ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1862 от 21.09.2011 Приокского районного суда г. Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

Дело №2-1862\...г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Приокский районный суд г.Нижнего Новгорода в составе:

председательствующего - судьи Волковой И.Ю.,

при секретаре -Смирновой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску к ОАО «ТК» о взыскании убытков, неустойки и денежной компенсации,

у с т а н о в и л :

обратилась в суд с иском к ОАО «ТК» с требованиями о взыскании убытков в размере ... руб., расходов по производству оценки - ... руб., неустойки - ... руб., расходов по оплате услуг представителя - ... руб., компенсации морального вреда в размере ... руб., расходов по оплате государственной пошлины в размере ... руб.

В обоснование своего иска истица ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ между и ОАО «ТК» был заключен договор на услуги РЖД и других соискателей на сумму ... руб. ... коп., транспортно-экспедиционное обслуживание - услуги ТК на сумму ... руб. ... коп., услуги РЖД и других соискателей на сумму ... руб. ... коп на основании заказа от ДД.ММ.ГГГГ и заказа от ДД.ММ.ГГГГ, соответственно. Услуги ОАО «ТК» были оплачены полностью. При проведении таможенного досмотра были обнаружены повреждения ТС <данные изъяты> и а\м <данные изъяты>, прибывших в контейнере, что было зафиксировано коммерческим актом от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ для определения размера ущерба истица обратилась к независимому оценщику, которым было дано заключение о размере ущерба, согласно которому стоимость восстановительного ремонта ТС <данные изъяты> составила ... руб., стоимость восстановительного ремонта ТС <данные изъяты> составила ... руб. Всего размер причиненного истице ущерба составил ... руб.. Сумма расходов на оплату услуг независимого оценщика составила ... руб. В исковом заявлении в обоснование своих требований истица ссылается на положение стс.ст.796, 801, 803 ГК РФ, ст.7 Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности». Истицей в адрес ответчика была направлена претензия с просьбой возместить причиненный ущерб. Требования истицы ответчик оставил без ответа. В соответствии со ст. 330 ГК РФ, ст.ст. 31, 28 Закона РФ «О защите прав потребителей» истица просит взыскать с ответчика неустойку за нарушение сроков выполнения требований потребителей. Также истица просит возместить ей моральный вреда в соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей».

В судебное заседание истица не явилась, о слушании дела надлежащим образом извещена, от нее поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, представитель истицы в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, пояснил, что погрузка и укрепление принадлежащих истице автомобилей в контейнере производилось в присутствии истицы на станции <данные изъяты> силами нанятых ею работников, после чего контейнер был опломбирован, а истице была выдана транспортная накладная, других письменных документов не составлялось; погрузку, крепление автомобилей, опломбирование контейнера ООО «ТК» не осуществлялось.

Представители ответчика иск не признали.

Представитель третьего лица ОАО «РЖД» в судебное заседание не явился, о слушании дела надлежащим образом извещен, от него поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в своем отзыве на исковое заявление указал, что на станции отправления <данные изъяты> КРГ. железной дороги был заключен договор перевозки груза в контейнер по отправке . станция назначения - <данные изъяты> железной дороги; перевозка осуществлялась в прямом международном сообщении в соответствии с Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС). Претензии и иски должны предъявляться согласно статьи 29 СМГС. В соответствии с парагр.6 вышеуказанной статьи, претензия предъявляется для рассмотрения компетентным органам железных дорог, указанным в приложении 19. В нарушение указанных норм права, истцом была предъявлена претензия и иск к ОАО ТК, который не является надлежащим ответчиком. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международноые договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются привила международного договора (ст. 15 Конституции РФ).

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица Управление <адрес> железной дороги в судебное заседание не явился, о слушании дела надлежащим образом извещен, причина неявки не известна.

С учетом мнения явившихся участников процесса, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 801 ГК РФ предусмотрено, что по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Согласно статье 7 ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Правоотношения сторон регулируются также Правилами оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 г. N 111.

Статья 73 Правил предусматривает, что ущерб, причиненный при перевозке багажа, грузобагажа, возмещается перевозчиком в случае повреждения (порчи) багажа, грузобагажа - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного багажа, грузобагажа - в размере его стоимости.

Согласно статье 77 Правил предъявление и рассмотрение претензий в случае утраты, недостачи или повреждения (порчи) груза, а также в случае просрочки доставки груза осуществляются в порядке, предусмотренном Уставом и правилами перевозок грузов.

В соответствии со статьей 20 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации пригодность в коммерческом отношении вагонов, контейнеров (состояние грузовых отсеков вагонов, контейнеров, пригодность для перевозки конкретного груза, отсутствие внутри вагонов, контейнеров постороннего запаха, других неблагоприятных факторов, за исключением последствий атмосферных осадков в открытых вагонах, а также особенности внутренних конструкций кузовов вагонов, контейнеров, влияющие на состояние грузов при погрузке, выгрузке и перевозке) для перевозки указанного груза определяется в отношении контейнеров грузоотправителями.

Таким образом, из анализа вышеприведенных правовых актов следует, что:

Обязанность правильной загрузки, закрепления и размещения груза в контейнерах в соответствии с Правилами перевозок грузов и Техническими условиями погрузки и крепления грузов лежит на заказчике, который, исходя из специфики и особенностей товара, обязан определить состояние и пригодность в коммерческом отношении предоставленного для перевозки контейнера.

В то же время обязанность по обеспечению безопасности технической эксплуатации железных дорог, в том числе и обеспечение безопасности за погрузку, размещение, крепление грузов в вагонах, контейнерах и выгрузку грузов возложена на работников станции железной дороги отправителя.

Качество и надежность многооборотных средств крепления обеспечивается стороной, осуществляющей отправку груза (грузоотправителем). При оформлении перевозочных документов железнодорожная станция может запросить у грузоотправителя акт периодического освидетельствования многооборотного крепежного устройства, подтверждающий его пригодность к использованию.

Размещение и крепление грузов, поступающих от железнодорожных администраций других государств, должны соответствовать действующим на железнодорожном транспорте в Российской Федерации требованиям, если иное не установлено международными соглашениями, участником которых является Российская Федерация. (п.1.7. "Технические условия размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах" (утв. МПС РФ 27.05.2003 N ЦМ-943) (ред. от 12.07.2004). Согласно п.4.2 выше указанных правил при установке средств крепления используются стандартные крепежные изделия, например болты, шпильки, гвозди, строительные скобы. 4.2. Для изготовления растяжек, обвязок, стяжек, увязок используют следующие материалы: стальную проволоку по ГОСТ 3282 в термообработанном (отжиг) состоянии, круглого сечения (ГОСТ 2590), квадратного сечения (ГОСТ 2591); прокат или полосу стали (ГОСТ 103); стальные цепи, тросы.

Статьей 36 указанного Устава предусмотрено, что по прибытии грузов на железнодорожную станцию назначения перевозчик (в данном случае по поручению перевозчика ОАО "РЖД" - ОАО "ТК") обязан выдать грузы и транспортную железнодорожную накладную грузополучателю, который обязан оплатить причитающиеся перевозчику платежи и принять грузы.

Грузополучатель может отказаться от принятия грузов в тех случаях, если качество грузов вследствие повреждения, порчи или по иным причинам изменилось в такой степени, что исключается возможность частичного или полного использования таких грузов по назначению.

Перевозчик при выдаче груза на железнодорожной станции назначения без заключения отдельного договора обязан осуществлять проверку состояния, массы и количества мест груза в случае прибытия груза в неисправном контейнере (статья 41 Устава).

В случае если на железнодорожной станции назначения при проверке состояния груза, его массы, количества мест обнаружены недостача, повреждение (порча) груза перевозчик обязан определить размер фактической недостачи, повреждения (порчи) груза и выдать грузополучателю коммерческий акт.

При необходимости проведения экспертизы перевозчик по своей инициативе или по требованию грузополучателя приглашает экспертов и (или) специалистов в соответствующей области. Результаты экспертизы, проведенной без участия перевозчика или грузополучателя, являются недействительными. В случае уклонения перевозчика от вызова эксперта и (или) специалиста в соответствующей области или уклонения перевозчика, грузополучателя от участия в проведении экспертизы соответствующая сторона вправе провести экспертизу без участия уклоняющейся стороны, предварительно уведомив ее о проведении экспертизы в письменной форме, если иная форма не предусмотрена соглашением сторон. Расходы, связанные с проведением экспертизы, оплачиваются стороной, заказавшей экспертизу, с последующим отнесением расходов на сторону, виновную в недостаче, порче или повреждении груза (статья 42 Устава).

Статьей 119 Устава предусмотрено, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами (порчи) груза, багажа, грузобагажа и возможных причин такого повреждения.

Судом установлено, что оформила заказ по Договору от ДД.ММ.ГГГГ, груз сборный, с услугами по перевозке грузов во всех видах железнодорожных сообщений (л.д....) и заказ от ДД.ММ.ГГГГ по Договору от ДД.ММ.ГГГГ: грузы для личных (бытовых) нужд, наименование груза вещи домашние, заказанные услуги: взимание платы за пользование контейнером по прибытии, погрузочно-разгрузочные работы с груженными контейнерами, выполняемые ОАО «ТК» по прибытию, транспортно-экспедиционное обслуживание - услуги ТК (л.д....).

Свои обязательства по договору истицы выполнила, оплатила предоставленные услуги в полном объеме (л.д.8...).

По прибытию на станцию на назначения ст.<данные изъяты> был составлен коммерческий акт, из которого следует, что по требованию и письменной заявке грузополучателя , обнаружившей при проведении таможенного досмотра повреждение автомобиля марки <данные изъяты> и автомобиля марки <данные изъяты>, прибывших в контейнере по отправке <данные изъяты> ж.д. за исправном ЗПУ отправителя <данные изъяты>, что соответствует ж/д накладной, и исправным <данные изъяты>, была проведена комиссионная проверка, выдача груза в присутствии комиссии и. о.начальника грузового района К***Н.Л., заведующей складом временного хранения Р***Т.А., приемосдатчика груза и багажа Е***Д.А., инспектора таможни П***И.В. и грузополучателя При проведении таможенного досмотра оказалось, что груз домашние вещи, согласно описи разного наименования, из контейнера выгружен, дальнейшая выгрузка груза приостановлена. На момент комиссионной проверки в контейнере находились два легковых автомобиля серебристого цвета марки <данные изъяты> и <данные изъяты>, которые были погружены в контейнер последовательно, передними бамперами друг к другу. На расстоянии 2,1 метра от дверного проема находился автомобиль марки <данные изъяты>, погруженный во внутрь контейнера носовой частью и закреплен специализированными съемными крепежными приспособлениями, состоящими из двух крюков, соединенных между собой капроновой лентой шириной 30мм,, один из хрюков оборудован стяжным устройством. Крепление автомобиля произведено одним крюком за нижнее увязочное устройство контейнера на боковой стенке, а другим за литой диск автомобиля по одной растяжке около каждого колеса, из них у трех растяжек оборваны в середине капроновые ленты и с левой стороны контейнера в носовой части автомобиля растяжка закреплена только за литой диск ввиду того, что крепежная скоба оборвана и находилась в контейнере около колеса. От продольного смещения автомобиль закреплен упорными брусками размером 490 мм х 80 мм х 80 мм, которые прибиты гвоздями к полу контейнера по одному с внутренней и внешней стороны около каждого колеса. При выгрузке обнаружено у автомобиля имеется повреждение <данные изъяты>. В задней части контейнера погружен автомобиль марки <данные изъяты> носовой частью во внутрь контейнера, багажником вплотную к передней торцевой стенке, которая не ограждена заградительным щитом. Крепление автомобиля произведено одним крюком за нижнее увязочное устройство контейнера на боковой стенке, а другим за раму автомобиля по одной растяжке около каждого колеса, из них с правой стороны у двух растяжек оборвана в середине капроновая лента, с левой стороны крепление исправно. От продольного смещения автомобиль закреплен упорными брусами размером 490 мм х 80 мм х 80 мм, которые прибиты гвоздями к полу контейнера по одному с внутренней и внешней стороны около каждого колеса. У данного автомобиля имеются повреждения <данные изъяты>. На момент проверки автомобили находились в контейнере вплотную друг к другу носовой частью, зазор между автомобилями отсутствовал. Состояние груза домашние вещи, выгруженного из контейнера при таможенном досмотре, не проверялось.

Данный коммерческий акт в силу ст. 119 Устава железнодорожного транспорта РФ является основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.

Допрошенный в качестве свидетеля Ф***Ю.П. в судебном заседании пояснил, что погрузка автомобилей марки <данные изъяты> и <данные изъяты> производилась на станции <данные изъяты> силами работников станции, где он оплатил эти работы, письменно никаких документов не оформлялось; ОАО «ТК» производилась оплата, когда контейнер с а/М прибыл на станцию <данные изъяты>.

Таким образом, судом установлено, что заключила договор транспортной экспедиции с ОАО «ТК», согласно которому заказала данному обществу услугами по перевозке грузов во всех видах железнодорожных сообщений, взимание платы за пользование контейнером по прибытии, погрузочно-разгрузочные работы с груженными контейнерами по прибытию, транспортно-экспедиционное обслуживание, произвела оплату этих услуг ООО «ТК» на территории Российской Федерации по прибытии груза.

При подписании транспортной накладной на станции отправления - <данные изъяты>, истица заключила договор перевозки груза, в том числе автомобилей марки <данные изъяты> и <данные изъяты>, с железными дорогами, участвующими в перевозке, согласно Соглашению о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС).

Согласно описи на перевозку грузов от ДД.ММ.ГГГГ контейнер загружен лично на ст. <данные изъяты>, в том числе а/м.

Как следует из договора о порядке взаимодействия ОАО «РЖД» и ОАО «ТК» на контейнерных терминалах, принадлежащих ОАО «ТК» (л.д....), Устава ОАО «ТК» (л.д....), а также договора транспортной экспедиции (л.д....), объяснений представителя истицы, показаний свидетеля, ОАО «ТК» перевозчиком не является, погрузку, крепление в контейнере принадлежащих истице автомобилей не производил, опломбирование контейнера не производил, к перевозке а/м не готовил.

Истица не представила доказательств в соответствии с требованиями ст.ст. 55-57 ГПК РФ, свидетельствующих о повреждении указанного ею имущества в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих обязательств ОАО «ТК».

Кроме того, ОАО «ТК» в соответствии с Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) является ненадлежащим ответчиком.

При указанных обстоятельствах, у суда не имеется оснований для удовлетворения требований истицы.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск к ОАО «ТК» оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Приокский районный суд г.Н.Новгорода в течение 10 дней.

Судья Приокского райсуда г.Н.Новгорода - И.Ю. Волкова

.

.

.

.

.

.

.