не обращалась, обязательный заявительный порядок реализации права на получение из резервного фонда единовременной материальной помощи ею соблюден не был.
С учетом приведенных выше норм материального права при несоблюдении ФИО1 заявительного порядка в качестве обязательного условия для реализации гражданином права на получение единовременной материальной помощи, минуя установленный действующим правовым регулированием порядок, требование истицы о взыскании за счет средств резервного фонда Правительства Ярославской области единовременной материальной помощи в размере 500 000 рублей не может быть удовлетворено. Именно в рамках установленного механизма в обязательном порядке должна осуществляться реализация ФИО1 права на получение единовременной материальной помощи.
Доводы истицы о том, что списки о выделении единовременной материальной помощи из резервного фонда Правительства области формируются главой муниципального образования вне зависимости от того, подано заявление или нет, являются несостоятельными, как ошибочные, не соответствующие действующим нормативным положениям, приведенным выше.
Из материалов дела следует, что ФИО1 с письменными заявлениями обращалась:
- 29 августа 2017 года в администрацию Пошехонского муниципального района Ярославской области о предоставлении жилого помещения взамен утраченного в результате пожара ( л.д. 169);
- 29 сентября 2017 года в администрацию городского поселения Пошехонье предоставлении жилого помещения взамен утраченного в результате пожара ( л.д. 184- 185);
- 12 декабря 2017 года в Правительство Ярославской области о реализации конституционного права на жилье, выделении денежных средств на приобретение жилья взамен утраченного в результате пожара по месту её работы в г. Ярославле, указывала о предоставлении Правительством области погорельцам единовременной материальной помощи и не включении её в список для оказания этой помощи (л.д.173-176).
В письме, адресованном ФИО1 06 октября 2017 года № 820, администрация городского поселения Пошехонье сообщила, что дом № <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, дом планируется расселить до 12 мая 2020 года, дом будет включен в Региональную адресную программу, направлено обращение Губернатору Ярославской области о выделении денежных средств на приобретение жилых помещений для жителей, лишившихся жилья в результате пожара, и что жителям дома, обратившимся с письменным заявлением об оказании материальной помощи, были выделены денежные средства из местного и областного бюджетов (л.д.170, 183).
В ответе Правительства Ярославской области от 09.01.2018 № ЛП.01-019717 на обращение ФИО1 ей разъяснен порядок оказания единовременной материальной помощи. В частности указано, что в соответствии с Положением о порядке расходования средств резервного фонда Правительства Ярославской области, утвержденным постановлением Правительства Ярославской области от 23.08.2008 №362-п, в случае возникновения чрезвычайной ситуации главы муниципальных образований области в течение месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации могут обратиться в Правительство области с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда. В приложенном главой городского поселения Пошехонье к обращению на имя Губернатора Ярославской области поименном списке ФИО1 не значилась, и в связи с отсутствием её обращения по вопросу оказания социальной помощи, как пострадавшей в результате пожара, с приложением необходимых документов, рассмотреть вопрос о выделении материальной помощи из резервного фонда Правительства области в настоящее время не представляется возможным (л.д.104).
С учетом содержания приведенных ответов на заявления ФИО1 и объяснений представителя администрации городского поселения Пошехонье ФИО4, данных в судебном заседании, об отказе ФИО1 18 августа 2017 года подавать заявление на оказание материальной помощи, доводы истицы о том, что её не проинформировали о заявительном характере оказания социальной и единовременной материальной помощи, не соответствуют действительности.
Коль скоро оснований для удовлетворения требований ФИО1 не имеется, то в силу положений статьи 98 ГПК РФ нет оснований для возмещения ей судебных расходов.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд,
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований исполняющего обязанности прокурора Пошехонского района в защиту интересов ФИО1 к администрации Пошехонского муниципального района о признании решения об отказе в предоставлении социальной помощи незаконным, по иску ФИО1 к администрации Пошехонского муниципального района, к администрации городского поселения Пошехонье, Правительству Ярославской области, департаменту финансов Ярославской области, департаменту труда и социальной поддержки населения Ярославской области, Управлению социальной защиты населения и труда администрации Пошехонского муниципального района об оспаривании решения об отказе в предоставлении социальной помощи отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Пошехонский районный суд в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.
Судья