Дело № 2-185/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 апреля 2013 года г. Бодайбо
Бодайбинский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Овчинниковой И.Ф., при секретаре Хорзове М.Л., с участием заместителя прокурора г.Бодайбо Гореловой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-185/2013 по иску прокурора г.Бодайбо в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Мамаканского городского поселения о возложении обязанности направить постановление №56-п от 14 апреля 2010 года для внесения в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Иркутской области,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой города Бодайбо в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции проведена проверка. В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» № 172-ФЗ от 17.08.2009г. антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится, в том числе, органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации. Постановлением главы Мамаканского муниципального образования № 56-п от 14.04.2010 г. утвержден порядок проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов. Согласно ст. 43.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. муниципальные нормативные правовые акты подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. В силу ст. 4 Закона Иркутской области «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Иркутской области» № 10-оз от 12.03.2009 г. организация и ведение Регистра осуществляется в целях реализации конституционного права граждан на получение полной и достоверной информации о муниципальных нормативных правовых актах; создания условий для получения информации о муниципальных нормативных правовых актах органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, организациями; систематизации и учета муниципальных нормативных правовых актов; обеспечения соответствия муниципальных нормативных правовых актов Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, законодательству области и уставу муниципального образования области. Организация и ведение Регистра осуществляется на основе принципов общедоступности и открытости информации, включенной в Регистр; обязательности, полноты, достоверности, своевременности представления и включения информации в Регистр. По информации администрации Мамаканского городского поселения нормативный правовой акт, устанавливающий порядок проведения антикоррупционной экспертизы, - постановление № 56-п от 14.04.2010 г. «Об утверждении Положения об экспертизе муниципальных правовых актов и их проектов на коррупциогенность» направлен для внесения в регистр муниципальных НПА 24.08.2012 г. Проведенной прокуратурой города проверкой установлено, что вышеуказанный правовой акт в Регистре муниципальных правовых актов, находящемся на сайте http://zakon.scli.ru/, отсутствует. Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» публичность и открытость деятельности органов местного самоуправления является одним из основных принципов противодействия коррупции в Российской Федерации. Несоблюдение администрацией Мамаканского городского поселения названных требований законодательства нарушает права граждан на доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления. Круг лиц, права которых нарушаются, определить точно невозможно, в связи с чем прокурор обращается в защиту прав неопределенного круга лиц. В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и зашита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации).
В связи с этим, прокурор в соответствии со ст.45 ГПК РФ обратился в интересах неопределенного круга лиц в суд и просит обязать администрацию Мамаканского городского поселения обеспечить направление постановления № 56-п от 14.04.2010 г. «Об утверждении Положения об экспертизе муниципальных правовых актов и их проектов на коррупциогенность» для внесения в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Иркутской области в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании заместитель прокурора г.Бодайбо Горелова А.А. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить в полном объеме.
Ответчик Администрация Мамаканского городского поселения в судебное заседание своего представителя не направили, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, в представленном заявлении против заявленных требований прокурора не возражали.
Суд, с учетом мнения заместителя прокурора г.Бодайбо, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившего ответчика, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте судебного заседания, в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав доводы заместителя прокурора г.Бодайбо, исследовав представленные доказательства, оценивая их в совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится: прокуратурой Российской Федерации - в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации; федеральным органом исполнительной власти в области юстиции - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке и согласно методике, определенным Правительством Российской Федерации; 3) органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации. 2. Прокуроры в ходе осуществления своих полномочий проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов, организаций, их должностных лиц по вопросам, касающимся: 1) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; 2) государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службы, бюджетного, налогового, таможенного, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, законодательства о лицензировании, а также законодательства, регулирующего деятельность государственных корпораций, фондов и иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федерального закона; 3) социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим) государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы. Федеральный орган исполнительной власти в области юстиции проводит антикоррупционную экспертизу: 1) проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации и проектов постановлений Правительства Российской Федерации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, - при проведении их правовой экспертизы; проектов концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов, проектов поправок Правительства Российской Федерации к проектам федеральных законов, подготовленным федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, - при проведении их правовой экспертизы; нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований - при их государственной регистрации; 4) нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации - при мониторинге их применения и при внесении сведений в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. Органы, организации, их должностные лица в случае обнаружения в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенных факторов, принятие мер по устранению которых не относится к их компетенции, информируют об этом органы прокуратуры. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, принятых реорганизованными и (или) упраздненными органами, организациями, проводится органами, организациями, которым переданы полномочия реорганизованных и (или) упраздненных органов, организаций, при мониторинге применения данных нормативных правовых актов. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, принятых реорганизованными и (или) упраздненными органами, организациями, полномочия которых при реорганизации и (или) упразднении не переданы, проводится органом, к компетенции которого относится осуществление функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, при мониторинге применения данных нормативных правовых актов. При выявлении в нормативных правовых актах реорганизованных и (или) упраздненных органов, организаций коррупциогенных факторов органы, организации, которым переданы полномочия реорганизованных и (или) упраздненных органов, организаций, либо орган, к компетенции которого относится осуществление функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, принимают решение о разработке проекта нормативного правового акта, направленного на исключение из нормативного правового акта реорганизованных и (или) упраздненных органа, организации коррупциогенных факторов.
В соответствии со ст. 43.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов состоит из регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Ведение федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Федерального закона «О противодействии коррупции» № 273-ФЗ от 25.12.2008г. противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: 1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; 2) законность; 3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; 4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; 5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; 6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; 7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.
В силу ст. 2 Закона Иркутской области «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Иркутской области № 10-оз от 12.03.2009г регистр муниципальных нормативных правовых актов области (далее - Регистр) - база данных, являющаяся составной частью федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов, содержащая муниципальные нормативные правовые акты, принятые в муниципальных образованиях области (далее - муниципальные нормативные правовые акты), а также включающая в себя дополнительные сведения, относящиеся к муниципальным нормативным правовым актам. Регистр находится в собственности области. Финансовое обеспечение организации и ведения Регистра осуществляется за счет средств областного бюджета
Ст. 4 Закона Иркутской области «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Иркутской области № 10-оз от 12.03.2009г. организация и ведение Регистра осуществляется в целях: 1) реализации конституционного права граждан на получение полной и достоверной информации о муниципальных нормативных правовых актах; 2) создания условий для получения информации о муниципальных нормативных правовых актах органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, организациями; 3) систематизации и учета муниципальных нормативных правовых актов; 4) обеспечения соответствия муниципальных нормативных правовых актов Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, законодательству области и уставу муниципального образования области. Организация и ведение Регистра осуществляется на основе принципов:1) общедоступности и открытости информации, включенной в Регистр; 2) обязательности, полноты, достоверности, своевременности представления и включения информации в Регистр; 3) профессионализма и компетентности лиц, осуществляющих ведение Регистра и проведение экспертизы муниципальных нормативных правовых актов в соответствии с настоящим Законом; 4) обеспечения сохранности документальной формы Регистра; 5) актуальности ведения Регистра.
Как усматривается из материалов дела, постановлением главы Администрации Мамаканского городского поселения № 56-п от 14.04.2010г. утверждено Положение об экспертизе муниципальных правовых актов и их проектов на коррупционность.
Согласно информации Управления Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области по региональной политике № 23-35-1284/3 от 28.03.2013г., по состоянию на 27 марта 2013 года постановление главы Мамаканского муниципального образования № 56-п от 14.04.2010г. «Об утверждении Положения об экспертизе муниципальных правовых актов и их проектов на коррупциогенность» в уполномоченный на ведение регистра МНПА орган не поступало. Главе Мамаканского муниципального образования направлялось соответствующее письмо о предоставлении заверенной копии данного МНПА, его электронного вида и сведений об опубликовании.
Между тем, данные обязательства ответчиком не выполнены.
Кроме того, в возражениях на исковое заявление указано, что в настоящее время постановление главы Администрации Мамаканского городского поселения № 56-п от 14.04.2010г. направлено электронной почтой для проверки, после поступления положительного результата МНПА будет незамедлительно направлен в регистр на бумажном носителе.
Согласно ст.7 Закона Иркутской области «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Иркутской области № 10-оз от 12.03.2009г. в целях обеспечения ведения Регистра руководитель органа местного самоуправления муниципального образования области, должностное лицо местного самоуправления, принявшие (издавшие) муниципальный нормативный правовой акт, если они не являются главой муниципального образования области, представляют в течение 10 рабочих дней со дня принятия (издания) муниципального нормативного правового акта главе муниципального образования области копию муниципального нормативного правового акта на бумажном носителе, заверенную уполномоченным на это лицом, текст муниципального нормативного правового акта в электронном виде, а также дополнительные сведения к указанным актам (при их наличии). Глава муниципального образования области в течение 15 рабочих дней по окончании каждого месяца представляет в уполномоченный орган:1) копии муниципальных нормативных правовых актов, принятых (изданных) за месяц, на бумажном носителе, заверенные уполномоченным на это лицом; 2) тексты данных муниципальных нормативных правовых актов в электронном виде; 3) сведения об источниках официального опубликования муниципальных нормативных правовых актов (наименование, дата издания, номер выпуска и статьи, а при отсутствии статей - номер страницы выпуска, с которой начинается текст муниципального нормативного правового акта). В случае, если на момент представления муниципального нормативного правового акта в уполномоченный орган он не опубликован в связи с периодичностью выпуска соответствующего печатного издания, сведения об источнике официального опубликования муниципального нормативного правового акта представляются в течение 15 рабочих дней по окончании месяца, в котором осуществлен выпуск издания. По официальному запросу уполномоченного органа главой муниципального образования области представляется экземпляр издания либо копия издания, в котором муниципальный нормативный правовой акт был опубликован, не позднее 5 рабочих дней со дня получения запроса; 4) копии дополнительных сведений к муниципальным нормативным правовым актам, предусмотренных частью 3 статьи 6 настоящего Закона (при их наличии). Порядок представления главе муниципального образования области муниципальных нормативных правовых актов, материалов к ним, перечисленных в части 2 настоящей статьи, определяется главой муниципального образования области. Сбор муниципальных нормативных правовых актов, дополнительных сведений к ним, юридическая обработка муниципальных нормативных правовых актов, присвоение муниципальным нормативным правовым актам регистрационных номеров для включения их в Регистр, внесение в Регистр текстов муниципальных нормативных правовых актов и дополнительных сведений к ним, формирование и хранение документального вида Регистра осуществляется уполномоченным органом в соответствии с настоящим Законом и нормативными правовыми актами Правительства Иркутской области. Уполномоченный орган обеспечивает представление Регистра в Министерство юстиции Российской Федерации, а также его ежемесячную актуализацию в соответствии с законодательством.
В соответствии со ст.10 Закона Иркутской области «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Иркутской области № 10-оз от 12.03.2009г. сведения, содержащиеся в Регистре, представляются органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления муниципальных образований области, иным муниципальным органам, должностным лицам, гражданам и организациям уполномоченным органом на основании письменного запроса заявителя в документальном виде или электронной форме путем: 1) предоставления доступа к Регистру в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; 2) представления копий муниципальных нормативных правовых актов и дополнительных сведений к ним на бумажных носителях; 3) по электронной почте и иными способами. Не подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в открытом доступе экспертные заключения уполномоченного органа на муниципальные нормативные правовые акты. Сведения, содержащиеся в Регистре, представляются заявителю в течение 10 рабочих дней со дня поступления в уполномоченный орган заявления о представлении сведений. Сведения, содержащиеся в Регистре, представляются лицу бесплатно. Порядок представления сведений, содержащихся в Регистре, определяется Правительством Иркутской области в соответствии с законодательством.
Приведенные выше доказательства объективно свидетельствуют о том, что ответчик не исполнил в полном объеме требования законодательства, чем нарушает права граждан на доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления.
Доказательств опровергающих данные обстоятельства, ответчиком суду не представлено.
С учетом совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, суд находит установленным факт неисполнения ответчиком требований законодательства в полном объеме.
С учетом изложенного, суд, на основании ст. 12 ГК РФ считает необходимым возложить на ответчика обязанность о направлении постановления №56-п от 14.04.2010 года для внесения в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Иркутской области.
По правилам части 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
При этом в силу части 1 ст. 107 ГПК РФ процессуальные действия совершаются в процессуальные сроки, установленные федеральным законом. В случаях, если сроки не установлены федеральным законом, они назначаются судом. Судом сроки должны устанавливаться с учетом принципа разумности.
Принимая во внимание, что ответчиком не заявлено возражений против указанного в иске срока для внесения муниципального нормативно-правового акта в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Иркутской области, суд полагает необходимым установить срок выполнения данных требований в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу.
При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора г.Бодайбо в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Мамаканского городского поселения о возложении обязанности направить постановление №56-п от 14 апреля 2010 года для внесения в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Иркутской области в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу суд находит законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
На основании части 4 ст. 103 ГПК РФ в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, а также мировым судьей в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора г.Бодайбо в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Мамаканского городского поселения о возложении обязанности направить постановление № 56-п от 14 апреля 2010 года для внесения в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Иркутской области - удовлетворить.
Обязать Администрацию Мамаканского городского поселения в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу направить постановление № 56-п от 14 апреля 2010 года «Об утверждении Положения об экспертизе муниципальных правовых актов и их проектов на коррупциогенность» для внесения в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Иркутской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Бодайбинский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято ***.
Судья: И.Ф. Овчинникова