ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-185/2021 от 02.03.2021 Новгородского районного суда (Новгородская область)

Дело № 2-185/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 марта 2021 года Великий Новгород

Новгородский районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи Юршо М. В.,

при секретаре Столяровой П. Э.,

с участием прокурора Курановой О. И., представителя ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и. о. Старорусского межрайонного прокурора в защиту прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц к Государственному областному казенному учреждению «Региональный центр природных ресурсов и экологии Новгородской области» о возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства,

у с т а н о в и л:

И. о. Старорусского межрайонного прокурора, действуя в защиту прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства спора, к Государственному областному казенному учреждению «Региональный центр природных ресурсов и экологии Новгородской области» (далее по тексту также - Учреждение) о возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства, подготовить в электронной форме графическое описание местоположения границ особо охраняемых природных территорий, перечень координат характерных точек границ территории памятников природы регионального значения "ФИО2 р. Псижа", "Отторженец "Кривец" на р. Полисть"; направить в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, документы для внесения в единый государственный кадастр недвижимости сведений о границах особо охраняемых природных территорий: в электронной форме графическое описание местоположения границ особо охраняемых природных территорий, перечень координат характерных точек границ территории памятников природы регионального значения "ФИО2 р. Псижа", "Дубовая роща вдоль рек Крекша и Тулебля с западной стороны", "Дубовая роща у д. Подолжино", "Куличиный луг", "Ландшафтный парк "Дубрава" у д. Подцепочье", "Отторженец "Кривец" на р. Полисть", решение органа государственной власти об установлении границ особо охраняемых природных территорий памятников природы регионального значения "ФИО2 р. Псижа", "Дубовая роща вдоль рек Крекша и Тулебля с западной стороны", "Дубовая роща у д. Подолжино", "Куличиный луг", "Ландшафтный парк "Дубрава" у д. Подцепочье", "Отторженец "Кривец" на р. Полисть", указав в обоснование заявления, что в нарушение требований действующего законодательства в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения об указанных выше памятниках природы регионального значения. Невнесение в государственный кадастр недвижимости сведений о границах особо охраняемых природных территорий может привести к нарушениям требований земельного законодательства, лесного законодательства и законодательства об особо охраняемых природных территориях, связанным с предоставлением физическим и юридическим лицам в собственность, аренду, пользование, владение земельных участков в границах этой территории и последующему нарушению режима её использования, повлечь негативное воздействие на окружающую среду и привести к деградации и (или) уничтожению природных объектов, то есть нарушить права неопределенного круга лиц.

В ходе судебного разбирательства спора к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области.

Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом.

Заслушав объяснения прокурора Курановой О. И., поддержавшей исковые требования по мотивам, изложенным в исковом заявлении, объяснения представителя ответчика ФИО1, не признавшей исковые требования по мотивам, изложенным в письменном отзыве (возражениях), исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 58 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту также - Федеральный закон №7-ФЗ) природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

В соответствии с преамбулой Федерального закона от 14 марта 1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых территориях» (далее по тесту также – Федеральный закон №33-ФЗ) особо охраняемые природные территории – это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Исходя из части 2 статьи 2 Федерального закона №33-ФЗ, с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различают следующие их категории: государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники; национальные парки; природные парки; государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады.

Статьей 27 Федерального закона №33-ФЗ предусмотрено, что на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.

Частью 3 статьи 26 Федерального закона №33-ФЗ определено, что органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ) права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным данным кодексом и федеральными законами. Могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий; особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных.

В силу пункта 6 статьи 56 ЗК РФ ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее по тексту также – Федеральный закон №218-ФЗ) единый государственный реестр недвижимости представляется собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (сематические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе из реестра особо охраняемых природных территорий.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона № 218-ФЗ в реестр границ вносятся следующие сведения об особо охраняемых природных территориях: индивидуальные обозначения таких зон и территорий (вид, тип, номер, индекс и другие обозначения); описание местоположения границ таких зон (границ территорий (подзон) в случае, если в границах зоны с особыми условиями использования территории выделяются две или более территории (подзоны), в отношении которых устанавливаются различные ограничения использования земельных участков) и территорий; наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон, о создании таких территорий; реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон, о создании или об изменении таких территорий и источники официального опубликования этих решений или указания на положения нормативных правовых актов, на основании которых установлены зоны с особыми условиями использования территорий, в случае, если такими нормативными правовыми актами не предусмотрено принятие решений об установлении зон с особыми условиями использования территорий; иные сведения

Частями 1, 2, 3 статьи 8 Федерального закона № 218-ФЗ предусмотрено, что в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке.

Согласно пункту 6 части 5 статьи 8 Федерального закона №218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения о том, что земельный участок расположен в границах особо охраняемой природной территории, охотничьих угодий, лесничеств, лесопарков.

В соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона №218-ФЗ в реестр границ вносятся сведения об особо охраняемых природных территориях, в том числе содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон или территорий.

В силу части 1 статьи 32 Федерального закона №218-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов), в том числе об установлении или изменении разрешенного использования земельного участка; об утверждении положения об особо охраняемой природной территории.

Исходя из части 18.1 статьи 32 Федерального закона №218-ФЗ обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениях), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с пунктом 9 части 1 настоящей статьи, являются подготовленные в электронной форме графическое описание местоположения границ особо охраняемых природных территорий, перечень координат характерных точек границ таких населенных пунктов, зон, территорий.

Как установлено судом из письменных материалов дела, в соответствии с постановлением Администрации Новгородской области от 10 декабря 2001 года № 37, решением Исполкома Новгородского областного Совета народных депутатов от 29 апреля 1988 года № 141 выше перечисленные природные объекты, расположенные в Старорусском районе Новгородской области – "ФИО2 р. Псижа", "Дубовая роща вдоль рек Крекша и Тулебля с западной стороны", "Дубовая роща у д. Подолжино", "Куличиный луг", "Ландшафтный парк "Дубрава" у д. Подцепочье", "Отторженец "Кривец" на р. Полисть" - объявлены памятниками природы регионального значения, а занятая ими территория - особо охраняемой природной территорией регионального значения, на которой запрещается отвод земель под садово-огородные участки, возделывание земли, применение ядохимикатов, постройка каких-либо объектов, распашка и разрушение берегов водоемов, распашка территории, уничтожение берегозащитной, водной и болотной растительности, механическое загрязнение рубка леса, кроме санитарной, изменение видового состава растительности, заготовка соков, проведение осушительных и других мелиоративных работ.

Как установлено судом из письменных материалов дела, в нарушение перечисленных выше положений закона, регулирующих спорные правоотношения, сведения о данных памятниках природы регионального значения в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.

Пунктом 3.1.1 Устава Учреждения к целям создания и деятельности Учреждения отнесено обеспечение исполнения государственных полномочий в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, в том числе осуществление функции администраций государственных природных заказников регионального значения.

В силу п. 4.1 Устава для достижения вышеназванных целей Учреждение осуществляет в установленном законодательством порядке организацию изготовления карт (планов) объектов землеустройства в целях постановки особо охраняемых природных территорий регионального значения на государственный кадастровый учет; подготовку и представление документов для внесения сведений об особо охраняемых природных территориях регионального значения в государственный кадастр недвижимости; обеспечение формирования и ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального значения.

Таким образом, обязанность по подготовке и представлению в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, документов, необходимых для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах особо охраняемых природных территорий (перечисленных выше памятников природы регионального значения) возложена на Учреждение.

С учетом установленных обстоятельств и приведенных положений материального права суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Разрешая вопрос о сроке исполнения Учреждением решения суда, принимая во внимание организационные и иные мероприятия, необходимые Учреждению для исполнения требований природоохранного законодательства, суд, с учетом мнения сторон, устанавливает указанный срок продолжительностью 1 год со дня вступления решения суда в законную силу.

Поскольку исковые требования прокурора удовлетворены, на основании ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета надлежит взыскать в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 300 руб.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 206 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования и. о. Старорусского межрайонного прокурора в защиту прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Государственное областное казенное учреждение «Региональный центр природных ресурсов и экологии Новгородской области» в течение года со дня вступления решения суда в законную силу подготовить в электронной форме графическое описание местоположения границ особо охраняемых природных территорий, перечень координат характерных точек границ территории памятников природы регионального значения "ФИО2 р. Псижа", "Отторженец "Кривец" на р. Полисть".

Обязать Государственное областное казенное учреждение «Региональный центр природных ресурсов и экологии Новгородской области» в течение года со дня вступления решения суда в законную силу направить в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, документы для внесения в единый государственный кадастр недвижимости сведений о границах особо охраняемых природных территорий: в электронной форме графическое описание местоположения границ особо охраняемых природных территорий, перечень координат характерных точек границ территории памятников природы регионального значения "ФИО2 р. Псижа", "Дубовая роща вдоль рек Крекша и Тулебля с западной стороны", "Дубовая роща у д. Подолжино", "Куличиный луг", "Ландшафтный парк "Дубрава" у д. Подцепочье", "Отторженец "Кривец" на р. Полисть", решение органа государственной власти об установлении границ особо охраняемых природных территорий памятников природы регионального значения "ФИО2 р. Псижа", "Дубовая роща вдоль рек Крекша и Тулебля с западной стороны", "Дубовая роща у д. Подолжино", "Куличиный луг", "Ландшафтный парк "Дубрава" у д. Подцепочье", "Отторженец "Кривец" на р. Полисть".

Взыскать с Государственного областного казенного учреждения «Региональный центр природных ресурсов и экологии Новгородской области» в доход местного бюджета в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 300 рублей.

На решение лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором - представление в Судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Новгородский районный суд Новгородской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения - 09 марта 2021 года.

Председательствующий М. В. Юршо