ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1868 от 14.11.2011 Североморского городского суда (Мурманская область)

                                                                                    Североморский городской суд Мурманской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Североморский городской суд Мурманской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-1868 Мотивированное решение изготовлено 14.11.2011 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 ноября 2011 года

Североморский городской суд Мурманской области в составе:

Председательствующего судьи Брандиной Н.В.

С участием прокурора Мелехина А.В.,

При секретаре Демченко М.Ю.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Варламова Сергея Викторовича об оспаривании решения территориальной избирательной комиссии,

УСТАНОВИЛ:

Варламов С.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Североморской территориальной избирательной комиссии Мурманской области от 24 сентября 2011 года № 6/20, которым на 04 декабря 2011 года назначены дополнительные выборы депутата Совета депутатов муниципального образования ЗАТО г. Североморск четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 12 в связи с досрочным прекращением полномочий депутата Совета депутатов МО ЗАТО г. Североморск Серьги Г.Ю., ссылаясь на нарушение требований действующего законодательства по его принятию.

Просил признать незаконным указанное решение и отменить назначенные на 04.12.2011 года дополнительные выборы.

В обоснование своих требований указал, что у территориальной избирательной комиссии не было полномочий для принятия оспариваемого решения.

Так, согласно ч. 8 ст. 71 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, в этом избирательном округе орган, уполномоченный на то законом, назначает дополнительные выборы.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 указанного Закона, а также ч. 1 ст. 5 Закона Мурманской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований» выборы депутатов представительных органов муниципальных образований назначаются представительным органом муниципального образования.

Согласно ч. 8 ст. 71 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» дополнительные выборы проводятся не позднее чем через один год со дня досрочного прекращения полномочий депутата. Дополнительные выборы назначаются на второе воскресенье марта. Если указанные выборы (в том числе с учетом сроков, предусмотренных п. 7 ст. 10 настоящего Федерального закона) не могут быть назначены на второе воскресенье марта, они назначаются на второе воскресенье октября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва – на день голосования на этих выборах.

Сославшись на то, что в соответствии с положениями ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Устава муниципального образования «ЗАТО г. Североморск» представительным органом местного самоуправления в ЗАТО г. Североморск является Совет депутатов МО ЗАТО г. Североморск, указал, что Североморская территориальная избирательная комиссия обязана была назначить выборы только в том случае, если представительным органом местного самоуправления – Советом депутатов МО ЗАТО г. Североморск не были назначены выборы в течение установленного законом времени – в течение одного года.

Указав, что депутатские полномочия депутата Совета депутатов ЗАТО г. Североморск по одномандатному избирательному округу № 12 Серьги Г.Ю. были прекращены решением Совета депутатов ЗАТО г. Североморск от 08.07.2011 г. № 171, опубликованном в газете «Североморские вести» 15.07.2011 г. № 28, сослался на то, что Советом депутатов ЗАТО г. Североморск не были пропущены сроки назначения выборов, а у Североморской территориальной избирательной комиссии не возникло право принимать оспариваемое решение о назначении дополнительных выборов.

Кроме того, решение территориальной избирательной комиссии нарушает и ограничивает его избирательные права, а именно: осуществлять депутатские полномочия как члена уполномоченного органа в части принятия решения о назначении выборов; из-за досрочного назначения выборов выполнить процедуру выдвижения кандидатов в депутаты от политической партии «Справедливая Россия», председателем Совета местного отделения которой он является.

В судебном заседании Варламов С.В. полностью поддержал свои требования по изложенным в заявлении основаниям. Привел дополнительные доводы о нарушении своих избирательных прав. Не отрицая того факта, что на момент обращения с заявлением в суд не зарегистрирован по месту жительства по избирательному округу № 12, следовательно, не обладает активным избирательным правом, а именно правом участвовать в оспариваемых выборах, привел доводы о том, что может изменить место жительства и у него может возникнуть подобное право. В этом случае он будет участвовать в выборах, незаконно назначенных.

Просил признать незаконным решение Североморской территориальной избирательной комиссии от 24.09.2011 г. № 6/20 о назначении дополнительных выборов депутата Совета депутатов МО ЗАТО г. Североморск по одномандатному избирательному округу № 12 и отменить назначенные на 04.12.2011 года выборы.

В судебном заседании и представленном письменном мнении Председатель Североморской территориальной избирательной комиссии Стома И.В. полагал требования заявителя необоснованными и не подлежащими удовлетворению, сославшись на законность оспариваемого Варламовым С.В. решения, которое не нарушает избирательных прав заявителя.

Указал, что Совет депутатов МО ЗАТО г. Североморск в установленные сроки (в период с 4 по 14 сентября 2011 года) не принял решения о назначении на 4 декабря 2011 года дополнительных выборов по одномандатному избирательному округу № 12, совмещая их с проведением выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, что явилось основанием для реализации Североморской территориальной комиссией своих полномочий как уполномоченного органа по назначению дополнительных выборов в сроки, предусмотренные пунктами 7 и 8 ст. 10 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Совмещение дополнительных выборов депутата Совета депутатов по избирательному округу № 12 с выборами депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и депутатов Мурманской областной Думы пятого созыва позволяет значительно сократить расходы местного бюджета на проведение дополнительных выборов. Так, при совмещении указанных выборов расходы составят примерно 49 тыс.руб., тогда как для самостоятельного проведения дополнительных выборов депутата Совета депутатов по избирательному округу № 12 необходимы значительно большие средства из местного бюджета – порядка 80 тыс. руб. Обратил внимание на то, что по данным Центральной избирательной комиссии Российской Федерации 4 декабря 2011 года состоятся около 250 дополнительных выборов депутатов представительных органов муниципальных образований на территории более чем 40 субъектов Российской Федерации.

Также указал, что в течение длительного периода времени (с июня 2011 года) избирательный округ № 12 остается без всенародно избранного депутата, что влечет за собой обоснованные претензии со стороны избирателей, проживающих на территории данного избирательного округа.

Полагая, что оспариваемым заявителем решением не нарушаются его избирательные права, указал, что депутатские полномочия Варламова С.В. по участию в принятии решения о назначении выборов не нарушены, поскольку избирательное законодательство определяет случаи, когда решение о назначении выборов принимают не только представительные органы местного самоуправления, но и иные органы и должностные лица. Кроме того, в соответствии с п. 14 ст. 49 Устава политической партии «Справедливая Россия» выдвижение кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования на дополнительных выборах относится к компетенции Совета местного отделения, т.е. коллегиального органа, а не к полномочиям конференции (общему собранию). Выдвижение кандидатов в депутаты осуществлялось в период с 28 сентября по 27 октября 2011 года, в который Варламов С.В. как председатель Совета местного отделения партии имел возможность осуществить процедуру выдвижения кандидата в депутаты Совета депутатов ЗАТО г. Североморск. Таким образом, данные вопросы относятся к организации деятельности местного отделения политической партии, а не к нарушению избирательных прав.

Представители Совета депутатов ЗАТО г. Североморск – Горбунова Е.А. и Якубовская В.А. поддержав доводы, изложенные в письменном мнении, просили отказать в удовлетворении требований Варламова С.В. Не соглашаясь с требованиями заявителя, находя их незаконными, указали следующее.

Право депутата участвовать в назначении выборов и реализация полномочий председателя местного отделения политической партии не относятся к избирательным правам граждан применительно к правилам ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Закона Мурманской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований». Поскольку заявитель в обоснование довода о нарушении своих избирательных прав ссылается на приведенный характер нарушений, полагают, что избирательные права Варламова С.В. оспариваемым решением не нарушены.

При этом указали, что оспариваемое заявителем решение не устанавливало каких-либо льгот или преимуществ на участие в выборах для отдельных граждан или политических партий, поэтому указанное решение не могло нарушить права заявителя как председателя местного отделения политической партии.

Кроме того, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не наделяет представительный орган – Совет депутатов ЗАТО г. Североморск правотворческой инициативой, т.е. правом внесения проектов правовых актов в Совет депутатов для рассмотрения и принятия. Тогда как Устав ЗАТО г. Североморск и временный Регламент Совета депутатов, утвержденный решением Совета депутатов от 31.03.2011 г. № 118, наделяют правотворческой инициативой депутата Совета депутатов ЗАТО г. Североморск. Правотворческой инициативой, т.е. правом внесения на рассмотрение в Совет депутатов проекта решения Совета депутатов о назначении дополнительных выборов депутат Варламов С.В. не воспользовался. В свою очередь, отказ Варламова С.В. от реализации своих депутатских полномочий не состоит в причинной связи с решением Североморской территориальной избирательной комиссии и не является нарушением избирательных прав гражданина Варламова С.В.

Привели довод о том, что заявитель не обладает активным избирательным правом применительно к оспариваемому решению, поскольку не проживает на территории избирательного округа № 12. В реализации же своего пассивного избирательного права запретов не имеет.

Указали, что ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Закон Мурманской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований» не определяют, каким конкретно уполномоченным органом (представительным органом или избирательной комиссией) должны быть назначены дополнительные выборы в случае досрочного прекращения полномочий депутата представительного органа.

Североморская территориальная избирательная комиссия как уполномоченный орган воспользовалась своим правом назначить дополнительные выборы в сроки, установленные законодательством. Указали, что согласно ч. 8 ст. 71 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в год проведения выборов Государственной Думы Российской Федерации очередного созыва дополнительные выборы депутатов могут назначаться на день голосования на выборах депутатов Государственной Думы.

Обратили внимание на то, что Совет депутатов ЗАТО г. Североморск, участвующий в деле в качестве заинтересованного лица, не считает, что решением Североморской территориальной избирательной комиссией нарушены его права как представительного органа.

Просили отказать в удовлетворении заявления Варламова С.В.

Заслушав заявителя, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, учитывая заключение прокурора, полагавшего заявление не основанным на законе, суд считает заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению.

Как установлено в судебном заседании, решением Совета депутатов муниципального образования ЗАТО г. Североморск четвертого созыва от 08.07.2011 г. № 171 «О досрочном прекращении полномочий депутата Совета депутатов муниципального образования ЗАТО г. Североморск Серьга Г.Ю.» досрочно прекращены полномочия депутата Совета депутатов МО ЗАТО г. Североморск по одномандатному избирательному округу № 12 Серьги Геннадия Юрьевича с 29 июня 2011 года (л.д. 8).

Решением Североморской территориальной избирательной комиссии от 24 сентября 2011 года № 6/20 «О назначении дополнительных выборов депутата Совета депутатов муниципального образования ЗАТО г. Североморск четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 12» на 4 декабря 2011 года назначены дополнительные выборы депутата Совета депутатов муниципального образования ЗАТО г. Североморск четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 12, в связи с досрочным прекращением полномочий депутата Совета депутатов Серьга Г.Ю. (л.д. 7).

Варламов С.В., полагая указанное решение принятым Североморской территориальной избирательной комиссией как неуполномоченным органом, а также нарушающим его (заявителя) избирательные права, просит его отменить как незаконное.

Не соглашаясь с требованиями Варламова С.В., суд находит оспариваемое им решение законным, не нарушающим права заявителя, основываясь на следующем.

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 247 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд приступает к рассмотрению дела, возникающего из публичных правоотношений, на основании заявления заинтересованного лица. В заявлении должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием).

Согласно нормам ст. 261 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления в том случае, если не установит в заявленном требовании наличия одновременно двух условий – незаконность оспариваемого решения или действия (бездействия) и нарушение избирательных прав или права на участие в референдуме.

В соответствии со статьей 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Согласно статьи 46 Конституции Российской Федерации, части 1 статьи 75 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

Порядок реализации гражданами избирательных прав при проведении выборов, референдума определяется законодательством об избирательных правах и их реализации, в частности Федеральным законом от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Так, в соответствии с определениями, данными в пунктах 26 и 27 статьи 2 названного Закона избирательное право активное (активное избирательное право) – право граждан Российской Федерации избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления; избирательное право пассивное (пассивное избирательное право) – право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Согласно пункту 28 этой же статьи избирательные права граждан – конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации.

Разрешая вопрос о нарушении избирательных прав Варламова С.В. оспариваемым им решением, суд полностью разделяет мнение представителей заинтересованных лиц об отсутствии данных нарушений.

Так, Варламов С.В., являясь депутатом Совета депутатов МО ЗАТО г. Североморск, уже реализовал своё пассивное избирательное право, оспариваемое решение не нарушает его прав быть избранным.

В соответствии с положениями ст. 3 Закона Мурманской области от 09.03.2007 № 841-01-ЗМО «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований» гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования. Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа.

Тот факт, что Варламов С.В. не проживает в пределах избирательного округа № 12, по которому назначены дополнительные выборы оспариваемым решением, им не оспаривается. Следовательно, Варламов С.В. в силу закона не обладает активным избирательным правом.

По мнению суда, ссылки заявителя на нарушение его избирательных прав как депутата Совета депутатов МО ЗАТО г. Североморск и председателя Совета местного отделения политической партии «Справедливая Россия» являются несостоятельными, поскольку право депутата участвовать в назначении выборов и реализация полномочий председателя местного отделения политической партии по своей правовой природе отличны от реализации избирательных прав граждан.

Кроме того, согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 26 ноября 1996 года № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» данный Федеральный закон применяется при нарушениях конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в том случае, если выборы депутатов представительных органов местного самоуправления или выборных должностных лиц местного самоуправления, включая повторные или досрочные выборы, не назначены уполномоченным органом или должностным лицом в установленные сроки.

Поскольку в судебном заседании установлено, что выборы депутата представительного органа местного самоуправления назначены, и назначены уполномоченным органом в установленные сроки, по мнению суда, нет оснований считать нарушенным конституционное право заявителя избирать и быть избранным в органы местного самоуправления.

В силу пункта 5 статьи 3 ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» в случаях установления нарушений конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления по основаниям, перечисленным в п. 1 ст. 1 указанного Федерального закона, порядок назначения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления определяется решением суда общей юрисдикции в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ.

Такое решение суда принимается в случае, если выборы депутатов представительных органов местного самоуправления или выборных должностных лиц местного самоуправления, в том числе повторные или досрочные выборы, не назначены уполномоченным органом или должностным лицом в установленные сроки (пункт 6 статьи 3 указанного Федерального закона).

Согласно статье 10 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» выборы депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо.

В соответствии с п. 7 ст. 10 названного Закона решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. При назначении досрочных выборов указанные сроки, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть.

На основании норм, изложенных в ст. 5 Закона Мурманской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований», ст. 10 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» полномочиями по назначению выборов депутатов представительных органов муниципальных образований обладают представительный орган муниципального образования и избирательные комиссии муниципального образования.

В соответствии со ст. 25.1 Устава муниципального образования «закрытое административно-территориальное образование город Североморск» Совет депутатов является представительным органом муниципального образования.

Порядок и сроки назначения дополнительных выборов предусмотрены п. 8 ст. 71 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Так, согласно приведенной норме в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, в этом избирательном округе орган, уполномоченный на то законом, назначает дополнительные выборы. Дополнительные выборы проводятся не позднее чем через один год со дня досрочного прекращения полномочий депутата. Дополнительные выборы назначаются на второе воскресенье марта. Если указанные выборы (в том числе с учетом сроков, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 настоящего Федерального закона) не могут быть назначены на второе воскресенье марта, они назначаются на второе воскресенье октября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва – на день голосования на этих выборах.

Таким образом, поскольку в связи с досрочным прекращением полномочий депутата Совета депутатов МО ЗАТО г. Североморск дополнительные выборы депутата по одномандатному избирательному округу № 12 назначены уполномоченным органом – территориальной избирательной комиссией на 4 декабря 2011 года – день выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и в сроки, установленные законом (не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования), по мнению суда, оспариваемое заявителем решение от 24.09.2011 года № 6/20 нельзя признать незаконным, не соответствующим требованиям законодательства, регулирующего возникшие правоотношения.

Кроме того, суд учитывает и то, что заинтересованное лицо – Совет депутатов муниципального образования ЗАТО г. Североморск не считает, что оспариваемым решением Североморской территориальной избирательной комиссии нарушены его права как представительного органа.

С учетом изложенного оснований для удовлетворения заявления Варламова С.В. суд не усматривает.

При принятии решения судом учтены разъяснения, данные в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.03.2011 № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Руководствуясь ст.ст. 198, 261 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Варламова Сергея Викторовича оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Мурманский облсуд через Североморский горсуд в течение пяти дней со дня принятия решения.

Председательствующий: Н.В. Брандина

Справка: Определением судебной коллегии по гражданским делам от 30.11.2011 года решение оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.