Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 июня 2020 года город Иркутск
Кировский районный суд г. Иркутска в составе
председательствующего судьи Прибытковой Н.А.,
при секретаре судебного заседания Якушевой Т.А.,
с участием в судебном заседании представителя истца Вахненко Е.А.,
представителя ответчика Хороших К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1862/2020 по исковому заявлению Шеверды С. В. к временно исполняющему обязанности Губернатора Иркутской области о признании незаконными действий по вынесению указа, возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем принятия решения об отмене указа,
У С Т А Н О В И Л:
Шеверда С.В. обратился в Кировский районный суд г. Иркутска с исковым заявлением к временно исполняющему обязанности Губернатора Иркутской области о признании незаконными действий по вынесению указа, возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем принятия решения об отмене указа.
В обоснование своих исковых требований указал, что 11.02.2020г. при ознакомлении с материалами гражданского дела № 2-142/2020 по иску прокурора Иркутской области в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Губернатору Иркутской области его представителем было установлено, что в материалах вышеуказанного административного дела содержится следующий документ: Указ Губернатора Иркутской области №-угк от 20.01.2020г. «О внесении изменения в пункт 1 указа Губернатора Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ№-угк» (далее - Указ), в соответствии с которым п.1 изложен в следующей редакции: «прекратить досрочно полномочия Шеверды С. В., замещающего государственную должность Иркутской области министра лесного комплекса Иркутской области, ДД.ММ.ГГГГ в связи с утратой доверия на основании пункта 2 части 1 статьи 13.1 ФЗ от 25.12.2008 г. №273-Ф3 «О противодействии коррупции». Основание: доклад о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных министром лесного комплекса Иркутской области Шевердой С.В., решение Кировского районного суда г.Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ года».
В данном случае действия временно исполняющего обязанности Губернатора Иркутской области Кобзева И.И. по вынесению Указа №-угк от 20.01.2020г. «О внесении изменения в пункт 1 указа Губернатора Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ№-угк» не соответствуют нормативным правовым актам и нарушают его права и законные интересы. При вынесении Указа Временно исполняющий обязанности Губернатора Иркутской области Кобзев И.И. проигнорировал нормы закона о наличии у него возможности уйти в добровольную отставку и его заявление от ДД.ММ.ГГГГ.
В силу части 5 статьи 9.1 Закона Иркутской области «О системе исполнительных органов государственной власти Иркутской области» Губернатор Иркутской области осуществляет руководство деятельностью лиц, замещающих государственные должности Иркутской области, организует их работу.
Согласно п.15 ч.2 ст.2 Закона Иркутской области от 13.12.2010 № 125-03 «О государственных должностях Иркутской области» (принят Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 17.11.2010 №№ 26/16-ЗС) (далее - Закон 125-03) к областным государственным должностям относятся должности министра Иркутской области.
Согласно п.п. 4 п.1 ст.21 Устава Иркутской области (принят постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 15.04.2009 N 9/5-ЗС) правовые акты Иркутской области в своей совокупности образуют систему правовых актов Иркутской области, в которую входят, в том числе указы Губернатора Иркутской области и распоряжения Губернатора Иркутской области.
Аналогичная норма установлена п.п.4 п.1 ст.7 Закона Иркутской области от 12.01.2010 N 1-оз (ред. от 08.10.2019) «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области» (принят постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 16.12.2009 N 17/9-ЗС).
В п.7 вышеуказанной ст.21 Устава Иркутской области говорится о том, что постановления Законодательного Собрания Иркутской области, указы Губернатора Иркутской области и распоряжения Губернатора Иркутской области, постановления Правительства Иркутской области и распоряжения Правительства Иркутской области, правовые акты министерств и иных исполнительных органов государственной власти Иркутской области, их территориальных подразделений, иных государственных органов Иркутской области, их должностных лиц принимаются в соответствии с Уставом Иркутской области и законами Иркутской области и не должны им противоречить.
В п.2 ст.11 Закона Иркутской области от 12.01.2010 N 1-оз (ред. от 08.10.2019) «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области» (принят Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 16.12.2009 N 17/9-ЗС) говорится о том, что указы и распоряжения Губернатора Иркутской области не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, Уставу Иркутской области и законам области.
В п.3 указанной статьи установлено, что указы и распоряжения Губернатора Иркутской области должны содержать указание на правовые акты, на основании и во исполнение которых издается соответствующий правовой акт.
При вынесении указа временно исполняющий обязанности Губернатора Иркутской области не учел наличие заявления Шеверды С.В., имеющего намерение уйти в отставку по собственному желанию.
Согласно п.п. 2 п.1 ст.6 Закона 125-03 лицо, замещающее областную государственную должность, имеет право на ознакомление с нормативными и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой областной государственной должности. К правам лица, замещающего областную государственную должность, относится, в том числе предусмотренное п.п. 7 указанной ст.6 закона право на выход в отставку. В п.6 статьи 9 (1) Закона Иркутской области от 11.05.2010 N 30-оз также указано, что полномочия лица, замещающего государственную должность, также прекращаются досрочно в случаях его добровольной отставки.
Таким образом, при вынесении Указа №-угк от ДД.ММ.ГГГГ. временно исполняющим обязанности Губернатора Иркутской области нарушены нормы ст.6 Закона Иркутской области от 13.12.2010 №125-03 «О государственных должностях Иркутской области», ст. 9 (1) Закона Иркутской области от 11 мая 2010 года № 30-оз «О системе исполнительных органов государственной власти Иркутской области», позволяющие ему уйти в добровольную отставку.
Указ Губернатора Иркутской области № 2-угк от 20.01.2020г. «О внесении изменения в пункт 1 указа Губернатора Иркутской области от 21 августа 2019 года №4-угк» вынесен с нарушением норм права, так как противоречит заключению комиссии о признании отсутствия оснований для применения ко мне мер юридической ответственности.
В ст. 10 (3) Закона 125-оз указано, что лицо, замещающее областную государственную должность, за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей несет ответственность, предусмотренную федеральным и областным законодательством.
Лица, замещающие областные государственные должности, предусмотренные пунктами 1(1), 6(1) - 15 части 2 статьи 2 настоящего Закона, могут быть в соответствии с Законом Иркутской области от 11 мая 2010 года N 30-оз «О системе исполнительных органов государственной власти Иркутской области» досрочно освобождены от должности в случае утраты доверия Губернатора Иркутской области в связи с ненадлежащим исполнением своих обязанностей, а также несут ответственность за недостижение запланированных результатов социально-экономического развития Иркутской области, включая установленные государственными программами Иркутской области показатели эффективности их реализации.
Порядок привлечения к ответственности по основаниям, указанным в абзаце первом настоящей части, определяется указом Губернатора Иркутской области.
В п.4 ст.3 Закона Иркутской области от 30.12.2014 № 181-03 (ред. от 19.12.2017) «О порядке увольнения (освобождения от должности) лиц, замещающих государственные должности Иркутской области, в связи с утратой доверия» (принят постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 24.12.2014 N 20/17-ЗС) указано, что решении о досрочном прекращении полномочий (досрочном освобождении от должности) лица, замещающего государственную должность Иркутской области, указываются конкретное основание (основания) его увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия, предусмотренное статьей 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», и положения нормативных правовых актов, которые были им нарушены. В п.п. «а» п.5 указанной статьи установлено, что решение о досрочном прекращении полномочий (досрочном освобождении от должности) лица, замещающего государственную должность Иркутской области, оформляется указом Губернатора Иркутской области, издаваемым в порядке, установленном Губернатором Иркутской области в отношении в том числе министра Иркутской области.
В Указе №-угк от ДД.ММ.ГГГГ в качестве одного из оснований указан доклад о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных министром Шевердой С.В..
Однако согласно Выписке из протокола № 2 заседания комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Иркутской области от 01.04.2019г. г.Иркутск, по вопросу повестки дня о рассмотрении доклада о результатах проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных министром Шевердой С.В., принято решение признать отсутствие оснований для применения к Шеверде С.В. мер юридической ответственности.
Полномочия комиссии по вынесению решений об отсутствии оснований для применения к лицу, замещающему областную государственную должность, мер юридической ответственности предусмотрено положением частью 3 статьи 8 Закона Иркутской области № 46-оз от 21.06.2013 «О представлении и проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера граждан, претендующих на замещение государственных должностей Иркутской области, и лиц, замещающих государственные должности Иркутской области, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Иркутской области» (принят Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 30.05.2013 N 56/14-ЗС).
Такое решение соразмерно деянию с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которым ограничение прав граждан должно отвечать требованиям справедливости и соразмерности конституционно закрепленным целям (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации), а также характеру совершенного деяния.
Таким образом, только лишь наличие доклада без учета заключения комиссии о признании отсутствия оснований для применения к нему мер юридической ответственности, не может являться основанием для вынесения указа от 20.01.2020г.
Просит суд признать незаконными действия временно исполняющего обязанности Губернатора Иркутской области Кобзева И.И. по вынесению указа №-угк от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменения в пункт 1 указа Губернатора Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГг. №-угк», возложить обязанность на Врио губернатора Иркутской области устранить допущенные нарушения путем принятия решения об отмене указа Губернатора Иркутской области №-угк от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменения в пункт 1 указа Губернатора Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГг. №-угк».
В судебное заседание истец Шеверда С.В. не явился, будучи извещен о дате, времени и месте его проведения. Реализовал свое право на участие в процессе, направив в судебное заседание своего представителя Вахненко Е.А.
Представитель истца Вахненко Е.А., допущенная к участию в процессе на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ№, исковые требования своего доверителя Шеверды С.В. поддержала, настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика Хороших К.А., по доверенности от 06.12.2019г., исковые требования Шеверды С.В. не признал по доводам, изложенным в возражениях на иск, просил в удовлетворении требований истцу отказать в полном объеме.
Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив все исследованные доказательства в соответствии со ст.ст. 59, 60 и 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что исковые требования Шеверды С.В. удовлетворению не подлежат в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона Иркутской области от 12.01.2010г. № 1-оз «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области» Губернатор Иркутской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава Иркутской области и законов области издает нормативные правовые акты в форме указов и акты индивидуального правового регулирования (ненормативные правовые акты) в форме распоряжений.
При этом указы Губернатора Иркутской области могут издаваться по вопросам индивидуального правового регулирования, если это предусмотрено федеральными законами, Уставом Иркутской области и законами области (абзац второй части 1 статьи 11 Закона № 1-оз).
Система органов государственной власти Иркутской области и иных государственных органов Иркутской области определена в статье 9 Устава Иркутской области, согласно которой в нее входят, в том числе высший исполнительный орган государственной власти Иркутской области - Правительство Иркутской области, а также министерства и иные исполнительные органы государственной власти Иркутской области.
Согласно статье 6 Закона Иркутской области от 18.11.2009г. № 82/48-оз «О Правительстве Иркутской области» структуру Правительства Иркутской области составляют должности первого заместителя Губернатора Иркутской области - Председателя Правительства Иркутской области, первого заместителя Председателя Правительства Иркутской области, заместителей Губернатора Иркутской области, заместителей Председателя Правительства Иркутской области, министров Иркутской области (далее - члены Правительства Иркутской области).
В соответствии с подпунктами «в», «г» пункта 8 части 1 статьи 58 Устава Иркутской области Губернатор Иркутской области формирует Правительство Иркутской области, в том числе назначает министров Иркутской области и освобождает от должности министров Иркутской области.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о Правительстве области члены Правительства Иркутской области назначаются и освобождаются от должности указами Губернатора Иркутской области в соответствии с федеральными законами, Уставом Иркутской области, Законом о Правительстве области и иными законами Иркутской области.
В соответствии с пунктом 15 части 2 статьи 2 Закона Иркутской области от 13.12.2010г. № 125-03 «О государственных должностях Иркутской области» должность министра Иркутской области относится к государственным должностям Иркутской области.
Тем самым, Губернатор Иркутской области наделен полномочием по изданию правовых актов (указов Губернатора Иркутской области) о назначении и освобождении от должности министров Иркутской области и о внесении изменений в данные правовые акты.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что указом Губернатора Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ№-угк Шеверда С.В. назначен на государственную должность Иркутской области министра лесного комплекса Иркутской области на срок один год, но не более срока полномочий Губернатора Иркутской области, с ДД.ММ.ГГГГ.
Указом Губернатора Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ№-угк внесены в указ Губернатора Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ№-угк «О назначении на должность Шеверды С.В.» изменения, заменены слова «сроком на один год, но не более полномочий Губернатора Иркутской области» словами «на срок полномочий Губернатора Иркутской области».
Судом установлено, что решением Кировского районного суда г. Иркутска от 23.07.2019 по административному делу № удовлетворены требования административного истца прокурора Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации.
Признано незаконным бездействие Губернатора Иркутской области, выразившееся в непринятии решения (указа) об увольнении (освобождении от должности) в связи с утратой доверия министра лесного комплекса Иркутской области Шеверды С.В.
На Губернатора Иркутской области возложена обязанность устранить нарушение путем принятия решения об увольнении (освобождении от должности) в связи с утратой доверия в отношении министра лесного комплекса Иркутской области Шеверды С.В. в установленном Законом Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ№-оз «О порядке увольнения (освобождения от должности) лиц, замещающих государственные должности Иркутской области, в связи с утратой доверия» порядке.
Вместе с тем, указом Губернатора Иркутской области от 21.08.2019г. № 4-угк «Об освобождении от должности Шеверды С.В.» истец освобожден от должности министра лесного комплекса Иркутской области в связи с его добровольной отставкой на основании его личного заявления.
На основании вступившего в законную силу решения Кировского районного суда г. Иркутска от 23.07.2019 по административному делу № Губернатором Иркутской области издан указ от ДД.ММ.ГГГГ№-угк «О внесении изменения в пункт 1 указа Губернатора Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ№-угк».
Согласно данному указу от ДД.ММ.ГГГГ№-угк в пункт 1 указа Губернатора Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ№-угк «Об освобождении от должности Шеверды С.В.» внесено изменение, пункт 1 указа Губернатора Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ№-угк «Об освобождении от должности Шеверды С.В» изложен в следующей редакции: «Прекратить досрочно полномочия Шеверды С. В., замещающего государственную должность Иркутской области министра лесного комплекса Иркутской области, ДД.ММ.ГГГГ в связи с утратой доверия на основании пункта 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Более того, решением Кировского районного суда г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № по иску прокурора Иркутской области в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Губернатору Иркутской области о признании незаконным основания увольнения (досрочного прекращения полномочий) Шеверды С. В., замещающего государственную должность Иркутской области министра лесного комплекса Иркутской области, в связи с его добровольной отставкой, указанное в Указе Губернатора Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ№-угк «Об освобождении от должности Шеверды С.В.», обязании изменить формулировку увольнения (досрочного прекращения полномочий) министра лесного комплекса Иркутской области Шеверды С. В. на досрочное прекращение полномочий в связи с утратой доверия на основании п. 2 ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» исковые требования прокурора Иркутской области в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации удовлетворены.
Признано незаконным основание увольнения (досрочного прекращения полномочий) Шеверды С. В., замещающего государственную должность Иркутской области министра лесного комплекса Иркутской области, в связи с его добровольной отставкой, указанное в Указе Губернатора Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ№-угк «Об освобождении от должности Шеверды С.В.».
Суд обязал Губернатора Иркутской области изменить формулировку увольнения (досрочного прекращения полномочий) министра лесного комплекса Иркутской области Шеверды С. В., указанное в Указе Губернатора Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ№-угк «Об освобождении от должности Шеверды С.В.», на досрочное прекращение полномочий в связи с утратой доверия на основании п. 2 ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суд от 20.01.2020г. вступило в законную силу 15.06.2020г.
Истец Шеверда С.В. в настоящем судебном заседании оспаривает действия временно исполняющего обязанности Губернатора Иркутской области Кобзева И.И. по вынесению указа №-угк от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменения в пункт 1 указа Губернатора Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГг. №-угк», просит возложить обязанность на врио Губернатора Иркутской области устранить допущенные нарушения путем принятия решения об отмене указа Губернатора Иркутской области №-угк от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменения в пункт 1 указа Губернатора Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГг. №-угк», поскольку оспариваемый им Указ №-угк противоречит заключению комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Иркутской области от 01.04.2019г.
Решение Кировского районного суда г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу ДД.ММ.ГГГГ вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК ПФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Как указал Верховный Суд Российской Федерации в пункте 9 постановления Пленума от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении», обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному гражданскому делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 23.07.2019 по административному делу ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в ходе проведенной управлением по профилактике коррупционных и иных правонарушений в отношении министра лесного комплекса Иркутской области Шеверды С.В. проверки выявлен факт представления министром недостоверных и неполных сведений о доходах, об имуществе и банковских счетах, что является основанием для освобождения от должности в связи с утратой доверия.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона Иркутской области от 30.12.2014 № 181-оз «О порядке увольнения (освобождения от должности) лиц, замещающих государственные должности Иркутской области в связи с утратой доверия» увольнение (освобождение от должности) лица, замещающего государственную должность Иркутской области, в связи с утратой доверия осуществляется органом государственной власти Иркутской области (руководителем органа государственной власти Иркутской области), принявшим решение о назначении данного лица на должность, на основании представленных ему итоговых результатов проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Иркутской области, их супруги (супруга) и несовершеннолетних детей и соблюдения установленных ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения обязанностей, проведенной подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений аппарата Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области, в которых высказана рекомендация о применении к лицу, замещающему государственную должность Иркутской области, мер юридической ответственности за совершение коррупционного правонарушения, предусмотренного ст. 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Как установлено судом, такая проверка в отношении министра Шеверды С.В. проведена Управлением по профилактике коррупционных и иных правонарушений, в докладе начальника управления от 24.01.2019г. высказана рекомендация о применении к министру мер юридической ответственности.
Как следует из Положения о комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Иркутской области, созданной на основании Указа Губернатора Иркутской области от 13.10.2015 № 254-уг, комиссия по координации работы по противодействию коррупции в Иркутской области является постоянно действующим координационным органом при Губернаторе Иркутской области, для рассмотрения отдельных вопросов, отнесенных к полномочиям комиссии, образуется президиум комиссии.
Полномочия комиссии определены в п. 6 Положения, при этом проверка достоверности и полноты сведений о доходах министров Иркутской области и принятие решений по вопросу применения или неприменения к лицу, замещающему государственную должность Иркутской области, мер юридической ответственности, к полномочиям комиссии не относится.
Согласно апелляционному определению Судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ при рассмотрении административного дела № по административному исковому заявлению прокурора Иркутской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Губернатору Иркутской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства, по апелляционным жалобам Губернатора Иркутской области, заинтересованного лица министра лесного комплекса Иркутской области Шеверды С.В., на решение Кировского районного суда города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГг., рассмотрение ДД.ММ.ГГГГ президиумом такой комиссии доклада о результатах проверки достоверности и полноты сведений о доходах, представленных министром Шевердой С.В., принятие президиумом комиссии решения о признании отсутствия оснований для применения к Шеверде С.В. мер юридической ответственности, не является обязательным для Губернатора Иркутской области, поскольку окончательное решение в силу ч. 1 ст. 3 Закона Иркутской области от 30.12.2014 № 181-ОЗ принимает Губернатор Иркутской области, как лицо, принявшее решение о назначении Шеверды С.В. на государственную должность Иркутской области министра лесного комплекса Иркутской области.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что у временно исполняющего обязанности Губернатора Иркутской области имелись законные основания для вынесения указа №-угк от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменения в пункт 1 указа Губернатора Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГг. №-угк».
В соответствии с частью 2 статьи 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
По мнению суда, действия ответчика по изданию оспариваемого Указа №-угк основаны на нормах действующего законодательства, в том числе в сфере противодействия коррупции, направлены на обеспечение исполнения решения суда по административному делу №, обеспечение порядка государственного управления, защиты законности и правопорядка.
Согласно ч. 6.1 ст. 20 Федерального закона от 27 июля 2004г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» непредставление гражданским служащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.
Согласно п. 1.1 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнении обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25.12.2008г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.
Утрата представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25.12.2008г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, является ограничением, в силу которого гражданский служащий не может находиться на гражданской службе (п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ).
В соответствии со статьей 59.2 Федерального закона N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.
Согласно статье 13.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» лицо, замещающее государственную должность субъекта Российской Федерации, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений, если иное не установлено федеральными законами.
В данном случае выявленное правонарушение является основанием для увольнения государственного гражданского служащего в связи с утратой доверия в соответствии с нормами части 6.1 статьи 20, ст. 59.2 ФЗ «О государственной гражданской службе», которые носят императивный характер.
При этом подача работником письменного заявления об увольнении по собственному желанию не может считаться обстоятельством, исключающим возможность прекращения трудового договора с ним по инициативе работодателя - при наличии к тому установленных законом оснований.
Такое правовое регулирование направлено на обеспечение поддержания высокого уровня осуществления государственной гражданской службы, на создание эффективно действующего государственного аппарата, на повышение эффективности противодействия коррупции, основывается на принципах приоритетного применения мер по предупреждению коррупции, ориентировано на обеспечение безопасности государства и не может расцениваться как нарушающее права граждан.
Следовательно, при наличии допущенных нарушений государственным гражданским служащим Иркутской области Шевердой С.В. требований федерального законодательства о противодействии коррупции представитель нанимателя обязан был привлечь министра лесного комплекса Иркутской области Шеверду С.В. к дисциплинарной ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия.
Таким образом, требования Шеверды С.В. к временно исполняющему обязанности Губернатора Иркутской области о признании незаконными действий по вынесению указа №-угк от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменения в пункт 1 указа Губернатора Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГг. №-угк», возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем принятия решения об отмене указа Губернатора Иркутской области №-угк от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменения в пункт 1 указа Губернатора Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГг. №-угк» удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Шеверды С. В. к временно исполняющему обязанности Губернатора Иркутской области о признании незаконными действий по вынесению указа №-угк от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменения в пункт 1 указа Губернатора Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГг. №-угк», возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем принятия решения об отмене указа Губернатора Иркутской области №-угк от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменения в пункт 1 указа Губернатора Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГг. №-угк» - оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Н.А. Прибыткова
Решение суда в окончательной форме принято 03.07.2020г.
Судья