ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1861/2016 от 17.01.2017 Кандалакшского районного суда (Мурманская область)

Дело № 2-33/2017 Мотивированное решение изготовлено 17.01.2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Кандалакша 12 января 2017 года

Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе:

судьи Лебедевой И.В.,

при секретаре Захаровой Е.Г.,

с участием:

истца ФИО1,

представителя ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального образования Кандалакшский район о возложении обязанности по назначению доплаты за выслугу лет,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования Кандалакшский район о возложении обязанности по назначению доплаты за выслугу лет. В обоснование заявленных требований указала, что является пенсионером и ветераном труда с <дата>. Стаж муниципальной службы составил <данные изъяты>. С <дата> занимала должность начальника управления образования, с <дата> работала в должности заместителя главы администрации города. Доплату к государственной пенсии ей установили в размере 42,5% за выслугу лет на <дата> по последней занимаемой должности руководителя сектора по профориентации, трудовому воспитанию и занятости молодежи, которую она занимала по <дата>. Обратилась в комиссию по рассмотрению вопросов, связанных с исчислением стажа муниципальной службы для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу по должности заместителя главы администрации города. Комиссия отказала в установлении надбавки, мотивируя тем, что эта должность не была включена в реестр муниципальных должностей. Вместе с тем, на момент ее выхода на пенсию данная должность была включена в реестр должностей муниципальной службы. Просит суд возложить на ответчика обязанность назначить ей доплату за выслугу лет к государственной пенсии по должности заместителя главы администрации города.

В судебном заседании истец ФИО1 заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме. Указала, что в период с <дата> Порядок о ежемесячной доплате к государственной пенсии не был предусмотрен действующим на тот момент законодательством и соответственно не был принят. На день достижения ФИО1 возраста, дающего право на государственную пенсию по возрасту <дата>, замещаемая должность заместителя главы администрации г. Кандалакши не была включена в Реестр муниципальных должностей муниципальной службы и, следовательно, истцу не могла быть установлена ежемесячная доплата к государственной пенсии по данной должности. На основании личного заявления ФИО1 от <дата> и в соответствии с действующим на тот момент законодательством ФИО1 установлена доплата к государственной пенсии по должности руководителя сектора по профориентации, трудовому воспитанию и занятости молодежи. В соответствии с решением Совета депутатов муниципального образования Кандалакшский район от <дата><номер> утвержден Порядок назначения выплаты и финансирования пенсии за выслугу лет муниципальным служащим органов местного самоуправления муниципального образования <адрес>. Пунктом 4.1 Порядка установлено, что перерасчет пенсии за выслугу лет производится в случае: увеличения месячного денежного содержания в соответствующей должности муниципальной службы; изменений условий назначения пенсии за выслугу лет, определенных разделом 1 Порядка (условия назначения пенсии за выслугу лет). Условия назначения пенсии за выслугу лет не содержат оснований для перерасчета ФИО1 доплаты за выслугу лет к государственной пенсии. Указывает, что поскольку постановление главы муниципального образования города Кандалакши с подведомственной территорией <номер> от <дата> «Об утверждении Порядка установления, выплаты и финансирования ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещающим муниципальные должности муниципальной службы в г. Кандалакше и подведомственной территории» как и само решение о назначении ФИО1 пенсии, истцом в судебном порядке не оспаривалось в течение более 15 лет, ею пропущен срок на обращение в суд. Просит в удовлетворении иска отказать.

Суд, заслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктами "ж" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (пункт 2 статьи 3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").

В соответствии с Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1 статьи 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23).

В силу части 2 статьи 24 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.

Приведенные нормативные положения Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" направлены на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путем введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих. По существу, условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, но не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.

Пунктом 11 части 1 статьи 52 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих (как федеральных, так и субъектов Российской Федерации) им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.

Такой федеральный закон до настоящего времени не принят, в связи с чем условия предоставления права на пенсию государственных служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Пункт 5 статьи 1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривает, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

Судом установлено и сторонами не оспаривалось, что ФИО1 занимала должности муниципальной службы: с <дата> по <дата> - должность директора школы <номер> г. Кандалакши; с <дата> по <дата> занимала должности начальника управления народного образования, заместителя главы администрации г. Кандалакши, начальника службы по профориентации, трудовому воспитанию и занятости молодежи, руководителя сектором по профориентированию, трудовому воспитанию и занятости молодежи администрации г. Кандалакши.

Из перечисленных периодов должность заместителя главы администрации г. Кандалакши ФИО1 замещала с <дата> по <дата> год.

Общий стаж муниципальной службы ФИО1 составил <данные изъяты>.

Право на назначение государственной пенсии по возрасту у ФИО1 возникло <дата>. Фактически ФИО1 вышла на пенсию <дата>.

<дата> ФИО1 оформила заявление об увольнении по собственному желанию в связи с уходом на пенсию по возрасту <дата>.

<дата> ФИО1 обратилась к главе муниципального образования с заявлением об установлении ей ежемесячной доплаты к назначенной пенсии по возрасту.

Согласно протоколу заседания комиссии по исчислению трудового стажа, дающего право для начисления надбавки за выслугу лет от <дата> ФИО1, руководителю сектора по профориентации, трудовому воспитанию и занятости молодежи администрации города, установлен специальный стаж, дающий право на установление ежемесячной доплаты к государственной пенсии, <данные изъяты>, а также рекомендовано главе муниципального образования установить ФИО1 с <дата> ежемесячную доплату, составляющую суммарно с учетом государственной пенсии по возврату 72% ее месячного денежного содержания (не свыше 1,8 должностного оклада по замещаемой должности с начисленным на него районным коэффициентом).

Распоряжением главы муниципального образования города Кандалакши с подведомственной территорией от <дата><номер>-р ФИО1, замещавшей должность руководителя сектора по профориентации, трудовому воспитанию и занятости молодежи администрации города с <дата>, исходя из стажа муниципальной службы <данные изъяты>, назначена ежемесячная доплата, составляющая суммарно с учетом государственной пенсии по возрасту 72% месячного денежного содержания (не свыше 1,8 должностного оклада по замещаемой должности с начисленным на него районным коэффициентом). Месячное денежное содержание по указанной должности составляет <данные изъяты>, в том числе должностной оклад <данные изъяты>.

Ежемесячная доплата к государственной пенсии назначена ФИО1 в соответствии с действующим на тот момент Порядком установления, выплаты и финансирования ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в г. Кандалакше Мурманской области, утвержденным постановлением главы муниципального образования г. Кандалакши от <дата><номер> (далее по тексту Порядок, утвержденный постановлением <номер>).

Согласно пункту 4 Порядка, утвержденного постановлением № 826, ежемесячная доплата устанавливается при наличии стажа 10 лет у женщин в таком размере, чтобы сумма государственной пенсии и ежемесячной доплаты составляла 45 процентов месячного денежного содержания муниципального служащего. Размер ежемесячной доплаты увеличивается на 3% месячного денежного содержания муниципального служащего за каждый полный год выслуги свыше установленного стажа государственной службы, но сумма государственной пенсии и ежемесячной доплаты не должна превышать 75% его месячного содержания. Размер ежемесячной доплаты к государственной пенсии определяется по месячному денежному содержанию муниципального служащего, соответствующей должности, занимаемой им на день прекращения муниципальной службы или на день достижения возраста, дающего право на государственную пенсию по старости, по выбору лица, обратившегося за установлением ежемесячной доплаты к государственной пенсии.

Статьей 21 Федерального закона от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», в редакции, действовавшей на день достижения ФИО1 права на назначение пенсии, установлено, что лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими.

Правовая регламентация муниципальной службы, включающая требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой, определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и федеральным законом.

Время работы на должностях в органах местного самоуправления засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий, в соответствии с законодательством о государственной службе.

Указом Президента Российской Федерации от 16.08.95 г. N 854 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих" установлена ежемесячная доплата к государственной пенсии, назначенной в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" и Законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации" лицам, замещающим государственные должности РФ, должности федеральных государственных служащих, должности в органах местного самоуправления.

Из названия и текста названного Указа Президента РФ следует, что перечисленные в нем льготы относятся к лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих, увольняемых (освобождаемых) с федеральной государственной службы, а также в связи с выходом на пенсию, после принятия Указа Президента, т.е. 16 августа 1995 г. и позже.

Порядок установления ежемесячной доплаты к пенсии на день наступления у истца права на получение пенсии утвержден Положением о порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральных государственных служащих утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31 января 1996 года № 83 «О реализации Указа Президента РФ от 16 августа 1995 года № 854 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральных государственных служащих».

В соответствии с пунктом 2 данного Положения ежемесячная доплата к пенсии устанавливается при исчислении стажа государственной службы, дающего право на ежемесячную доплату к пенсии, учитываются следующие периоды государственной службы (работы), в том числе на выборных должностях: после введения в действие Сводного перечня и Реестра (в Российской Федерации) в органах местного самоуправления.

До введения в действие Сводного перечня и Реестра (в Российской Федерации, РСФСР) в высших органах государственной власти и управления автономных республик, в местных органах государственной власти и управления (краевых, областных Советах народных депутатов, Советах народных депутатов автономных областей, автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советах народных депутатов и их исполнительных комитетах).

Пунктами 5,6 Положения предусмотрено, что ежемесячная доплата к пенсии лицам, замещавшим государственные должности федеральных государственных служащих, предусмотренные Реестром, кроме указанных в пункте 4 настоящего Положения, устанавливается при наличии стажа государственной службы не менее 12 лет и 6 месяцев у мужчин и 10 лет у женщин.

Размер ежемесячной доплаты к пенсии исчисляется по выбору лица, обратившегося за ее установлением, исходя из месячного денежного содержания (заработной платы) лица по государственной должности Российской Федерации или государственной должности федерального государственного служащего на день увольнения либо на день достижения возраста, дающего право на государственную пенсию по старости в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" и Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".

Таким образом, на дату увольнения ФИО1 имела право выбора размера ежемесячной доплаты к пенсии, исходя из месячного денежного содержания по должности заместителя главы администрации г. Кандалакши либо по должности руководителя сектора по профориентации, трудовому воспитанию и занятости молодежи.

Как указано выше, с <дата> ФИО1 была назначена ежемесячная доплата к пенсии, исходя из месячного денежного содержания по должности руководителя сектора по профориентации, трудовому воспитанию и занятости молодежи.

Таким образом, на протяжении 15 лет ФИО1 получала назначенную ей ежемесячную доплату.

При этом, постановление главы муниципального образования города Кандалакши с подведомственной территорией <номер> от <дата> «Об утверждении Порядка установления, выплаты и финансирования ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещающим муниципальные должности муниципальной службы в г. Кандалакше и подведомственной территории» как и само решение о назначении пенсии ФИО1 не оспаривалось.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что получая назначенную доплату и не оспаривая ее размер, ФИО1 своими действиями подтвердила фактический выбор размера доплаты, исходя из должности руководителя сектора по профориентации, трудовому воспитанию и занятости молодежи, то есть реализовала свое право на выбор порядка определения размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии при увольнении с работы.

<дата> ФИО1 обратилась к главе муниципального образования Кандалакшского района с заявлением об установлении ей пенсии за выслугу лет, исходя из должности заместителя главы администрации г. Кандалакши.

Протоколом заседания комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с исчислением стажа муниципальной службы для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу, продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и назначения пенсии за выслугу лет <номер> от <дата> постановлено ФИО1 отказать в установлении пенсии за выслугу лет по должности заместителя главы администрации.

Решением <номер> от <дата> Совета депутатов муниципального образования Кандалакшский район Мурманской области внесены изменения в решение Совета депутатов муниципального образования Кандалакшский район от <дата><номер> «Об утверждении Порядка назначения, выплаты и финансирования пенсии за выслугу лет муниципальным служащим органов местного самоуправления муниципального образования Кандалакшский район».

Согласно пункту 4.1 Порядка перерасчет пенсии за выслугу лет производится в случае: увеличения месячного денежного содержания по соответствующей должности муниципальной службы. Размер пенсии за выслугу лет пересчитывается пропорционально указанному увеличению; изменения условий назначения пенсии за выслугу лет, определенных разделом 1 настоящего Порядка.

В соответствии с пунктами 11,13 статьи 24 Закона Мурманской области от 29.06.2007 N 860-01-ЗМО (ред. от 01.04.2016 действовавшей на день обращения истца за установлением ежемесячной надбавки к должностному окладу в мае 2016 года) "О муниципальной службе в Мурманской области" порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет, а также порядок финансирования за счет средств местного бюджета расходов на выплату пенсии за выслугу лет устанавливаются муниципальными правовыми актами, принимаемыми представительным органом соответствующего муниципального образования.

Расходы, связанные с осуществлением пенсии за выслугу лет, производятся за счет средств местных бюджетов.

Статьей 53 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ
ред. от 15.02.2016) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Статьей 86 БК РФ установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Из приведенных законоположений следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.

Поскольку пенсии за выслугу лет муниципальным служащим выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, то само по себе установление или изменение органами местного самоуправления правил исчисления таких пенсий и их размера не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение и ухудшающее положение муниципальных служащих.

Таким образом, орган местного самоуправления вправе самостоятельно установить условия и порядок изменения установленного размера соответствующих доплат.

Из установленных обстоятельств, положений Порядка назначения, выплаты и финансирования пенсии за выслугу лет муниципальным служащим органов местного самоуправления муниципального образования Кандалакшский район следует, что основания для изменения размера установленной ФИО1 ежемесячной доплаты, предусмотренных указанным Порядком, отсутствуют. Доказательств наличия у истца права на изменение размера установленной ежемесячной доплаты суду не представлено.

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что ФИО1 реализовала свое право на выбор доплаты по соответствующей должности, фактически получая установленную ей доплату по должности руководителя сектора по профориентации, трудовому воспитанию и занятости молодежи администрации города, не отказываясь и не оспаривая установленный размер, отсутствие оснований для изменения установленного размера доплаты в соответствии с установленным на день обращения в <дата> Порядком перерасчета пенсии, суд считает, что оснований для возложения на ответчика обязанности по назначению истцу доплаты за выслугу лет к государственной пенсии по должности заместителя главы администрации города отсутствуют, иск не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковое заявление ФИО1 к администрации муниципального образования Кандалакшский район о возложении обязанности по назначению доплаты за выслугу лет оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд подачей апелляционной жалобы через Кандалакшский районный суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Судья И.В.Лебедева