ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-185/2022 от 10.01.2022 Ленинскогого районного суда г. Тамбова (Тамбовская область)

РЕШЕНИЕ

По делу № 2-185/2022

Именем Российской Федерации

10 января 2022г.

Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:

председательствующего судьи Изгарёвой И.В.,

при секретаре Сытиной Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Разумной С.А. к Администрации Тамбовской области, Главе Администрации Тамбовской области, ФИНУ Тамбовской области о признании бездействия незаконным, возмещении убытков,

УСТАНОВИЛ:

Разумная С.А. первоначально обратилась с иском к Администрации Тамбовской области, Главе Администрации Тамбовской области, Управлению Федерального казначейства по Тамбовской области о признании бездействия незаконным, возмещении убытков. В ходе рассмотрения дела УФК по Тамбовской области было заменено на надлежащего ответчика – Финансовое управление Тамбовской области.

В обоснование иска заявительница указала, что она на основании Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ направила в форме электронного документа через унифицированную форму официального сайта Администрации Тамбовской области обращение №2068-1-173 от 26.10.2020 на имя Главы Администрации Тамбовской области.

Не получив в установленный законом срок ответа на своё обращение, С.А.Разумная обратилась к *** Нагорному А.А. (***) за оказанием юридической помощи в целях защиты и восстановления права, гарантированного п.3 ст.5 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ, заключив договор №39 от 10.02.2021 на оказание услуг в области права.

В интересах С.А.Разумной в рамках исполнения обязательств по договору №39 от 10.02.2021, А.А.Нагорный направил жалобу №2168-9-32 от 11.02.2021 в форме электронного документа в адрес прокурора Тамбовской области с просьбой принять меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод С.А.Разумной. Прокуратурой области было рассмотрено обращение А.А.Нагорного, поданного в интересах С.А.Разумной, и был дан ответ №7-190-2021 от 10.03.2021 за подписью начальника отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства Е.Н.Л.. При рассмотрении этого обращения в прокуратуре области было принято решение о направлении копии обращения С.А.Разумной №2068-1-173 от 26.10.2020 в Администрацию Тамбовской области для рассмотрения по существу, однако других мер прокурорского реагирования принято не было, так как Администрация Тамбовской области предоставила в прокуратуру области недостоверную информацию.

Для принятия мер по предупреждению нарушений прав и свобод С.А.Разумной по своевременному выявлению и устранению причин, из-за которых было нарушено право С.А.Разумной получить письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов в установленный законом срок, А.А.Нагорный, в рамках договора №39 от 10.02.2021, по дополнительному соглашению от 22.03.2021, направил в интересах С.А.Разумной второе обращение №2168-9-64/80/Ин32 от 24.03.2021 на имя прокурора Тамбовской области. По результату рассмотрения второго обращения прокуратурой Тамбовской области было установлено, что 26.10.2020 в Администрацию области поступило обращение С.А.Разумной о придании гласности гражданской инициативы Общественного движения «***». Однако, в нарушение установленных законом и Регламентом Администрации области требований, должностным лицом Администрации области обращение С.А.Разумной не было зарегистрировано как обращение гражданина, и не было размещено в государственной информационной системе контроля обращений граждан в Администрацию

Тамбовской области (***»). По данным фактам прокуратурой области внесено представление в Администрацию области с требованием об устранении и принятии мер по недопущению впредь подобных нарушений.

Поскольку в результате двух обращений А.А.Нагорного было восстановлено право С.А.Разумной и были выявлены причины нарушения её прав, свобод и законных интересов, в соответствии с ч.1 ст.16 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ С.А.Разумная вправе в судебном порядке требовать от виновного лица возмещения убытка, причинённого его незаконным действием (бездействием) при рассмотрении обращения.

Это очевидно, что, если бы С.А.Разумная не обратилась за юридической помощью, Администрация Тамбовской области так бы и не направила в её электронный адрес, указанный в обращении, письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Только после прокурорской проверки были выявлены нарушения законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан, и был дан ответ №Р-04-1274 от 18.03.2021 за подписью заместителя директора департамента общественных связей и информационной политики аппарата главы Администрации Тамбовской области А.А.Б..

В силу ст.14 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ Администрация Тамбовской области и её руководитель обязаны осуществлять в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализировать содержание поступающих обращений, принимать меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан. Должностные лица этого государственного органа были обязаны проконтролировать регистрацию обращения С.А.Разумной №2001-1-173 от 26.10.2020 в установленный законом срок.

В соответствии со ст.15 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. В соответствии с ч.1 ст.16 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причинённых незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.

В соответствии со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путём возмещения убытков. В силу ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.

С.А.Разумная в целях защиты и восстановления своего права, гарантированного п.3 ст.5 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ, обратилась за юридической услугой, за оказание которой она 22.03.2021 и 03.05.2021 оплатила по 1000 рублей, что является расходом, относящимся к рассмотрению её обращения №2001-1-173 от 26.10.2020. Несение расходов, подтверждается договором №39 от 10.02.2021, дополнительным соглашением от 22.03.2021 и электронными платёжными документами, предоставленными банком в электронном виде. Размер понесённых расходов является разумным. Незаконность бездействия ответчика установлена по факту направления данного ответа №Р-04-1274 от 18.03.2021 в адрес истца и прокурорской проверкой. Таким образом, С.А.Разумная понесла убытки, причинённые незаконным бездействием государственного органа и его должностного лица.

Истица просила признать бездействие Администрации Тамбовской области (***), главы Администрации Тамбовской области Никитина А.В. (***) совершённое при рассмотрении обращения Разумной С.А. №2068-1-173 от 26.10.2020, незаконным в части неисполнения и нарушения требования ч.2 ст.8 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ. Просила взыскать солидарно с ответчиков в ее пользу 2000 рублей в качестве возмещения убытка, причинённого Разумной С.А. из-за оплаты юридической услуги, направленной для пресечения незаконного бездействия.

В уточненном исковом заявлении истица просила взыскать солидарно с Администрации Тамбовской области и ФИНУ Тамбовской области понесенные ею убытки.

В судебном заседании истица и ее представитель Нагорный А.А., допрошенные путем видеоконференцсвязи, поддержали исковые требования по изложенным в иске основаниям.

Представитель Администрации Тамбовской области Алехина Е.Н. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на иск. В означенном отзыве указано, что в соответствии с п. 12.1 Регламента Администрации области, утвержденного постановлением Администрации Тамбовской области от 11.11.2009 № 1346, Администрация в пределах своей компетенции обеспечивает рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление по ним ответов в установленный законом срок. Особенности работы с обращениями граждан также урегулированы Инструкцией по делопроизводству в Администрации области, утвержденной постановлением администрации области от 21.03.2088 №353.

Администрация полагала, что неполучение истцом ответа на обращение от 26.10.2020 в установленный срок не повлекло за собой причинение вреда, а равно убытков, поскольку действия, о которых просил заявитель не могли быть совершены администрацией области и главой администрации области лично и не относятся к полномочиям администрации области и главы администрации области.

Обращение С.А.Разумной от 26.10.2020 №2068-1-173 составлено и подписано не от имени гражданина, а от имени общественного движения ***», председателем которого является С.А. Разумная (обращение подано на бланке общественного движения). Общественное движение отвечает признакам юридического лица, в связи с чем, в соответствие со ст. 16 Федерального закона №59-ФЗ права па возмещение ущерба истица не имеет.

Между истцом и ее представителем А.А.Нагорным заключен договор на оказание услуг в области права от 10.02.2020 №39, до обращения истицы к ответчикам. Негативных последствий для истицы ввиду просрочки ответа на ее обращение не наступило.

В судебном заседании представитель Администрации Тамбовской области также пояснила, что после представления прокуратуры Тамбовской области была проведена служебная проверка в отношении должностного лица, несвоевременно ответившего на обращение истицы, его виновность была установлена.

Глава Администрации Тамбовской области, извещенный надлежаще, не явился в судебное заседание.

Представитель ФИНУ Тамбовской области просил разрешить дело без его участия.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает возможным частично удовлетворить исковые требования.

Судом установлено, что 26.10.2020г. в Администрацию Тамбовской области в электронной форме поступило обращение Нагорного А.А. в интересах Разумной С.А. о придании гласности гражданской инициативы общественного движения ***».

В соответствии с п. 12.1 Регламента Администрации области утвержденного постановлением Администрации Тамбовской области от 11.11.2009 №1346, администрация области в пределах своей компетенции обеспечивает рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление по ним ответов в установленный законом срок.

И.о. начальника отдела по работе с обращениями граждан департамента государственных и муниципальных услуг документооборота и работы с обращениями граждан аппарата Главы Администрации области С. А.В. поступившее заявление Нагорного А.А. не было зарегистрировано как обращение гражданина, и не было размещено в государственной информационной системе контроля обращений граждан Администрации Тамбовской области (***»). Данное обстоятельство было установлено в ходе прокурорской проверки по обращению истицы и зафиксировано в представлении Прокуратуры Тамбовской области от 21.04.2021г. № 7-58-2021/71 (л.д.63-66) на имя первого заместителя Главы администрации Тамбовской области.

Как показала прокурорская проверка, ответ на обращение истицы направлен только 18.03.2021г. с нарушением срока, установленного ст.12 Федерального закона от 2 мая 2006г. N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации",

после перенаправления прокуратурой области заявления Нагорного А.А. в интересах Разумной С.А. для рассмотрения в Администрацию области. Более того, в ходе прокурорской проверки должностными лицами Департамента государственных и муниципальных услуг, документооборота и работы с обращениями граждан предоставлена недостоверная информация о том, что в Администрацию области в период с 2018 года по 2021 год обращений Нагорнова А.А. и Разумной С.А. не поступало.

Таким образом, в вышеназванном представлении прокуратуры сделан вывод о несоблюдении установленных норм законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан должностными лицами Администрации Тамбовской области, что привело к нарушению прав заявителей, повлекло повторное обоснованное обращение в прокуратуру области.

В соответствие со ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Тамбовской области в означенном представлении потребовала от руководства Администрации Тамбовской области принять конкретные меры по устранению выявленных нарушений законодательства и недопущению их в дальнейшем, а также причин и условий, им способствующих и рассмотреть вопрос о привлечении виновных в нарушениях закона должностных лиц к дисциплинарной ответственности.

Судом установлено, что Администрация Тамбовской области исполнила представление прокуратуры, признав незаконность действий своих сотрудников в отношении обращения Разумной С.А.

По смыслу ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» действия сотрудников Администрации Тамбовской области по рассмотрению обращения Разумной С.А. от 26.10.2020г. признаны не соответствующими закону, в связи с чем, суд считает нецелесообразным повторное признание таковых действий (бездействия) незаконным.

Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями или бездействием органов государственной власти и их должностных лиц (статья 53), реализация которого гарантируется конституционной обязанностью государства обеспечивать защиту, в том числе судебную, прав и свобод человека и гражданина (статья 45, часть 1; статья 46, части 1 и 2), доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба потерпевшим от преступлений и злоупотреблений властью (статья 52).

В соответствие со ст.15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствие со ст. 16 Федерального закона от 2 мая 2006г. N59-ФЗ
"О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.

В соответствие со ст.1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В соответствие со ст.1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Применяя указанные нормы в их совокупности, суд полагает, что убытки, причиненные гражданину в результате незаконных действий государственного органа субъекта РФ или его должностного лица, подлежат возмещению соответствующим финансовым органом за счет средств казны субъекта РФ.

Судом установлено, что в целях реализации своих прав по обжалованию действий сотрудников Администрации Тамбовской области Разумная С.А. заключила договор №39 от 10.02.2021г. с профессиональным юристом - *** Нагорным А.А. на оказание услуг в области права (л.д.16). В рамках исполнения обязательств по договору №39 от 10.02.2021 А.А.Нагорный направил жалобу №2168-9-32 от 11.02.2021 в форме электронного документа в адрес прокурора Тамбовской области с просьбой принять меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод С.А.Разумной. Впоследствии А.А.Нагорный, в рамках договора №39 от 10.02.2021, по дополнительному соглашению от 22.03.2021 (л.д.15), направил в интересах С.А.Разумной второе обращение №2168-9-64/80/Ин32 от 24.03.2021 на имя прокурора Тамбовской области. Результатом этих обращений стало вышеупомянутое представление прокуратуры Тамбовской области.

Названные договоры фактически заключены в 2021г., о чем суду пояснили истица и ее представитель. Датирование договоров 2020г. является опиской, доказательств обратного ответчики суду не предоставили.

С.А.Разумная за оказание юридических услуг оплатила своему представителю Нагорному А.А. 2000 рублей, что подтверждается материалами дела (л.д.9,10). Указанную сумму суд расценивает как убытки Разумной С.А., понесенные ею для защиты своих законных прав, в связи с незаконными действиями по отношении к ней сотрудников Администрации Тамбовской области. Причинно-следственная связь расходов истицы и незаконных действий ответчика подтверждена в судебном заседании.

На основании обозначенных правовых норм следует взыскать в пользу Разумной С.А. с Финансового управления Тамбовской области - органа, представляющего казну субъекта РФ, за счет средств казны Тамбовской области убытки в сумме 2000 рублей.

В иске к Администрации Тамбовской области и Главе Администрации Тамбовской области следует отказать на основании вышеназванных норм права.

Доводы представителя Администрации Тамбовской области опровергаются представлением прокуратуры Тамбовской области от 21.04.2021г. № 7-58-2021/71, вступившим в силу и исполненным ответчиками.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Разумной С.А. удовлетворить частично.

Взыскать в пользу Разумной С.А. с Финансового управления Тамбовской области убытки в сумме 2000 рублей.

В иске к Администрации Тамбовской области, Главе Администрации Тамбовской области отказать.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца с момента его составления в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 17.01.2022г.

Судья: