№2-185/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Нижняя Тавда 28 сентября 2018 года.
Нижнетавдинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи - Филимоновой Т.Н.
при секретаре - ФИО5
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тюменской межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к АО «Тюменьэнерго», ООО «Электросельстрой», ООО «Энергострой-Югра» о признании строительства трансформаторной подстанции, 16 железобетонных опор на земельном участке, расположенном в границах государственного природного заказника федерального значения «Тюменский» самовольной постройкой и об осуществлении их сноса,
УСТАНОВИЛ:
Тюменский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к АО «Тюменьэнерго» о признании строительства трансформаторной подстанции, 16 бетонных опор на земельном участке с кадастровым номером
№, расположенном в границах государственного природного заказника федерального значения «Тюменский» самовольной постройкой, об обязании АО «Тюменьэнерго» не позднее 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу осуществить снос за свой счет данных самовольных построек.
Свои требования мотивирует тем, что Тюменской межрайонной природоохранной прокуратурой в 2017 году в связи с обращением директора ФГБУ «Национальный парк «Припышминские боры» ФИО6 проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства при строительстве линейных объектов в границах государственного природного заказника федерального значения «Тюменский».
В ходе проверки установлено, что в 2016 году на территории государственного природного заказника федерального значения «Тюменский» (земельный участок с кадастровым номером №), подрядной организацией ООО «Элетросетьстрой» на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ с АО «Тюменьэнерго» построены трансформаторная подстанция и две железобетонные опоры (выявлено ФГБУ «Национальный парк «Припышминские Боры» ДД.ММ.ГГГГ), а также подрядной организацией ООО «Энергострой-Югра» на основании договора №от ДД.ММ.ГГГГ построено 14 железобетонных опор (выявлено ФГБУ «Национальный парк «Припышминские боры» ДД.ММ.ГГГГ).
Государственный природный заказник федерального значения «Тюменский» образован Постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N2336 «О мерах по улучшению состояния охотничьего хозяйства ФИО1». Заказник находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации».
Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам
общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.
На землях государственных природных заказников запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.
На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования, в составе земель особо охраняемых природных территорий допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.
На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются:
1) предоставление садоводческих и дачных участков; 2) строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами; 3) движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог; 4) иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами.
Объявление земель государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без такого изъятия земельных участков у их собственников, землепользователей, землевладельцев.
Строительство трансформаторной подстанции и двух железобетонных опор осуществлено в границах государственного природного заказника федерального значения «Тюменский» с нарушением режима заказника (нарушение ст.24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», пп.13 п.3.1 Положения о государственном природном заказнике федерального значения "Тюменский", утвержденного Приказом Минприроды РФ от ДД.ММ.ГГГГ№).
По факту строительства трансформаторной подстанции и двух железобетонных опор на землях государственного природного заказника «Тюменский» (кадастровым номер участка №, координаты №) к административной ответственности по ст.8.39 КоАП РФ привлечено АО «Тюменьэнерго» (постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, а также ООО «Элетросетьстрой» (постановление от ДД.ММ.ГГГГ№-B).
Просит суд признать строительство трансформаторной подстанции, 16
железобетонных опор на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном в границах государственного природного заказника федерального значения «Тюменский», самовольной постройкой. Обязать АО «Тюменьэнерго» (ИНН/КПП №) не позднее трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу осуществить снос за свой счет самовольных построек (трансформаторной подстанции, 16 железобетонных опор), расположенных на земельном участке с кадастровым номером № в границах Государственного природного заказника федерального значения «Тюменский».
Определением Нижнетавдинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен ФИО2.
Определением Нижнетавдинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчиков привлечены ООО «Электросельстрой» и ООО «Энергострой-Югра».
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Тюменской межрайонной природоохранной прокуроры ФИО7, исковые требования поддержала в полном объеме, по доводам, указанным в исковом заявлении с учетом уточненных исковых требований. Просит суд признать строительство трансформаторной подстанции и 16 железобетонных опор на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном в границах государственного природного заказника федерального значения «Тюменский», самовольной постройкой. Обязать АО «Тюменьэнерго» и ООО «Элетросетьстрой» не позднее трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу осуществить снос самовольных построек (трансформаторной подстанции, 2 железобетонных опор), расположенных на земельном участке с кадастровым номером № в границах Государственного природного заказника федерального значения «Тюменский». Обязать АО «Тюменъэнерго» и ООО «Энергострой-Югра» не позднее трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу осуществить снос за свой счет самовольных построек (14 железобетонных опор), расположенных на земельном участке с кадастровым номером № в границах Государственного природного заказника федерального значения «Тюменский».
Представитель ответчика АО «Тюменьэнерго» - ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ между АО «Тюменьэнерго» и ФИО2 был заключен Договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № T9/16/3021 ДТП от ДД.ММ.ГГГГ энергопринимающих устройств ФИО2, необходимых для обеспечения электроснабжения жилого дома, расположенного в <адрес>, СПК «Бухтальский» на земельном участке с кадастровым номером №. АО «Тюменьэнерго» не имело предусмотренных законодательством оснований, для отказа в принятии заявки об осуществлении технологического присоединения, в заключении договора об осуществлении технологического присоединения с Заявителем ФИО2
На период осуществления строительства вышеуказанных объектов, исходя из кадастровой выписки о земельном участке № от ДД.ММ.ГГГГ и выписки из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок, на котором осуществлялось строительство, не являлся особо охраняемой территорией и в отношении него, в законодательно установленном порядке, не был установлен режим особой охраны территории государственных природных заказников, равно как и не было зарегистрировано ограничений (обременений), за исключением охранной зоны электросетевого сетевого комплекса от ПС – 35/10 «Бухтал» ВЛ -10 кВ, ф. Салаирка с ВЛ - 0,4 кВ от ДД.ММ.ГГГГ), что не являлось основанием для отказа в строительстве.
Более того, согласно уведомлению о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ, ФГБУ «Национальный парк «Припышминские боры», сведения о границе особо охраняемой природной территории были внесены только ДД.ММ.ГГГГ, т.е. спустя значительное время после строительства трансформаторной подстанции и 16 железобетонных опор ВЛ.
Ограничение в виде особо охраняемой природной территории – государственный природный Заказник, федерального значения «Тюменский», в <адрес> начало действовать с ДД.ММ.ГГГГ. Из данного уведомления не видно, что заказник «Тюменский» входит в земельный участок с кадастровым номером № (земельный участок, на котором осуществлялось строительство).
Система координат, согласно публичной кадастровой карте, не соответствует системе координат Нижнетавдинскоrо района <адрес> и не относится к земельному участку с кадастровым номером №. Доказательства того, что земельный участок с кадастровым номером № входит в земли государственного природного заказника «Тюменский», как о том указано в исковом заявлении, в нарушение ст.56 ГПК РФ, заявителем не представлены.
Трансформаторная подстанция (ВЛ 0,4/10 кв КТП 10/0,4 кВ) и 16 железобетонных опор ВЛ, являются составными частями единого линейного объекта (не являющимися самостоятельными объектами недвижимости), раздел которого в натуре невозможен без изменения его назначения. Составные части единого недвижимого комплекса не могут быть признаны самовольной постройкой.
Согласно условиям договоров подряда с ООО «Энергострой - Югра» и ООО «Электросетьстрой», заключенных для выполнения строительства спорных объектов, выполнение землеустроительных работ, а также ответственность за нарушение норм действующего законодательства возложены на данных подрядчиков.
Просил прокурору Тюменской межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, в удовлетворении исковых требований к АО «Тюменьэнерго» о признании трансформаторной подстанции (ВЛ 0,4/10 кВ КТП 10/0,4 кВ) и 16 железобетонных опор ВЛ, расположенных на земельном участке с кадастровым номером №, самовольными постройками и обязании АО «Тюменьэнерго» осуществить снос вышеуказанных объектов за свой счет, отказать.
Соответчик - ООО «Электросетьстрой» в судебное заседание не явился, о дне и часе слушания дела извещен надлежащим образом.
Соответчик - ООО «Энергострой-Югра» в судебное заседание не явился, о дне и часе слушания дела извещен надлежащим образом.
Третье лицо – представитель ФГБУ «Национальный парк «Припышминские Боры» ФИО4 исковые требования прокурора Тюменской межрайонной природоохранной прокуратуры поддержал, суду пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФГБУ «Национальный парк» Припышминские Боры» поступило обращение ООО «М-сетьстрой» исх.№ по согласованию производства работ по строительству линии электропередач 0,4 кВ на территории ГПЗ ФЗ «Тюменский» в границах земельного участка с кадастровым номером №, в согласовании было отказано (основание ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об особо охраняемых природных территориях», п. 13(приказ Минприроды России № от ДД.ММ.ГГГГ), п.2. ч. 7 ст. 95 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Земли особо охраняемых природных территорий», исх. от ДД.ММ.ГГГГ№.
В отношении АО «Тюменьэнерго» был составлен административный протокол по ст.8.39 КоАП РФ «Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях, наказание было вынесено в виде штрафа в размере <данные изъяты> руб., который был
оплачен ДД.ММ.ГГГГ (платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ№).
Доказательством территориального размещения трансформаторной подстанции на территории земельного участка с кадастровым номером № свидетельствует скриншот публичной кадастровой карты в сравнении с обзорной схемой расположения ГПЗ ФЗ « Тюменский», выполненной федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии в соответствии с государственным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ№д, заключенным с ФГУП « Геоземкадастрсъемка - ВИСХАГИ», из которой видно, что земельный участок с кадастровым номером № находится в границах ГПЗ ФЗ «Тюменский». АО «Тюменьэнерго» не отрицает факт принадлежности ТП на земельном участке с кадастровым номером №. Ответчик не мог не владеть информацией по данному факту, который был очевиден, а именно: на расстоянии 2,5 км от поселения Бухтал, вдоль обочины дороги Бухтал - Ахманы, к северу от обочины, на расстоянии менее 15 м, установлен информационный аншлаг «Министерство природных ресурсов и экологии РФ государственный природный заказник федерального значения «Тюменский» проезд механизированных транспортных средств запрещен! Ведется срытое видеонаблюдение!», вышеупомянутая трансформаторная подстанция, находится на расстоянии менее 20 м от этого аншлага, о чем свидетельствует фото, сделанное во время патрулирования. АО «Тюменьэнерго» (далее - заказчик) заключило договор подряда от ДД.ММ.ГГГГ№, с ООО «Электросетьстрой» ( далее - подрядчик) согласно заявке № Т9/16/0489-ЗТП от ДД.ММ.ГГГГ на присоединение жилого дома на земельном участке с кадастровым номером № по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 15 кВт включительно (используемых для бытовых нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности). К заявке гражданин приложил копию правоустанавливающих документов на земельный участок - Свидетельство о государственной собственности права от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым земельный участок с кадастровым номером № относится к категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного использования. Строительство жилого дома на таком участке не допускается, а участок может быть использован только по целевому назначению - для ведения сельского хозяйства (ч.2.ст.7, ст.ст.76,78 Земельного кодекса РФ, ч.1 ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ « Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», согласно ответа прокурора Тюменской межрайонной природоохранной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ№ж-20 17).
Границы ГПЗ ФЗ «Тюменский» определены приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№ « Об утверждении положения о государственном природном заказнике федерального значения «Тюменский» (п 1.6. и п.1.7 ч.1Общие положения). Данная информация является общедоступной, ответчик при выборе земельного участка, составлении технического задания к договору 16/106 от ДД.ММ.ГГГГ не мог не владеть данной информацией.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований - ФИО2 в судебное заседание не явился, о дне и часе слушания дела извещен надлежащим образом. В материалах дела имеется возражение ФИО2, которым он просит отказать прокурору Тюменской межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц в удовлетворении исковых требований.
Суд, выслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
В силу ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
Задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника федерального значения определяются положением о нем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны, и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.
Согласно п.3.1. Положения о государственном природном заказнике федерального значения «Тюменский», утвержденного Приказом Минприроды РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее Положение о государственном природном заказнике) на территории заказника запрещаются: строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов капитального строительства, в том числе линейных сооружений, не связанных с выполнением задач, возложенных на заказник, и с обеспечением функционирования населенных пунктов и сельскохозяйственных предприятий, расположенных в границах заказника, а также с реконструкцией и капитальным ремонтом иных линейных сооружений, существующих в границах заказника.
В соответствии с п. 3.5 Положения о государственном природном заказнике на территории заказника строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов капитального строительства, связанных с выполнением задач, возложенных на заказник, и с обеспечением функционирования населенных пунктов и сельскохозяйственных предприятий, расположенных в границах заказника, а также с реконструкцией и капитальным ремонтом иных линейных сооружений, существующих в границах заказника, допускаются только по согласованию с Минприроды России.
Пунктом 3.6 Положения о государственном природном заказнике определено, что проектная документация объектов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых на территории заказника допускаются настоящим Положением, подлежит государственной экологической экспертизе федерального уровня.
В силу ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации земли государственных природных заказников относятся к землям особо охраняемых природных территорий.
Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим
лицам на праве собственности.
На землях государственных природных заказников запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.
На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования, в составе земель особо охраняемых природных территорий допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.
На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются: l) предоставление садоводческих и дачных участков; 2) строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами; 3) движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог; 4) иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами.
Объявление земель государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без такого изъятия земельных участков у их собственников, землепользователей, землевладельцев.
В соответствии с ч. l ст.34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о границе особо охраняемой природной территории – государственный природный заказник федерального значения «Тюменский» в <адрес> (дата внесения сведения ДД.ММ.ГГГГ, реестровый номер границ 72:12-9.1).
В силу ч. l и ч.2 ст. 58 Федерального закона oт ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.
Частью 2 ст. 59 Федерального закона от 10.0I.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.
Согласно ст. 22 Гражданского кодекса Российской Федерации, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.
Судом установлено, что Тюменской межрайонной природоохранной прокуратурой в 2017 году в связи с обращением директора ФГБУ «Национальный парк «Припышминские Боры» ФИО6 проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства при строительстве линейных объектов в границах государственного природного заказника федерального значения «Тюменский».
В ходе проверки установлено, что в 2016 году на территории государственного природного заказника федерального значения «Тюменский» (земельный участок с кадастровым номером №), подрядной организацией ООО «Элетросетьстрой» на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ с АО «Тюменьэнерго» построены трансформаторная подстанция и две железобетонные опоры (выявлено ФГБУ «Национальный – парк «Припышминские Боры» ДД.ММ.ГГГГ), а также подрядной организацией ООО «Энергострой-Югра» на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ построено 14 железобетонных опор (выявлено ФГБУ «Национальный парк «Припышминские Боры» ДД.ММ.ГГГГ).
Государственный природный заказник федерального значения «Тюменский» образован Постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№ «О мерах по улучшению состояния охотничьего хозяйства ФИО1». Заказник находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации».
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФГБУ «Национальный парк « Припышминские Боры» поступило обращение ООО «М-сетьстрой» по согласованию производства работ по строительству линии электропередач 0,4 кВ на территории ГПЗ ФЗ «Тюменский» в границах земельного участка с кадастровым номером №, в согласовании было отказано (основание ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об особо охраняемых природных территориях», п. 13 (приказ Минприроды России № от ДД.ММ.ГГГГ), п.2. ч. 7 ст. 95 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Земли особо охраняемых природных территорий», исх. № от ДД.ММ.ГГГГ.
В отношении АО «Тюменьэнерго» был составлен административный протокол по ст.8.39 КоАП РФ «Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях», наказание было вынесено в виде штрафа в размере <данные изъяты> руб., который был
оплачен, постановление о наложении штрафа не обжаловано.
АО «Тюменьэнерго» (далее - заказчик) заключило договор подряда от ДД.ММ.ГГГГ№ с ООО «Электросетьстрой» ( далее - подрядчик) согласно заявке № Т9/16/О489-ЗТП от ДД.ММ.ГГГГ на присоединение жилого дома на земельном участке с кадастровым номером № по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 15 кВт включительно (используемых для бытовых нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности). К заявке гражданин приложил копию правоустанавливающих документов на земельный участок - Свидетельство о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым земельный участок с кадастровым номером № относится к категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием -для сельскохозяйственного использования. Строительство жилого дома на таком участке не допускается, а участок может быть использован только по целевому назначению - для ведения сельского хозяйства (ч.2.ст.7, ст.ст.76,78 Земельного кодекса РФ, ч.1 ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№- ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Несмотря на отсутствие на участке с кадастровым номером №, равно как и на участке с кадастровым номером № (где фактически осуществлено строительство ТП), энергопринимающего устройства и невозможности его создания в будущем АО «Тюменьэнерго» приняло заявку к исполнению и осуществило с привлечением подрядной организации строительство 0,4-10 кВ ООО «Электросетьстрой». Строительство осуществлено в границах ГПЗ ФЗ «Тюменский» (нарушение ст.24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ
« Об особо охраняемых природных территориях», п.п.13. п.3.1. Положения о
государственном природном заказнике федерального значения «Тюменский», утвержденном Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№).
Вопреки требованиям п. 7.1 ст.11, ч.5 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 174-ФЗ « Об экологической экспертизе», решение о финансировании АО «Тюменьэнерго» строительства РС 0,4-10 кВ ООО «Электросетьстрой» для технологического присоединения под ключ заключение договора на выполнение данных работ произведены без положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации на строительство, о чем свидетельствует ответ прокурора Тюменской межрайонной природоохранной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ№ж-2017 на заявление ответчика от ДД.ММ.ГГГГ№.
Границы ГПЗ ФЗ «Тюменский» определены приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении положения о государственном природном заказнике федерального значения «Тюменский» (п 1.6 и п.1.7 ч.1 Общие положения). В вышеуказанном документе говорится, в частности в п.1.5. о том, что заказник находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии РФ (далее Минприроды); в п.1.8, что границы и особенности режима особой охраны заказника учитываются при разработке планов и перспектив экономического и социального развития, лесохозяйственных регламентов и проектов освоения лесов, подготовке документов территориального планирования, проведения лесоустройства и инвентаризации земель». Данная информация является общедоступной, ответчик при выборе земельного участка, составлении технического задания к договору 16/106 от ДД.ММ.ГГГГ не мог не владеть данной информацией.
Из кадастровой выписки о земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес> свидетельствует категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование - для сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 78 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства.
Таким образом, земельный участок сельскохозяйственного назначения, о котором говорится в пункте 4 статьи 78 Земельного кодекса РФ, может использоваться исключительно для целей, непосредственно связанных с ведением сельского хозяйства.
По смыслу закона, использование такого земельного участка в каких-либо иных целях, связанных с сельскохозяйственным производством, закон не допускает.
Трансформаторная подстанция и 16 железобетонных опор установлены на расстоянии 2,5 км от поселения Бухтал и какое-либо строительство на указанных землях является нарушением закона.
В силу п. 1 ст. 79 ЗК РФ, сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Ответчик не предоставил суду доказательств законности строительства ТП и 16 железобетонных опор на земельном участке сельхозназначения, указав, что запрета на размещение указанных объектов построенных на основании заявки потребителя не предусмотрено законодательством.
По факту, земельный участок с кадастровым номером № находится в границах заказника, что видно из обзорной схемы расположения ГПЗ ФЗ «Тюменский», выполненной по результатам землеустроительных работ по государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ№Д, заключенному федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии с ФГУП «Геоземкадастрсъемка ВИСХАГИ» (стр.2 письма Минэкономразвития от ДД.ММ.ГГГГ), равно как и то, что оспариваемый земельный участок находится на территории внутри заказника, на расстоянии менее 2000 м. к востоку от границы ГПЗ ФЗ « Тюменский».
Строительство вышеуказанных объектов осуществлено в границах государственного природного заказника федерального значения «Тюменский» с нарушением режима заказника (нарушение ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», пп.13 п. 3.1 Положения о государственном природном заказнике федерального значения "Тюменский", утвержденного Приказом Минприроды РФ от ДД.ММ.ГГГГ№).
В нарушение ст.24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», п.3.5 Положения о государственном природном заказнике федерального значения «Тюменский», утвержденного Приказом Минприроды РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ строительство указанных объектов осуществлено без согласования с Министерством природы России.
Согласно договору подряда № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между АО «Тюменьэнерго» и ООО «Энергострой-Югра», право собственности на результат выполненных работ переходит к АО «Тюменьэнерго» после подписания АО «Тюменьэнерго» акта выполненных работ по форме КС-2( пункт 12.3).
В силу договора подряда № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между АО «Тюменьэнерго» и ООО «Электросельстрой» право собственности на результат выполненных работ переходит к АО «Тюменьэнерго» после подписания АО «Тюменьэнерго» акта выполненных работ по форме КС-2 (пункт 12.3).
Согласно справке АО «Тюменьэнерго» электросетевой объект (ВЛ 0,4 кВ КТП 10\0,4 кв., трансформаторная подстанция и 16 железобетонных опор ВЛ подрядными организациями в рамках договора подряда не передан в эксплуатацию АО «Тюменьэнерго», акты ввода в эксплуатацию по форме КС-14 сторонами не подписаны, на балансе АО «Тюменьэнерго» не числится.
В связи с тем, что строительство трансформаторной подстанции и 16 железобетонных опор осуществлено АО «Тюменьэнерго» с привлечением подрядных организаций ООО «Электросельстрой», ООО «Энергострой-Югра» (на основании договоров подряда № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ) на землях государственного природного заказника федерального значения «Тюменский» в нарушение действующего законодательства, суд считает иск прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме как АО»Тюменьэнерго», так и подрядными организациями: ООО «Электросельстрой», ООО «Энергострой-Югра».
На основании ст. 22 Гражданского кодекса РФ, ст.ст.76,78,79 Земельного кодекса РФ, статьями 58,59 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Тюменской межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить в полном объеме.
Признать строительство трансформаторной подстанции и 16 железобетонных опор на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном в границах Государственного природного заказника федерального значения «Тюменский», самовольной постройкой.
Обязать АО «Тюменьэнерго» и ООО «Электросетьстрой» не позднее трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу осуществить снос за свой счет самовольных построек – трансформаторной подстанции и 2 железобетонных опор, расположенных на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном в границах Государственного природного заказника федерального значения «Тюменский».
Обязать АО «Тюменьэнерго» и ООО «Энергострой-Югра» не позднее трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу осуществить снос за свой счет самовольных построек - 14 железобетонных опор, расположенных на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном в границах Государственного природного заказника федерального значения «Тюменский».
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тюменского областного суда в течение 1 месяца со дня вынесения решения в окончательной форме, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ, путем подачи жалобы в Нижнетавдинский районный суд <адрес>.
Председательствующий: Т.Н. Филимонова.