60RS0023-01-2021-000661-36 Дело № 2-185/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
пос. Красногородск
Псковская область 19 августа 2021 года
Пыталовский районный суд Псковской области в составе председательствующего судьи Григорьева М.А.,
при секретаре Нефедовой Н.В.,
с участием представителя истца - Комитета по управлению государственным имуществом Псковской области ФИО2,
представителя ответчика - Комитета по природным ресурсам и экологии Псковской области ФИО3,
представителя третьего лица – Управления Росреестра по Псковской области ФИО4,
рассмотрев гражданское дело по иску Комитета по управлению государственным имуществом Псковской области к Комитету по природным ресурсам и экологии Псковской области о разделе земельного участка с кадастровым номером №,
У С Т А Н О В И Л:
Комитет по управлению государственным имуществом Псковской области обратился в суд с иском к Комитету по природным ресурсам и экологии Псковской области, уточненным в ходе судебного заседания, в котором просит произвести раздел земельного участка с кадастровым номером № площадью 71199308,8 кв.м расположенного по адресу: <адрес>, представляющего собой единое землепользование и состоящее из 24 обособленных земельных участков; образовать два земельных участка: земельный участок № площадью 3103750 кв.м (ранее обособленный участок с кадастровым номером №) и земельный участок № площадью 1786725 кв.м. (ранее обособленный участок с кадастровым номером №); сохранить земельный участок с кадастровым номером № в измененных границах площадью 66308834 кв.м., как единое землепользование, состоящее из 22 обособленных земельных участков с № сведения о местоположении границ и координатах характерных точек которых не изменяются.
В обоснование требований указывается, что Комитетом по управлению государственным имуществом ДД.ММ.ГГГГ заключен Государственный контракт на оказание услуг землеустройства по установлению границ муниципальных образований Псковской области в соответствии с техническим заданием с ООО «<данные изъяты>».
В рамках выполнения государственного контракта были подготовлены землеустроительные дела по описанию местоположения границ муниципальных образований в форме электронного образа бумажного документа в виде файлов в формате PDF на цифровых носителях- CD-R.
ДД.ММ.ГГГГ Управлению Росреестра по Псковской области была передана землеустроительная документация по установлению границ муниципальных образований СП «Красногородская волость», «Красногородский район» Красногородского района Псковской области.
ДД.ММ.ГГГГ Управление сообщило, что в отношении поступившей землеустроительной документации будет проведена экспертиза в целях обеспечения соответствия этой документации исходным данным, техническим условиям и требованиям, а также в целях выявления пересечения границ объектов землеустройства с границами земельных участков, границами территорий субъектов РФ, границами территории муниципальных образований, границами территории населенных пунктов, границами территориальных зон, а также границами частей указанных территорий и зон.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ООО «<данные изъяты>» Управлением Росреестра по Псковской области было направлено письмо, в соответствии с которым землеустроительные дела не могут быть включены в фонд данных в виду имеющихся замечаний, указанных в заключении экспертизы землеустроительной документации.
Также была направлена и копия заключения государственной экспертизы землеустроительной документации. Управлением Росреестра по Псковской области был издан Приказ от 10.12.2020г. №313-п «Об утверждении заключения экспертной комиссии по про ведению государственной экспертизы землеустроительной документации Управления Росреестра по Псковской области».
В соответствии с Заключением №28-29/2020 (приложение к Приказу Управления Росреестра по Псковской области от 10.12.2020 N2313-п) раздел III указано, что по границе муниципального образования «Красногородская волость» имеются пересечения с границами земельных участков (категория земель - земли лесного фонда): №
Указанные земельные участки, являются обособленными земельными участками, входящими в состав единого землепользования с №. Как следует из заключения кадастрового инженера, включенного в состав землеустроительного дела МО «Красногородская волость», земельный участок с № согласно данным ЕГРН пересекает границу муниципального образования ГП «Красногородск» (реестровый № Граница же муниципального образования СП «Красногородская волость», формируемая в представленной карте (плане), совпадает с ранее установленной гpаницей ГП «Красногородск» и соответственно пересекает земельный участок с №
Вместе с тем по результатам проведения экспертизы экспертной комиссией было установлено, что конфигурация границ муниципальных образований соответствует описанию, указанному в Законах Псковской области от 28.02.2005 №419-0З «О границах и статусе действующих на территории области муниципальных образований» от 28.02.2005 №420-0З «Об установлении границ и статусе вновь образуемых муниципальных образований на территории Псковской области», а также документам территориального планирования и градостроительного зонирования.
Землеустроительная документация удовлетворяет Требованиям, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.07.2009 №621 и Порядку описания местоположения границ объектов землеустройства, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 03.06.2011 № 267, в части: соответствия точности определения местоположения границ объектов землеустройства; соответствия представленных карт (планов) объектов землеустройства утвержденной форме и требованиям к ее составлению; наличия списка смежных объектов землеустройства с указанием смежных частей границ и наименований соответствующих смежных объектов землеустройства; соответствия использованных систем координат установленных системам координат для ведения Единого государственного реестра недвижимости на территории Псковского кадастрового округа.
Однако выявленные пересечения препятствуют помещению землеустроительной документации в ГФД.
Полномочиями на постановку на кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда, предназначенных для передачи их в пользование или в аренду (в рамках организации работы по предоставлению лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование) наделен Комитет по природным ресурсам и экологии Псковской области.
30.04.2021 в целях соблюдения досудебного порядка, предусмотренного п. 3 ст. 132 ГПК РФ, Комитетом в Комитет по природным ресурсам и экологии Псковской области было направлено письмо с предложением провести кадастровые работы для устранения выявленных пересечений.
Ответом от 05.05.2021 Комитет по природным ресурсам и экологии Псковской области сообщил об отсутствии лимитов на проведение вышеуказанных работ.
Принимая во внимание важность вопроса, необходимость установления границ муниципальных образований и с целью исполнения государственного контракта Комитет подготовил схему раздела земельного участка с №
Сложившаяся ситуация препятствует повышению показателей целевых моделей «Постановка на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества» и, как следствие, снижение показателей национального рейтинга состояния инвестиционного климата Псковской области.
В судебном заседании представитель истца ФИО2 заявленные требования поддержала по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель ответчика ФИО3 против заявленных требований не возражала, указав, что действующим арендатором земельного участка является ООО «<данные изъяты>», его права в случае удовлетворения исковых требований не будут нарушены.
Представитель третьего лица – Управления Росреестра по Псковской области ФИО4 полагала исковые требования подлежащими удовлетворению.
Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях, ЗАО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>» о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили, заявлений или ходатайств об отложении рассмотрения дела и возражений против заявленных требований не представили.
Суд рассматривает дело в отсутствие указанных лиц.
Выслушав представителей истца, ответчика, Управления Росреестра по Псковской области, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) объектами земельных отношений являются: земля как природный объект и природный ресурс, земельные участки, а также части земельных участков.
Из смысла данной правовой нормы во взаимосвязи со ст. ст. 128 и 133 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что земельные участки и части земельных участков являются объектами гражданских отношений. Неделимый земельный участок - это такой земельный участок, в отношении которого невозможно установить право собственности на его часть, он выступает объектом земельных и гражданских прав в целом. Делимый земельный участок может быть разделен на части, и каждая часть после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 11.2 ЗК РФ, при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в п. п. 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами. При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
Согласно п. 1 ст. 11.4 ЗК РФ, при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование.
Пунктом 6 указанной статьи предусмотрена возможность раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п. 7 ст. 11.4 ЗК РФ в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 39.2 настоящего Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа.
Из смысла указанных правовых норм следует, что раздел земельного участка возможен исключительно собственником объекта по собственной инициативе, либо по обращению лица, которому он предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования.
В ходе судебного заседания установлено, что истец не обладает полномочиями по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером № относится к землям лесного фонда и принадлежит на праве собственности Российской Федерации и предоставлен в аренду ЗАО «<данные изъяты>» по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 70).
В результате передачи прав и обязанностей арендатора по договору от 04.04.2013 передачи прав и обязанностей арендатора по договору аренды лесного участка, расположенного на землях лесного фонда на территории Псковской области № 4 от 05.06.2008, арендатором земельного участка с кадастровым номером № в настоящее время является ООО «<данные изъяты>» (л.д. 103-106).
Таким образом, Комитет по управлению государственным имуществом Псковской области не является надлежащим истцом по иску о разделе земельного участка, находящегося в государственной собственности.
Кроме того, в ходе судебного заседания установлено, что Комитет по природным ресурсам и экологии Псковской области не препятствовал разделу земельного участка, спор о границах между истцом и ответчиком отсутствует.
В связи с чем суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Комитета по управлению государственным имуществом Псковской области.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 196-199 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Комитета по управлению государственным имуществом Псковской области к Комитету по природным ресурсам и экологии Псковской области о разделе земельного участка с кадастровым номером № отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Пыталовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий /подпись/ М.А. Григорьев
Мотивированное решение изготовлено 24 августа 2021 года.
<данные изъяты>
Судья Пыталовского районного суда М.А. Григорьев