Дело № 2-1860/2018 13 августа 2018 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Пушкинский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
Председательствующего судьи Петровой Е.С.
При секретаре Романенко О.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Пушкинском районе Санкт-Петербурга к ФИО1 о взыскании неосновательно полученных сумм компенсационных выплат, по встречному иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Пушкинском районе Санкт-Петербурга о признании незаконным решений, обязании начислить приостановленную выплату,
с участием представителя истца ФИО2 (по доверенности от 20.03.2018), ответчика ФИО1, представителя ответчика адвоката Онопко О.Ю. (по ордеру от 28.03.2018),
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Пушкинском районе Санкт-Петербурга обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании неосновательно полученных сумм компенсационных выплат за период с января 2016 года по май 2017 года в размере 93 500 рублей.
Истец указывает, что ответчик не имела права на получение компенсационных выплат в связи с уходом за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, поскольку в указанный период ребенок находился в СПб ГБСУ СО «ДИ № 5» с 17.12.2009 на пятидневном в неделю проживании.
Представитель истца иск поддержал.
Ответчик предъявила встречный иск, в котором просит признать незаконным решение УПФ РФ по Пушкинскому району г. СПб о прекращении ежемесячной компенсационной выплаты по уходу за ребенком-инвалидом ФИО3 с 01.01.2016 незаконным, обязать УПФ РФ в Пушкинском районе Санкт-Петербурга начислить ФИО1 приостановленную выплату с 01.06.2017 по настоящее время, признать незаконным решение УПФ РФ по Пушкинскому району о возврате переплаты ежемесячной выплаты по уходу за ребенком-инвалидом за период с 01.01.2016 - 01.06.2017 в сумме 93 500 рублей 00 копеек.
ФИО1 указывает, что осуществляет уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, имеет право на соответствующую выплату, 01.01.2016 года не наступали предусмотренные действующим законодательством обстоятельства, влекущие прекращение осуществления ежемесячной выплаты, а именно, уход за ребенком-инвалидом осуществляется ФИО1, с 01.01.2016 ребенок не был помещен в организацию социального обслуживания, предоставляющую социальные услуги в стационарной форме, ребенок получает социальные услуги в Санкт-Петербургском государственном бюджетном стационарном учреждении социального обслуживания «Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии № 5» при пятидневном (в неделю) проживании. В действиях ответчика отсутствуют вина и недобросовестность, что не позволяет квалифицировать выплаты как неосновательное обогащение, изменения в уставе ДИ №5 не может повлечь прекращение ежемесячной выплаты.
В судебном заседании представитель истца против встречного иска возражал, настаивал на удовлетворении встречного иска.
Ответчик и ее представитель встречный иск поддержали, в первоначальном иске просили отказать.
Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, считает, что первоначальный иск подлежит удовлетворению, в удовлетворении встречного иска должно быть отказано.
В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Судом установлено, что в соответствии с Указами Президента РФ от 13.05.2008 № 774 и от 26.02.2013 № 175 ФИО1 на основании представленного заявления с 01.10.2015 была установлена ежемесячная компенсационная выплата по уходу за нетрудоспособным ФИО4 (ребенок-инвалид в возрасте до 18 лет).
В соответствии с Правилами осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми- инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 02.05.2013 № 397 (далее - Правила) ежемесячная выплата устанавливается проживающим на территории Российской Федерации родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю), а также другому лицу, осуществляющему уход за ребенком- инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы (лицо, осуществляющее уход), независимо от совместного проживания с ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы.
В соответствии с п.1 Указа Президента РФ от 26.02.2013 № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы» ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю) — установлены в размере 5 500 рублей.
В соответствии с пп. «з» п. 12 Правил осуществление ежемесячной выплаты прекращается в случае помещения ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или инвалида с детства I группы в организацию социального обслуживания, предоставляющую социальные услуги в стационарной форме.
Согласно п. 13 Правил лицо, осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления ежемесячной выплаты в соответствии с п. 12 настоящих Правил.
Извещение может быть представлено в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с п.14 Правил прекращение осуществления ежемесячной выплаты производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, указанные в п. 12 настоящих Правил.
С данными условиями ФИО1 была ознакомлена при подаче заявления о назначении компенсационной выплаты под роспись.
Согласно сведениям Санкт-Петербургского государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания «Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии №5» ребенок-инвалид ФИО3 в возрасте до 18 лет с 17.12.2009 находится на пятидневном (в неделю) проживании.
В соответствии с п.2.2. Устава Санкт-Петербургского государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания «Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии №5», утвержденного 26.10.2011, в редакции от 31.12.2015, предметом деятельности учреждения является представление детям-инвалидам с нарушением умственного развития и с множественными нарушениями развития социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания при пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в помещениях учреждения, о данных фактах ответчик в УПФР не сообщила.
С учетом изложенных обстоятельств образовалась переплата суммы компенсационной выплаты за период с января 2016 года по май 2017 года в размере 93 500 рублей.
УПФ РФ были направлены вызовы в адрес ФИО1 с предложением погасить задолженность, однако до настоящего времени денежные средства не возвращены.
Учитывая изложенное, ежемесячную выплату неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за инвалидом с детства I группы, за указанный истцом период суд признает неосновательным обогащением ответчика, так как оно получено без законных правовых оснований.
Доводы ФИО1 суд не принимает во внимание по следующим основаниям.
ФИО1 во встречном исковом заявлении ссылается на индивидуальную программу предоставления социальных услуг, утверждаемую Комитетом по социальной политике Санкт- Петербурга на каждого ребенка, где указана форма социального обслуживания ребенка-инвалида, а именно стационарная форма социального обслуживания, так же индивидуальная программа предоставления социальных услуг содержит рекомендуемый перечень поставщиков социальных услуг, в котором содержится Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии №5 (далее - ДИ №5).
В соответствии с ч.1 ст. 19 Федерального закона от 28.12.2013 № 442- ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» социальные услуги предоставляются их получателям в форме социального обслуживания на дому, или в полустационарной форме, или в стационарной форме, то есть законом предусмотрено только три формы социального обслуживания.
В соответствии с ч.2 ст. 19 Федерального закона от 28.12.2013 № 442- ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» социальные услуги в стационарной форме предоставляются их получателям при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания. Получатели социальных услуг в стационарной форме обеспечиваются жилыми помещениями, а также помещениями для предоставления видов социальных услуг, предусмотренных пунктами 1 - 7 статьи 20 настоящего Федерального закона, то есть пятидневное (в неделю) круглосуточное проживание в организации социального обслуживания Федеральный закон относит к стационарной форме социального обслуживания.
Согласно разделу 2 Устава ДИ №5 Учреждение является стационарным медико-социальным.
Согласно п.2 Положения о ДИ №5 услуги предоставляются в стационарных условиях.
В соответствии с ч.1 ст. 16 Федерального закона от 28.12.2013 № 442- ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» индивидуальная программа является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг.
В соответствии с ч.3 ст. 16 Федерального закона от 28.12.2013 № 442- ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» индивидуальная программа для гражданина или его законного представителя имеет рекомендательный характер, для поставщика социальных услуг - обязательный характер, то есть ДИ №5 не может оказывать услуги в иной форме, кроме стационарной.
Доводы Ответчика о том, что ДИ №5 не оказывает ребенку-инвалиду полный перечень услуг, о том, что ответчик непрерывно осуществляет уход, о том, что ребенок-инвалид получает полную медицинскую помощь по месту регистрации, о том, что ответчик своими силами и за свой счет обеспечивает ребенка-инвалида медицинскими услугами и препаратами, техническими средствами реабилитации, о том, что нахождение ребенка в ДИ №5 не дает ответчику возможности работать, о том что ответчик забирает ребенка только на выходные и праздничные дни, о том, что правила внутреннего трудового распорядка ДИ №5 не запрещают родителям находится рядом с детьми в учреждении и не запрещают забирать детей из учреждения в любое время домой, о не посещении ребенком интерната месяцами, по мнению суда не имеют правового значения для рассматриваемого дела. Доводы ответчика о не прекращении осуществления ухода за ребенком-инвалидом не обоснованы, так как неосновательное обогащение ФИО1 произошло не из-за прекращения ухода за ребенком-инвалидом (п.п. «б» п. 12 Правил осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.05.2013 №), а из-за помещения ребенка-инвалида в организацию социального обслуживания, предоставляющую социальные услуги в стационарной форме (п.п. «з» п. 12 Правил №397), то есть прекращение ежемесячной выплаты произошло вне зависимости от осуществления ухода ответчиком за ребенком-инвалидом.
Доводы ответчика о том, что форма социального обслуживания с 2011 года по настоящее время не изменилась, не обоснованы, так как Федеральным законом от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» предусмотрены только три формы социального обслуживания (ч.1 ст. 19), суду представлена копия изменений в устав ДДИ №5 от 31 декабря 2015 года, согласно которым изменена форма социального обслуживания на оказание услуг в стационарной форме.
В соответствии с ч.1 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» поставщики социальных услуг формируют общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию о деятельности этих поставщиков, и обеспечивают доступ к данным ресурсам посредством размещения их на информационных стендах в помещениях поставщиков социальных услуг, в средствах массовой информации, в сети «Интернет», в том числе на официальном сайте организации социального обслуживания.
В соответствии с п.3 ч.2 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 442- ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» поставщики социальных услуг обеспечивают открытость и доступность информации о форме социального обслуживания, видах социальных услуг, порядке и об условиях их предоставления.
В соответствии с ч.3 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 442- ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» информация и документы, указанные в части 2 настоящей статьи, подлежат размещению на официальном сайте поставщика социальных услуг в сети «Интернет» и обновлению в течение десяти рабочих дней со дня их создания, получения или внесения в них соответствующих изменений. Порядок размещения на официальном сайте поставщика социальных услуг в сети «Интернет» и обновления информации об этом поставщике.
В соответствии с п.4 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 442- ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» поставщики социальных услуг обязаны предоставлять бесплатно в доступной форме получателям социальных услуг или их законным представителям информацию об их правах и обязанностях, о видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг либо о возможности получать их бесплатно.
Таким образом, поставщик социальных услуг ДИ №5 не мог не уведомить ответчика об изменении формы социального обслуживания ребенка-инвалида, а у ответчика не было никаких препятствий для ознакомления с изменениями формы социального обслуживания в ДИ №5.
На основании изложенного суд отказывает в удовлетворении встречного иска в полном объеме. До настоящего времени неосновательно полученные суммы компенсационных выплат истцу не возвращены, в связи с чем суд удовлетворяет первоначальный иск в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Пушкинском районе Санкт-Петербурга удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в пользу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Пушкинском районе Санкт-Петербурга неосновательно полученные компенсационные выплаты в сумме 93 500 (Девяносто три тысячи пятьсот) рублей.
В удовлетворении встречного иска ФИО1 отказать.
Взыскать с ФИО1 госпошлину в доход федерального бюджет в сумме 3 005 (Три тысячи пять) рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Санкт‑Петербургский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: