ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1864/2014 от 01.08.2014 Октябрьского районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

 01 августа 2014 года г.Ставрополь

 Октябрьский районный суд г.Ставрополя в составе:

 председательствующего судьи Кравченко З.Л.,

 при секретаре Ремезовой О.В.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к открытому акционерному обществу «Ставропольский городской расчетный центр», ООО «Управляющая компания №5» о признании действий незаконными, обязанности произвести перерасчет, взыскании расходов,

У С Т А Н О В И Л:

 ФИО1 обратился в суд к ОАО СГРЦ о признании действий незаконными, обязанности произвести перерасчет, взыскании расходов, просил признать действия ОАО СГРЦ по применению формулы №9 ППРФ №307 в расчётах ст. «Электроэнергия» квартиры №… по ул. …… за период январь-сентябрь 2012 года необоснованными и незаконными. Истец просил суд обязать ответчика (ОАО СГРЦ) произвести перерасчёт в платёжном документе по оплате коммунальных услуг квартиры №10 по строке «Электроэнергия» на уменьшение их оплаты на 62,6 371 Квт объёма потребления и сумму 176 руб. 63 коп.; взыскать с ответчика в его пользу сумму уплаченной госпошлины в размере 200 рублей 00 копеек.

 В обоснование исковых требований указал, что в феврале 2012 года им был получен платёжный документ № 15033852 на оплату коммунальных услуг по квартире №10 за январь 2012 года. Он оплатил его, но обратил внимание на то, что в данном документе по строке «Электроэнергия» значился объём потребления больший, чем тот, что им был подан согласно показаниям индивидуального прибора учёта электроэнергии квартиры № 10 за январь 2012 года, в ООО «Управляющая компания-5». За разъяснением выявленного факта обратился в ООО «Управляющая компания-5», ОАО СГРЦ, Комитет ЖКХ г. Ставрополя. ООО «Управляющая компания-5» в своих ответах №19 от 10.04.12 г., №02/22 от 30.10.13. сообщила, что данные показания по электросчётчику кв. №10 ими получены и переданы в ОАО СГРЦ. Кроме того, было сообщено, что ООО «Управляющая компания-5» передала в ОАО СГРЦ показания ОДПУ МОП и ОДПУ для формирования платёжных документов по оплате коммунальных услуг жильцам дома.

 ОАО СГРЦ в ответах № 1068 от 01.03.2012 г., №7 390 от 10.12.2013 г., № 5 537 от 12.09.13 г. сообщено, что с января 2012 г. им от ООО «Управляющая компания-5» для формирования платёжных документов по оплате коммунальных услуг представлялись данные по двум ОДПУ. Первый прибор учёта - ОДПУ МОП учитывает потреблённую электроэнергию только в местах общего пользования дома. Расчёт по нему производится по формуле №6 ППРФ №307 (Ст. «Электроэнергия МОП»). Второй прибор учёта - ОДПУ учитывает потреблённую электроэнергию только в  квартирах жильцов дома. Расчёт с января 2012 года по сентябрь 2012 года по нему производился по формуле №9 ППРФ №307 (Ст. «Электроэнергия»). Комитет ЖКХ г. Ставрополя в своём ответе №08/8 -08/5-3 586 от 27.04.2012 г. сообщил, что формула № 9 ППРФ № 307 применима в расчётах только при наличии в доме прибора общедомового учёта, фиксирующего расход электроэнергии потребленной жильцами дома на все их нужды (как для мест общего пользования, так и для квартир). Из нижеприведённой формулы №9 ППРФ №307 Р= Vd:( Vn.p.+ Vn.n.) xV1xT.   следует, что по сообщению Комитета ЖКХ г. Ставрополя, в данной формуле уже имеется поправочный коэффициент, учитывающий общедомовые расходы по МОП. К= Vd:( Vn.p.+ Vn.n..   Из вышеприведённых ответов усматривается, что в его доме установлены и функционируют два прибора по учёту потреблённой электроэнергии жителями дома. Каждый из них фиксирует потребление электричества отдельно друг от друга: ОДПУ МОП - только по местам общего пользования, а ОДПУ - только по квартирам. Таким образом, как считает истец, на доме отсутствует общедомовой (единый) прибор учёта всей потреблённой электроэнергии дома, который бы учитывал в себе потребление электричества в квартирах плюс потребление электричества по местам общего пользования дома, расчёт потреблённой электроэнергии по ОДПУ квартир по формуле №9 ППРФ № 307 с января по сентябрь 2012 года производился необоснованно. Данное нарушение в сфере начисления оплаты по коммунальной услуге ст. «Электроэнергия» произведено ответчиком в нарушение норм законодательства Российской Федерации, изложенных в ст.544 п.1 ГК РФ; ст.157ЖК РФ. В результате необоснованного и незаконного применения в расчётах «Электроэнергия» в период Январь-Сентябрь 2012 г. формулы №9 ППРФ № в платёжных документах по коммунальным услугам квартиры №10 истцу был нанесен материальный убыток в размере 176 рублей 63 коп. за 62,6 371 Квт непотреблённой (приписанной) электроэнергии, на что указывает следующий расчет.

Период

Данные потреблённой электроэнергии по кв. №10

Данные по платёжным документам

Разница

№ платёжного документа

ФИО1

ОАО СГРЦ

ООО «Упр

комания -5

1

3

4

5

6

7

8

1 январь Январь

80

80

80

95,8355

15,8355

№15033852

2 февраль

68

68

68

83,5355

15,5355

№15242758

3 март

70

70

70

68,9291

1,0709

№15431542

4 апрель

75

75

75

86,1028

11,1028

№15595505

5 май

46

46

46

48,6418

2,6418

№15760340

6 июнь

64

64

64

67,5355

3,5355

№15923981

7 Июль

62

62

62

68,5987

6,5987

№16088569

8 Август

53

53

53

61,4582

8,4582

№16329840

Итого:

518

518

518

580,6371

62,6371

 По данным из вышеприведённой таблицы истец считает, что определяется количество приписанной электроэнергии к фактически потребленному количеству электроэнергии по квартире №10 за период январь-сентябрь 2012 года, где 580,6371 квт - 518,00 квт = 62,6371 квт   цена приписанного количества электроэнергии по 62,6371 квт х 2,82 = 176 рублей 53 копейки. Таким образом, убыток, подлежащий возмещению, составляет 176 рублей 63 копейки за 62,6371 квт, приписанной (непотреблённой) электроэнергии по квартире №10 за период январь-сентябрь 2012 года.

 Кроме того, истец указал, что ответчик, сообщив в своём возражении о наличии на доме №. . по ул. … двух ОДПУ, установленных на доме, по учёту электричества, потреблённого за рассматриваемый в суде период, тем самым подтвердил отсутствие на доме общедомового (единого) прибора учёта всего потреблённого электричества с января по сентябрь 2012 г. Согласно п.З р.1 ППРФ №307 закреплено понятие «общедомовой» прибор учёта - это средство измерения, используемое для определения количества (объёма) поступающего ресурса, поданного на дом. То есть, общедомовой прибор учёта – это один (Единый) прибор по учёту всего в нашем случае, электричества, поданного на дом – (Квартиры, места общего пользования). Исходя из вышеизложенного, факт наличия общедомового (единого) прибора учёта электроэнергии на его доме в рассматриваемый период не может быть признан таковым – это не соответствует нормам закона и реальному положению дел. Утверждение ответчика о правомерности использования для начисления платы по строке «Электроэнергия» ф.9 ППРФ №307 в рассматриваемый период, необоснованно и противозаконно, т.к. условием применения этой формулы в расчётах, как указывает законодатель в ППРФ №307, является наличие общедомового (единого) прибора учёта на доме, который учитывает в себе весь поступающий ресурс ( всё электричество дома). Таковой прибор на доме отсутствует. Ссылка ОАО СГРЦ на необходимость замены ответчика, необоснованна, т.к. согласно договору между ОАО СГРЦ и ООО «Управляющая компания-5», п.1.1. указано, именно на ОАО СГРЦ возложена обязанность формирования платёжных документов на основе производимых СГРЦ расчётов, перерасчётов и иных начислений по оплате коммунальных услуг жильцов.

 В судебном заседании истец ФИО1 поддержал заявленные требования, и просил суд их удовлетворить их в полном объеме по изложенным в иске основаниям.

 Представители ответчика – открытого акционерного общества «Ставропольский городской расчетный центр», по доверенности ФИО2 и ФИО3 возражали против удовлетворения заявленных исковых требований, в обоснование указав, что доводы истца являются несостоятельными, не основанными на законе фактических обстоятельствах.

 Так, ОАО «Ставропольский городской расчетный центр» производит расчет по услуге «Электроэнергия» на основании агентского договора оплаты за жилищно-коммунальные и прочие услуги № 18-10 от 01.09.2009г., заключенного между ОАО «Ставропольский городской расчетный центр» (далее по абзацу Агент) и ООО «Управляющая компания - 5» (далее по абзацу Принципал), согласно которому Принципал поручает, а Агент обязуется совершить от имени Принципала юридические и иные действия, связанные с расчетом оплаты за жилищно-коммунальные услуги. Многоквартирный жилой дом № 19/2 по ул. Бруснева с декабря 2011 года оборудован общедомовыми приборами учета потребления электроэнергии. В письме от 16.12.2011г. исх. №594 ООО «Управляющая компания - 5» предоставила указанные данные, согласно которым многоквартирный дом оборудован двумя общедомовыми приборами учета электроэнергии. В адрес ОАО «Ставропольский городской расчетный центр» сведения о потребленном объеме электроэнергии по указанным приборам учета ежемесячно поступали от ООО «Управляющая компания - 5», подтверждением чего служит письмо ООО «Управляющая компания - 5», исх. № 603 от 23.12.2011г.

 В ответах на обращения истца ОАО «Ставропольский городской расчетный центр» подробно даны разъяснения по вопросу начисления оплаты за общедомовые нужды по электроэнергии (письма исх. № 1068 от 01.03.2012, № 7390 от 10.12.2013г., имеются в материалах дела).

 Доводы ФИО1, изложенные в исковом заявлении, ничем не подтверждаются, достаточных доказательств не представлено. В представленном ФИО1 расчете «понесенного убытка» указаны «данные» без единиц измерения, не указано, какие это «данные», не приведены математические действия получения «данных» в столбце «Разница».

 Кроме того, «...2. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода)...» (ст. 15 Гражданского кодекса РФ).

 ОАО «Ставропольский городской расчетный центр» расчет размера платы по услуге «Электроэнергия» осуществляло в строгом соответствии с действующими до сентября 2012 года Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006г., права ФИО1 не нарушало, имущество ФИО1 не повреждало, в связи с чем, расчет «понесенного убытка» несостоятелен и рассмотрению не подлежит.

 Истец, заявляя о незаконности действий и причинении ему материального ущерба в 2012 году, не приводит нормативно-правовых актов, согласно которым, по его мнению, должны было обоснованы в соответствии конкретным законом приведенные им расчеты. В то же время, условия агентского договора полностью соответствуют действующему законодательству. Так, согласно ч. 3 ст. 1005 Гражданского кодекса РФ по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала. В соответствии со ст. 1011 Гражданского кодекса РФ к отношениям, вытекающим из агентского договора, соответственно применяются правила, предусмотренные главой 49 или главой 51 Гражданского кодекса РФ, в зависимости от того, действует агент по условиям этого договора от имени принципала или от своего имени, если эти правила не противоречат положениям главы 52 Гражданского кодекса РФ или существу агентского договора. В соответствии с п. 1.2. агентского договора, заключенного между ОАО «Ставропольский городской расчетный центр» и ООО «Управляющая компания - 5», права и обязанности перед населением по всем действиям, совершенным Агентом в соответствии с договором, возникают непосредственно у Принципала. Таким образом, ОАО «Ставропольский городской расчетный центр» не является исполнителем коммунальных услуг, многоквартирный жилой дом № … по ул. …..находится на управлении в ООО «Управляющая компания - 5» и истец заблуждается относительно того, кто должен быть ответчиком по его исковому заявлению. Надлежащим ответчиком по иску ФИО1 будет являться ООО «Управляющая компания - 5». Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 35 Гражданского процессуального кодекса РФ; статьями 1005, 1011 Гражданского кодекса РФ; Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006г., и просили в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать в полном объеме.

 Представители ответчика ООО «Управляющая компания №5» по доверенности ФИО4 и ФИО5, возражая против удовлетворения заявленных исковых требований, в обоснование указали, что истец ФИО1 отрицает правильность начисления электропотребления для своей квартиры за указанный в иске период на основании того, что имеющиеся общедомовые приборы учета электроэнергии дома по ул.Бруснева, 19/2, учитывают отдельно потребление квартирное на первом общедомовом приборе и потребление мест общего пользования – на втором, т.к. это противоречит Постановлению Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 г. «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам». Противоречие, по его мнению, заключается в том, что общедомовым прибором может считаться только один прибор, который учитывает всю электроэнергию, поступающую в дом независимо от объектов потребления.

 Согласно абз.2 п.7 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», собственники помещений в многоквартирном жилом доме вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы получаемых ресурсов, исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном жилом доме.

 В соответствии с пунктом 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. N 530 (далее-Правила N 530) исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения и в соответствии с вышеуказанными Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбыторганизации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбыторганизации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей (п.8. Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

 В силу Постановления Правительства РФ № 261 от 23.11.2009 г. «Об энергосбережении...» и Постановления Правительства РФ № 530 от 31.08.2006 г. «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» ООО «Управляющая компания-5» были установлены ОДПУ (общедомовые приборы учета) электроэнергии в соответствии со схемой подключения и техническими условиями, выданными ОАО Межрегиональной распределительной сетевой компанией Северного Кавказа (МРСК Северного Кавказа) № 448 от 29.07.2011 г., которые предписывают установить узел учета на границе внутридомовой электросети и электросети общего пользования. Узел учета должен состоять из одного счетчика электроэнергии непосредственного или косвенного подключения. При отсутствии технической возможности для установки одного счетчика (два питающих кабеля — два вводных рубильника), узел учета может состоять из двух счетчиков непосредственного или косвенного включения. В данном доме именно такая схема вводных устройств, т.е. два ввода, два узла учета, как должно быть в домах с лифтами. Лифты являются объектами первой степени обеспечения надежности электроснабжения. В связи с этим необходимо иметь отдельную линию электроснабжения. На этом отдельном кабеле находится и освещение лестничных клеток, подвалов, козырьков входов в подъезды, домофоны, насосы и прочее силовое оборудование мест общего пользования. Взаимоотношения между Гарантирующим поставщиком ОАО «Городские электрические сети» и Потребителем ООО «Управляющая компания-5» регулируются в рамках договора ресурсоснабжения, в соответствии с которым ООО «Управляющая компания-5», как организации, предоставляющей населению услугу электроснабжения, необходимо своевременно производить снятие показаний общедомовых приборов учета и передавать их энергопоставщику для получения счета за потребленный ресурс. В данном случае – как за потребленный ресурс, посчитанный в совокупности двумя общедомовыми счетчиками. В свою очередь, расчеты управляющей компании с населением за потребленный ресурс каждой квартирой производятся в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 г. «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» через ОАО «СГРЦ» по агентскому договору путем ежемесячного предоставления компанией объемов расхода электроэнергии домом в соответствии с показаниями общедомовых приборов учета. Для дома по адресу: ул.Бруснева, 19/2, как дома, имеющего ОДПУ, расчет гражданам, имеющим индивидуальный прибор учета (ИПУ), ведется расчетным путем по формуле № 9 вышеуказанного Постановления.( пп.1 п.3. Приложения № 2 к Правилам),

Vd

VdP = ----------------- xVipxTky

Vпр + Vnn

 ( формула 9), где V пр + Vnn V d - объем коммунального ресурса, фактически потребленный за расчетный период, определенный по показаниям общедомового прибора учета (в кВт), V пр. - суммарный объем коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в помещениях, оборудованных приборами учета (за   исключением помещений общего пользования),   измеренный индивидуальными приборами учета (в кВт) Vnn- суммарный объем коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в кВт), V ip- объем коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в помещении, оборудованном прибором учета, (кВт) T ky- тариф на коммунальный ресурс.

 Как видно из формулы № 9, распределение между гражданами объемов коммунальных ресурсов производится с поправочным коэффициентом перераспределения ресурса или коэффициентом корректировки. Поправочный коэффициент в случае оставшегося не предъявленным к оплате ресурса жителям многоквартирного дома получается повышающим, в обратном случае в случае минусового объема – понижающим. Коэффициент перераспределения ресурса вызван многими причинами, в первую очередь – отсутствием индивидуальных приборов учета в ряде квартир (расчет по нормативу может не учесть весь расход квартиры, который получился в результате отсутствия экономии ресурса, передача заведомо заниженных показаний квартирных приборов учета, несоответствие количества прописанных и фактически проживающих человек в квартирах, не имеющих приборов учета). В целях упорядочения расчетов за коммунальные ресурсы управляющей компанией проводилась проверка наличия квартирных приборов учета, правильность их показаний, наличие пломб на индивидуальных приборах учета, подтверждение фактического количества проживающих. По фактам проверки принимались соответствующие меры, вручались уведомления гражданам о необходимости установки индивидуальных приборов учета требуемого класса точности: либо его поверки и опломбировки в установленные сроки согласно законодательным нормам, что положительно влияло на сокращение корректировочного коэффициента.

 Расчет за потребление электроэнергии в местах общего пользования производится отдельно. Расчет потребления электроэнергии местами общего пользования ведется в соответствии с п.7 (абзац 2) Постановления Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 г. «....Собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретение у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством РФ. Общий объем потребленных холодной воды, электроэнергии.... определяется исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 приложения 2 настоящих правил», т.е. расход за месяц по ОДПУ мест общего пользования делится на всех проживающих в доме граждан и умножается на количество проживающих граждан в каждой квартире. Управляющей компанией ежемесячно производилось снятие показаний общедомовых приборов учета, их контроль и затем потребленный объем ресурса предоставлялся ОАО «СГРЦ», на основании этого производился расчет индивидуального потребления каждой квартирой : для квартир с ИПУ- по показаниям ИПУ с учетом формулы 9; для квартир без ИПУ- по нормативу (в зависимости от количества проживающих и количества комнат), а так же расчет потребления мест общего пользования (МОП) по числу проживающих в каждой квартире. Эти два расчета в платежном документе за месяц указывались по разным строкам «электроэнергия» и «электроэнергия МОП».

 Подробный расчет для квартиры № … с января по август 2012 г выполнен ОАО «СГРЦ» в соответствии с ежемесячными данными управляющей компании, представленными в материалах дела.

 Таким образом, требования ФИО1 о суммировании показаний двух приборов учета ОДПУ и ОДПУ мест общего пользования согласно Постановлению № 307 от 23.05.2006г. являются необоснованными. Заявляя данные требования, истец ошибочно соизмеряет свои расчеты с Постановлением № 354 от 06.05.2011г. «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах», которое отменило действие Постановления № 307, и с 01.09.2012г. управляющей компанией осуществляется снятие показаний двух общедомовых приборов учета электроэнергии в доме по ул. …, и в ОАО «СГРЦ» передается суммарный объем потребления для расчета индивидуального потребления электроэнергии каждой квартирой и расчета по общедомовым нуждам.

 В разделе 1. п.2. данного документа понятие «коллективный (общедомой) прибор учета» определено как средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом. Но период с 01.09.2012 г. в исковом заявлении не заявлен, следовательно, не подлежит рассмотрению. В связи с чем, действиями ООО «Управляющая компания-5» никоим образом не нарушены права и интересы ФИО1, так как компания правильно применила нормы действующего законодательства в отношении расчета потребленной электроэнергии, конкретно квартиры № 10, за период с января по сентябрь 2012 года. Со стороны ОАО «СГРЦ» были произведены расчеты согласно формулам, предусмотренным нормами действующего законодательства, в частности, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.20006.

 В судебном заседании был допрошен в качестве специалиста начальник отдела измерений и метрологии ОАО «МРСК Северного Кавказа» ФИО6, который показал, что приборы учета электрической энергии, находящиеся на вводе многоквартирного дома, определяют поставляемые ресурсы в этот многоквартирный дом. По показаниям этих приборов определяется ресурс в данном случае электроэнергии, поступающей в многоквартирный дом. Предоставленный ему акт НО № 005557 от 30.11.2013г. составлен на основании приема общедомовых приборов учета согласно выданным техническим условиям для потребителя – ООО «Управляющая компания-5». Если в доме имеется лифт – это вторая категория электроснабжения, по этой категории электроснабжения устанавливаются обязательно два независимых ввода в дом. В соответствии с этим, установлены две отдельные кабельные линии в целях устранения различных аварийных ситуаций, что определено проектной документацией. На вводе стоит переходной рубильник-переключатель. В доме истца имеется конструктивная особенность вводно-распределительного устройства: одна часть электроснабжения дома – сюда входят лифт, осветительная сеть – освещение, вторая часть – это квартиры. Такая конструктивная особенность дома – во внутренних инженерных коммуникациях дома. Рубильник - переключатель позволяет в случае аварии переключить всю нагрузку на этот кабель. Исходя из этого, устанавливается два прибора учета, поскольку общий домовой прибор учета должен учитывать весь ресурс поступающего дома. В данном случае, для того чтобы поставить каким-то образом один счетчик, существующее в доме вводно-распределительное устройство надо демонтировать и установить абсолютно новое реконструированное устройство согласно иной проектной документации, которую еще необходимо заказать и разработать. Оплата этих работ будет производиться жильцами дома, следовательно, это повлечет значительные расходы.

 Выслушав истца, ответчиков, допросив в качестве специалиста начальника отдела измерений и метрологии ОАО «МРСК Северного Кавказа», исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

 В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

 Согласно абз.2 п.7 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», действующего до 01.09.2012г., собственники помещений в многоквартирном жилом доме вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы получаемых ресурсов, исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном жилом доме.

 В соответствии с пунктом 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006г. N 530 (далее-Правила N 530) исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения и в соответствии с вышеуказанными Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбыторганизации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбыторганизации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей (п.8. Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».

 В многоквартирном доме истца в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 261 от 23.11.2009г. «Об энергосбережении...» и Постановлением Правительства РФ № 530 от 31.08.2006г. «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» ООО «Управляющая компания-5» были установлены ОДПУ (общедомовые приборы учета) электроэнергии в соответствии со схемой подключения и техническими условиями, выданными ОАО Межрегиональной распределительной сетевой компанией Северного Кавказа (МРСК Северного Кавказа) № 448 от 29.07.2011г., которые предписывают установить узел учета на границе внутридомовой электросети и электросети общего пользования. Узел учета должен состоять из одного счетчика электроэнергии непосредственного или косвенного подключения. При отсутствии технической возможности для установки одного счетчика (два питающих кабеля – два вводных рубильника), узел учета может состоять из двух счетчиков непосредственного или косвенного включения. В данном доме имеется именно такая схема вводных устройств, т.е. два ввода, два узла учета, как должно быть в домах с лифтами. Лифты являются объектами первой степени обеспечения надежности электроснабжения, поэтому необходима отдельная линия электроснабжения. На этом отдельном кабеле находится и освещение лестничных клеток, подвалов, козырьков входов в подъезды, домофоны, насосы и прочее силовое оборудование мест общего пользования. Взаимоотношения между Гарантирующим поставщиком ОАО «Городские электрические сети» и Потребителем ООО «Управляющая компания-5» регулируются в рамках договора ресурсоснабжения, в соответствии с которым, ООО «Управляющая компания-5», как организация, предоставляющая населению услугу электроснабжения, должна своевременно производить снятие показаний общедомовых приборов учета и передавать их энергопоставщику для получения счета за потребленный ресурс. В данном случае – как за потребленный ресурс, посчитанный в совокупности двумя общедомовыми счетчиками. В свою очередь, расчеты управляющей компании с населением за потребленный ресурс каждой квартирой производятся в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 г. «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» через ОАО «СГРЦ» по агентскому договору путем ежемесячного предоставления компанией объемов расхода электроэнергии домом в соответствии с показаниями общедомовых приборов учета. Для дома – ул. Бруснева, 19/2, как дома, имеющего ОДПУ, расчет гражданам, имеющим индивидуальный прибор учета (ИПУ), ведется расчетным путем по формуле № 9 вышеуказанного Постановления ( пп.1 п.3. Приложения № 2 к Правилам),

 Vd

 V d P = ----------------- x V ip x T ky

 Vпр + V nn

 ( формула 9), где V пр + Vnn V d - объем коммунального ресурса, фактически потребленный за расчетный период, определенный по показаниям общедомового прибора учета (в кВт), V пр. - суммарный объем коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в помещениях, оборудованных приборами учета (за   исключением помещений общего пользования),   измеренный индивидуальными приборами учета (в кВт) Vnn- суммарный объем коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в кВт), V ip- объем коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в помещении, оборудованном прибором учета, (кВт) T ky - тариф на коммунальный ресурс.

 Как видно из формулы № 9, распределение между гражданами объемов коммунальных ресурсов производится с поправочным коэффициентом перераспределения ресурса или коэффициентом корректировки. Поправочный коэффициент в случае оставшегося не предъявленным к оплате ресурса для жителей многоквартирного дома получается повышающим, в обратном случае в случае минусового объема – понижающим. Коэффициент перераспределения ресурса вызван многими причинами, в первую очередь – отсутствием индивидуальных приборов учета в ряде квартир (расчет по нормативу может не учесть весь расход квартиры, который получился в результате отсутствия экономии ресурса, передача заведомо заниженных показаний квартирных приборов учета, несоответствие количества прописанных и фактически проживающих человек в квартирах, не имеющих приборов учета).

 Расчет за потребление электроэнергии в местах общего пользования производится отдельно. Расчет потребления электроэнергии местами общего пользования ведется в соответствии с п.7 (абзац 2) Постановления Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 г. «....Собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретение у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством РФ. Общий объем потребленных холодной воды, электроэнергии.... определяется исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 приложения 2 настоящих правил», т.е. расход за месяц по ОДПУ мест общего пользования делится на всех проживающих в доме граждан и умножается на количество проживающих граждан в каждой квартире. Управляющей компанией ежемесячно производилось снятие показаний общедомовых приборов учета, их контроль и затем потребленный объем ресурса предоставлялся ОАО «СГРЦ», на основании этого производился расчет индивидуального потребления каждой квартирой : для квартир с ИПУ- по показаниям ИПУ с учетом формулы 9; для квартир без ИПУ- по нормативу (в зависимости от количества проживающих и количества комнат), а так же расчет потребления мест общего пользования (МОП) по числу проживающих в каждой квартире. Эти два расчета в платежном документе за месяц указывались по разным строкам «электроэнергия» и «электроэнергия МОП».

 Подробный расчет для квартиры № 10 с января по август 2012 г выполнен ОАО «СГРЦ» в соответствии с ежемесячными данными управляющей компании, представленными в материалах дела.

 Оценивая доказанность требований ФИО1 о суммировании показаний двух приборов учета ОДПУ и ОДПУ мест общего пользования по Постановлению № 307 от 23.05.2006г., суд приходит к выводу о их недостоверности. Заявляя данные требования, истец ошибочно соизмеряет свои расчеты с Постановлением № 354 от 06.05.2011г. «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах», которым отменено действие Постановления № 307, и с 01.09.2012г. управляющей компанией осуществляется снятие показаний двух общедомовых приборов учета электроэнергии в доме ул. ….., и в ОАО «СГРЦ» передается суммарный объем потребления для расчета индивидуального потребления электроэнергии каждой квартирой и расчета по общедомовым нуждам.

 Объективность вывода суда об отсутствии доказательств по иску подтверждена показаниями допрошенного в качестве специалиста начальника отдела измерений и метрологии ОАО «МРСК Северного Кавказа» ФИО6 о том, что приборы учета электрической энергии, находящиеся на вводе многоквартирного дома истца, определяют поставляемые ресурсы в этот многоквартирный дом. По показаниям этих приборов определяется ресурс в данном случае электроэнергии, поступающей в многоквартирный дом. Предоставленный ему акт НО № 005557 от 30.11.2013г. составлен на основании приема общедомовых приборов учета согласно выданным техническим условиям для потребителя ООО «Управляющая компания-5». Если в доме имеется лифт – это вторая категория электроснабжения, по этой категории электроснабжения устанавливаются обязательно два независимых ввода в дом. В соответствии с этим, в доме по ул. Бруснева, 19/2, установлены две отдельные кабельные линии в целях устранения различных аварийных ситуаций, что определено проектной документацией. На вводе стоит переходной рубильник-переключатель. В доме истца имеется конструктивная особенность вводно-распределительного устройства: одна часть электроснабжения дома – сюда входят лифт, осветительная сеть – освещение, вторая часть – это квартиры. Такая конструктивная особенность дома – во внутренних инженерных коммуникациях дома. Рубильник - переключатель позволяет в случае аварии переключить всю нагрузку на этот кабель. Исходя из этого, устанавливается два прибора учета, поскольку общий домовой прибор учета должен учитывать весь ресурс поступающего дома. В данном случае, для того чтобы поставить каким-то образом один счетчик, существующее в доме вводно-распределительное устройство надо демонтировать и установить абсолютно новое реконструированное устройство согласно иной проектной документации, которую еще необходимо заказать с согласия жильцов и собственников и разработать. Оплата этих работ будет производиться собственниками дома, следовательно, это повлечет для них значительные расходы.

 Что же касается сообщения Комитета ЖКХ Ставропольского края №2105/03 от 09.04.2012г., то ссылка на формулу № 9 ППРФ № 307, применимую в расчётах только при наличии в доме прибора общедомового учёта, фиксирующего расход электроэнергии, потребленной жильцами дома, на все их нужды (как для мест общего пользования, так и для квартир), является, по мнению суда, состоятельной.

 С учетом положений ст.ст.544, 1005, 1011 ГК РФ, во взаимосвязи с Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», с учетом установленных фактов, суд приходит к убеждению о том, что указанные требования закона истцом не были учтены, в связи с чем, исковые требования не подлежат удовлетворению.

 На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л:

 В удовлетворении исковых требований ФИО1 к открытому акционерному обществу «Ставропольский городской расчетный центр», ООО «Управляющая компания №5» о признании действий незаконными, обязании произвести перерасчет на сумму 176 руб. 63 коп.; о взыскании с ООО «Управляющая компания №5» в его пользу расходов по уплате госпошлины в размере 200 рублей – отказать.

 Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г.Ставрополя в Ставропольский краевой суд в течение 30 дней.

 Судья З.Л. Кравченко