...
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«29» августа 2018 года город Ноябрьск
Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Авдеенко Ю.О.
при секретаре судебного заседания Ничкасовой И.С.,
с участием:
истца Сафина А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2-1867/2018 по иску Сафиной Ю.А., Сафина А.Р., действующего как в своих интересах, так и в интересах несовершеннолетней ФИО2, к департаменту имущественных отношений Администрации города Ноябрьска о признании незаконным решения об отказе во включении в список претендентов на получение социальной выплаты, признании права на участие молодой семьи в подпрограмме «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» и возложении обязанности включить в список участников жилищной программы,
установил:
Сафина Ю.А., Сафин А.Р., действуя как в своих интересах, так и в интересах несовершеннолетней ФИО2, обратились в суд с иском к департаменту имущественных отношений Администрации города Ноябрьска (далее - департамент) о признании незаконным решения об отказе во включении в список претендентов на получение социальной выплаты, признании права на участие молодой семьи в подпрограмме «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» и возложении обязанности включить в список участников жилищной программы.
В обоснование заявленных требований истцы ссылаются на следующие обстоятельства.
С 2016 года семья истцов, включая ..., состояли в списке очередности граждан по предоставлению социальной выплаты на приобретение жилья молодым семьям подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2020 годы», в 2017 году были включены в резервный список претендентов жилищной программы. Представив обновленный пакет документов, получили уведомление об отказе в признании их семьи участнице подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе», поскольку Сафин А.Р. и ФИО2 имеют регистрацию по месту пребывания. Данный отказ считают незаконным, поскольку их семья постоянно проживает на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, а сам факт того, что они имеют временную регистрацию не может ограничивать их права на участие в жилищной программе.
В судебном заседании истец Сафина Ю.А. участия не принимала, извещена надлежаще, обратилась с ходатайством о рассмотрении дела в ее отсутствие, на иске настаивала.
Истец Сафин А.Р. в судебном заседании на иске настаивал, привел доводы, изложенные в заявлении, уточнив дату подачи ими заявления – 26 октября 2015 года.
Представитель ответчика в судебном заседании участия не принимал, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В представленном возражении просил в удовлетворении иска отказать, указывая на законность принятого решения.
Выслушав истца, принимая во внимание позицию ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пунктам «ж» и «к» статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2013 года № 1099-П утверждена государственная программа Ямало-Ненецкого автономного округа "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014 - 2020 годы" (в редакции постановления правительства ЯНАО от 9 июля 2018 года № 732-П срок программы продлён до 2025 года), подпрограммой 1 указанной государственной программы является "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе".
Целью подпрограммы является: 1) стимулирование спроса на рынке доступного жилья, создание условий для развития ипотечного жилищного кредитования и деятельности участников рынка ипотечного жилищного кредитования для обеспечения повышения доступности жилья; 2) выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных законодательством Российской Федерации и автономного округа.
В целях реализации мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям подпрограммы "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе" государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2013 года N 1099-П, Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа утвержден Порядок предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в Ямало-Ненецком автономном округе (далее по тексту – Порядок), который определяет механизм реализации мероприятия по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям, а также формирования органами местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе списков молодых семей - участников Окружного мероприятия и основного мероприятия, изъявивших желание получить социальные выплаты.
Пунктом 1.1-1 Порядка предусмотрено, что молодые семьи имеют право принять участие в одном из мероприятий - Окружном либо Федеральном.
Участницей Окружного мероприятия может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующая следующим условиям:
- постоянное проживание членов молодой семьи на территории автономного округа;
- возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия департаментом строительства и жилищной политики автономного округа (далее - департамент) решения о включении молодой семьи - участницы мероприятия в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (не достиг 36 лет);
- признание семьи нуждающейся в жилых помещениях;
- наличие у семьи достаточных доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (пункт 1.3 Порядка).
Из материалов дела следует, что 26 октября 2015 года молодая семья Сафиных составом три человека, включая Сафина А.Р., Сафину Ю.А. и несовершеннолетнюю ФИО2 обратились с заявлением о включении их семьи в состав мероприятий на предоставление социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в рамках Окружной подпрограммы, с приложением перечня документов.
Решением общественной жилищной комиссии от 10 декабря 2015 года молодая семья Сафиных признана участницей мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в рамках окружной подпрограммы, о чем 14 декабря 2015 года в адрес Сафина А.Р. было направлено уведомление, в котором также разъяснено, что для участия в мероприятиях на 2018 год необходимо обратиться вновь с заявлением м необходимым пакетом документов.
Из сообщения департамента от 24 марта 2017 года следует, что молодая семья Сафиных включена в резервный список участников Окружной подпрограммы и для рассмотрения вопроса о получении социальной выплаты в 2018 году необходимо в период с 01 ноября 2017 года по 31 декабря 2017 года предоставить в отдел реализации федеральных, окружных и муниципальных жилищных программ следующие документы: 1) документы, удостоверяющие личность каждого члена семьи; 2) свидетельство о браке, свидетельство о расторжении брака; 3) справка о регистрации членов молодой семьи по месту жительства, с указанием постоянно проживающих с ними граждан, общей и жилой площади жилого помещения; 4) правоустанавливающие документы на занимаемые жилые помещения (свидетельство о регистрации права собственности или выписку из ЕГРН, документы-основания (договор купли-продажи, договор приватизации, решение суда, ордер и пр.); 5) документы, подтверждающие признание молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчётной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставления социальной выплаты: а) справки о среднемесячной заработной плате работающих членов семьи за предыдущие шесть месяцев; б) справки о получаемых ежемесячных социальных выплатах, включая пении, стипендии, пособия (при наличии); в) выписку банка о наличии собственных средств, находящихся на счете членов семьи (при наличии); г) копия государственного сертификата на материнский (семейный) капитал; д) справка (решение) банка о размере кредита, который банк готов предоставить члену (членам) молодой семьи для приобретения жилья, с указанием цели; 6) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования Российской Федерации каждого члена семьи.
Во исполнение указанных требований 11 декабря 2017 года истцами было подано соответствующее заявление с приложением пакета документов. Однако решением жилищной комиссии от 25 января 2018 года молодой семье было отказано в признании участницей подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в ЯНАО» на основании п. 2.7 Порядка, ссылаясь на то, что Сафин А.Р. и его дочь ФИО2 зарегистрированы по месту пребывания временно, о чем 31 января 2018 года в адрес Сафина А.Р. направлено уведомление, с чем истцы не согласны.
Действительно, из представленных материалов учетного дела следует, что Сафин А.Р. и ФИО4 с 17 августа 2017 года по 17 августа 2018 года были зарегистрированы по месту пребывания в <адрес>, в жилом помещении, принадлежащем знакомому ФИО6 на праве собственности. На день рассмотрения дела судом они также зарегистрированы по указанному адресу по месту пребывания в период с 21 августа 2018 года по 18 августа 2019 года, что подтверждается свидетельствами от 22 августа 2018 года.
Исходя из письменных возражений на иск департамента указанные обстоятельства были расценены как отсутствие подтверждения факт постоянного проживания Сафина А.Р. и ФИО2 на территории ЯНАО.
Между тем, суд не может согласиться с указанной позицией ответчика в силу следующего.
В соответствии с п. 2.7 Порядка основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей Окружного мероприятия являются (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения):
а) несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в подпункте "д" пункта 1.2, пункте 1.3 настоящего Порядка;
б) непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пунктах 2.1, 2.4, 2.4-1, 3.2 настоящего Порядка;
в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;
г) установление в соответствии с подпунктами 1 - 3 части 2 статьи 15-1 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 мая 2005 года N 36-ЗАО "О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе" (далее - Закон ЯНАО N 36-ЗАО) факта отнесения одного или нескольких членов молодой семьи к категории граждан, получивших финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий;
д) приобретение жилого помещения или участие в долевом строительстве жилого помещения общей площадью менее учетной нормы, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по месту приобретения (строительства) жилого помещения в расчете на каждого члена семьи по состоянию на дату государственной регистрации права собственности на такое жилое помещение (в случае направления средств социальной выплаты на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам);
е) приобретение жилого помещения у близких родственников.
Из имеющего уведомления департаментом конкретно не указано какой именно подпункт пункта 2.7 Порядка послужил основанием для отказа молодой семье в признании участницей мероприятий Окружной подпрограммы. Указано лишь на наличие регистрации по месту пребывания (временно).
Из пояснений истца следует, что возможности зарегистрироваться по месту жительства у них нет, поскольку, жилое помещение, принадлежавшее его отцу, продано, в собственности жилья он не имеет.
При этом из уведомления от 31 января 2018 года, вопреки доводам возражения, не следует, что основанием для отказа послужил того факт, что молодая семья не подтвердила факта постоянного проживания двух членов семьи на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.
Понятие места жительства, с которым связан ряд прав и обязанностей граждан, в том числе право на включение в состав мероприятий по предоставлению социальных выплат, раскрывается в ст. 20 Гражданского кодекса РФ, ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и других нормативных актах. Регистрация не входит в это понятие и является одним из доказательств, отражающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации.
Более того, тем Порядком предусмотрена возможность подачи заявления в один из органов местного самоуправления в случае их регистрации в разных муниципальных образованиях.
В соответствии со ст. 25 Всеобщей декларации прав человека "каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи". В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах также указывается: "Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на достойный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Государства-участники примут надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права, признавая важное значение в этом отношении международного сотрудничества, основанного на свободном согласии».
Конституционная концепция принципа справедливости заключается в том, что справедливость судебного решения требует индивидуального подхода к обстоятельствам дела, а не формального применения правовых норм. Результатом осуществления правосудия является законный и справедливый судебный акт.
Поскольку государство, включая молодую семью в качестве участника указанной подпрограммы, и признавая тем самым её право на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по ее социальной поддержке, то исключается произвольный отказ от него (Определение Верховного Суда РФ от 14.10.2014 N 47-КГ14-8).
На недопустимость произвольного отказа от выполнения государством принятых на себя публично-правовых обязательств неоднократно указывал и Конституционный Суд Российской Федерации (Постановления от 1 декабря 1997 г. N 18-П, от 19 июня 2002 г. N 11-П, от 29 января 2004 г. N 2-П, Определения от 4 декабря 2003 г. N 415-О, от 15 февраля 2005 г. N 17-О, от 27 декабря 2005 г. N 502-О и др.).
При таких обстоятельствах у ответчика не имелось законных оснований для отказа семье Сафиных в признании участницей подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе».
Соответственно, исковые требования Сафина А.Р. и Сафиной Ю.А. подлежат удовлетворению. Иных препятствий судом не установлено.
Иное решение данного вопроса противоречило бы смыслу и целям Окружной подпрограммы.
Учитывая, что срок реализации государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильяем населения на 2014-2020 годы» продлен на до 2025 года, требование о признании права молодой семьи Сафиных на включение в список участников и возложении обязанности включить молодую семью в список участников подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в ЯНАО» с даты подачи заявления – 26 октября 2015 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
исковое заявление Сафина А.Р., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО2, и Сафиной Ю.А. удовлетворить.
Признать незаконным решение об отказе молодой семье Сафиных в составе трех человек, включая Сафина А.Р., ФИО2 и Сафину Ю.А., в признании участницей подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2025 годы».
Признать за молодой семьей Сафиных в составе трех человек, включая Сафина А.Р., ФИО2 и Сафину Ю.А., право на участие в подпрограмме «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2025 годы.
Обязать департамент имущественных отношений Администрации города Ноябрьска включить молодую семью Сафиных в составе трех человек, включая Сафина А.Р., ФИО2 и Сафину Ю.А., в список участников подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2025 годы с даты подачи заявления – 26 октября 2015 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья: ...
...
... ... ... |
...