Заволжский районный суд г. Твери
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Заволжский районный суд г. Твери — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2 - 1864/2011РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 мая 2011 года г. Тверь
Заволжский районный суд города Твери в составе
председательствующего судьи Лозиной С. П.,
при секретаре Теняковой Т. П.,
с участием представителя заявителя Малышевой Л. В., представителя заинтересованного лица Шумило И. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Малешкиной Н.А. о признании незаконным бездействия администрации Заволжского района г. Твери,
у с т а н о в и л :
Малешкина Н.А. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации . В обоснование своего заявления указала, что пристройка под литерой А-3 (туалет) к жилому дому расположена на фактической границе (вместо забора) между домовладениями № и № по данного строения со стороны домовладения невозможен без пересечения существующей фактической границы между двумя участками. Полагает, что вышеуказанное строение является самовольной постройкой, нарушающей строительные нормы и правила.
В письме Администрации г.Твери сообщалось, что пристройка под литерой А-3 к жилому дому возведена без разрешения на строительство администрацией г.Твери.
В соответствии с п.12.19 Решения Тверской городской Думы от 24 апреля 2001г. №56 «О Кодексе благоустройства города Твери» самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей, в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо иное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности и не вправе распоряжаться этой постройкой. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом, либо за его счет.
В соответствии с п. 12.25 вышеуказанного Решения Тверской городской Думы в случае невыполнения в установленные сроки обязанностей по сносу самовольных построек, комиссии районных администраций передают материалы в комитет по земельным ресурсами и землеустройству администрации города для обращения в суд и решения вопроса о принудительном сносе и о взыскании затрат по их сносу и приведению земельного участка в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.
В связи со сложившейся ситуацией представитель по доверенности заявителя обратилась с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию Заволжского района г. Твери, в котором просила на основании данного решения Тверской городской Думы принять меры по сносу вышеуказанной самовольной, по мнению заявителя, постройки.
В письме Администрации Заволжского района в г.Твери в адрес Малешкиной Н.А. ей было отказано в её просьбе. Таким образом, сотрудниками Администрации Заволжского района в городе Твери не были приняты меры, предусмотренные главой 12 Кодекса о благоустройстве города Твери, утвержденного Решением Тверской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №. Кроме того, в этом письме Администрации Заволжского района в городе Твери отсутствуют даже ссылки на данное Решение Тверской городской Думы. Более того, в данном письме даже не указывается, в чьей собственности (муниципальной либо иной) находится участок, на котором возведена пристройка под литерой А-3 (туалет) к жилому дому.
Полагает, что вышеуказанное Решение Тверской городской Думы распространятся на строения, расположенные на земельных участках, находящиеся на территории , вне зависимости от формы собственности (частной, государственной, муниципальной и иной формы собственности).
В соответствии с п.1. ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.
В соответствии с абзацем третьим п.22 Постановления Пленума Верховного суда Российской рации и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» - с иском о сносе самовольной постройки вправе обратиться уполномоченные органы в соответствии с федеральным законом.
В соответствии с п. 5.3.4. Свода правил по проектированию и строительству - Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства СП 30-102-99 (принятых постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ №) «До границ соседнего приквартирного участка расстояния по санитарно-бытовым условиям должны быть не менее: от усадебного, одноквартирного и блокированного дома - 3 м с учетом требований п. 4.1.5 настоящего Свода правил; застройки для содержания скота и птицы - 4 м; от других построек (бани, гаража и др.) - 1 м; от стволов высокорослых деревьев -4 м, среднерослых - 2 м; от кустарника -1м.».
Считает, что непринятие мер администрацией Заволжского района в г.Твери в соответствии с п. 12.25 Решения Тверской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № «О Кодексе благоустройства города Твери» в отношении самовольной постройки под литерой А-3 (туалет) к жилому дому нарушает права и законные интересы истца как собственника владения , а также её право на благоприятные санитарно-бытовые условия.
На основании вышеизложенного, заявитель просит суд признать незаконным бездействие Администрации Заволжского района в г.Твери, выразившееся в письме Администрации г.Твери исх. № от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Малешкиной Н.А.; обязать Администрацию Заволжского района в г.Твери принять меры в отношении пристройки под литерой А-3 (туалет) к жилому дому в соответствии с п.12.25 Решения Тверской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № «О Кодексе благоустройства города Твери».
В ходе рассмотрения дела представителем заявителя по доверенности Малышевой Л.В. было подано заявление об уточнении исковых требований, в соответствии с которым заявитель просит признать незаконным бездействие Администрации Заволжского района в г.Твери, выразившееся в письме Администрации г.Твери исх. № от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Малешкиной Н.А.; обязать Администрацию Заволжского района в г.Твери принять меры в отношении самовольной пристройки под литерой А-3 (туалет) к жилому дому № в соответствии с п.п. 12.18-12.33 Кодекса благоустройства города Твери, утвержденного Решением Тверской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № «О Кодексе благоустройства города Твери».
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования, обосновав их теми же доводами, что изложены в заявлении.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, не сообщил об уважительных причинах неявки, не просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, в связи с чем судом определено о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица Администрации Заволжского района г. Твери в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, при этом предоставив письменный отзыв, из содержания которого следует, что с требованием о сносе вышеуказанной пристройки заявитель неоднократно обращалась и в администрацию г. Твери, и в администрацию района. Заявителю неоднократно разъяснялось, что у администраций города и района отсутствуют полномочия по обращению с иском о сносе пристройки и предлагалось, как лицу, чьи права нарушаются данной пристройкой, обратиться с подобным иском в суд.
В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
П. п. 12.18.-12.33. Решения ТГД от 24.04.2001 г. № 56 «О Кодексе благоустройства г. Твери» (далее по тексту - Решение) входят в главу 12 Решения, которая устанавливает порядок сноса самовольных построек и переноса другого имущества, находящегося вне установленных мест.
Из содержания заявления неясно, какие именно конкретно действия должна совершить администрация района в соответствии с вышеуказанными пунктами Решения. Что касается сноса самовольной постройки, то согласно п. 12.22. Решения комиссии решение о сносе в принудительном порядке самовольных построек принимают только на основании решения суда. Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Таким образом, п. 12.22 Решения противоречит федеральному закону. В целом глава 12 Решения также противоречит действующему гражданскому и земельному законодательству.
Между заявителем и ее соседями по земельному участку существует спор по поводу построек, возведенных соседями между ее и соседним земельным участком, и тем самым нарушаются ее права. В соответствии с п. 1 ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных гражданских прав осуществляет суд. Административная защита гражданских прав производится исключительно в случаях, предусмотренных законом. В настоящее время нет такого закона, который допускал бы в качестве защиты собственника земельного участка административный снос самовольного строения.
Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 62 ЗК РФ лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (в частности, сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений) на основании решения суда. Это обосновано тем, что при сносе самовольной постройки в любом случае будут затронуты имущественные права заинтересованных лиц, пусть даже касающиеся стоимости строительных материалов, использованных при строительстве. Таким образом, снос самовольной постройки может быть осуществлен только на основании судебного решения.
В соответствии со ст. 3 ГПК РФ в суд обращается именно то заинтересованное лицо, чьи права, свободы или охраняемые законом интересы неправомерно нарушены либо оспариваются. В данном случае, строения возведены не на муниципальном земельном участке и права муниципалитета не нарушаются. Таким образом, у администрации района отсутствуют правовые основания для обращения в суд с иском о сносе построек.
Учитывая, что нарушаются права, свободы или охраняемые законом интересы заявительницы, она должна обратиться в суд за защитой своих прав. Одним из способов защиты в соответствии со ст. 12 ГК РФ является восстановление положения существовавшего до нарушения права. Также в соответствии со ст. 304 ГК РФ как собственник объекта недвижимости, расположенного на соседнем земельном участке, может требовать устранения всяких нарушений его права.
В соответствии с п. 1 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе. Однако, на сегодняшний день, право органам местного самоуправления обращаться в суд с иском о сносе самовольно возведенных построек в интересах граждан законом не предоставлено.
Заявителем не представлено доказательств того, что бездействием администрации района нарушены ее права и свободы, что администрацией района созданы какие-либо препятствия в осуществлении ее прав и свобод, в частности, по решению вопроса о сносе пристройки.
На основании вышеизложенного, администрация района просит суд отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.
В соответствии с абзацем 4 п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
В соответствии с п.1. ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.
В силу подп.20 п.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся: утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за польльзованием земель поселения.
Согласно Уставу города Твери, утвержденному решением Тверской городской Думы от 23.06.2005 N 68 Администрация города Твери в области использования земли, других природных ресурсов и охраны окружающей среды, в соответствии с федеральным законодательством, законами Тверской области, муниципальными правовыми актами города Твери осуществляет полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, водными объектами, отнесенными к муниципальной собственности города Твери; в пределах своей компетенции осуществляет контроль за использованием земель города Твери.
Согласно раздела «В» Кодекса о благоустройстве г. Твери, утвержденного решением Тверской городской Думы от 24.04.2001 N 56, действующего в период возникновения спорных правоотношений, для решения вопросов о сносе в принудительном порядке самовольных построек, а также о переносе другого имущества, находящегося вне установленных мест, в администрациях районов города создаются комиссии, в состав которых включаются представители соответствующих администраций, Комитета по земельным ресурсам и землеустройству, Управления архитектуры и градостроительства, Департамента ЖКХ, бюро технической инвентаризации, РОВД соответствующего района и других заинтересованных организаций. Председателями этих комиссий являются главы соответствующих администраций районов или их заместители, состав комиссии утверждается постановлением главы администрации района. Комиссии решение о сносе в принудительном порядке самовольных построек, а также о переносе другого имущества, находящегося вне установленных мест, принимают на основании решения суда (п. 12.22).
В случае невыполнения в установленные сроки обязанностей по сносу самовольных построек, комиссии районных администраций передают материалы в комитет по земельным ресурсам и землеустройству администрации города для обращения в суд и решения вопроса о принудительном сносе и о взыскании затрат по их сносу и приведению земельного участка в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (п. 12.25).
Представителем заявителя в адрес заинтересованного лица было направлено заявление от ДД.ММ.ГГГГ, в котором он просил принять меры по сносу самовольной постройки - пристройки под литерой А-3 (туалет) к жилому дому .
Из письма Администрации Заволжского района г. Твери № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что заявление Малешкиной М.А. было рассмотрено и дано разъяснение, что требование о сносе самовольной постройки может быть разрешено только путем предъявления иска в суд, у Администрации Заволжского района г. Твери такие полномочия отсутствуют. Заявителю также были разъяснено его право в соответствии со ст. 304 ГК РФ требовать устранения всяких нарушений своих прав.
Согласно статье 11 Гражданского кодекса РФ защиту нарушенных гражданских прав осуществляют судебные органы. Административная защита гражданских прав осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом.
В соответствии со ст. 3 ГПК РФ в суд обращается именно то заинтересованное лицо, чьи права, свободы или охраняемые законом интересы нарушены либо оспариваются.
Свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено, что Малешкиной Н.А. на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу .
В силу ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Статья 222 Кодекса предусматривает возможность признания права собственности на самовольную постройку за осуществившим ее лицом только в судебном порядке. Согласно статье 1 Кодекса гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений. Исходя из этого принципа участники отношений, вытекающих из самовольного строительства, - собственник земельного участка и лицо, осуществившее строительство, находятся в равном положении относительно реализации прав, предусмотренных статьей 222 Кодекса, т. е. собственник земельного участка не может реализовать право на снос иначе, как в судебном порядке.
В связи с изложенным, защита нарушенного самовольным строительством права собственника земельного участка должна производиться путем обращения в суд лица, чьи права и законные интересы нарушены, с иском о сносе самовольно возведенного строения.
Из пояснений представителя заинтересованного лица следует, что спорное строение возведено не на муниципальном земельном участке и права муниципалитета не нарушает.
Таким образом, у Администрации Заволжского района г. Твери отсутствуют правовые основания на обращение в суд с иском о сносе самовольной постройки.
Доводы заявителя о том, что заинтересованное лицо обязано обратиться в суд с иском в защиту его интересов в силу норм раздела В главы 12 Кодекса благоустройства города Твери, утвержденного Решением Тверской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № «О Кодексе благоустройства города Твери», основаны на неверном толковании права.
Следует отметить, что раздел В «Порядок сноса самовольных построек и переноса другого имущества, находящегося вне установленных мест" Главы 12 исключен из Кодекса благоустройства г. Твери решением Тверской городской Думы
от 27 апреля 2011 г. N 108.
Таким образом, заинтересованное лицо не может быть понуждено к совершению действий, не предусмотренных законом.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ и главой 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
В соответствии с п. 1 ст. 258 ГК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Доказательств того, что администрация района нарушила права и свободы заявителя Малешкиной Н. А., либо создала какие-либо препятствия в осуществлении её прав и свобод, заявителем не представлено.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отсутствии фактов незаконных действий (бездействий) со стороны заинтересованного лица Администрации Заволжского района г. Твери, а, следовательно, и совокупности законодательно определенных условий, являющихся основанием для оставления заявления Малешкиной Н. А. без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление ФИО1 о признании незаконным бездействия администрации Заволжского района г. Твери, выразившегося в письме исх. № от ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО1, и возложении на Администрацию Заволжского района г. Твери обязанности принять меры в отношении самовольной пристройки под литерой А - 3 (туалет) к жилому дому № в соответствии с п.п.12.18 - 12.33 Кодекса благоустройства города Твери, утвержденного решением Тверской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № «О Кодексе благоустройства города Твери» - отказать.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд путем подачи жалобы через Заволжский районный суд г. Твери в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья С. П. Лозина