Дело № 2-1868/2022
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«25» августа 2022 г. г. Арзамас
Арзамасский городской суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Годзевича В.О., при секретаре Костылевой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Арзамасского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к АО «Почта России», Администрации г.Арзамас об организации парковочных мест для транспортных средств инвалидов около здания Арзамасского почтамта УФПС Нижегородской области - филиала ФГУП «Почта России»,
установил:
Арзамасский городской прокурор обратился в суд с иском к Арзамасскому почтамту УФПС Нижегородской области-филиал ФГУП "Почта России", Управлению ФПС по Нижегородской области об организации парковочных мест для транспортных средств инвалидов около здания Арзамасского почтамта УФПС Нижегородской области - филиала ФГУП «Почта России», указывая в обоснование иска, что Арзамасской городской прокуратурой по информации ГУ МВД России по Нижегородской области проведена проверка соблюдения условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.
Проведенной проверкой установлено, что на стоянке Арзамасский почтамт УФПС Нижегородской области - филиал ФГУП «Почта России» не оборудованы места для инвалидов, а именно, отсутствуют парковочные места для транспортных средств инвалидов.
Ссылаясь на ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», учитывая, что Арзамасский почтамт УФПС Нижегородской области - филиала ФГУП «Почта России» является объектом социальной инфраструктуры города Арзамас, истец просит обязать УФПС по Нижегородской области организовать парковочные места для транспортных средств инвалидов около здания Арзамасского почтамта УФПС Нижегородской области - филиал ФГУП «Почта России».
Определениями суда от <дата> к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация г.Арзамаса и заменены ненадлежащие ответчики Арзамасский почтамт УФПС Нижегородской области-филиал ФГУП "Почта России", Управление ФПС по Нижегородской области на надлежащего АО «Почта России».
В судебном заседании представитель истца помощник Арзамасского городского прокурора Сухарева О.Ю. исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика АО «Почта России» на основании доверенности ФИО1 возражала против удовлетворения заявленных требований, по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Представитель ответчика Администрации г.Арзамас в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил в суд письменный отзыв в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В связи, с чем суд в соответствии со ст.167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав позицию лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч. 2).
В силу статьи 9 Конвенции о правах инвалидов меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.
К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда; административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, кредитные учреждения; гостиницы, отели, иные места временного проживания; физкультурно-оздоровительные, спортивные здания и сооружения, места отдыха, парки, сады, лесопарки, пляжи и находящиеся на их территории объекты и сооружения оздоровительного и рекреационного назначения, аллеи и пешеходные дорожки; объекты промышленного назначения, в производственном процессе которых возможно участие инвалидов; объекты и сооружения транспортного обслуживания населения, связи и информации: железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэровокзалы, аэропорты, другие объекты автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, обслуживающие население; станции и остановки всех видов городского и пригородного транспорта; здания и сооружения связи и информации; производственные объекты, объекты малого бизнеса и другие места приложения труда; тротуары, переходы улиц, дорог и магистралей; прилегающие к вышеперечисленным зданиям и сооружениям территории и площади.
Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на ряде принципов, одним из которых является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно преамбуле Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон № 181-ФЗ) данный Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.Под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (ст. 2 Закона № 181-ФЗ).
Статьей 15 Закона № 181-ФЗ установлена обязанность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организаций независимо от их организационно-правовых форм обеспечивать инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в частности:
- условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;
- возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.
На всех парковках общего пользования, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов.
Места для парковки транспортных средств инвалидов не должны занимать иные транспортные средства, за исключением случаев, предусмотренных правилами дорожного движения.
Перечисленные в ст. 15 Закона № 181-ФЗ гарантии являются конституционными и направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод.
В судебном заседании установлено, что согласно информации ГИБДД Отдела МВД РФ по г. Арзамасу, представленной по запросу Арзамасского городского прокурора, на стоянке около Арзамасского почтамта УФПС Нижегородской области - филиала ФГУП «Почта России», расположенного по адресу: <адрес> парковочные места для транспортных средств инвалидов отсутствуют, что является нарушением требований Закона № 181-ФЗ.
Постановлением администрации г. Арзамаса Нижегородской области от 24.09.2019 № 1430 утвержден Порядок создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест) на территории городского округа город Арзамас Нижегородской области (далее – Порядок), целью которого является регулирование правоотношений, связанных с созданием и обеспечением функционирования парковок (парковочных мест), в том числе на платной основе, на территории городского округа город Арзамас Нижегородской области.
В соответствии с п. 3.3.1. Порядка создание парковок общего пользования осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом №257-ФЗ, Федеральным законом № 443-ФЗ, проектами планировки территории, утвержденными муниципальными правовыми актами администрации города Арзамаса, комплексными схемами организации дорожного движения и проектами организации дорожного движения, требованиями технических регламентов, муниципальными правовыми актами города Арзамаса, а также проектной документацией.
Как следует из Порядка, для создания парковки заявитель обращается в администрацию города Арзамаса с соответствующим заявлением с приложением предусмотренных Порядком документов.
Решение о создании и использовании парковок, в том числе и на платной основе, о прекращении такого использования принимается в форме постановления администрации города Арзамаса (п. 3.3.18. Порядка).
На каждой парковке выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства (п. 3.3.21. Порядка).
Таким образом, суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по делу будет являться АО «Почта России», поскольку Администрация г.Арзамаса лишь принимает решение по созданию и использованию парковок, а с заявлением об организации парковочного места для транспортных средств инвалидов должны обращаться учреждения, где должны быть организованы такие места.
В нарушение вышеуказанных норм и правил ответчиком АО «Почта России» не представлено доказательств обращения в администрацию города Арзамаса с заявлением об организации парковочных мест для транспортных средств инвалидов.
Таким образом, факт ненадлежащего исполнения ответчиком – АО «Почта России» обязанности по беспрепятственному доступу инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, выразившийся в отсутствии оборудованных парковочных мест для парковки транспортных средств инвалидов судом установлен.
Указанные обстоятельства также подтверждаются фотоматериалом (л.д.8).
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что места для инвалидов около здания Арзамасского почтампа УФПС Нижегородской области, расположенного по адресу: <адрес>, не оборудованы, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Арзамасского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Обязать АО «Почта России» (***) организовать парковочные места для транспортных средств инвалидов около здания Арзамасского почтампа УФПС Нижегородской области, расположенного по адресу: <адрес>.
В удовлетворении исковых требований к администрации города Арзамаса, ***), отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Арзамасский городской суд в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Арзамасского городского суда: В.О.Годзевич