ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-185/20 от 27.08.2020 Пошехонского районного суда (Ярославская область)

Дело № 2-185\2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 августа 2020 года г. Пошехонье Ярославской области

Пошехонский районный суд Ярославской области в составе судьи Роговой Б.А.,

при секретаре Мелиховой Д.А.,

с участием прокурора Кантяева А.Г.,

представителя ответчика – МУ Администрация Пошехонского муниципального района – ФИО1, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пошехонского района в интересах неопределенного круга лиц к МУ Администрация Пошехонского муниципального района Ярославской области с требованием обеспечить готовность и использование защитного сооружения – противорадиационного укрытия – в соответствии с требованиями законодательства,

у с т а н о в и л :

Прокурор Пошехонского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации Пошехонского муниципального района с требованием обязать ответчика обеспечить готовность и использование защитного сооружения – противорадиационного укрытия, расположенного по адресу: <адрес>, по предназначению, а именно:

- назначить ответственных должностных лиц, в обязанности которых входит организация правильного учета и содержания помещений данного ПРУ;

- создать звенья по обслуживанию данного ЗС ГО - ПРУ в мирное время;

- разработать и утвердить в качестве приложения к паспорту защитного сооружения гражданской обороны копии поэтажного плана и экспликацию помещений объекта ГО, согласованную и заверенную органами технической инвентаризации, организацией-балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;

- обеспечить свободный доступ к приему укрываемых;

- обеспечить противорадиационное укрытие необходимым количеством огнетушителей в соответствии с пунктами 468 и 474 и приложениями № 1 и 2 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 390 от 25.04.2012 г. в зависимости от огнетушащей способности огнетушителя, категорий помещений по пожарной и взрывопожарной опасности, а также класса пожара;

- оборудовать во всех помещениях защитного сооружения гражданской обороны освещение;

- оборудовать противорадиационное укрытие автоматической установкой пожарной сигнализации;

- провести оценку технического состояния защитного сооружения;

- провести работы по заблаговременному обозначению защитного сооружения путем нанесения (установления) знака на видном месте при всех входах в защитное сооружение в соответствии с предъявляемыми требованиями;

- провести работы по заблаговременному обозначению маршрутов движения укрываемых к защитному сооружению в соответствии с предъявляемыми требованиями;

- провести планово-предупредительный ремонт строительных конструкций защитного сооружения гражданской обороны;

- разработать и утвердить в установленном порядке документацию защитного сооружения, а именно: паспорт защитного сооружения с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений; журнал оценки технического состояния защитного сооружения; сигналы оповещения гражданской обороны; план перевода защитного сооружения на режим приема укрываемых; план защитного сооружения с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации; план внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств; список личного состава группы (звена) по обслуживанию защитного сооружения; эксплуатационные схемы водоснабжения, канализации, электроснабжения; инструкцию по использованию средств индивидуальной защиты; инструкцию о мерах пожарной безопасности; правила поведения укрываемых в защитном сооружении, ссылаясь на следующее.

Прокуратурой района в рамках исполнения задания прокуратуры области с привлечением специалистов 10 февраля 2020 года проведена проверка исполнения требований законодательства в области гражданской обороны в части обеспечения готовности защитного сооружения гражданской обороны – противорадиационного укрытия к приему укрываемых в военное время и в условиях чрезвычайной ситуации в мирное время в отношении объекта гражданской обороны – противорадиационного укрытия, расположенного в здании МБУ «Спортивный центр «Орион» по адресу: <...>. Данное здание находится в собственности Пошехонского муниципального района, которое ненадлежащим образом выполняет требования статей 1, 2, 6 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» и Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 № 583.

В судебном заседании прокурор Кантяев А.Г. поддержал исковые требования по изложенным в заявлении доводам и основаниям.

Представитель ответчика ФИО1 возражала против исковых требований, ссылаясь на то, что администрации Пошехонского муниципального района никто не передавал защитное сооружение, нет доказательств соответствия указанных в исковом заявлении помещений требованиям защитных сооружений и на отсутствие средств для выполнения заявленных требований.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Распоряжением департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 05 июня 2015 года № 993-р в собственность Пошехонского муниципального района передано здание акушерского корпуса, инвентарный номер , одноэтажное нежилое здание общей площадью 3193 кв.м., литер А, расположенное по адресу: <...>.

В статье 1 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» указано, что гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; мероприятия по гражданской обороне - организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; требования в области гражданской обороны - специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Основные задачи гражданской обороны изложены в статье 2 указанного закона, среди прочих имеется указание на обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона «О гражданской обороне» правительство Российской Федерации издает нормативные правовые акты в области гражданской обороны и организует разработку проектов федеральных законов в области гражданской обороны. Частью 2 данной статьи предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 г. № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила), рассчитанные на случаи: режима повседневной деятельности, военного времени, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно пункту 3.2.1 Правил при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

Кроме того, в соответствии с п. 1.3 Правил в организациях, эксплуатирующих ЗС ГО, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Для ремонта и обслуживания помещений и оборудования ЗС ГО ответственные лица разрабатывают необходимую проектно-сметную документацию и организуют выполнение спланированных работ. Пунктом 2.1 Правил предусмотрено, что учет ЗС ГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО, форма которого приведена в приложении № 5.

Согласно пункту 2.2 Правил документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт ЗС ГО, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту ЗС ГО являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией - балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Пунктом 3.2.3 Правил предусмотрено, что пути движения, входы в ЗС ГО и аварийные выходы должны быть свободными, не допускается их загромождение.

Согласно пункту 3.2.11 инженерно-техническое оборудование ЗС ГО должно содержаться в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению.

Пунктом 3.5.1 Правил предусмотрено, что при эксплуатации ЗС ГО в части соблюдения противопожарных требований надлежит руководствоваться Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме», в зависимости от назначения помещений ЗС ГО в мирное время. Пунктами 468, 474 и приложениями № 1 и 2 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ № 390 от 25 апреля 2012 г. предусмотрено необходимое количество огнетушителей в зависимости от огнетушащей способности огнетушителя, категорий помещений по пожарной и взрывопожарной опасности, а также класса пожара.

В пункте 3.6 Правил перечислено, какая документация должна быть в ЗС ГО.

В соответствии с пунктом 4.1.1 Правил оценка технического состояния ЗС ГО осуществляется при ежегодных, специальных (внеочередных) осмотрах, комплексных оценках технического состояния и инвентаризации.

В пункте 5.2.1 Правил указано, что в ЗС ГО предусматривается два вида ремонта строительных конструкций и защитных устройств - текущий и капитальный. Согласно пункту 5.2.4 Правил перечень, объемы работ, потребное количество сил и средств, сроки выполнения работ отражаются в годовых планах планово-предупредительных ремонтов.

В соответствии с пунктом 6.2.1 Правил обозначению подлежат все ЗС ГО. Обозначение осуществляется путем нанесения установленного знака на видном месте при всех входах в ЗС ГО. В пункте 6.2.3 Правил указано, что маршруты движения к защитным сооружениям выбираются из условия минимально возможного времени подхода к ним от места работы или места жительства укрываемых. Маршруты обозначаются указателями в местах, где обеспечивается хорошая видимость в дневное и ночное время (в ночное время указатели подсвечиваются с учетом требований по светомаскировке).

В соответствии с пунктом 6.2.5 Правил на территории организаций работы по обозначению ЗС ГО и маршрутов движения к ним выполняются заблаговременно, в жилой зоне - в ходе приведения ЗС ГО в готовность к приему укрываемых.

Согласно пункту 1.2 Правил статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта защитного сооружения.

Истцом представлен паспорт защитного сооружения как противорадиационного укрытия, составленного в 2007 году в период нахождения здания в оперативном управлении Пошехонской центральной районной больницы, т.е. истцом подтвержден статус части нежилого здания в соответствии с приобщенной к паспорту экспликации помещений, как защитного сооружения – противорадиационного укрытия.

Несоблюдение всех перечисленных в исковом заявлении пунктов Правил собственником здания подтверждены справкой ГУ МЧС России по Ярославской области, составленной по результатам проверки, проведенной по поручению прокуратуры района от 12 февраля 2020 года, и представителем ответчика не оспариваются.

Тот факт, что паспорт защитного сооружения составлялся не Администрацией Пошехонского муниципального района, а предыдущим балансодержателем, не освобождает настоящего собственника и балансодержателя от обязанности выполнять требования, связанные с содержанием и готовностью защитного сооружения. В установленном Правилами порядке указанные в паспорте помещения статус защитных сооружений не утратили, следовательно, балансодержатель обязан при эксплуатации данных помещений соблюдать установленные Правила, что предусмотрено, в том числе, и положениями статьи 210 ГК РФ, определяющей, что бремя содержания собственности лежит на его собственнике.

При этом финансовое положение собственника защитного сооружения не может являться основанием для освобождения его от исполнения установленных законодательством обязательств.

Поскольку защитное сооружение по вышеуказанному адресу, своего статуса как защитного сооружения гражданской обороны не утратило, требуется выполнение определенных работ по приведению его в надлежащее состояние, а также выполнение иных обязанностей по содержанию защитного сооружения, суд приходит к выводу о том, что неисполнение ответчиком требований законодательства о надлежащем содержании данного защитного сооружения нарушает права неопределенного круга лиц на возможность укрытия в нем граждан в военное время или в условиях чрезвычайной ситуации.

С учетом изложенного исковые требования прокурора подлежит удовлетворению. При обсуждении срока исполнения решения суда прокурором заявлен срок – 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу, представителем ответчика данный срок не оспорен.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, с у д

р е ш и л :

Иск прокурора удовлетворить.

Обязать Муниципальное учреждение Администрация Пошехонского муниципального района Ярославской области в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить готовность и использование защитного сооружения – противорадиационное укрытие, расположенного по адресу: <...>, в соответствии с требованиями законодательства, а именно:

- назначить ответственных должностных лиц, в обязанности которых входит организация правильного учета и содержание помещений данного ПРУ;

- создать звенья по обслуживанию данного защитного сооружения в мирное время;

- разработать и утвердить в установленном порядке документацию защитного сооружения, а именно: паспорт защитного сооружения с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений, согласованных и заверенных органами технической инвентаризации, организацией-балансодержателем и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; журнал оценки технического состояния защитного сооружения; сигналы оповещения гражданской обороны; план перевода защитного сооружения на режим приема укрываемых; план защитного сооружения с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации; план внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств; список личного состава группы (звена) по обслуживанию защитного сооружения; эксплуатационные схемы водоснабжения, канализации, электроснабжения; инструкцию по использованию средств индивидуальной защиты; инструкцию о мерах пожарной безопасности; правила поведения укрываемых в защитном сооружении;

- обеспечить свободный доступ к приему укрываемых;

- обеспечить противорадиационное укрытие необходимым количеством огнетушителей в соответствии с пунктами 468 и 474 и приложениями № 1 и 2 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 390 от 25.04.2012 г. в зависимости от огнетушащей способности огнетушителя, категорий помещений по пожарной и взрывопожарной опасности, а также класса пожара;

- оборудовать во всех помещениях защитного сооружения гражданской обороны освещение;

- оборудовать противорадиационное укрытие автоматической установкой пожарной сигнализации;

- провести оценку технического состояния защитного сооружения;

- провести работы по заблаговременному обозначению защитного сооружения путем нанесения (установления) знака на видном месте при всех входах в защитное сооружение в соответствии с предъявляемыми требованиями;

- провести работы по заблаговременному обозначению маршрутов движения укрываемых к защитному сооружению в соответствии с предъявляемыми требованиями;

- провести планово-предупредительный ремонт строительных конструкций защитного сооружения гражданской обороны.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в апелляционном порядке путем подачи жалобы через Пошехонский районный суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья подпись

Решение в окончательной форме изготовлено 04 сентября 2020 года.