Дело № 2-1868/2020
УИД 76RS0014-01-2020-001343-88
Изготовлено 11.08.2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 августа 2020 года г. Ярославль
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Воробьевой В.В.,
при секретаре Ховриной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО5 к Обществу с ограниченной ответственностью «КЕХ еКоммерц», Обществу с ограниченной ответственностью «Боксберри» о защите прав потребителей,
установил:
ФИО5 обратился в суд с иском к ООО «КЕХ еКоммерц», ООО «Боксберри» о взыскании в солидарном порядке убытков 105 136 рублей, компенсации морального вреда в размере 30 000 рублей с каждого, штрафа.
В обоснование требований указано, что 19 марта 2020 года посредством интернет-сервиса Авито по объявлению № ФИО5 перевел со своего аккаунта <данные изъяты> на блокированный счет продавца, зарегистрированного на указанном ресурсе деньги в сумме 105 136 рублей за фотоаппарат Canon 5D Mark IV. Доставка товара под № осуществлялась сервисом Доставка Авито компанией Боксберри. Отправка произведена 20 марта 20210 года в 17 час. 00 мин. продавцом. 23 марта 2020 года истец был извещен о поступлении товара в пункт доставки по адресу: <адрес>. В тот же день ФИО5 явился за товаром по указанному адресу: в 16 час. 10 мин., где выяснил, что неустановленное и неуполномоченное лицо получило товар ранее, в связи с чем в 15 час. 51 мин. деньги были переведены с блокированного счета на счет продавца, личность которого неизвестна. Утрата отправления произошла по вине ответчиков. Досудебные претензии истца оставлены без исполнения.
В судебное заседание истец не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель истца по доверенности ФИО6 подержал исковое заявление в полном объеме, ссылаясь на ст.12 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей". Требование о взыскании убытков не поддержал в связи с возвратом денежных средств. Указал, что истец купил фотоаппарат по объявлению в Авито. Продавец и покупатель регистрировали на сайте Авито только свои имя и номер телефона, а также Авито присваивает им свой внутренний номер. Истец связался с продавцом, между ними велась переписка на сайте Авито. Истец оплатил всю сумму 105 136 рублей безналичным путем банковской картой Сбербанка своей жены ФИО3 Деньги поступили на счет сайта Авито. Деньги продавцу не поступают, пока покупатель на сайте Авито не подтвердит факт получения товара. Истец должен был получать товар в пункте выдачи товара Боксберри по адресу <адрес>. Истцу пришла СМС о том, что товар готов к получению. Около 16:00 он явился за товаром в Боксберри. Сотрудница Боксберри сказала, что за полчаса до прихода истца приходил молодой мужчина, представился ФИО1, показал паспорт. При получении товара этот мужчина назвал только свое имя и номер заказа. Сотрудник Боксберри ему выдала товар. Истец обратился в полицию. Этого мужчину установили. Выяснилось, что этот мужчина подал паспорт на несуществующего гражданина. Он сказал, что его попросили получить посылку. В коробке этой посылки находились запчасти от другого фотоаппарата другой марки, то есть в посылке был негодный товар. В возбуждении уголовного дела было отказано. Истец направил запросы в Авито, в Боксберри, в Сбербанк, но ему отказали. ФИО3 по совету сотрудников полиции написала в Сбербанк, чтобы ей вернули деньги. Сбербанк затребовал документы и 17 июня 2020 года вернул деньги ей на карту. Сбербанк будет предъявлять требования к Авито и Боксберри, так как понес материальный ущерб. Истец получил видеозапись с камеры наблюдения в пункте выдачи Боксберри на <адрес> и передал ее в полицию. Денежные средства возвращены 17 июня 2020 года. С письменной претензией в Авито обращались 25 марта 2020 года, в Боксберри – 31 марта 2020 года, они были продублированы по электронной почте. Вина ответчиков состоит в том, что была неправильная выдача товара в пункте выдачи Боксберри, так как именно они отвечают за вручение товара покупателю, они должны проверять данные покупателя, позвонить по телефону, так как телефон обязателен для заполнения на сайте Авито. Менеджер Боксберри связалась с истцом по телефону, когда он стоял перед ней. Боксберри не предпринято мер по проверке личности. На Боксберри лежит ответственность за невручение товара и проверку личности получателя. Авито – это основной поставщик услуг, который должен был осуществлять контроль за вручением товара надлежащего качества покупателю согласно п. 2.3 их правил. Кода для получения товара в данном случае не достаточно. Телефон является обязательным условием доля идентификации личности получателя товара, так как регистрация на сайте Авито производится по этим данным. Когда истец получил СМС о поступлении товара в пункт выдачи, ему поступил звонок на мобильный телефон. Звонил молодой мужчина, представился продавцом, ФИО не назвал, предложил встретиться, не понятно, для чего. Он сказал: встретиться для дополнительных объяснений, предоставления информации о товаре, для предложения других товаров. Встретиться этот человек предложил не в пункте доставки, а в другом месте. Истец пошел туда, ждал, но никто не пришел. Как раз в это время забрали товар из пункта доставки. Если бы этого отвлекающего звонка не было, то истец получил бы товар сам и убедился бы, что товар ненадлежащего качества. Это было сделано, чтобы товар был получен, и деньги поступили продавцу. Человек, который получил товар в пункте выдачи и представился Станиславом, полицией был установлен по горячим следам. По телефону разговор был не об этом товаре. Код получения истец никому не сообщал. Сотрудник пункта доставки ФИО2 была допрошена сотрудниками полиции и признала, что были нарушены некоторые пункты условий выдачи товара в пункте выдачи товара Боксберри: покупатель должен был вскрыть товар, но он этого не сделал. Сам истец никому информацию о товаре не передавал. Истец увлекается фото- и видеосъемкой. Этот фотоаппарат приобретался для того, чтобы качество фото- и видео- было лучшим. Истец официально нигде не работает.
Ответчики ООО «КЕХ еКоммерц», ООО «Боксберри» возражали против удовлетворения исковых требований, представили отзывы на иск. Указали, что доставка и выдача товара была осуществлена в соответствии с условиями доставки.
Заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения.
В силу п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" закреплено, что если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами.
В соответствии со ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями – п. 1 ст. 309 ГК РФ.
Согласно ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
В силу п. 1 ст. 796 ГК РФ перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Согласно ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Учитывая изложенное и ст.ст. 15, 1064 ГК РФ, для возмещения убытков, взыскания компенсации морального вреда необходима совокупность условий: ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) причинен ущерб, нарушение обязательств или причинения вреда, вина ответчика, наличие убытков, причинно-следственная связь между действием (бездействием) ответчика и возникшими убытками.
Взыскание убытков, как и компенсации морального вреда, возможно только при наличии совокупности указанных условий, в частности вины, причинно-следственной связи.
При этом в силу ч. 2.1 ст. 12 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 если иное не предусмотрено соглашением между владельцем агрегатора и продавцом (исполнителем) или не вытекает из существа отношений между ними, ответственность за исполнение договора, заключенного потребителем с продавцом (исполнителем) на основании предоставленной владельцем агрегатора информации о товаре (услуге) или продавце (исполнителе), а также за соблюдение прав потребителей, нарушенных в результате передачи потребителю товара (услуги) ненадлежащего качества и обмена непродовольственного товара надлежащего качества на аналогичный товар, несет продавец (исполнитель).
Владелец агрегатора не несет ответственность за убытки, причиненные потребителю вследствие предоставления ему недостоверной или неполной информации о товаре (услуге), в случае, если владелец агрегатора не изменяет информацию о товаре (услуге), предоставленную продавцом (исполнителем) и содержащуюся в предложении о заключении договора купли-продажи (договора возмездного оказания услуг).
Суд установил, что ФИО5 на сайте www.avito.ru (в интернет-каталоге объявлений) оформил заказ на приобретение фотоаппарата Canon EOS 5D Mark 4 стоимостью 105 136 рублей (102 000 рублей стоимость товара, 3 136 рублей составила стоимость доставки). Для получения товара ФИО5 воспользовался услугами сервиса доставки на Авито. Заказав доставку товара службой доставки ООО «Боксберри». Заказу присвоен №, номер отправления Боксберри № (номер для получения товара). В качестве сведений о продавце и покупателе были указаны: имя продавца ФИО4 и его e-mail, ID пользователя; имя покупателя Станислав и его e-mail, ID пользователя. 19 марта 2020 года ФИО3 супруга истца, оплатила товар путем перевода денежных средств в размере 105 136 рублей, денежные средства были зарезервированы за истцом банком. 20 марта 2020 года получена информация о заказе и передан на доставку в Боксберри. 23 марта 2020 года заказ поступил в пункт выдачи по адресу: <адрес>.
23 марта 2020 года заказ выдан неустановленному лицу. В экспресс-накладной № указан отправитель ФИО4 получатель «Станислав». Иные данные об отправителе и получателе отсутствуют. На самой посылке были указаны: №, отправитель ФИО4 получатель «Станислав» (фотографии посылки). Заказ получил ФИО1. Были предъявлены паспортные данные и номер заказа, что следует из материала проверки, в частности из объяснений ФИО2 Впоследствии за получением заказа пришел ФИО5 и сообщил номер заказа. Ему сообщили, что заказ уже был получен иным лицом. В ходе проверки установлено, что посылку получил ФИО2 Ранее 23 марта 2020 года истцу позвонило неизвестный мужчина с абонентского номера № стал интересоваться товаром, который он выставил на сайте Авито. Они договорились встретиться в <данные изъяты> но мужчина не перезвонил.
После этого истец обратился в правоохранительные органы (КУСП №4101 от 23 марта 2020 года). В дальнейшем посылка была обнаружена в нераспечатанном виде. ФИО5 обнаружил, что доставленный товар (фотоаппарат Canon EOS 5000) не соответствует заказанному и оплаченному товару. В рамках проверки КУСП №4101 от 23 марта 2020 года была назначена товароведческая судебная экспертиза.
ФИО5 обращался к ответчикам с требованиями возместить убытки в размере 105 136 рублей. Претензии остались без удовлетворения. Однако ПАО «Сбербанк России» 17 июня 2020 года по обращению ФИО3 вернуло денежные средства в размере 105 136 рублей.
Согласно общим условиям использования Авито:
«Авито — это интернет-сайт, доступный по адресу avito.ru (включая все уровни домена) через полную и мобильную версии и мобильное приложение, представляющий собой совокупность содержащихся в информационной системе объектов интеллектуальной собственности Компании и информации (административного и пользовательского контента) («Авито»). Авито представляет собой электронный каталог объявлений о товарах, услугах, вакансиях и других предложениях (вместе — «товары»), которые пользователи могут предлагать и искать на Авито с целью заключения сделок.
Компания предоставляет авторизованным пользователям техническую возможность размещать информацию на Авито в формате объявлений в представленных категориях товаров. Компания предоставляет всем пользователям (независимо от авторизации) техническую возможность искать и просматривать объявления на Авито в целях, предусмотренных Условиями. Автоматические алгоритмы Авито обрабатывают запросы, чтобы предоставлять релевантную информацию в результатах поиска.
Компания не является участником, организатором сделки, покупателем, продавцом, работодателем, посредником, агентом, представителем какого-либо пользователя, выгодоприобретателем или иным заинтересованным лицом в отношении сделок между пользователями. Пользователи используют размещённую на Авито информацию, чтобы заключать сделки на свой страх и риск без прямого или косвенного участия или контроля со стороны Компании.
2. Регистрация на Авито
Вы можете зарегистрироваться на Авито с помощью номера мобильного телефона или через ваш профиль в социальной сети, представленной в форме входа на Авито. После регистрации мы создадим ваш уникальный профиль. Одновременно на Авито может быть только один профиль, привязанный к одному номеру телефона.
Если вы регистрируетесь на Авито через социальную сеть, определённые функции будут для вас ограничены. Для доступа ко всем возможностям сервиса мы можем попросить вас указать номер телефона и адрес электронной почты.».
«4. Сведения о пользователях
Сведения, которые вы предоставляете Компании о себе, должны быть достоверными, актуальными и не должны нарушать законодательство и права третьих лиц. Вы обязаны по мере необходимости обновлять их в своём профиле на Авито. Мы можем запросить у вас документы или информацию для идентификации или подтверждения полномочий. Если вы их не предоставите, мы будем вправе ограничить доступ к вашему профилю.
Мы не можем гарантировать, что вся информация, которую пользователи указывают на Авито, соответствует действительности. Будьте осмотрительны при совершении сделок.
Мы не раскрываем третьим лицам сведения о пользователях, которые не размещены в общем доступе, за исключением случаев, предусмотренных законом (например, по запросу некоторых государственных органов). При этом мы не можем нести ответственность за сторонние неправомерные действия в отношении информации, которую вы разместили в открытом доступе на Авито.
Мы анализируем, как вы используете Авито, чтобы делать Авито лучше и помогать вам измерять эффективность наших сервисов.
5. Пользовательский контент
Пользовательский контент — текст и изображения, которые пользователи Авито размещают в объявлениях, публичной части профиля и отзывах.
Компания не выступает распространителем пользовательского контента. Вы являетесь обладателем всей информации, которую размещаете на Авито. Вы создаете, изменяете, размещаете в открытом доступе и удаляете контент без нашего участия или согласования.
Вы обязаны самостоятельно обеспечить полное соответствие пользовательского контента законодательству, Условиям использования Авито, правилам размещения объявлений, требованиям к профилю и отзывам. Вы гарантируете, что ваш контент не нарушает права третьих лиц на результаты интеллектуальной деятельности.».
Согласно п. 2.1, 2.2 условий предоставления услуг доставки при оформлении Заказа покупатель гарантирует предоставление точной, актуальной и полной информации необходимой для оказания Услуг доставки. В случае изменения каких-либо сведений, указанных покупателем при оформлении Заказа, покупатель обязуется незамедлительно актуализировать вышеуказанную информацию путем направления Компании обращения в порядке, предусмотренном Соглашением или Правилами Авито.
Сторонами согласовано и принимается, что факт оформления покупателем Заказа по смыслу настоящих Условий является окончательным заданием покупателя для оказания Услуг доставки в соответствии с данными, указанными покупателем а Заказе. Сторонами понимается и признается, что условия исполнения каждого Заказа, включая стоимость Услуг доставки, условия доставки и пр., будут считаться согласованными с покупателем в момент оформления покупателем заказа в интерфейсе Авито.
В силу п. 2.4 условий предоставления услуг доставки стороны считают данные, полученные Компанией от Служб доставки, и данные учетной системы Компании достаточным и надлежащим подтверждением тех или иных событий и действий сторон (в т.ч. исполнения сторонами своих обязательств), связанных с доставкой отправлений в рамках доставки на Авито. Факт предоставления Компанией Услуг доставки и их объем определяются на основании статистических данных учетной системы Компании.
Согласно п. 3.8 и 3.11 условий предоставления услуг доставки покупатель гарантирует достоверность информации, указанной в Заказе, необходимой для оказания Услуг доставки, включая, без ограничений, адрес доставки, информации о получателе и пр.
При получении отправления пользователь по требованию Службы доставки обязан предъявить документ, удостоверяющий личность получателя (соответствующий сведениям в Заказе), а в случае направления пользователю Службой доставки специального кода или иного идентификатора посредством смс-сообщения или электронной почты - также предъявить указанный код (идентификатор). В противном случае Служба доставки вправе отказать пользователю в выдаче отправления. Пользователь обязан не передавать сведения о полученном коде или ином идентификаторе третьим лицам, сохранять конфиденциальность указанных сведений.
В Условиях сервисов Авито прописаны условия доставки и безопасной оплаты Авито.
Согласно п. 2.2 Условий сервисов Авито покупатель совершает полный и безоговорочный акцепт условий настоящей оферты в момент выполнения им соответствующих действий в интерфейсе Авито при оформлении заказа.
В п. 2.4 Условий закреплено, что Авито является площадкой, позволяющей продавцам самостоятельно на свой страх и риск размещать предложения, адресованные неопределенному кругу лиц на совершение сделки в отношении товара, которым продавец правомочен распоряжаться, а покупателям принимать на свое усмотрение и под свою ответственность предложения, размещаемые на Авито продавцами, заключая соответствующую сделку с продавцом.
При заключении сделки покупатель вступает в прямые договорные отношения с продавцом, у которого покупатель приобретает товар. Все совершаемые сделки между пользователями заключаются и исполняются без прямого или косвенного участия компании.
В рамках доставки на Авито компания осуществляет информационный обмен между продавцом, покупателем и банком с целью предоставления банком платежного сервиса (п. 3.3.4).
При передаче отправления на доставку продавец обязан соблюдать требования, предусмотренные Условиями предоставления услуг доставки, в том числе требования к упаковке отправления. Продавец обязан обеспечить соответствие товара его описанию в объявлении и иным условиям сделки, а также применимым требованиям законодательства Российской Федерации. Продавец несет ответственность за соответствие; товара описанию в объявлении, требованиям законодательства Российской Федерации (п. 3.7).
Согласно п. 3.8 Условий при получении отправления покупатель обязуется в присутствии представителя службы доставки проверить товар на предмет соответствия товара описанию в объявлении. В случае обнаружения недостатков товара (несоответствия товару описанию в объявлении, наличия повреждений, дефектов товара и т.п.) покупатель до приемки отправления вправе отказаться от приемки и передать отправление представителю службы доставки с целью возврата продавцу.
При оформлении заказа пользователь предоставляет компании указанные в интерфейсе сведения. Непредоставление таких сведений или предоставление некорректных сведений может стать препятствием для исполнения компанией своих обязательств в рамках настоящего соглашения (п. 5.4).
Компания не обязана осуществлять проверку достоверности, корректности и достаточности данных пользователя и иных сведений, предоставляемых при использовании доставки на Авито. Пользователь осознает и согласен с тем, что он должен самостоятельно оценивать все риски, связанные с предоставлением недостоверных, некорректных или недостаточных данных пользователя при использовании доставки на Авито (п. 5.5).
Указанные условия находятся в открытом доступе, что стороной истца не оспаривалось. Фактически изложенное указывает на то, что пользователи несут все риски связанные с использованием электронной площадки предоставленной ООО «КЕХ еКоммерц», в частности за свой выбор продавца и товара, поскольку вся информация о покупателях и продавцах, товарах формируется непосредственно самими пользователями. Применительно порядка вручения отправления, суд обращает внимание, что фактически при получении заказа пользователю достаточно предъявить индификатор, которым является номер отправления, он не должен находится ни у кого кроме как у покупателя. Условия предоставления услуг доставки не предусматривает осуществление звонка на телефонный номер покупателя.
Таким образом, при представлении получателем заказа номера заказа и паспортных данных получателя, содержащих имя «Станислав», у ООО «Боксбери» отсутствовали основания для отказа в выдаче заказа. Иные данные, позволяющие идентифицировать получателя заказа, не были представлены истцом при оформлении заказа. Указание имени получателя, в данном случае «Станислав», не позволяют должным образом идентифицировать получателя заказа.
Учитывая изложенное, а также целостность упаковки отправления, суд приходит к выводу о надлежащем оказании услуг доставки, о необоснованности доводов стороны истца, как следствие об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований ФИО5
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
р е ш и л:
Исковые требования ФИО5 оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение месяца с подачей жалобы через Кировский районный суд города Ярославля.
Судья В.В. Воробьева