ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1861/2021 от 11.10.2021 Кирово-чепецкого районного суда (Кировская область)

УИД 43RS0017-01-2021-002761-08 Дело № 2–1861/2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Кирово-Чепецк 11 октября 2021 года

Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области в составе судьи Шишкина А.В., при секретаре Наговицыной А.В., с участием представителя истца ФИО3, представителя ответчика ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1861/2021 по иску Кирово-Чепецкого городского прокурора к администрации муниципального образования «Кирово-Чепецкий муниципальный район» о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку,

установил:

Кирово-Чепецкий городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «***» о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку. В обосновании иска указано, что городской прокуратурой в деятельности администрации МО «Кирово-Чепецкий муниципальный район ***» проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления, в результате которой выявлены нарушения закона. В ходе проведенной проверки установлено, что вблизи *** сельского поселения расположена несанкционированная свалка на землях общего пользования. В соответствии с планом-графиком указанные свалки подлежат ликвидации в 2021 году, выделены денежные средства, однако до сих пор свалка не ликвидирована. Городской прокуратурой *** в адрес главы МО «Кирово-Чепецкое муниципальное образование» *** вносилось представления, которые рассмотрены, но нарушения закона не устранены. Просит обязать ответчика ликвидировать несанкционирован­ную свалку в районе д. ***

Представитель истца – заместитель Кирово-Чепецкого городского прокурора ФИО3 в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика - администрации муниципального образования «Кирово-Чепецкий муниципальный район» по доверенности ФИО4 с иском не согласился, пояснил, что администрацией *** приняты меры по ликвидации несанкционированной свалки, ликвидация которой была указана в перечне свалок подлежащих ликвидации, а именно: заключен муниципальный контракт.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу положений ч.1 ст.51 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.2 ст.21, ч.1 ст.22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст.42 Конституции РФ, в ст.11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в ст.8 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Закрепление в п.14 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в качестве вопроса местного значения муниципального района, в том числе, вопроса участия в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов - предполагает необходимость реализации органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функционирующей системы мер, призванных обеспечивать в целях предотвращения загрязнения территории муниципального района своевременное и бесперебойное оказание услуг по приему и перемещению бытовых и промышленных отходов, а также позволяющих производить их утилизацию и переработку.

В соответствии с ч.1 ст.7 ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.

Аналогичные положения закреплены и в ч.2 ст.8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Согласно ч.1 ст.10 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, индивидуальные предприниматели, юридические лица обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

Согласно ст.85 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 №136-ФЗ земли общего пользования входят в состав земель населенных пунктов.

В соответствии со ст.262 ГК РФ земельными участками общего пользования являются не закрытые для общего доступа земельные участки, находящие­ся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно ч.1 ст.16 ФЗ «Об охране окружающей среды» хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов) является одним из видов негативного воздействия на окружающую среду.

В судебном заседании установлено, что Кирово-Чепецкой городской прокуратурой в деятельности администрации МО «Кирово-Чепецкий муниципальный район» проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления, в результате которой выявлены нарушения закона. В ходе проведенной проверки установлено, что вблизи д.Кривобор Коныпского сельского поселения расположена несанкционированная свалка на землях общего пользования.

Из ответа администрации Коныпского сельского поселения *** от *** следует, что на территории Коныпского сельского поселения несанкционированная свалка находится между деревнями *** сельского поселения. Земельный участок имеет площадь 2,9 га кадастровый ***, разрешенное использование - под свалку бытовых отходов. Земельный участок находится на землях неразграниченной муниципальной собственности.

*** администрацией *** заместителю Кирово-Чепецкого городского прокурора был дан ответ, что в бюджете *** на 2021 год запланированы денежные средства в сумме 2022 000 руб. на ликвидацию свалки, расположенной в районе д.*** (подлежит ликвидации в 2021 году). В настоящее время проводится государственная экспертиза сметной стоимости ликвидации свалки. Срок ликвидации указанных свалок будет перенесен в план-график.

*** в адрес Главы администрации МО «***» городским прокурором вынесено представление об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления.

В ответ на представление администрация ****** указала, что свалка твердых бытовых отходов, расположенная на земельном участке *** в районе д.*** подлежит ликвидации в соответствии с распоряжением *** от ****** «Об утверждении свалок твердых бытовых отходов, подлежащих рекультивации, и перечня свалок твердых бытовых отходов, не отвечающих требованиям природоохранного законодательства и подлежащих ликвидации.

Распоряжением администрации *** от ****** «О соблюдении требований законодательства об отходах производства и потребления» закрыт объект размещения твердых бытовых отходов - свалка твердых бытовых отходов, расположенная в районе д.*** сельского поселения ***.

Свалка твердых бытовых отходов, расположенная в районе л. *** включена в план-график ликвидации свалок бытовых отходов в ***, не отвечающих требованиям природоохранного законодательства на 2020 год.

В 2019 году администрация *** направляла обращения о выделении денежных средств на ликвидацию свалки: в ***ную Думу, министерство охраны окружающей среды ***, министерство финансов ***, ассоциацию «Совет муниципальных образований ***». Получены отказы выделении денежных средств.

В 2020 году в ***ную Думу пятого созыва направлено письмо о выделении денежных средств в размере 5 341 01 руб. (ликвидация свалок ТБО в д. ***). *** получен отказ в выделении денежных средств в связи с отсутствием дополнительных доходных источников в бюджете ***. Также в министерство охраны окружающей среды *** направлено письмо от 17.06.2020 № 1729-01-12 «О предоставлении финансовых средств на ликвидацию свалок».

Из акта рейдового осмотра Министерства охраны окружающей среды *** от ***, следует, что на территории муниципального образования «***» вблизи д. *** обнаружено два места несанкционированной свалки отходов производства и потребления, что также подтверждается фотоматериалами к акту.

Министерством охраны окружающей среды ****** в адрес и.о. прокурора *** была направлена информация по многократным обращениям жителей д.*** о ликвидации несанкционированных свалок, прекращении доступа к объекту размещения для принятия мер в пределах компетенции прокуратуры кировской области.

*** между администрацией *** и ООО «ФИО1 ЭкоГород» заключен муниципальный контракт *** в соответствии с которым ООО «ФИО1 ЭкоГород» принимает на себя обязательства на выполнение работ по ликвидации свалок бытовых (коммунальных) отходов на территории муниципального образования ***, не отвечающих требованиям природоохранного законодательства, местонахождение которой: ***, Коныпское сельское поселение, вблизи д. Кривобор (кадастровый квартала *** в срок до ***.

Как указывает представитель ответчика в настоящее время представителями администрации *** проводится оценка и приемка выполненных работ, документы о приемке работ не подписаны, контракт не исполнен.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что на земельном участке, находящемся в границах МО Кирово-Чепецкого муниципального района ***» имеется несанкционированная свалка отходов, которая не отвечает требованиям, уставленным для мест размещения отходов, что вопросы по организации мероприятий по охране окружающей среды и организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории района относятся к вопросам местного значения Кирово-Чепецкого муниципального района, а на администрацию МО «Кирово-Чепецкого муниципального района ***», являющегося исполнительным органом муниципального образования, непосредственно возложены данные функции.

При указанных обстоятельствах, с учетом приведенных норм материального права, суд приходит к выводу, что бездействие администрации муниципального образования Кирово-Чепецкого муниципального района нарушает права и законные интересы граждан на благоприятную окружающую среду, в связи с чем, находит требования Кирово-Чепецкого городского прокурора подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом обстоятельств дела, надлежащим способом восстановления нарушенных прав является возложение на ответчика обязанности устранить выявленные нарушения в разумный срок.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования «Кирово-Чепецкий муниципальный район» *** в срок до *** ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную вблизи д.*** сельского поселения ***.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.В. Шишкин

В окончательной форме решение изготовлено 13.10.2021.

Решение15.10.2021