ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1861/202317МА от 17.05.2023 Куйбышевского районного суда (Город Санкт-Петербург)

УИД 78RS0011-01-2023-001472-52

Дело №2-1861/2023 17 мая 2023 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Пановой А.В.

при секретаре Бобро Н.С.

с участием представителя истца, представителя ответчика, представителя третьего лица,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Жилищному комитету Санкт-Петербурга о признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги, признании права на получение социальной выплаты,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Жилищному комитету Санкт-Петербурга о признании незаконным отказа в предоставлении государственной у слуги, признании права на получение социальной выплаты.

В обоснование исковых требований истец указал, что она вместе с матерью ФИО2 с 2011 года состояла на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в Администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга. 12 октября 2017 года ею был заключен с ООО «Самолет ЛО» договор участия в долевом строительстве многоквартирного дома по адресу: <адрес> По условиям данного договора она получила в собственность однокомнатную квартиру общей площадью 38,42 кв.м на 4 этаже 13-этажного дома стоимостью 2 993 753 руб. из которых 1 200 000 руб. выплачивалось за счет ее собственных средств, а 1 793 753 руб. – за счет кредитных средств, полученных по кредитному договору с ПАО «Сбербанк России». 23 декабря 2017 года истец по акту приема-передачи приняла квартиру от застройщика, 07.06.2018 года зарегистрировала прав собственности на квартиру в Управление Росреестра по Ленинградской области. С целью рефинансирования кредита, полученного в ПАО «Сбербанк России» на строительство данной квартиры. 09.10.2020 года под залог данной квартиры заключила с ПАО «МТС-Банк» кредитный договор на сумму 1 591 658 руб. 94 коп. Данная сумма денежных средств была перечислена в ПАО «Сбербанк России» в счет погашения обязательств.

18 марта 2021 года истец обратилась с соответствующим заявлением в АО «Санкт-Петербургский центр доступного жилья». 01 и 04 ноября 2022 года ею были предоставлены оператору программу все необходимые документы. Письмом от 23 декабря 2022 года №01-29-9587/22-0-0 Жилищного комитета Санкт-Петербурга она была уведомлена о принятии Комитетом решения об отказе в предоставлении социальной выплаты в связи рефинансированием жилищного кредита, полученного в ПАО «Сбербанк», за счет жилищного кредита, полученного в ПАО «МТС-Банк».

Истец считает данное решение незаконным, т.к. ни Законом Санкт-Петербурга от 26 октября 2001 года №707-90, ни постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 14 декабря 2007 года №1541, ни Административным регламентом Жилищного комитета не предусматривалось такого основания для отказа в социальной выплате как рефинансирование участником Программы жилищного кредита, полученного для жилищного строительства.

Истец просила признать незаконным отказ Жилищного комитета Санкт-Петербурга в предоставлении ФИО1 государственной услуги в виде социальной выплаты на погашение основной суммы долга и уплаты процентов по жилищному ипотечному кредиту на приобретение помещения в рамках целевой государственной программы «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге», изложенный в письме Жилищного комитета Санкт-Петербурга от 23 декабря 2022 года №01-29-9587/22-0-0, признать за ней право на получение социальной выплаты в рамках целевой программы «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге», утвержденной Законом Санкт-Петербурга от 26 октября 2001 года №707-90.

Судом административное исковое заявление было принято к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.

В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве третьего лица было привлечено АО «Санкт-Петербургский центр доступного жилья».

Истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена, просила дело рассмотреть в свое отсутствие, доверила представление интересов представителю. Представитель истца по доверенности ФИО3 в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель ответчика по доверенности ФИО4 в судебное заседание явился, исковые требования не признал, пояснил, что оснований для удовлетворения исковых требований истца не имеется, истец не отвечает требованиям, предъявляемым к участнику программы, просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель третьего лица АО «Санкт-Петербургский центр доступного жилья» по доверенности ФИО5 в судебное заседание явилась, полагала, отказ ответчика в предоставлении социальной выплаты обоснованным.

Суд, выслушав представителей сторон, третьего лица, проверив материалы дела, полагает заявленные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Компетенция и полномочия Жилищного комитета определены в Положении о Жилищном комитете, утвержденном Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30 декабря 2003 года №175.

Пунктом 3.3.21 данного Положения к полномочиям Жилищного комитета Санкт-Петербурга относится предоставление в установленном порядке субсидии (социальные выплаты) для приобретения или строительства жилых помещений за счет средств бюджета Санкт-Петербурга и средств федерального бюджета гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий.

Из материалов дела следует, что истец (до смены фамилии ФИО) с 09 сентября 2011 года состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга совместно с матерью ФИО2.

01 ноября 2022 года истец подала в АО «Санкт-Петербургский центр доступного жилья» заявление о выборе формы содействия в улучшении жилищных условий в форме предоставления социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений в рамках целевой программы Санкт-Петербурга «Развитие долгосрочного жилищного кредитования», приложив все необходимые документы, в том числе копию кредитного договора, копию договора долевого участия, справку банка о задолженности по кредиту.

В соответствии с приложенными к заявлению документами истец 12 октября 2017 года заключила с ООО «Самолет ЛО» договор участия в долевом строительстве №М-17-48/1-1-4-4/С-И-2157, по условиям которого истцу передавался объект долевого строительства – однокомнатная квартира с проектным номером 48 обшей площадью 38,42 кв.м, а истец обязалась произвести оплату данного объекта в размере 2 993 753 руб. Оплата договора осуществлялась истцом за счет собственных денежных средств в размере 1 200 000 руб., за счет кредитных денежных средств в размере 1 793 753 руб., предоставляемых Банком согласно кредитного договора от 12 октября 2017 года.

23 декабря 2017 года указанный объект долевого строительства был передан истцу по Акту приема-передачи.

09 октября 2020 года между истцом и ПАО «МТС-Банк» был заключен кредитный договор №И-В-Р0032436/810/20, по данному договору истцу предоставлялись денежные средства в размере 1 591 658 руб. 94 коп., которые истец должна была вернуть в соответствии с Графиком платежей путем внесения ежемесячных платежей с уплатой процентов в размере 8,40% годовых.

Цель использования заемщиком кредита – погашение задолженности заемщика перед ПАО «Сбербанк России» по кредитному договору от 12 октября 2017 года заключенному между Кабаевой Евгенией Александровной и Первичным кредитором в целях приобретения в собственность недвижимости в размере 1 591 658 руб. 94 коп. (пункт 12). Исполнение кредитного обязательства истца обеспечивалось залогом квартиры (пункт 11).

09 октября 2020 года истец заключила с ПАО «МТС-Банк» договор ипотеки по которому истец передала в залог квартиру по адресу: <адрес>

Истец 25 октября 2022 года была включена в Сводный список граждан на предоставление социальной выплаты в рамках реализации Программы в 2022 году.

21 декабря 2022 года Жилищным комитетом Санкт-Петербурга истцу по результатам рассмотрения заявления истца о предоставлении государственной услуги по предоставлению социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений за счет средств бюджета Санкт-Петербурга участникам целевой программы Санкт-Петербурга «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге», которым не было оказано содействие по 31 декабря 2021 года было направлено Уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги в связи с отсутствием обязательств по оплате кредитного договора от 12 октября 2017 года .

Основанием для принятия решения об отказе факт исполнения обязательств по кредитному договору с ПАО «Сбербанк России» от 12 октября 2017 года денежные средства по которому были использованы на приобретение квартиры, общей площадью 37,6 кв.м по адресу: <адрес> по договору участия в долевом строительстве №М-17-48/1-1-4-4/С-И-2157 путем рефинансирования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона Санкт-Петербурга от 07 июля 2004 года №409-61 «О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан» одной из форм содействия в улучшении жилищных условий является предоставление социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений.

Законом Санкт-Петербурга от 10 октября 2011 года №707-90 «О целевой программе Санкт-Петербурга «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге» утверждена целевая программа Санкт-Петербурга «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге» в рамках которой предусмотрена выдача социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений.

Данная Программа ориентирована на граждан Российской Федерации, имевших место жительства в Санкт-Петербурге, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, для приобретения ими жилых помещений за счет долгосрочного ипотечного жилищного кредита, собственных средств и социальных выплат.

Согласно части 3 Закона Санкт-Петербурга от 10 октября 2011 года №707-90 «О целевой программе Санкт-Петербурга «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге» под участниками Программы понимаются избравшие форму содействия в улучшении жилищных условий в рамках Программы: одинокие граждане, являющиеся заемщиками по кредитному договору, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий; супруг, супруга, являющиеся заемщиками (созаемщиками) по кредитному договору, а также несовершеннолетние дети, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий; неполные семьи, в которых один из членов семьи является заемщиком по кредитному договору, а также его несовершеннолетние дети, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Порядок и условия предоставлении социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений по целевой программе Санкт-Петербурга «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге» определен Положением о порядке и условиях оказания государственного содействия гражданам в рамках реализации целевой программы Санкт-Петербурга «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге», утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 04 декабря 2007 года №1541.

В соответствии с данным Положением социальная выплата может быть использована получателем в том числе на погашение основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, полученным в соответствии с условиями Программы после 01.01.2004 на приобретение жилого помещения на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области общей площадью не менее учетного норматива жилищной обеспеченности на каждого получателя выплаты, при условии, что получатель был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий на день заключения кредитного договора.

Согласно пункта 6.5 Положения гражданам из числа заявителей в случае направления социальной выплаты на погашение основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, на приобретение жилого помещения в числе ипотечным, на приобретение жилого помещения в числе прочих документов представляются кредитный договор, заключенный после 01 января 2004 года, справка кредитора об оставшейся части основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом.

Использование социальной выплаты на оплату иных кредитных договоров, в том числе кредитного договора в рамках рефинансирования не предусмотрено.

В соответствии с пунктом 6.9 данного Положения о порядке и условиях оказания государственного содействия гражданам в рамках реализации целевой программы Санкт-Петербурга «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге» основанием для отказа в предоставление социальной выплаты являются представление заявителем не всех документов, обязанность предоставления которых возложена не него и отсутствие у заявителя права на предоставление социальной выплаты.

Аналогичные основания для отказа в предоставлении социальной выплаты указаны в Административном регламенте по предоставлению государственной услуги по предоставлению социальных выплат для приобретения или строительства жилых помещений за счет средств бюджета Санкт-Петербурга гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, в рамках целевой программы Санкт-Петербурга «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге», утвержденным распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 13 мая 2019 года №803-р.

Основанием к отказу в предоставлении социальной выплаты послужил факт полного погашения кредита, полученного для приобретения жилья к моменту обращения за получением социальной выплаты.

С учетом предусмотренных Положением требований к участнику Программы и условий получения социальной выплаты отказ ответчика в виду отсутствие у заявителя права на предоставление социальной выплаты является законным, соответствующим основаниям для отказа в предоставлении социальной выплаты. В соответствии с установленным Порядком не предусматривается право на получение социальной выплаты по кредитному договору целью которого является погашение задолженности по другому кредитному договору.

Однако ответчиком не было принято во внимание, что погашение первоначального кредита с ПАО «Сбербанк России» истец произвела за счет средств, полученных на основании другого кредитного договора, а именно кредитного договора от 09 октября 2020 года с ПАО «МТС-Банк», по условиям которого прямо предусмотрено, что кредит предоставляется для рефинансирования кредита от 12 октября 2017 года, заключенного с ПАО «Сбербанк России» для оплаты приобретаемого по договору участия в долевом строительстве №М17-48/1-1-4-4/С-И-2157 от 12 октября 2017 года. Помимо условий договора ипотеки, указывающих на целевое назначение предоставляемых денежных средств для погашения (рефинансирования) кредита, полученного истцом для приобретения жилого помещения, факт использования кредитных средств для исполнения обязательства перед ПАО «Сбербанк России», что подтверждается справкой о размерах остатка основного долга и задолженности по выплате процентов, а также совпадением суммы остатка задолженности по кредитному договору с ПАО «Сбербанк России» в размере 1 591 658 руб. 94 коп. на дату заключения кредитного договора и договора ипотеки с ПАО «МТС-Банк» и суммы предоставленного по данному договору кредита в размере 1 591 658 руб. 94 коп.

Суд не может согласиться с доводом ответчика о том, что истец утратил право на получение социальной выплаты, обращаясь погашением за счет бюджетных средств кредита, предоставленного для рефинансирования, не являющегося договором ипотечного жилищного кредитования. Суд считает юридически значимым, что целью заключения нового кредитного договора, денежные средства по которому направлены исключительно на досрочное погашение основного долга по первоначальному кредитному договору, являлось уменьшение финансовой нагрузки по уплате процентов по кредиту; договор заключен под залог объекта недвижимости - приобретенной по договору купли-продажи с использованием кредитных средств, то есть по своей правовой природе договор рефинансирования является ипотечным жилищным кредитом.

При таком положении истец не может быть ограничен в праве на получение социальной выплаты, отказ противоречит основным целям Программы и ставит их в неравное положение с другими участниками Программы, которые имеют действующий кредитный договор с организацией для финансирования покупки жилого помещения, что недопустимо в соответствии со статьей 6 Конституции Российской Федерации.

На основании изложенного и, руководствуясь статьей 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Признать за ФИО1 право на получение социальной выплаты в рамках целевой программы «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге», обязав Жилищный комитет Санкт-Петербурга предоставить социальную выплату.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга.

Судья

Решение в окончательной форме принято 09 июня 2023 года

Куйбышевский районный судгорода Санкт – Петербургаул. Караванная, д.20, Санкт-Петербург, 191023Тел.факс 8-812-314-71-36 kbs.spb@sudrf.ru09 июня 2023 года_ №_2-1861/2023

На №______________от______________

<данные изъяты>

Направляю копию решения суда от 17 мая 2023 года по делу №2-1861/2023.

Приложение: указанное на 4 листах в каждый адрес.

Судья А.В.Панова