ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-185/19 от 15.04.2019 Кушвинского городского суда (Свердловская область)

Мотивированное решение составлено 15 апреля 2019 года.

№ 2-185/2019

УИД 66RS0036-01-2019-000194-81

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 апреля 2019 года город Кушва

Кушвинский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Сединкина Ю.Г.,

с участием прокурора Паршукова А.Ф.,

при секретаре Ловуновой И.Л.,

рассмотрев в помещении Кушвинского городского суда в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Кушвы в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Верхняя Тура о возложении обязанностей устранить нарушения законодательства в сфере лесопользования,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Кушва обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Верхняя Тура о возложении обязанностей устранить нарушения законодательства в сфере лесопользования. В обоснование иска указал, что прокуратурой города проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере лесопользования в деятельности органов местного самоуправления городского округа Верхняя Тура. В соответствии с ч. 1 ст. 84 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся: 1) владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; 2) установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды; 3) установление ставок платы за единицу объема древесины; 4) разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; 5) осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков; 6) организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах; 7) учет древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд в лесах, расположенных на лесных участках, находящихся в муниципальной собственности; 8) представление информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней. В силу ч. 1.1 ст. 84 Лесного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Проверкой установлено, что в собственности городского округа Верхняя Тура находятся два земельных участка городских лесов с кадастровыми номерами и , что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости. На требование заместителя прокурора <адрес> предоставлена информация о реализации органами местного самоуправления полномочий в сфере лесопользования, а именно: в перечне муниципальных правовых актов городского округа Верхняя Тура, регулирующих лесные отношения, указано только постановление главы городского округа от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Административного регламента исполнения муниципальной функции по проведению проверок при осуществлении муниципального лесного контроля на территории городского округа Верхняя Тура», иные нормативно-правовые акты не разработаны. Лесохозяйственный регламент не разработан и не утвержден. Состав, порядок разработки лесохозяйственных регламентов, сроки их действия, порядок внесения в них изменений, обязательные для органов государственной власти, органов местного самоуправления, лиц, осуществляющих разработку лесохозяйственных регламентов и внесение в них изменений установлен приказом Минприроды России от 27.02.2017 №72 «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений». В соответствии с п. 4 приказа Минприроды России от 27.02.2017 №72 в лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков устанавливаются: 1) виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации; 2) возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования; 3) ограничение использования лесов в соответствии со статьей 27 Лесного кодекса; 4) требования к охране, защите, воспроизводству лесов. В нарушение требований федерального законодательства органами местного самоуправления городского округа Верхняя Тура лесохозяйственный регламент городских лесов не разработан и не утверждена ставка платы за единицу объема лесных ресурсов и ставка платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды, ставка платы за единицу объема древесины. Просит суд обязать Администрацию Городского округа Верхняя Тура разработать и утвердить лесохозяйственный регламент лесничества (лесопарка), расположенного на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса с кадастровым номерами и в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 27.02.2017 №72 в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Обязать Администрацию Городского округа Верхняя Тура установить ставку платы за единицу объема лесных ресурсов, ставку платы за единицу площади лесного участка в целях его аренды, ставку платы за единицу объема древесины, в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Помощник прокурора Паршуков А.Ф. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал, просил удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении. Суду пояснил, что ответчиком не оспаривается факт выявления нарушений в ходе проверки соблюдения требований законодательства в сфере лесопользования. Лесохозяйственный регламент лесничества (лесопарка) администрацией городского округа Верхняя Тура не разработан. Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, за единицу площади лесного участка в целях его аренды, за единицу объема древесины также не установлены. В случае, если будут совершены противоправные действия на лесных участках, которые относятся к муниципальной собственности, учитывая то, что ставки платы органом местного самоуправления не установлены, невозможно будет оценить ущерб, и лицо может избежать административной или уголовной ответственности, что недопустимо.

Представитель ответчика Администрации городского округа Верхняя Тура ФИО1, действующая на основании доверенности 04/19 от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования прокурора города Кушвы признала. Суду пояснила, что на территории городского округа Верхняя Тура находятся два земельных участка городских лесов с кадастровыми номерами и Право собственности на участки зарегистрировано в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время администрацией Городского <адрес> Верхняя Тура подготовлен проект контракта для закупки работ по лесоустройству городских лесов и разработке лесохозяйственного регламента Городского округа Верхняя Тура в виде электронного аукциона. Срок выполнения работ – с ДД.ММ.ГГГГ в течение 120 дней, до ДД.ММ.ГГГГ. После проведения работ по лесоустройству городских лесов и разработке лесохозяйственного регламента, будет установлена ставка платы за единицу объема лесных ресурсов, ставка платы за единицу площади лесного участка в целях его аренды, ставка платы за единицу объеме древесины, в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Заслушав помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования прокурора города Кушва подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 5 статьи 2 Лесного кодекса Российской Федерации, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения.

В соответствии со статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.

В соответствии с ч. 1 ст. 84 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся: 1) владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; 2) установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды; 3) установление ставок платы за единицу объема древесины; 4) разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; 5) осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков; 6) организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах; 7) учет древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд в лесах, расположенных на лесных участках, находящихся в муниципальной собственности; 8) представление информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней.

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесены: организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление муниципального лесного контроля и надзора.

Согласно статье 87 Лесного кодекса Российской Федерации основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.

В соответствии с частью 3 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.

Из материалов дела следует, что в собственности городского округа Верхняя Тура находятся два земельных участка городских лесов с кадастровыми номерами и , что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости (л.д.7-11).

Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных норм права, в отношении земельных участков городских лесов администрацией Городского округа Верхняя Тура работы по лесоустройству не проведены, лесохозяйственный регламент лесничества (лесопарка) не разработан, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, за единицу площади лесного участка в целях его аренды, за единицу объема древесины также не установлены.

При таких обстоятельствах суд находит исковые требования прокурора города Кушвы в защиту неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Верхняя Тура о возложении обязанностей устранить нарушения законодательства в сфере лесопользования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского – процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора города Кушвы в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Верхняя Тура о возложении обязанностей устранить нарушения законодательства в сфере лесопользования – удовлетворить.

Обязать Администрацию городского округа Верхняя Тура разработать и утвердить лесохозяйственный регламент лесничества (лесопарка) расположенного на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса с кадастровыми номерами и в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 27.02.2017 № 72 в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать Администрацию городского округа Верхняя Тура установить ставку платы за единицу объема лесных ресурсов, ставку платы за единицу площади лесного участка в целях его аренды, ставку платы за единицу объема древесины, в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через канцелярию Кушвинского городского суда Свердловской области.

Судья Ю.Г.Сединкин