Константиновский районный суд Амурской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Константиновский районный суд Амурской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-186/10г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с.Константиновка «20» июля 2010 г.
Константиновский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Бондаренко В.В.
при секретаре Колесник О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковым заявлениям ФИО1, ФИО2, ФИО8, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 к Управлению образования администрации Константиновского района, Финансовому отделу администрации Константиновского района, Министерству финансов Амурской области, Управлению федерального казначейства по Амурской области о признании бездействия по непредставлению льготы по оплате электроэнергии незаконным и взыскании оплаченной суммы за электроэнергию,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы ФИО1, ФИО2, ФИО8, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 обратились в Константиновский районный суд Амурской области с исковыми требованиями к Управлению образования администрации Константиновского района, Финансовому отделу администрации Константиновского района, Министерству финансов Амурской области, Управлению федерального казначейства по Амурской области о признании бездействия по непредставлению льготы по оплате электроэнергии незаконным и взыскании денежных средств в счет возмещения льготы по оплате электроэнергии за период с 01 января по 31 декабря 2007 года.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что они являются педагогическими работниками образовательных учреждений Константиновского района, работающие в сельской местности, и в соответствии со статьей 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, в частности истец ФИО8 указала, что она является педагогическим работником Константиновской муниципальной средней общеобразовательной школы, проживает в с. Константиновка Константиновского района, и в 2007 году оплачивала потребленную электроэнергию по месту своего жительства в полном объеме; истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 указали, что они являются педагогами Семидомской муниципальной средней общеобразовательной школы, проживают в с. Семидомка Константиновского района, в 2007 году оплачивали потребленную электроэнергию по месту своего жительства в полном объеме.
Впоследствии, в течение 2007 года истцы предъявили квитанции об оплате электроэнергии в Управление образования администрации Константиновского района, однако указанные расходы до настоящего времени ответчиками не компенсированы.
На основании изложенного, просят признать бездействие ответчиков по непредставлению льготы по оплате электроэнергии незаконным и взыскать суммы оплаченной электроэнергии в пользу:
- ФИО1 в размере 5799 руб.;
- ФИО2 в размере 1020 руб.;
- ФИО8 в размере 1381 руб. 10 коп.;
- ФИО3 в размере 1909 руб.;
- ФИО4 в размере 3682 руб. 02 коп.;
- ФИО5 в размере 1949 рублей;
- ФИО6 в размере 6741 руб. 60 коп.;
- ФИО7 в размере 1306 руб. 62 коп.
Впоследствии истцы ФИО1, ФИО5, ФИО10 представили в суд письменные заявления об уточнении исковых требований, уменьшив размер взыскиваемых сумм: ФИО1 до 543 руб. 71 коп., ФИО10 до 1165 руб. 24 коп., ФИО5 до 1480 руб. 50 коп. В остальной части исковые требования оставлены без изменения.
Решениями Константиновского районного суда от 09 и 15 июня 2009 года , оставленными без изменения определениями судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 31 июля и 26 августа 2009 года , заявленные требования истцов-педагогов удовлетворены частично. С Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации за счет средств Казны Российской Федерации в счет возмещения льготы по оплате электроэнергии за 2007 год взыскано в пользу: ФИО1 543 руб. 71 коп., ФИО2 1020 руб., ФИО8 1381 руб. 10 коп., ФИО3 1909 руб., ФИО4 3682 руб. 02 коп., ФИО5 1480 руб. 50 коп, ФИО6 6741 руб. 60 коп., ФИО7 1165 руб. 24 коп. Отказано в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия Министерства Финансов Российской Федерации по не предоставлению истцам льготы по оплате электроэнергии, а также отказано в удовлетворении исков, предъявленных истцами к Управлению образования администрации Константиновского района Амурской области, Министерству финансов Амурской области, финансовому отделу администрации Константиновского района Амурской области.
Определениями судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 07 мая 2010 года решения Константиновского районного суда от 09 и 15 июня 2009 года, а также определения судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 31 июля и 26 августа 2009 года отменены с направлением дел на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Учитывая, что предъявлены однородные иски разными истцами, но к одним и тем же ответчикам, определением Константиновского районного суда от 18 июня 2010 года гражданские дела № 2-186, № 2-187, № 2-188, № 2-199, № 2-200, № 2-201, № 2-203, № 2-204 по вышеуказанным искам соединены в одно производство № 2-186 для совместного рассмотрения и разрешения.
В судебное заседание истцы ФИО1, ФИО2, ФИО8, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 надлежащим образом извещенные о дате и месте рассмотрения дела, не явились; телефонограммой известив суд о рассмотрении дела без их участия, настаивая на удовлетворении исков, с учетом уточненных требований ФИО1, ФИО5, ФИО10
Ответчики – Управление образования администрации Константиновского района и финансовый отдел администрации Константиновского района явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о рассмотрении дела без участия своих представителей, либо об отложении рассмотрения дела суд не просили. При этом в предварительном судебном заседании при новом рассмотрении дела представитель Управления образования администрации Константиновского района Данильчук Л.В. /действующая по доверенности №1 от 28.01.2010г./ и представитель финансового отдела администрации Константиновского района Шаяхметова Р.А. /действующая по доверенности от 18.07.2010г/ исковые требования истцов-педагогов не признали, сославшись на отсутствие финансирования в 2007 году средств из бюджета субъекта федерации, то есть из областного бюджета, на реализацию полномочий в части предоставления социальной поддержки гражданам согласно Федерального Закона «Об образовании» в объеме, соответствующем фактическим расходам на предоставление указанных мер социальной поддержки.. В части предъявленных исков о признании незаконным действий по не предоставлению льготы по оплате электроэнергии представители ответчиков пояснили, что не признают бездействие в этой части исков незаконным, так как не по их вине не была произведена оплата по предъявленным квитанциям истцам за 2007 год.
Представитель ответчика – Министерства Финансов Амурской области надлежащим образом извещенный о дате и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела без его участия, представив в суд письменный отзыв на исковые требования истцов-педагогов, в котором указано что предъявленные педагогами исковые требования Министерство финансов Амурской области не признало, мотивируя тем, что меры социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, предоставляются в соответствии с Законом Амурской области №99-ОЗ от 05.12.2005г. «О социальной поддержке граждан отдельных категорий» и постановлением губернатора Амурской области №702 от 23.12.2005 г. «О порядке предоставления мер социальной поддержки гражданам отдельных категорий по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги» на основании договоров, заключенных уполномоченными органами, утвержденными главой муниципального района, с организацией, предоставляющей меры социальной поддержки по оплате за жилое помещение коммунальные услуги. К тому же указанными нормативными актами установлено право истцов-педагогов не на получение денежной компенсации, а право на снижение размера платы организацией, предоставляющей коммунальные услуги, то есть предоставление льгот в натуральной форме. Кроме этого, поскольку в силу ст. 1,152 БК РФ гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений, взыскание данной компенсации с казны субъекта Амурской области произведено быть не может, т.к. в случае удовлетворения требований истцов, может привести к двойному взысканию сумм, как в пользу организации, предоставляющей коммунальные услуги – за счет средств казны РФ, так и в пользу конкретного потребителя – за счет средств казны Амурской области.
Ответчик - Управление Федерального казначейства по Амурской области надлежащим образом извещенный о дате и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание также не обеспечил, просил о рассмотрении дела без участия своего представителя, предоставив в суд письменный отзыв, за подписью руководителя управления Харченко Э.И. из которого следует, что УФК по Амурской области, подтверждает свою позицию, изложенную в отзыве от 04.05.2009г. №09-11/128, а именно, что предъявленные иски УФК не признало, ссылаясь на положения Конституции РФ, Бюджетного Кодекса РФ, ФЗ-184 от 06.10.1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Закона Амурской области №99-ОЗ от 05.12.2005 года «О социальной поддержке граждан отдельных категорий», согласно которых компенсация расходов на предоставление льгот педагогам сельской местности по оплате электроэнергии предоставляется за счет средств областного бюджета, взыскание должно производиться за счет средств казны Амурской области.
Руководствуясь ст.167 ч.5 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствии сторон.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно, имеющихся в материалах дела квитанциям, установлено, что истцами ФИО1, ФИО2, ФИО8, ФИО3, ФИО6 ФИО4, ФИО5, ФИО7 произведена оплата потребленной электроэнергии в 2007 году в сумме 543 руб. 71 коп., 1020 руб., 1381 руб. 10 коп., 1909 руб.,. 3682 руб. 02 коп., 1480 руб. 50 коп, 6741 руб. 60 коп., 1165 руб. 24 коп. соответственно.
Поскольку представленные истцами расчеты никем не оспорены, то суд полагает признать данные расчеты с учетом уменьшения истцами взыскиваемых сумм: ФИО1 до 543 руб. 71 коп., ФИО10 до 1165 руб. 24 коп., ФИО5 до 1480 руб. 50 коп., верными.
В соответствии с абзацем 3 пункта 5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 (в редакции от 31.12.2005г.) «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки устанавливается законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ №377 от 27.06.2003 года утверждены Правила предоставления бюджетам субъектам РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов и проживают в сельской местности. Субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.
На основании пункта 3 указанных Правил Министерство Финансов РФ предоставляет субсидии на основании ежегодных отчетов субъектов РФ о фактически произведенных ими расходах на указанные цели.
В предварительном судебном заседании установлено, что финансирование субъекта РФ и муниципальных органов для оплаты указанной льготы педагогическим работникам из-за отсутствия финансирования в 2007 году для указанных целей средств из федерального бюджета в объеме, соответствующем фактическим расходам на предоставление указанных мер социальной поддержки, не производилось, в связи с чем, указанные расходы истцам-педагогам не возмещались.
Между тем, в соответствии со ст. 2 Федерального Закона № 52-ФЗ от 06.05.2003 года «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики» размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» устанавливается законодательными актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях.
Так, п. 10 ч.1 ст. 1 Закона Амурской области от 5 декабря 2005г. № 99-ОЗ «О социальной поддержке граждан отдельных категорий» (действующего на момент возникновения спорных правоотношений) определены категории граждан, имеющих право на получение социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, в том числе педагогические и руководящие работники (специалисты) государственных, муниципальных образовательных учреждений и государственных учреждений социального обслуживания, финансируемых за счет средств областного бюджета и местных бюджетов, проживающие и работающие в сельской местности.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 названного Закона гражданам, указанным в п.п. 2-6,9-11 ч. 1 ст. 1 указанного Закона, социальная поддержка по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется путем снижения размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги согласно приложению № 1, а п. 4 ст. 9 устанавливает обеспечение предусмотренных настоящим Законом мер социальной поддержки за счет средств областного бюджета. Средства на реализацию передаваемых органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий предусматриваются в составе фонда компенсаций областного бюджета в виде субвенций.
Постановлением Губернатора Амурской области от 23 декабря 2005г. № 702 (действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений) утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки гражданам отдельных категорий по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, в силу п. 4 которого меры социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги предоставляются гражданам отдельных категорий, указанным в пп. 9, 10 п. 1 ст. 1 Закона, на основании заявления и документов, подтверждающих право на оказание мер социальной поддержки и поданных по месту работы в государственные или муниципальные учреждения.
Решение о назначении мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги гражданам отдельных категорий, указанным в подпунктах 9-11 пункта 1 статьи 1 Закона, принимается руководителем соответствующего государственного или муниципального учреждения и оформляется протоколом.
Данным постановлением Губернатора Амурской области утверждён также Порядок предоставления и использования субвенций, выделяемых из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов на оказание мер социальной поддержки гражданам отдельных категорий, п. 2 которого предусматривает, что главным распорядителем бюджетных средств по перечислению субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов является финансовый департамент администрации области в части финансирования расходов на предоставление мер социальной поддержки гражданам отдельных категорий, указанным в пп. 9-11 п. 1 ст. 1 Закона. При этом п.п. 4 и 5 названного Порядка устанавливается, что финансовые органы перечисляют средства субвенций, поступившие из финансового департамента администрации области, уполномоченным органам, утверждённым главами муниципальных районов или городских округов, которые в свою очередь перечисляют денежные средства, предусмотренные на оказание мер социальной поддержки граждан отдельных категорий, предприятиям, организациям, учреждениям, предоставляющим меры социальной поддержки по видам услуг.
Таким образом, право педагогических работников на своевременное получение предоставленных законодательством социальных льгот не может быть поставлено в зависимость взаимоотношений органов государственной власти, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений. Несоблюдение субъектами межбюджетных отношений приведённого порядка финансирования льгот по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги педагогам, проживающим и работающим в сельской местности, не может служить основанием для нарушения права гражданина, установленного федеральным законодательством.
Поскольку, как было установлено в предварительном судебном заседании, финансовые средства на осуществление в 2007 году компенсационных выплат по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам, в бюджет Константиновского района Амурской области из бюджета Амурской области поступили не в полном объеме, а законодательством не предусмотрено обязанности таковых выплат педагогическим работникам за счет средств бюджетов органов местного самоуправления (муниципальных районов), но, учитывая, что истцы фактически понесли расходы по оплате электроэнергии в 2007 году, указанные денежные средства подлежат взысканию в их пользу с Министерства финансов Амурской области.
В соответствии со ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину в результате бездействия государственных органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ и муниципальным образованием.
Согласно ст. 1069 ГК РФ вред возмещается соответственно из казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ответственность за причиненный вред в части не возмещенных истцам убытков, связанных с предоставлением в период с 01.01.2007 г. по 31.12.2007 г. истцам ФИО1, ФИО2, ФИО8, ФИО3, ФИО6 ФИО4, ФИО5, ФИО7 льготы по оплате электроэнергии (освещение) должно нести Министерство финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области.
В связи с тем, что не обеспечил реализацию государственных полномочий в полном объёме, предусмотренном федеральным законодательством, именно ответчик - главный распорядитель бюджетных средств - Министерство финансов Амурской области, не выделив из бюджета Амурской области средства на реализацию полномочий в части предоставления в 2007 году социальной поддержки гражданам согласно закону «Об образовании», поэтому в исках к Управлению образования администрации Константиновского района Амурской области, Финансовому отделу администрации Константиновского района, Управлению федерального казначейства по Амурской области, как предъявленных к ненадлежащим ответчикам, следует отказать в полном объеме заявленных требований.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО8, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 - удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства Финансов Амурской области за счет средств Казны Амурской области в счет возмещения льготы по оплате электроэнергии за 2007 год в пользу: ФИО1 - 543 /пятьсот сорок три/ рубля 71 коп., ФИО2 - 1020 /одна тысяча двадцать/ рублей, ФИО8 - 1381 /одна тысяча триста восемьдесят один/ рубль 10 коп., ФИО3 – 1909 /одна тысяча девятьсот девять рублей/ рублей, ФИО4 - 3682 /три тысячи шестьсот восемьдесят два/ рубля 02 коп., ФИО5 - 1480 /одна тысяча четыреста восемьдесят/ рублей 50 коп., ФИО6 - 6741 /шесть тысяч семьсот сорок один/ рубль 60 коп, ФИО7 - 1165 /одна тысяча сто шестьдесят пять/ рублей 24 коп.
Взыскать с Министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области в доход федерального бюджета госпошлину, пропорционально размеру удовлетворенных требований, в общей сумме 716 /семьсот шестнадцать/ рублей 90 копеек.
В удовлетворении исковых требований к Управлению образования администрации Константиновского района Амурской области, финансовому отделу администрации Константиновского района Амурской области, Управлению федерального казначейства по Амурской области - отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Константиновский районный суд в кассационном порядке в десятидневный срок со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено судом 23.07.2010 года.
Копия верна:
Судья /В.В. Бондаренко/