ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1867/2013 от 28.10.2013 Пермского районного суда (Пермский край)

Дело № 2-1867/2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 октября 2013 года г. Пермь

Пермский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Балакиной А.В.,

при секретаре Шиховой Н.Н.,

с участием прокурора Паньковой О.А. по удостоверению,

представителя ответчика администрации Пермского муниципального района – ФИО1 по доверенности,

представителя третьего лица ООО «Газпром трансгаз Чайковский» - ФИО2 по доверенности,

рассмотрев в отрытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Пермского района к администрации Пермского муниципального района об обязании внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о зонах с особыми условиями использования территории магистрального трубопровода,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Пермского района Пермского края обратился в суд с иском к администрации Пермского муниципального района об обязании в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести мероприятия по землеустройству (описание местоположения границ объектов землеустройства) в целях установления зон с особыми условиями использования территорий магистральных газопроводов «Н.Тура-Пермь - 1, 2, 3» в пределах охранных зон и зон минимальных расстояний от оси магистральных газопроводов и внести в государственный кадастр недвижимости сведения о зонах с особыми условиями использования территорий магистральных газопроводов, проходящих в черте земель населенных пунктов <адрес>.

В обоснование иска указано, что Прокуратурой Пермского района в ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка по обращению ФИО10 В своем обращении заявитель сообщал, что в его владении и пользовании на основании договора аренды находятся земельные участки: с кадастровым номером № по адресу: <адрес> с разрешенным использованием «ИЖС»; с кадастровым номером № по адресу: <адрес> с разрешенным использованием «для ЛПХ»; с кадастровым номером № по адресу: <адрес> с разрешенным использованием «для ЛПХ»; с кадастровым номером № по адресу: <адрес> с разрешенным использованием «ИЖС». Вблизи данных земельных участков проходит магистральный газопровод высокого давления «Н.Тура-Пермь-1». Также сообщено, что в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество никаких обременении в виде охранных зон магистрального газопровода не зарегистрировано. Проверкой было установлено следующее. Согласно информации от ДД.ММ.ГГГГ, полученной от ООО «Газпром трансгаз Чайковский» на территории Пермского муниципального района проходят магистральные газопроводы, принадлежащие на праве собственности ОАО «Газпром», в том числе магистральные газопроводы «Н.Тура-Пермь-1» 222 км - 284 км и «Н.Тура-Пермь-1» 285 км -305 км, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ. Газопроводы возведены в ДД.ММ.ГГГГ. Именно магистральный газопровод «Н.Тура-Пермь-1» 222 км - 284 км проходит на территории <адрес>. Для данного газопровода «Н.Тура-Пермь-1» (224,0-284,0 км) установлена зона минимальных расстояний - 300 метров от оси трубопровода с каждой стороны, для магистрального газопровода «Н.Тура-Пермь-1» (224,0-284,0 км), который в дальнейшем был переименован в Газопровод - отвод к ГРС-2 п. Крым (0-20 км) - зона минимальных расстояний составляет 200 м от оси трубопровода с каждой стороны. Охранная зона магистрального трубопровода «Н.Тура-Пермь-1», минимальные разрывы от него, нанесены на схему территориального планирования Пермского муниципального района, утвержденную решением Земского Собрания Пермского муниципального района от 17.12.2010 № 134, которое было официально опубликовано и находится в свободном доступе, в том числе на сайте Пермского муниципального района. В силу п. 8 ст. 90 Земельного кодекса РФ на земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов. Пунктом 4.2 Правил охраны магистральных трубопроводов установлено, что земельные участки, входящие в охранные зоны трубопроводов не изымаются у землепользователей и используются ими для проведения сельскохозяйственных и иных работ с обязательным соблюдением требований настоящих Правил. В силу пунктов 4.2, 4,3 вышеназванных правил в охранных зонах трубопроводов запрещается производить всякого рода действия, могущие нарушить нормальную эксплуатацию трубопроводов либо привести к их повреждению, в частности: а) перемещать, засыпать и ломать опознавательные и сигнальные знаки, контрольно-измерительные пункты; б) открывать люки, калитки и двери необслуживаемых усилительных пунктов кабельной связи, ограждений узлов линейной арматуры, станций катодной и дренажной защиты, линейных и смотровых колодцев и других линейных устройств, открывать и закрывать краны и задвижки, отключать или включать средства связи, энергоснабжения и телемеханики трубопроводов; в) устраивать всякого рода свалки, выливать растворы кислот, солей и щелочей; г) разрушать берегоукрепительные сооружения, водопропускные устройства, земляные и иные сооружения (устройства), предохраняющие трубопроводы от разрушения, а прилегающую территорию и окружающую местность - от аварийного разлива транспортируемой продукции; д) бросать якоря, проходить с отданными якорями, цепями, лотами, волокушами и тралами, производить дноуглубительные и землечерпальные работы; е) разводить огонь и размещать какие-либо открытые или закрытые источники огня. В охранных зонах трубопроводов без письменного разрешения предприятий трубопроводного транспорта запрещается: а) возводить любые постройки и сооружения; б) высаживать деревья и кустарники всех видов, складировать корма, удобрения, материалы, сено и солому, располагать коновязи, содержать скот, выделять рыбопромысловые участки, производить добычу рыбы, а также водных животных и растений, устраивать водопои, производить колку и заготовку льда; в) сооружать проезды и переезды через трассы трубопроводов, устраивать стоянки автомобильного транспорта, тракторов и механизмов, размещать сады и огороды; г) производить мелиоративные земляные работы, сооружать оросительные и осушительные системы; д) производить всякого рода открытые и подземные, горные, строительные, монтажные и взрывные работы, планировку грунта. Статьей 28 ФЗ «О газоснабжении в РФ» определено, что на земельных участках, отнесенных к землям транспорта, устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования таких земельных участков. Границы охранных зон объектов системы газоснабжения определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить какие-бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией; такие владельцы не имеют права чинить препятствия организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф. Таким образом, возведение зданий, строений, сооружений на земельных участках, которые находятся в охранной зоне либо зоне минимальных расстояний возможно исключительно после получения согласия организации - собственника системы газоснабжения. Пунктом 1.4 Правил предусмотрено, что материалы фактического положения трубопровода (исполнительная съемка), с привязкой охранных зон входящих в его состав коммуникаций и объектов, должны быть переданы в соответствующие местные органы власти и управления для нанесения их на районные карты землепользовании. Местные органы власти и управления выдают сведения о местонахождении трубопровода заинтересованным предприятиям, организациям и учреждениям по их просьбам. Исходя из смысла данной нормы материалы фактического положения трубопровода должны быть представлены в органы власти собственником газопровода. Форма предоставления таких сведений действующим законодательством не определена. Согласно представленным документам ООО «Газпром трансгаз Чайковский», обществом проведена работа по подготовке материалов границ охранной зоны магистральных газопроводов «Н.Тура-Пермь-1, 2, 3». Данные работы были выполнены силами Пермского филиала ФГУП «Федеральный кадастровый цент «Земля», которые в свою очередь, направляли в ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Пермского муниципального района материалы границ охранных зон объектов ОАО «Газпром» на бумажном носителе (схемы и каталоги координат по границам охранных зон и осям магистральных газопроводов на территории Пермского муниципального района), выполненные в системе координат МСК 59. Полученные по результатам обработки координат поворотных точек границ охранной зоны магистрального газопровода «Н.Тура-Пермь-1, 2, 3» представлены в виде каталога координат. В электронном виде данные материалы были представлены в Комитет имущественных отношений в ДД.ММ.ГГГГ. Кроме этого, органы местного самоуправления Пермского муниципального района, Култаевского сельского поселения были осведомлены о фактическом расположении магистрального газопровода «Н.Тура-Пермь-1» на территории Пермского муниципального района, что подтверждается многочисленными актами сверки правильности нанесения на карты землепользователей фактического положения магистрального газопровода. Но вместе с тем, администрацией Пермского муниципального района сведения об охранных зонах и зонах минимальных расстояний не вносились в Государственный кадастр недвижимости (ответ администрации района от ДД.ММ.ГГГГ на требование прокурора). В соответствии со статьями 1, 4 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы РФ, о границах между субъектами РФ, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом. В государственный кадастр недвижимости сведения вносятся органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Статьей 15 вышеназванного закона установлена обязанность органа местного самоуправления в срок не более 10 рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким образом в пределах компетенции и которым устанавливается или изменяется зона, либо отменяется установление зоны, представить в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в кадастр сведения. Вместе с тем, действующие Правила охраны магистральных трубопроводов не предусматривают необходимости принятия специального акта органа местного самоуправления об установлении соответствующей зоны. При таких обстоятельствах, в качестве основания для внесения в кадастр сведений об охранной зоне, зоне минимальных расстояний может непосредственно выступать нормативный правовой акт, предусматривающий общие правила установления зон определенного вида, и документы, описывающие местоположение границы соответствующей зоны (данная позиция изложена в письме Министерства экономического развития РФ от 17.12.2009 № 22066-ИМ/23). Пунктом 1 ст. 69 Земельного кодекса РФ установлено, что землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда. Кроме этого, сведения о зонах с особыми условиями использования территорий вносятся в кадастр в соответствии с Положением об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 № 618. При этом, участниками информационного взаимодействия при ведении кадастра являются соответствующие государственные органы и органы местного самоуправления. Таким образом, системное толкование указанных положений закона позволяет прийти к выводу о том, что проведение мероприятий по землеустройству в целях установления зон с особыми условиями использования территорий и внесение сведений в государственный кадастр недвижимости в целях недопущения строительства зданий, строений и сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения, возлагается на органы местного самоуправления. Орган местного самоуправления муниципального района при распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, вправе также предоставлять земли для строительства жилья и других строений. Однако при отсутствии определенных зон с особыми условиями использования территорий и их границ (в данном случае охранных зон и зон минимально допустимых расстояний до объектов системы газоснабжения), орган местного самоуправления, не располагая сведениями об указанных зонах, может выделить земли для строительства в этих зонах. Круг лиц, которые могут обратиться с заявлениями о предоставлении земельных участков является неопределенным. Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о существующих ограничения (обременениях), в виде установленных границ зон с особыми условиями использования территории магистрального трубопровода влечет за собой нарушения прав и законных интересов граждан, поскольку полной актуальной информацией, полученной из кадастра гражданин обладать не сможет. Круг лиц, которые вправе обратиться в кадастр за соответствующими сведениями, является неопределенным.

ДД.ММ.ГГГГ истец в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнил исковые требования и просит обязать в срок до ДД.ММ.ГГГГ внести в государственный кадастр недвижимости сведения о зонах с особыми условиями использования территорий магистральных газопроводов «Н.Тура-Пермь-1, 2, 3», проходящих в черте земель населенных пунктов Пермского муниципального района.

Прокурор в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал в полном объеме, по доводам, изложенным в иске с последующими уточнениями.

Представитель ответчика администрации Пермского муниципального района в судебном заседании иск не признала, представила письменный отзыв, в котором указано, что строительными нормами и правилами СНиП 2.05.06-85* «Магистральные газопроводы» установлены минимальные расстояния от оси газопроводов до различных объектов, зданий и сооружений. Следовательно, вышеуказанными правилами и СНиП установлены охранные зоны и минимальные расстояния, которые представляют собой различную величину в зависимости от класса и диаметра трубопровода, а также вида объектов, зданий и сооружений. В вышеуказанных правилах и СНиП не возложена обязанность на органы местного самоуправления по установлению охранных зон или минимальных расстояний таких зон в границах населенных пунктов от газопроводов до различных объектов. Порядок описания местоположения границ объектов землеустройства, утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 03.06.2011 года № 267, которым определены правила описания местоположения границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, зон с особыми условиями использования территорий, а также границ частей указанных территорий и зон (объекты землеустройства). Согласно ст. 4 ФЗ «О землеустройстве» основаниями проведения землеустройства являются решения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о проведении землеустройства; договоры о проведении землеустройства; судебные решения. Нормы действующего законодательства, не содержат специальных норм, обязывающих органы местного самоуправления вносить данные о зонах с особыми условиями использования территорий и их границах в государственный кадастр недвижимости, проводить в связи с внесением данных о зонах с особыми условиями использования территорий, мероприятия по землеустройству необходимые для установления на местности границ объектов землеустройства (зон). Сведения о зонах вносятся в государственный кадастр недвижимости в соответствии с Положением об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 618. Администрация Пермского муниципального района не наделена полномочиями по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о зонах с особыми условиями территорий и не вправе подменять управомоченных на внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о зонах с особыми условиями использования территорий, орган кадастрового учета «Федеральное агентство государственной регистрации, кадастра и картографии», в связи с чем, требования Прокурора Пермского района являются не законными и не подлежащими удовлетворению. Кроме того, работы по землеустройству являются дорогостоящими, но в бюджете данные расходы не предусмотрены и противоречат требованиям закона об органах местного самоуправления.

Представитель третьего лица ООО «Газпром трансгаз Чайковский» в судебном заседании исковые требования поддержал, считая их законными и обоснованными. Обязанности на внесения сведений в ГКН у них также нет. Все необходимые сведения о зонах в соответствии с действующим законодательствам переданы в орган местного самоуправления.

Третье лицо – ОАО «Газпром» явку представителя в судебное заседание не обеспечил, направил письменный отзыв на иск, в котором исковые требования поддерживает по следующим основаниям. Решением Земского собрания Пермского муниципального района от 17.12.2010 № 134 утверждена схема территориального планирования Пермского муниципального района, в соответствии с которой предусмотрены охранные зоны магистральных газопроводов и сооружений ЕСГ РФ в пределах границ которых устанавливается особый режим использования земель. Охранные зоны магистральных трубопроводов установлены на основании «Правил охраны магистральных трубопроводов», утвержденных Министерством топлива и энергетики России от 29.04.1992 и постановлением Госгортехнатзора России № 9 от 22.04.1992 и составляют по 25 метров от оси трубопровода в обе стороны. Согласно разделу 3.8 схемы территориального планирования «Защита территорий от потенциально опасных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» проекты планировки населенных пунктов должны разрабатываться с учетом обеспечивающих безопасные расстояния от магистральных трубопроводов с учетом требований СНиП 2.05-06-85 «Магистральные трубопроводы». Зона минимальных расстояний принимается в зависимости от класса и диаметра трубопровода, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности, но не менее значений, указанных в таб. 4.СП-ИН 2.05-06-85* и составляет от 100 м до З50 м - в обе стороны от оси газопровода. Порядок описания местоположения границ объектов землеустройства утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 03.06.2011 года N 267, которым определены правила описания- местоположения границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, зон с особыми условиями использования территорий, а также границ частей указанных территорий и зон (объекты землеустройства). Согласно п. 6 ст. 15 Закона о кадастре орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется граница между субъектами Российской Федерации, граница муниципального образования, граница населенного пункта, либо устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями использовании территорий, либо отменяется установление такой зоны, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствия со статьей 9 или 10 настоящего Федерального закона сведения.   После завершения строительства указанных объектов ЕСГ информация о прохождении магистральных газопроводов и иных объектов была передана в администрацию Пермского района, о чем свидетельствуют Акты сверки нанесения газопроводов на карты района от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ. На местности газопроводы обозначены соответствующими знаками. Кроме того, эксплуатирующая магистральные газопроводы организация, ежегодно направляет в адрес администрации Пермского района и сельских поселении уведомление о прохождении магистральных газопроводов, разъясняет требования о соблюдении охранных зон и зон минимальных расстояний газопроводов. В ДД.ММ.ГГГГ Пермское ЛПУМГ филиал ООО «Газпром трансгаз Чайковский» предоставляло информацию (графический материал) об охранных зонах и зонах минимальных расстояний магистральных газопроводов в адрес организации выполняющей работы по разработке генеральных планов сельских поселений Пермского района. Таким образом, эксплуатирующая организация выполнила исчерпывающий перечень мероприятий по предоставлению соответствующей информации в адрес органа местного самоуправления о расположении охранных зон  и зон МДР магистральных газопроводов. Однако, до настоящего времени органом местного самоуправления Пермского муниципального района землеустроительные работы по определению границ указанных охранных зон и зон минимальных расстояний не проведено, Сведения об этих границах не внесены в государственный кадастр недвижимости в нарушение норм законодательства.

Третьи лица – ФГБУ «ФКП Росреестра по Пермскому краю», Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о чем направили заявления.

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено следующее.

В соответствии со ст. 56 ЗК РФ Права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: 1) особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах; 2) особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных; 3) условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности; 4) иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для охранных зон. Ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок. Ограничения прав на землю сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами. Ограничение прав на землю может быть обжаловано лицом, чьи права ограничены, в судебном порядке.

Согласно информации от ДД.ММ.ГГГГ, полученной от ООО «Газпром трансгаз Чайковский» на территории <адрес> проходят магистральные газопроводы, принадлежащие на праве собственности ОАО «Газпром», в том числе магистральные газопроводы «Н.Тура-Пермь-1» 222 км - 284 км и «Н.Тура-Пермь-1» 285 км -305 км, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ. Газопроводы возведены в 1967 году (л.д. 11). Свидетельством о государственной регистрации права на магистральные газопроводы зарегистрировано за ОАО «Газпром» (л.д. 15-18).

Акты сверок правильности нанесения на карты землепользователей фактического положения магистральных газопроводов (л.д. 19-22).

Обращение ООО «Газпром трансгаз Чайковский» к Главе Администрации Пермского муниципального района с просьбой об установлении ограничений прав на землю (л.д. 28).

Согласно договора аренды ОАО «Газпром» предоставил в аренду ООО «Газпром трансгаз Чайковский» имущество (магистральный газопровод «Нижняя Тура-Пермь-2» и др. имущество) для нормальной его эксплуатации (л.д. 35-40).

В силу п. 8 ст. 90 Земельного кодекса РФ на земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.

Пунктом 4.2 Правил охраны магистральных трубопроводов установлено, что земельные участки, входящие в охранные зоны трубопроводов не изымаются у землепользователей и используются ими для проведения сельскохозяйственных и иных работ с обязательным соблюдением требований настоящих Правил.

В силу пунктов 4.2, 4,3 вышеназванных правил в охранных зонах трубопроводов запрещается производить всякого рода действия, могущие нарушить нормальную эксплуатацию трубопроводов либо привести к их повреждению, в частности: а) перемещать, засыпать и ломать опознавательные и сигнальные знаки, контрольно-измерительные пункты; б) открывать люки, калитки и двери необслуживаемых усилительных пунктов кабельной связи, ограждений узлов линейной арматуры, станций катодной и дренажной защиты, линейных и смотровых колодцев и других линейных устройств, открывать и закрывать краны и задвижки, отключать или включать средства связи, энергоснабжения и телемеханики трубопроводов; в) устраивать всякого рода свалки, выливать растворы кислот, солей и щелочей; г) разрушать берегоукрепительные сооружения, водопропускные устройства, земляные и иные сооружения (устройства), предохраняющие трубопроводы от разрушения, а прилегающую территорию и окружающую местность от аварийного разлива транспортируемой продукции; д) бросать якоря, проходить с отданными якорями, цепями, лотами, волокушами и тралами, производить дноуглубительные и землечерпальные работы; е) разводить огонь и размещать какие-либо открытые или закрытые источники огня.

В охранных зонах трубопроводов без письменного разрешения предприятий трубопроводного транспорта запрещается: а) возводить любые постройки и сооружения; б) высаживать деревья и кустарники всех видов, складировать корма, удобрения, материалы, сено и солому, располагать коновязи, содержать скот, выделять рыбопромысловые участки, производить добычу рыбы, а также водных животных и растений, устраивать водопои, производить колку и заготовку льда; в) сооружать проезды и переезды через трассы трубопроводов, устраивать стоянки автомобильного транспорта, тракторов и механизмов, размещать сады и огороды; г) производить мелиоративные земляные работы, сооружать оросительные и осушительные системы; д) производить всякого рода открытые и подземные, горные, строительные, монтажные и взрывные работы, планировку грунта.

Статьей 28 ФЗ «О газоснабжении в РФ» определено, что на земельных участках, отнесенных к землям транспорта, устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования таких земельных участков. Границы охранных зон объектов системы газоснабжения определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией; такие владельцы не имеют права чинить препятствия организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.

Пунктом 1.4 Правил предусмотрено, что материалы фактического положения трубопровода (исполнительная съемка), с привязкой охранных зон входящих в его состав коммуникаций и объектов, должны быть переданы в соответствующие местные органы власти и управления для нанесения их на районные карты землепользовании.

Местные органы власти и управления выдают сведения о местонахождении трубопровода заинтересованным предприятиям, организациям и учреждениям по их просьбам.

В соответствии со статьями 1, 4 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы РФ, о границах между субъектами РФ, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.

В государственный кадастр недвижимости сведения вносятся органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Статьей 15 вышеназванного закона установлена обязанность органа местного самоуправления в срок не более 10 рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким образом в пределах компетенции и которым устанавливается или изменяется зона, либо отменяется установление зоны, представить в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в кадастр сведения.

Вместе с тем, действующие Правила охраны магистральных трубопроводов не предусматривают необходимости принятия специального акта органа местного самоуправления об установлении соответствующей зоны.

Согласно ст. 1 ФЗ от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» зоны с особыми условиями использования территорий являются объектами землеустройства.

Статьей 68 ФЗ «О землеустройстве» определено, что землеустройство включает в себя мероприятия, в том числе и по описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройств, порядок проведения, которого, определен Приказом Минэкономразвития России от 03.06.2011 № 267 «Об утверждении порядка описания местоположения границ объектов землеустройства».

Статьей 4 вышеназванного закона предусмотрено, что основаниями проведения землеустройства являются решения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о проведении землеустройства, договоры о проведении землеустройства, судебные решения.

Пунктом 1 ст. 69 Земельного кодекса РФ установлено, что землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.

Кроме этого, сведения о зонах с особыми условиями использования территорий вносятся в кадастр в соответствии с Положением об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 № 618. При этом, участниками информационного взаимодействия при ведении кадастра являются соответствующие государственные органы и органы местного самоуправления.

Согласно п.13 указанного Постановления, орган местного самоуправления, принявший решение об установлении или изменении границы зоны с особыми условиями использования территорий, представляет в орган кадастрового учета выписку из решения об установлении или изменении границ таких зон, перечень координат характерных точек границ указанных зон в установленной системе координат, а также перечень ограничений прав в границах такой зоны либо документ, содержащий реквизиты правового акта, предусматривающего такие ограничения, и документ, описывающий местоположение установленной границы зоны с особыми условиями использования территорий. Документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики, в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве», является карта (план) объекта землеустройства. Карта (план) объекта землеустройства составляется в результате описания местоположения границ объекта землеустройства и (или) установления границ объекта землеустройства на местности в соответствии с законодательством РФ с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, картографического материала, материалов дистанционного зонирования, а также по данным измерений, полученных на местности. В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» Правительство Российской Федерации в своем Постановлении от 30.07.2009 № 621 утвердило форму карты (плана) объекта землеустройства и Требования к составлению карты (плана) объекта землеустройства.

В соответствии сост. 255 ГПКРФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Как указал Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Доводы представителя ответчика о том, что мероприятия по землеустройству могут быть выполнены только с предоставлением данных о зонах минимальных допустимых расстояний от эксплуатирующей организации, которые у них отсутствуют не состоятельны, поскольку орган местного самоуправления всегда может обратиться к данной организации и получить необходимые сведения. Довод о том, что работы по землеустройству являются дорогостоящими и подлежат заложению в бюджет, заслуживают внимание суда, поэтому суд соглашается с требованиями истца о сроках проведения до ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, учитывая нарушение прав граждан, выразившимися в защите их собственности, а именно земельные участки которых не могут быть использованы по назначению (индивидуальное жилищное строительство, личное подсобное хозяйство, садоводство) предусматривающее строительство, которое запрещено, теряя качественные характеристики земельного участка, а главное нарушение прав граждан их безопасность, поэтому исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Прокурора Пермского района удовлетворить.

Возложить обязанность на муниципальное образование «Пермский муниципальный район» провести в срок до ДД.ММ.ГГГГ мероприятия по землеустройству (описание местоположения границ объектов землеустройства) в целях установления зон с особыми условиями использования территорий магистральных газопроводов «Н.Тура-Пермь-1, 2, 3» в пределах охранных зон и зон минимально допустимых расстояний от оси магистральных газопроводов и внести в государственный кадастр недвижимости сведения о зонах с особыми условиями использования территорий магистральных газопроводов «Н.Тура-Пермь-1, 2, 3», проходящих в черте земель населенных пунктов Пермского муниципального района.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 05.11.2013 года.

Судья А.В.Балакина