ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-185/2021 от 25.03.2021 Нижнесергинского районного суда (Свердловская область)

<данные изъяты>

Дело № 2-185/2021

УИД

Мотивированное решение составлено 25 марта 2021г.

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Нижние Серги 19 марта 2021г.

Нижнесергинский районный суд Свердловской области в составе:

председательствующего Шторх Ю.Г.,

при секретаре судебного заседания Олейник А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нижнесергинского района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению детскому саду № 37 д. Контуганово о возложении обязанности обеспечить дублирование сигналов о пожаре,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Нижнесергинского района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к МКДОУ детскому саду № 37 д. Контуганово о возложении обязанности в срок до 01 августа 2021 обеспечить дублирование сигналов о пожаре на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации с возможностью передачи извещений от прибора объектового оконечного на прибор пультовой оконечный системы передачи извещения о пожаре по резервному маршруту.

В основание иска указал, что в ходе проверки установлено, что МКДОУ детскому саду № 37 д. Контуганово оборудовано устройством для передачи извещений о состоянии средств охранно-пожарной сигнализации по GSM-каналу. Резервный канал связи в данной организации отсутствует. Из письма ФГБУ ВНИИПО МЧС России от 24.03.2020 № ИТ-117-102-12-3 следует, что функционирование системы передачи извещений о пожаре с применением объектового оборудования посредством использования GSM-канала не корректно. Согласно положениям пп. «в» п.9.2.2 ГОСТ Р 53325-2012, система передачи извещений о пожаре должна обеспечивать возможность передачи извещений от объекта на пультовую часть по резервному маршруту. Применением оборудования с использованием GSM-канала связи (одного канала сотовой связи) не удовлетворяет данному требованию. 03.12.2020 начальнику управления образования администрации Нижнесергинского муниципального района внесено представление, которое рассмотрено и не удовлетворено. В ответе на представление указано, что в 23 образовательных организациях требуется проведение модернизации системы автоматической пожарной сигнализации в части перевода сигнала о пожаре по более надежному и защищенному радиоканалу, который в настоящее время отправляется на пульт диспетчера службы пожарной охраны в г. Нижние Серги по каналу GSM-связи. Ввиду ограниченности бюджетных средств в 2020 году расширить круг участников данных мероприятий не представляется возможным. Управлением образования подготовлен крактосрочный (трехгодовой 2021-2023гг.) укрупненный расчет бюджетных затрат на проведение противопожарных мероприятий в подведомственных образовательных организациях, который планируется утвердить главой Нижнесергинского муниципального района. В МКДОУ детскому саду № 37 д. Контуганово отсутствует резервный канал связи. Вывод сигнала через GSM-канал не обеспечивает безопасную и бесперебойную передачу извещения о пожаре. Указанные нарушения создают угрозу не только массовой гибели людей от пожара, но и не обеспечивают должный уровень антитеррористической защищенности объектов с массовым пребыванием людей, в особенности несовершеннолетних, свидетельствуют о бездействии должностных лиц МКДОУ детскому саду № 37 д. Контуганово по реализации полномочий, установленных законодательством об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, противодействии терроризму и пожарной безопасности в деятельности образовательных организаций.

В судебном заседании помощник прокурора Люц Т.В. исковые требования поддержала в полном объеме. Суду объяснила, что срок необходим 01.08.2021 с целью избежать массовой гибели несовершеннолетних, а также, исходя из социальной значимости вопроса о жизни и здоровье несовершеннолетних, антитеррористической защищенности. Мероприятия не требуют значительных материальных затрат. ПОО «Тандем-2М» не обеспечивает бесперебойную систему извещения, не всегда поступают сигналы.

Ответчик – представитель МКДОУ детского сада № 37 д. Контуганово в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не известил, о рассмотрении в его отсутствие не просил.

Суд определил дело рассмотреть в порядке заочного производства.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с со ст.1, ст.3 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.

Система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ.

Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

В соответствии с ч.1 ст.6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.

В соответствии с ч.6 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с пп. «а» п.4 ст.32 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций относятся к зданиям класса функциональной пожарной опасности Ф4.1.

В соответствии с ч.7 ст.83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.

Указанные требования закона МКДОУ детским садом № 37 д. Контуганово не выполнены.

Согласно уставу, ответчик является муниципальным казенным дошкольным образовательным учреждением (л.д.).

Начальник Отдела надзорной деятельности и профилактической работы Нижнесергинского муниципального района, Бисертского городского округа Власов Е.М. обратился к прокурору Нижнесергинского района о принятии мер прокурорского реагирования, указав, что на территории Нижнесергинского района функционирует 55 объектов, к которым предъявляются требования, предусмотренные ч.7 ст.83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и п.п. «е» п.57 ст.1 Федерального закона от 10.07.2012 № 117-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а именно по выводу сигнала о срабатывании систем автоматической пожарной сигнализации на пульт централизованного наблюдения пожарно-спасательных подразделений. Поступила информация от ООО «Актай-Мониторинг», оказывающего услуги по построению и техническому обслуживанию системы мониторинга автоматических СПЗ и вывода сигналов на пульт подразделения пожарной охраны, о невыполнении руководителями социально значимых объектов требований пп. «в» п.9.2.2 ГОСТ Р 53325-2012 в части выполнения системой передачи извещений о пожаре функции по передаче сигналов по резервному маршруту (л.д.).

В перечень указанных объектов входит МКДОУ детский сад № 37 д. Контуганово (л.д.).

После проведенной проверки по охране жизни и здоровья несовершеннолетних, противодействия терроризму и пожарной безопасности в деятельности образовательных организаций на территории Нижнесергинского района прокурором начальнику управления образования администрации Нижнесергинского муниципального района Чертковой Т.И. 03.12.2020 внесено представление об устранении выявленных нарушениях о несоответствии требованиям законодательства в образовательных учреждениях, в том числе МКУДО детскому саду № 37 д. Контуганово, вывода сигнала через GSM-канал, не обеспечивающего безопасной и бесперебойной передачи сигнала, что создает угрозу массовой гибели людей от пожара и не обеспечивает должный уровень антитеррористической защищенности объекта с массовым пребыванием людей, в том числе, несовершеннолетних (л.д.).

В ответ на представление прокурора начальником управления образования указано о необходимости проведения модернизации системы автоматической пожарной сигнализации в части перевода сигнала о пожаре, который в настоящее время отправляется на пульт диспетчера службы пожарной охраны в г. Нижние Серги, по каналу GSM, в связи с чем, необходимо отправлять его по более надежному и защищенному радио-каналу связи. Работа по модернизации систем АПС в образовательных учреждениях Нижнесергинского района начата в 2020 году, проведена в 8 образовательных учреждениях. Расширить количество учреждений не представляется возможным в связи с ограниченностью бюджетных средств (л.д.).

ФГБУ ВНИИПО МЧС России дано заключение о праве выбора собственником объекта любого сертифицированного пультового оборудования СПИ из представленных на российском рынке (л.д.).

По сведениям того же ФГБУ ВНИИПО МЧС России ПОО «Тандем-2М» не обеспечивает бесперебойную систему извещения, не всегда поступают сигналы (л.д.).

При проверке в период с 01 по 10 февраля 2021 работоспособности средств обеспечения безопасности в МКУДО детском саду № 37 д. Контуганово установлено, что объект подключен по GSМ-каналу к пульту ПАК «Стрелец-Мониторинг» без резервирования каналов передачи данных, система в исправном (работоспособном) состоянии (л.д.).

Установлено, что МКУДО детским садом № 37 д. Контуганово не в полном объеме соблюдаются требования пожарной безопасности. Здание детского сада не обеспечено дублированием (выводом) сигнала систем пожарной сигнализации о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации, что нарушает права, законные интересы педагогического и технического персонала школы, несовершеннолетних обучающихся в части безопасного пребывания. Учреждение является важным объектом инфраструктуры и жизнеобеспечения населения, с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетнего возраста, на безопасности которых отрицательно сказывается отсутствие в здании школы системы дублирования сигнала о пожаре на пульт подразделения пожарной охраны. Доказательств обратного суду ответчиком не представлено.

Выполнение всех противопожарных мероприятий направлено на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, своевременную эвакуацию и спасение людей на случай пожара и других чрезвычайных ситуаций. Указанные мероприятия не ставятся действующим законодательством в зависимость от финансовых возможностей ответчика.

При таких обстоятельствах суд считает возможным принять решение об удовлетворении иска, который основан на законе. На МКУДО детского сада № 37 д. Контуганово подлежит возложению обязанность в срок до 01 августа 2021 обеспечить дублирование сигналов о пожаре на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации с возможностью передачи извещений от прибора объектового оконечного на прибор пультовой оконечной системы передачи извещения о пожаре по резервному маршруту.

Срок для осуществления указанной обязанности суд считает разумным и достаточным.

В соответствии с ч.1 ст.103 Гражданского процессуального кодекса РФ, п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ подлежит взысканию с ответчика МКУДО детского сада № 37 д. Контуганово в доход местного бюджета госпошлина в размере 300 рублей, от уплаты которой прокурор при предъявлении иска был освобожден.

Руководствуясь ст.ст.233-235, 199, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Нижнесергинского района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению детскому саду № 37 д. Контуганово удовлетворить.

Обязать Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 37 д. Контуганово в срок до 01 августа 2021 обеспечить дублирование сигналов о пожаре на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации с возможностью передачи извещений от прибора объектового оконечного на прибор пультовой оконечной системы передачи извещения о пожаре по резервному маршруту.

Взыскать с Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 37 д. Контуганово государственную пошлину в доход местного бюджета 300 (триста) руб.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья Ю.Г. Шторх