Дело №2-1867/16
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Тамбов 06 июля 2016 года
Ленинский районный суд г. Тамбова в составе:
председательствующего cудьи Шелухановой С.П.,
при секретаре Перелыгиной Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению ФСБ России по Тамбовской области о признании участником боевых действий и выдаче удостоверения ветерана боевых действий,
установил:
ФИО1 в период с *** года по *** года проходил срочную военную службу в войсковой части *** ( 479 пограничный отряд особого назначения).
В период с *** по *** был направлен в командировку для выполнения специальных задач в зоне вооруженного конфликта на территории Чеченской Республики и прилежащих к ней регионах Северного Кавказа в составе второй ММГ из резервов Директора Федеральной Пограничной службы в г. Каспийск республики Дагестан.
Считая, что указанная служба дает основание для признания ветераном боевых действий, не согласившись с отказом ответчика в признании ветераном боевых действий и выдачи удостоверения, ФИО1 обратился в суд с иском в суд об оспаривании данного отказа.
В обоснование иска истец указал, что с *** по *** года он проходил службу на разных должностях в *** (479 пограничный отряд особого назначения ). В связи с разоружением незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа он был направлен с *** по *** на боевую стажировку (командировку) для выполнения специальных задач в составе второй ММГ из резервов Директора Федеральной Пограничной Службы. С *** по *** он выполнял служебные задачи в *** (Каспийск)в зоне вооруженного конфликта.
В связи с обострением обстановки на Чеченской- Дагестанской административной границе их вторая ММГ была переброшена в Ботлихский район на перевал Хаарами, где он выполнял задачи по охране и обороне границы.
Согласно ответу с ПС ФСБ на имя ФИО2 от 9.04.2012 № 21/8/2/Д-1377 и ответу с Центрального Пограничного архива ФСБ на имя ФИО10. от 14.07.2014 № 21/59/Р-7890 войсковая часть *** (479 пограничный отряд особого назначения ) и войсковая часть *** входят в перечень частей привлекаемых для участия в выполнение задач в условиях вооруженных конфликтов и боевых действий.
Военнослужащие ФПС выполняли задачи согласно постановление Правительства РФ от 9 декабря 1994 г. N 1360 "Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа" (с изменениями от 26 декабря 2001 г., 24 августа 2002 г.)
Из постановления Правительство № 1360 следует, что ни один из командиров пограничных отрядов, которые базировались в Дагестане и Чеченской Республике с *** по *** г не имел право писать в личных делах об участий военнослужащих в боевых действиях так как основными задачами которые ставились перед военнослужащими Пограничных Войск - была охрана и оборона и усиление режима охраны государственной границы на территории сопредельных с Чеченской Республикой субъектов Российской Федерации
Считает, что факт выполнения им задач в условиях при вооруженном конфликте в составе подразделения подтверждается справкой из Центрального Пограничного Архива ФСБ от 12.07.2015 года № 21/59/2155, а так же предоставлением дополнительного отпуска- 20 суток.
В судебном заседании истец требования поддержал по изложенным основаниям. Дополнительно пояснил, что во время несения службы он участвовал в перестрелках с пограничной стороной. Ранений, контузий и боевых наград не имеет.
Представитель ответчика ФИО3 исковые требования не признал, пояснив, что,
периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах должны быть оформлены приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Кроме того, дополнительные гарантии и компенсации, предусмотренные Законом Российской Федерации от 21 января 1993 года N4328-1, предоставляются только за время фактического выполнения задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта. Само по себе нахождение в период прохождения службы на территории, на которой объявлено чрезвычайное положение или отнесенной к зоне вооруженного конфликта, не означает фактического участия в выполнении соответствующих задач.
В постановлении Правительства РФ от 11 декабря 1995 г. N 1210 указано, что к зоне вооруженного конфликта относится только территории всей Чеченской Республики. Часть вторая указанного Постановления предоставляла право Министрам обороны РФ, МВД РФ, ФСБ РФ и ФПС РФ относить совместными решениями к зоне КТО отдельные местности, прилегающие к территории Чеченской Республики, при возникновении в этих местностях вооруженных конфликтов, но ни одного такого решения принято не было. С учетом того, что ФИО1 проходил военную службу на территории Республики Дагестан, которая к зоне вооруженного конфликта не относилась, правовых оснований для признания его ветераном боевых действий не имеется.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела ФИО1 в период с *** по *** призывался на срочную службу в Пограничные войсках. С *** по *** года он проходил службу на разных должностях в *** (479 пограничный отряд особого назначения ).
Как следует из архивной справки от 12.07.2015 г. (л.д.8), 23 июня 1995 года ФИО1, сварщик-слесарь, исключен со всех видов довольствия войсковой части *** направлен в распоряжение Командующего КОПО для проведения боевой стажировки. В приказе командира *** от ****** указано «… полагать находившимся в командировке по выполнению специальных задач в зоне вооруженного конфликта на территории Чеченской республики и прилежащих к ней регионах Северного Кавказа». В указанной архивной справке, вместе с тем, имеется информация о предоставлении ФИО1 дополнительного отпуска 20 суток –за выполнение задач в условиях чрезвычайного положения. Наряду с этим, в данной справке указано, что войсковая часть *** в боевых действиях участия не принимала.
На основании п.1 ч. 1 ст. 3 Федерального Закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ (с изменениями на 08.05.2005 г.) «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся:
военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку, принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к Федеральному Закону «О ветеранах».
Как следует из данного Перечня, задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта выполнялись в период с декабря 1994 года по декабрь 1996 года; выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона определено с августа 1999 года.
Как следует из архивной справки Центрального пограничного архива ФСБ России от 14.07.2014 г. (л.д.17) и 12.07.2015 г. (л.д.8-9) в перечне частей войсковая часть *** участие в боевых действиях не принимала. ММГ и резервная застава проходила боевую стажировку в период с *** по *** в войсковой части *** г. Каспийск республики Дагестан.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства РФ от 11 декабря 1995 года N 1210 "Об определении зоны вооруженного конфликта в Чеченской республике", к зоне, на которую распространяется действие Закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" от 21 января 1993 года N 4328-1 отнесена только территория Чеченской республики.
Таким образом, оно не может распространяться на военнослужащих, проходивших военную службу в Дагестане в 1994-96 годах.
В соответствии со ст. 7 указанного закона, Постановлением Правительства РФ от 31 марта 1994 года №280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооружённых конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций» установлено, что дополнительные гарантии, указанные в данном законе, предоставляются военнослужащим воинских частей, в том числе, командированных на территорию, где введено чрезвычайное положение или в зоны вооружённых конфликтов, выполняющим задачи по нормализации обстановки, восстановлении законности и правопорядка на территории, где в соответствии с законодательством РФ введено чрезвычайное положение, а также в местностях, отнесённых к зонам вооружённого конфликта Постановлением Правительства.
Как следует из Постановления Правительства РФ от 26.12.2001 года №896 «О зонах вооружённых конфликтов» место службы истца –Республика Дагестан к таким местностям не отнесена.
Как следует из приказа Главнокомандующего Пограничными войсками РФ от 17.12.1994 г. № 0377, данный приказ относил выполнение военнослужащими Пограничных войск РФ задач по охране Государственной границы на территории Чеченской Республики, обеспечение усиления режима охраны Государственной границы на территориях, сопредельных с Чеченской республикой субъектов РФ. Истец, как видно из указанных выше архивных справок проходил боевую стажировку в республике Дагестан по выполнению специальных задач в зоне вооруженного конфликта на территории Чеченской Республики и прилежащих к ней регионах Северного Кавказа.
Сам по себе факт выполнения истцом указанной задачи в составе воинской части, как и предоставление ему в этот период дополнительного отпуска, не дают основания для приобретения им статуса участника боевых действии, поскольку, как изложено выше, правом объявления территорий зоной вооружённого конфликта наделено Правительство РФ, или Федеральный закон относит территорию субъекта к таким зонам. Главнокомандующий Пограничными войсками РФ таким правом не обладал.
Таким образом, как закон «О ветеранах», так и названные нормативные акты не дают истцу основания для признания его ветераном боевых действий, так как отсутствует подтверждение выполнения истцом задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской республике и (или) в ходе контртеррористических операции на территории Северо-Кавказского региона в период прохождения срочной военной службы.
Руководствуясь ст.ст. 194 –199 ГПК РФ, суд
решил:
Отказать ФИО1 в удовлетворении исковых требований к Управлению ФСБ России по Тамбовской области о признании ветераном боевых действий и выдаче удостоверения ветерана боевых действий.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение одного месяца со дня составление мотивированного решения.
Судья С.П.Шелуханова
Мотивированное решение изготовлено 08 июля 2016 года.
Судья С.П.Шелуханова