КОПИЯ
Дело № 2-1864/2022
03RS0015-01-2022-002454-14
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Салават 11 августа 2022 года
Салаватский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Халиловой Л.М.,
при секретаре Ростовой Н.С.,
с участием истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 ФИО5 к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Собственник» о защите прав потребителей, запрете на выставление платежных документов и материально-правовых претензий относительно платы за содержание общего имущества и предоставление коммунальных услуг, взыскании морального вреда,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском ООО УК "Собственник", с учетом уточнения, просит наложить запрет ООО УК "Собственник" на выставление платежных документов по оплате в сфере ЖКХ: с указанием расчетного банковского счета, отличающегося от ...; на бумажном носителе, если бумажный вариант не продублирован в системе ГИС ЖКХ и не отражает в системе надлежащую информацию по платежному документу; без заключенного договора с банковским платежным агентом и без предоставления информации по данному договору истцу, имеющему право знать надлежащий счет в банке соответствующий закону; до тех пор пока ответчик не разместит всю информацию в системе, а именно: правоустанавливающие документы, информацию о своей деятельности, ведение электронных паспортов МКД, показания приборов общедомового учета, планирование и производство работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, платежные документы за услуги в электронном виде, также в течение 15 дней с момента наступления соответствующего события в системе публикуется актуальная информация - выполняемых работах, предоставляемом обслуживании и актуальном ремонте общего имущества в МКД; в течение 7 дней публикуются - данные о тарифах и размерах платы за все коммунальные услуги и работы по управлению домом, по обслуживанию и ремонту общего имущества МКД, данные о банке и расчетном счете, на который поступают деньги на ремонт и обслуживание дома и коммунальные услуги, сроки предоставления платежных документов жильцам, периоды оплаты жильцами услуг ЖКХ, данные о заключенных договорах о предоставлении управляющей компанией коммунальных услуг и их получателей, данные о качестве работ и услуг направленных на содержание и ремонт общего имущества МКД, данные о договорах предоставления управляющей организацией услуг по содержанию общего имущества дома, данные о вводе общедомового или индивидуального прибора учета в эксплуатацию; взыскать с ООО УК "Собственник" в пользу ФИО1 компенсации за причиненный моральный вред в размере 500 000 руб., штраф 250 000 руб., расходы связанные с подготовкой дела в размере 2 700 руб.
Свои требования мотивирует тем, что истец является собственником квартиры расположенной по адресу: Республика Башкортостан, г.Салават, (адрес) У ответчика ООО "УК "Собственник" отсутствует право на сбор денег за жилищные услуги с физического лица без договора с платежным агентом, без размещение платежного документа, всей информации о своей деятельности, правоустанавливающие документы, тарифы, информацию о ремонте ОИ МКД, номер счета для перечисления средств с указанием счета банковского платежного агента и др. в системе ГИС ЖКХ и получение чека.
Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в уточненном иске.
Представитель ответчика ООО УК «Собственник» в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, представила возражение против удовлетворения исковых требований.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Суд, выслушав истца, исследовав материалы настоящего дела, определив возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно положениям ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Положениями ч. 1 ст. 39 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Судом установлено и из материалов дела следует, что истец ФИО1 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: г. Салават, (адрес).
Как следует из протокола ... от 00.00.0000 общим собранием собственников помещений МКД (адрес) в г. Салават принято решение выбрать способ управления многоквартирным домом – непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, а также о выборе организации для оказания услуг по содержанию, ремонту многоквартирного дома, заключить договор на оказание услуг и выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме с управляющей организацией ООО УК «Собственник» сроком на 5 лет.
Согласно части 1 статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров.
В силу пункта 2 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы обязаны предоставлять гражданам по их запросам информацию, в том числе с использованием системы, об установленных ценах (тарифах) на услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах и жилых помещений в них, о размерах оплаты в соответствии с установленными ценами (тарифами), об объеме, о перечне и качестве оказываемых услуг и (или) выполняемых работ, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги и размерах оплаты этих услуг, об участии представителей органов местного самоуправления в годовых и во внеочередных общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах.
В соответствии с частью 4 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации организации, осуществляющие поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, а также лица, оказывающие услуги, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах и предоставляющие коммунальные услуги, обязаны размещать в системе информацию, предусмотренную законодательством о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно пункту 21 части 1 статьи 6 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" в системе должны размещаться информация о перечне оказываемых услуг по управлению общим имуществом в многоквартирном доме, выполняемых работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, текущему и капитальному ремонту, об их объеме, о качестве и периодичности их предоставления или проведения и стоимости указанных услуг, работ с указанием использованного порядка расчета их стоимости, а также расчет такой стоимости и соответствующие договоры на оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 731 (ред. от 27 марта 2018 N 331) утвержден Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
Согласно пункту 2 Стандарта под управляющей организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора, заключенного в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Под раскрытием информации понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
Указанным выше Стандартом установлен исчерпывающий перечень информации, подлежащей раскрытию, в том числе по запросам заинтересованных лиц.
Приведенные выше положения закона, закрепляя право указанных лиц на ознакомление с требуемой информацией, возлагают обязанность по предоставлению такой информации на управляющие компании.
Обязанность по предоставлению информации организациями, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме не предусмотрена.
Размещение информации о многоквартирных домах в системе ГИС ЖКХ должны осуществлять другие организации в силу приказа Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29 февраля 2016 года "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства".
В соответствии с разделом 7 данного приказа при выборе способа управления многоквартирным домом - непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, информация, указанная в пункте 1 настоящего раздела (информация о размере платы за содержание жилого помещения), размещается органами местного самоуправления.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что ООО УК "Собственник" выполняет работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме при непосредственном способе управления, не осуществляет деятельность управляющей организации в смысле, придаваемом ей указанной нормой права. В связи с чем, обязанность по раскрытию сведений, предусмотренных стандартом, на нее возложена быть не может в силу закона.
При непосредственном управлении информацию о коммунальных услугах размещают ресурсоснабжающие организации, информацию по услугам по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме размещает орган местного самоуправления (раздел 7 приказа Минкомсвязи РФ и Минстроя РФ от 29 февраля 2016 г. N 74/114/пр).
На основании изложенного требования ФИО1 о запрете ООО УК "Собственник на выставление платежных документов по оплате услуг на бумажном носителе, если бумажный вариант не продублирован в системе ГИС ЖКХ и не отражает в системе надлежащую информацию по платежному документу; без заключенного договора с банковским платежным агентом и без предоставления информации по данному договору истцу, имеющему право знать надлежащий счет в банке соответствующий закону; до тех пор пока ответчик не разместит всю информацию в системе, а именно: правоустанавливающие документы, информацию о своей деятельности, ведение электронных паспортов МКД, показания приборов общедомового учета, планирование и производство работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, платежные документы за услуги в электронном виде, также в течение 15 дней с момента наступления соответствующего события в системе публикуется актуальная информация - выполняемых работах, предоставляемом обслуживании и актуальном ремонте общего имущества в МКД; в течение 7 дней публикуются - данные о тарифах и размерах платы за все коммунальные услуги и работы по управлению домом, по обслуживанию и ремонту общего имущества МКД, данные о банке и расчетном счете, на который поступают деньги на ремонт и обслуживание дома и коммунальные услуги, сроки предоставления платежных документов жильцам, периоды оплаты жильцами услуг ЖКХ, данные о заключенных договорах о предоставлении управляющей компанией коммунальных услуг и их получателей, данные о качестве работ и услуг направленных на содержание и ремонт общего имущества МКД, данные о договорах предоставления управляющей организацией услуг по содержанию общего имущества дома, данные о вводе общедомового или индивидуального прибора учета в эксплуатацию, являются необоснованными, оснований для удовлетворения не имеется.
Отказывая в удовлетворении требований, суд исходит из того, что при непосредственном способе управления, организации предоставляющие услуги по ремонту и содержанию общего имущества такого многоквартирного дома, информацию в ГИС ЖКХ не размещают.
В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом (пункт 1 части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Требования к платежному документу и сведения, содержащиеся в нем, определены пунктом 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых дома, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно пункта 69 Правил N 354 в платежном документе должны содержаться, в том числе сведения об исполнителе, о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды, а также другие сведения, подлежащие в соответствии с настоящими Правилами, нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, включению в платежные документы.
Платежный документ имеет двойную функцию: информационную и расчетно-платежную.
Статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлен порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации. Собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Статья 157 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает из чего состоит размер платы за коммунальные услуги и как он рассчитывается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Как следует из платежного документа информация ответчиком при непосредственном управлении надлежащим образом доведена потребителю и позволяет ему проверить размер начисленной платы за содержание и ремонт ОИ, в платежном документе указаны: почтовый адрес жилого помещения, сведения о собственнике помещения (с указанием фамилии, имени и отчества физического лица, наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номер контактного телефона, адрес электронной почты, указание на оплачиваемый месяц, наименование вида оплачиваемой услуги, размер тарифов (цен), соответственно, оснований для запрета ответчику на выставление платежных документов до размещения всей информации в системе не имеется.
Доказательств чинения препятствий истцу со стороны ответчика в ознакомлении с информацией, которую в соответствии со Стандартом управляющая организация обязана раскрывать, не представлено. При таких обстоятельствах законных оснований для удовлетворения исковых требований, отсутствую.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Других доказательств суду не представлено, требований иного характера не заявлено.
Учитывая, что суду не представлено доказательств, подтверждающих нарушение прав истца, как потребителя услуг по обслуживанию общего имущества многоквартирного жилого дома, в том числе, на получение необходимой информации, основания для удовлетворения требований истца отсутствуют.
Поскольку действиями ответчика права истца как потребителя нарушены не были, оснований для взыскания компенсации морального вреда, а следовательно штрафа и судебных расходов у суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд,
решил:
исковые требования ФИО1 ФИО6 (паспорт ...)к Обществу с ограниченной ответственностью УК «Собственник» (ИНН <***>, КПП 026601001) о защите прав потребителей, запрете на выставление платежных документов и материально-правовых претензий относительно платы за содержание общего имущества и предоставление коммунальных услуг, взыскании морального вреда – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан через Салаватский городской суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Судья п/п Л.М.Халилова
Верно: судья Л.М.Халилова
(данные изъяты)
(данные изъяты)
(данные изъяты)
(данные изъяты)