ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1869 от 10.02.2011 Курганского городского суда (Курганская область)

                                                                                    Курганский городской суд Курганской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Курганский городской суд Курганской области — СУДОПРОИЗВОДСТВО - СУДЕБНЫЕ АКТЫ

2-1869/11

P Е Ш Е H И Е

Именем Российской Федерации

10 февраля 2011 года г. Курган

Курганский городской суд Курганской области в составе

председательствующего судьи Булатова П.Г.

при секретаре Новгородовой К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению некоммерческого партнерства организаций жилищно-коммунального хозяйства «Новый ЖЭК» об оспаривании письменных запросов УВД по городу Кургану,

УСТАНОВИЛ:

Некоммерческое партнерство организаций жилищно-коммунального хозяйства «Новый ЖЭК» (далее по тексту НП «Новый ЖЭК») обратилось в суд с заявлением об оспаривании действий УВД по городу Кургану, впоследствии заявление было изменено, требования конкретизированы. В обоснование указано, что в адрес управляющих организаций, членов НП «Новый ЖЭК», поступило письмо о предоставлении информации, а точнее копий учредительных документов, должностных инструкций, сведений о хозяйственной деятельности, наличии договорных отношений, наличии кредиторской и дебиторской задолженности и прочее. Из письма следует, что Управляющим организациям следует предоставить полный перечень информации о деятельности юридического лица во исполнение постановления координационного совещания руководителей правоохранительных органов по укреплению режима законности в сфере ЖКХ, а так же в связи с проводимой УВД по г. Кургану проверкой в соответствии со ст. 11 Закона РФ "О милиции". Заявитель считает, что постановление координационного совещания руководителей правоохранительных органов по укреплению режима законности в сфере ЖКХ не является основанием для подобных запросов, так как не является нормативно-правовым документом, регулирующим порядок взаимоотношений между органами государственного надзора и юридическими лицами. Полагает, что ограничение в правах и свободах милицией допустимо лишь на основаниях и в порядке, прямо предусмотренных законом. При этом во всех случаях ограничения прав и свобод сотрудник милиции обязан разъяснить основание и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности согласно ст. 5 ч. 3 Закона "О милиции". Определить из письма какой характер носит данная проверка невозможно, данное письмо не содержит мотивации требований. Можно предположить, что данный запрос носит характер полной документарной проверки. В этом случае организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". В связи с изложенным НП «Новый ЖЭК» вынуждено было обратится в прокуратуру г. Кургана с просьбой разобраться в сложившейся ситуации, на что получило ответ из которого следует, что данный запрос в организации, осуществляющие деятельность по управлению жилыми домами был направлен в рамках оперативно-розыскных мероприятий, обжалуемые действия были необоснованно признаны совершенными в соответствии с законом в пределах полномочий должностного лица. В соответствии со ст. 7 Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" предусмотрены основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий, однако, по мнению заявителя, что ни одно из перечисленных в запросе оснований не соответствует нормам, установленных данным законом, достаточные основания для проведения оперативно-розыскного мероприятия отсутствуют. На основании ст. 39 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции", ст. 254 ГПК РФ заявитель просил суд признать действия по отношению к членам НП «Новый ЖЭК», в частности к ООО «Управляющая компания «Ваш дом», ООО «Комфорт», ООО «Консалтинговое бюро» УВД по г. Кургану по проведению проверки незаконными и не подлежащими исполнению.

Представитель заявителя НП «Новый ЖЭК» в судебном заседании на требованиях заявления настаивала, обоснование оставила прежними. Указала, что УВД по городу Кургану не может произвольно вмешиваться в деятельность юридических лиц, любые запросы должны быть в обязательном порядке мотивированы.

Представитель заинтересованного лица ООО «Управляющая компания «Ваш дом» требования заявления поддержала. Пояснила, что исполнение запроса требует значительных трудозатрат, времени и средств.

Представитель заинтересованного лица УВД по городу Кургану в судебном заседании возражал против удовлетворения требований заявления на том основании, что действия по направлению запросов являются законными и обоснованными.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" саморегулируемая организация имеет право от своего имени оспаривать в установленном законодательством Российской Федерации порядке любые акты, решения и (или) действия (бездействие) органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, нарушающие права и законные интересы саморегулируемой организации, ее члена или членов либо создающие угрозу такого нарушения (пп. 2 п. 3 ст. 6). ООО «Управляющая компания «Ваш дом», ООО «Комфорт», ООО «Консалтинговое бюро» члены НП «Новый ЖЭК», таким образом, заявитель является надлежащим.

Временно исполняющим обязанности УВД по городу Кургану ФИО1 в адрес организаций жилищно-коммунального хозяйства (в частности ООО «Управляющая компания «Ваш дом», ООО «Комфорт», ООО «Консалтинговое бюро») были направлены запросы с требованием сообщить в установленный срок ряд сведений, касающихся деятельности данных предприятий. Запросы содержат 17 пунктов, имеют ссылку на ст. 11 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции" и постановление координационного совещания руководителей правоохранительных органов от 08.06.2010 г. «О дополнительных мерах по укреплению режима законности в сфере ЖКХ и защите прав граждан на нормальное обеспечение тепло- и электроэнергией и иными коммунальными услугами».

Статьей 11 Закона РФ "О милиции" установлено, чтомилиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право: получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них (п. 4); осуществлять оперативно-розыскную деятельность в соответствии с федеральным законом (п. 16); получать безвозмездно от организаций и граждан информацию, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения соответствующей информации (30).

Наведение справок является одним из оперативно-розыскных мероприятий в соответствии со ст. 6 Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".

Представитель УВД по городу Кургану пояснил, что данные запросы были направлены во исполнение постановления координационного совещания руководителей правоохранительных органов от 08 июня 2010 г. и в рамках литерного дела № 042. Анализ оперативной информации и дел оперативного учета говорит о необходимости получения соответствующей информации для выявления фактов незаконного использования муниципальной собственности, коррупционных проявлений в сфере ЖКХ, хищений денежных средств и др.

Довод представителя заявителя о том, что запрос должен содержать исчерпывающую информацию о мотивах его направления, является несостоятельным, поскольку в соответствии со ст. 3 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" оперативно-розыскная деятельность основывается, в том числе на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств. Указание на соответствующие правовые основания (ст. 11 Закона РФ "О милиции") запрос содержит.

Домыслом является утверждение заявителя о том, что в данном случае отсутствуют основания для проведения ОРМ; напротив, в соответствии со ст. 7 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются (в числе прочих) ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Заявитель апеллирует к положениям Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и утверждает, что действия УВД по городу Кургану фактически носят характер полной документальной проверки, однако данное утверждение основано на неправильном толковании закона. Документальная проверка как административная процедура регламентирована специальными актами органов государственного и муниципального контроля, а в данном случае были направлены запросы, обязательные к исполнению.

В сущность понятия "наведение справок" в рамках Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" следует включать получение фактической информации путем направления в установленном порядке запроса соответствующему юридическому или физическому лицу, располагающему или могущему располагать таковой.

Представитель заявителя указывает на то, что п. 1 запросов не соответствует требованиям закона, защищающем персональные данные (ст. 87 Трудового кодекса РФ, ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных").

Наведение справок предполагает сбор сведений о биографии проверяемых, их родственных связях, образовании, роде занятий, имущественном положении, месте проживания и других данных, позволяющих установить признаки противоправной деятельности. Наведение справок может осуществляться в режиме оперативно-поискового дела или дела оперативного учета либо по отдельному поручению.

В отношении наведения справок применяются общие основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренные ст. 7 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", который является специальным федеральным законом, конкретизирующим права уполномоченных органов при проведении оперативно-розыскных мероприятий. В статьях 6-8 данного закона определены пределы возможных действий должностных лиц уполномоченного органа при отсутствии судебного решения на проведение оперативно-розыскных мероприятий.

Ключевым положением в этой связи является абз. 3 ст. 8, в котором определено, что на основании судебного решения должны проводиться только оперативно-розыскные мероприятия, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической связи, а также право на неприкосновенность жилища.

Соответственно, для проведения без согласия гражданина иных оперативно-розыскных мероприятий, в том числе наведения справок в объеме, не подпадающем под условия абз. 3 ст. 8 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", наличия судебного решения не требуется.

Таким образом, нарушений закона при производстве обжалуемых запросов суд не выявил.

На основании п.2 ст.1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.

Вместе с тем, в судебное заседание не представлено доказательств того, что оспариваемыми запросами затронуты права, свободы и законные интересы членов НП «Новый ЖЭК»; ответ на оспариваемые запросы относится к их обязанностям выполнять законные требования.

Учитывая изложенное, суд полагает заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

P Е Ш И Л :

Отказать в удовлетворении требований заявления некоммерческого партнерства организаций жилищно-коммунального хозяйства «Новый ЖЭК» об оспаривании письменных запросов УВД по городу Кургану, направленных ООО УК «Ваш дом», ООО «Консалтинговое бюро», ООО «Комфорт».

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение десяти дней через Курганский городской суд.

Судья Курганского

городского суда П.Г. Булатов