№2-1860/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 мая 2017 года г.Комсомольск-на-Амуре
Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в составе: председательствующего судьи Фадеевой Е.А.,
при секретаре Царёвой З.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Администрации г.Комсомольска-на-Амуре о признании незаконным распоряжения (№) от (дата), взыскании заработной платы, возложении обязанности по установлению прежнего размера надбавки,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с иском к Администрации г.Комсомольска-на-Амуре о признании незаконным распоряжения (№) от (дата), возложении обязанности по установлению прежнего размера надбавки, ссылаясь на то, что распоряжением администрации города Комсомольска-на-Амуре от (дата)(№) «О внесении изменений в распоряжение администрации города Комсомольска-на-Амуре от (дата)(№) «Об установлении ежемесячной надбавки за особые условия муниципальной службы и ежемесячной надбавки за сложность, напряжённость и высокие достижения в труде в администрации города Комсомольска-на-Амуре» ей снижен размер надбавки за особые условия муниципальной службы с (дата) на 20%. Установление размера надбавки за особые условия муниципальной службы регулируется постановлением главы города Комсомольска-на-Амуре от (дата)(№) «Об утверждении Положения об установлении ежемесячной надбавки за особые условия муниципальной службы муниципальным служащим городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре». Положение устанавливает порядок и основания изменения надбавки. Оснований, предусмотренных Положением для снижения надбавки, не имелось. Порядок, установленный Положением, не соблюден. Снижение результатов ее трудовой деятельности за период, предшествующий изменению надбавки не допущено, снижение размера надбавки проведено за прошедшее время. Просит признать незаконным распоряжение администрации города Комсомольска-на-Амуре от (дата)(№), возложить обязанность установить прежний размер надбавки.
В ходе рассмотрения дела истец ФИО2 увеличила исковые требования, просила признать незаконным распоряжение (№) от (дата), взыскать незаконно удержанную заработную плату в сумме 740,91 руб., возложить обязанность установить прежний размер надбавки.
В судебном заседании истец ФИО2 исковые требования поддержала и настаивала на их удовлетворении по основаниям, изложенным в исковом заявлении, при этом пояснила, что надбавка за особые условия муниципальной службы входит в оплату труда работника. Распоряжение (№), которым снижен размер надбавки с (дата), издано (дата). После чего, был произведен перерасчет оплаты труда за (дата) года и с нее удержана заработная плата за прошлый период. Распоряжение работодателя об удержании из заработной платы работника не издано. Пунктом 5 Положения об установлении ежемесячной надбавки за особые условия муниципальной службы муниципальным служащим городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре», утвержденного постановлением главы города Комсомольска-на-Амуре от (дата)(№), установлены критерии, по которым определяется размер надбавки. Размер определяется по результатам оценки эффективности деятельности работника. Изменение размера надбавки производится один раз в полугодие, и поводом для изменения надбавки является снижение результатов трудовой деятельности или достижение определенных результатов деятельности работника. В служебной записке об установлении размера надбавки не приведено оснований для изменения размера надбавки согласно Положению. Эффективность деятельности работника в служебной записке не описывается. Доводы ответчика об отсутствии у отдельных работников, в число которых входит и она, показателей эффективности, не оправдывает действий работодателя, установившего не равные условия для работников в рамках одной организации, позволяющие работодателю по субъективному усмотрению устанавливать размер надбавки отдельным работникам организации. Основания, приведённые в служебной записке для изменения размера надбавки, не предусмотрены Положением. Оснований для изменения размера надбавки у работодателя не имелось.
Представитель ответчика администрации г.Комсомольска-на-Амуре ФИО3, действующая на основании доверенности (№) от (дата) исковые требования не признала, поддержав доводы письменных возражений, согласно которым оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации, к числу которых отнесена надбавка за особые условия муниципальной службы, размер которой муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы ведущей группы, в том числе истцу устанавливается непосредственно главой города Комсомольска-на-Амуре и выплачивается в размере от 90 до 120 процентов должностного оклада. Надбавка устанавливается в зависимости от результатов выполнения показателей по оценке эффективности деятельности отделов, отраслевых и территориальных органов администрации города, утверждаемых ежегодно распоряжением главы города Комсомольска-на-Амуре. В связи с отсутствием утвержденных значений показателей для оценки эффективности деятельности по правовому обеспечению деятельности администрации города, указанные показатели для юридического отдела администрации города не устанавливаются. Полагала, что доводы истца о снижении ранее установленной для нее надбавки с 120% до 100% необоснованны, поскольку распоряжение об установлении надбавки принимается два раза в год (один раз в полугодие). Относительно муниципальных служащих администрации города указанными распоряжениями надбавки устанавливаются с 1 февраля и с 1 сентября соответствующего года. Надбавка, в размере 120 процентов была установлена истцу с (дата) распоряжением администрации города Комсомольска-на-Амуре» от (дата)(№). С (дата) муниципальным служащим администрации города Комсомольска-на-Амуре надбавки установлены распоряжением администрации города Комсомольска-на-Амуре» от (дата)(№)-ра. В связи с тем, что истец по состоянию на (дата) не являлась работником администрации города Комсомольска-на-Амуре и была восстановлена на работе (дата), надбавка с (дата) ей не была установлена. На основании служебной записки заместителя главы администрации города Комсомольска-на-Амуре ФИО1 о необходимости установить надбавку ФИО2 издано распоряжение от (дата)(№) «О внесении изменений в распоряжение администрации города Комсомольска-на-Амуре» от (дата)(№) «Об установлении ежемесячной надбавки за особые условия муниципальной службы и ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и высокие достижения в труде в администрации города Комсомольска-на-Амуре», которым истцу был установлен размер надбавки с (дата), а не изменен, так как с (дата) размер надбавки истцу установлен не был по указанным выше причинам. Доводы истца о том, что в периоде, за который установлена надбавка, объем ее работы не снижался, являются необоснованными. Истец является начальником юридического отдела администрации города Комсомольска-на-Амуре. В соответствии с п.5 Положения, надбавка устанавливается за предшествующий период. Согласно распоряжения главы города Комсомольска-на-Амуре от (дата)(№) из штата Юридического отдела были исключены 4 единицы. Уменьшение с (дата) численности работников юридического отдела почти на половину и исключение из функций отдела значительного объема работы, повлекло уменьшение объема работы юридического отдела в целом, а также значительное сокращение трудовых затрат начальника отдела. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
Распоряжением главы г.Комсомольска-на-Амуре (№) от (дата) принята на работу в юридический отдел администрации г.Комсомольска-на-Амуре на должность юрисконсульта I категории и в последствии переведена на должность начальника юридического отдела, откуда распоряжением администрации г.Комсомольска-на-Амуре (№) от (дата) уволена по п.14 ст.81 Трудового кодекса РФ, п.3 ч.1 ст.19 Федерального закона РФ «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 2 марта 2007 года №25-ФЗ с 29 декабря 2016 года.
Распоряжением администрации г.Комсомольска-на-Амуре (№) от (дата) с (дата) работникам администрации г.Комсомольска-на-Амуре установлена надбавка за особые условия муниципальной службы. В списках муниципальных служащих, которым установлено надбавка, ФИО2 не значится.
Распоряжением администрации г.Комсомольска-на-Амуре (№) от (дата), ФИО2 восстановлена на работе в должности начальника юридического отдела администрации г.Комсомольска-на-Амуре с (дата).
Распоряжением администрации г.Комсомольска-на-Амуре (№) от (дата) внесены изменения в распоряжение администрации г.Комсомольска-на-Амуре от (дата)(№), согласно которому начальнику юридической службы ФИО2 установлена надбавка за особые условия муниципальной службы в размере 100%.
Обстоятельства, как они установлены судом, сторонами в ходе рассмотрения дела не оспаривались и подтверждаются исследованными в ходе рассмотрения дела доказательствами: копиями распоряжения главы г.Комсомольска-на-Амуре (№) от (дата), распоряжений администрации г.Комсомольска-на-Амуре (№) от (дата), (№) от (дата), (№) от (дата), (№) от (дата), (№) от (дата), служебной записки заместителя главы администрации города.
Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу, в частности, граждан Российской Федерации, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих регулируются Федеральным законом от (дата) №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Согласно ст.22 Федерального закона от 2 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.10 Закона Хабаровского края от 25 июля 2007 №131 «О муниципальной службе в Хабаровском крае» оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты). К дополнительным выплатам относятся, в том числе за особые условия муниципальной службы. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат, установленных в части 2 настоящей статьи, порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, принимаемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и края.
Решением Комсомольской-на-Амуре городской думы №98 от 3 октября 2012 года утверждено «Положение о размерах и условиях оплаты труда муниципальных служащих муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» (далее Положение №98).
Подпунктом «в» п.7 ч.7 Положения №98 установлено, что муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы ведущей группы, к числу которых реестром должностей муниципальной службы в Хабаровском крае (приложение №1 к Закону Хабаровского края от 25 июля 2007 №131 «О муниципальной службе в Хабаровском крае») отнесена должность истца – начальника отдела, установлена ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы в размере от 90% до 120% от должностного оклада.
Пунктом 7 Положения №98 определено, что порядок установления ежемесячной надбавки за особые условия муниципальной службы определяются для муниципальных служащих администрации города – муниципальными правовыми актами главы города Комсомольска-на-Амуре.
Постановлением главы г.Комсомольска-на-Амуре от 5 июня 2013 года №100 утверждено «Положение об установлении ежемесячной надбавки за особые условия муниципальной службы муниципальным служащим городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» (далее Положение №100).
Согласно п.7.1 Положения №100, начальнику юридического отдела администрации г.Комсомольска-на-Амуре, ежемесячная надбавка за особые условия муниципальной службы устанавливается главой г.Комсомольска-на-Амуре.
В соответствии с п.9 Положения №100, распоряжение или приказ об установлении, прекращении или изменении размера ежемесячной надбавки за особые условия муниципальной службы может приниматься два раза в год (один раз в полугодие), а так же в любое время в случае снижения результатов трудовой деятельности муниципального служащего либо достижения высоких результатов деятельности. О снижении результатов трудовой деятельности либо достижении определенных результатов деятельности муниципального служащего составляется докладная записка непосредственного руководителя на работодателя. В докладной записке указывается дата начала выплаты нового размера надбавки или дата прекращения надбавки муниципальному служащему.
Во исполнения распоряжения в части очередности установления ежемесячной надбавки за особые условия муниципальной службы в процентом отношении от должностного оклада определена периодичность его установления: с 1 февраля и 1 сентября текущего года.
Так, с (дата) надбавка за особые условия муниципальной службы работникам администрации г.Комсомольска-на-Амуре назначена распоряжением (№) от (дата), с (дата) распоряжением (№) от (дата).
Кроме того, размер надбавки муниципальных служащих администрации г.Комсомольска-на-Амуре зависит от показателей эффективности деятельности отраслевых и территориальных органов администрации г.Комсомольска-на-Амуре, установленных главой администрации г.Комсомольска-на-Амуре.
Распоряжением (№) от (дата) главой г.Комсомольска-на-Амуре, с целью определения эффективности деятельности отраслевых и территориальных органов администрации г.Комсомольска-на-Амуре, утверждено «Положение об оценке эффективности деятельности отраслевых и территориальных органов администрации г.Комсомольска-на-Амуре», согласно которому ежегодно утверждаются показатели эффективности деятельности отраслевых и территориальных органов администрации г.Комсомольска-на-Амуре.
Распоряжением главы г.Комсомольска-на-Амуре (№) от (дата) утверждены плановые показатели эффективности деятельности отраслевых и территориальных органов администрации г.Комсомольска-на-Амуре на (дата) года согласно приложению. Указанным распоряжением показатели для юридического отдела не установлены.
При таких обстоятельствах надбавка за особые условия муниципальной службы муниципальным служащим, замещающим должности высшей категории в юридическом отделе назначаются на основании решения главы г.Комсомольска-на-Амуре распоряжением администрации г.Комсомольска-на-Амуре.
Распоряжением администрации г.Комсомольска-на-Амуре (№) от (дата), с (дата) работникам администрации г.Комсомольска-на-Амуре установлена надбавка за особые условия муниципальной службы, при этом на дату принятия решения ФИО2 в трудовых отношениях с ответчиком не состояла, в связи с чем указанная надбавка ей назначена не была.
На основании служебной записки заместителя главы администрации г.Комсомольска-на-Амуре, главой г.Комсомольска-на-Амуре определен размер надбавки в виде 100% должностного оклада и распоряжением администрации г.Комсомольска-на-Амуре (№) от (дата) внесены изменения в распоряжение администрации г.Комсомольска-на-Амуре от (дата)(№), согласно которому начальнику юридической службы ФИО2, с (дата) установлена надбавка за особые условия муниципальной службы в размере 100%.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что работодателем во исполнение требований Положения №100 ФИО2 был установлен размер надбавки за особые условия муниципальной службы в размере 100%, что входит в диапазон размера надбавки, установленного подпунктом «в» п.7 ч.7 Положения (№). В связи с изложенным, суд отвергает доводы истца об изменении существенных условий трудового договора и необходимость их согласования в порядке ст.72 Трудового кодекса РФ. Доводы истца о проведении работодателем процедуры изменения ранее установленного размера своего подтверждения не нашли, поскольку оспариваемым распоряжением ФИО2 была установлена надбавка за особые условия муниципальной службы. Данных, свидетельствующих о процедуре изменения ранее установленной надбавки не установлено, в связи с чем суд находит выводы ФИО2 о нарушении процедуры изменения установленного ранее размера надбавки не соответствующим действительности.
Установление надбавки в размере 100%, то есть менее ранее установленного распоряжением (№) от (дата), не свидетельствует о нарушении прав истца, поскольку произведено в предусмотренном для этого Положением №98 диапазоне и связано с изменением ее должностных обязанностей, что подтверждается должностными инструкциями начальника юридического отдела и исключением 4 штатных единиц в штатном расписании юридического отдела распоряжением (№) от (дата).
Разрешая требование истца о взыскании заработной платы суд приходит к выводу, что поскольку основанием для ее взыскания истцом указано нарушение работодателем процедуры изменения размера надбавки за особые условия муниципальной службы со 120% до 100%, что не нашло своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, при отсутствии иных оснований, суд руководствуется положением ч.3 ст.196 ГПК РФ.
Так, в силу ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом, при этом согласно ст.39 ГПК РФ основание и предмет иска определяет истец.
Исходя из установленного ст.12 ГПК РФ принципа диспозитивности истец самостоятельно определяет характер нарушенного права и избирает способ его защиты. Процессуальные отношения в гражданском судопроизводстве возникают, изменяются и прекращаются главным образом по инициативе непосредственных участников спорного материального правоотношения, имеющих возможность с помощью суда распоряжаться своими процессуальными правами, а также спорным материальным правом (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 февраля 2007 года №2-П и от 26 мая 2011 года №10-П).
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований по предъявленным основаниям не усматривается.
Кроме того, поскольку требования истца о взыскании заработной платы и возложении обязанности установить прежний размер надбавки непосредственно вытекают и тесно взаимосвязаны с первоначальным требованием, в удовлетворении которых истцу отказано, оснований для их удовлетворения не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
ФИО2 в удовлетворении исковых требований к Администрации г.Комсомольска-на-Амуре о признании незаконным распоряжения (№) от (дата), взыскании заработной платы, возложении обязанности по установлению прежнего размера надбавки, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.А. Фадеева